г. Пермь |
|
10 января 2023 г. |
Дело N А50-15360/2022 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Трефиловой Е.М.,
рассмотрел без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу заинтересованного лица, Пермской таможни,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 09 сентября 2022 года (мотивированное решение от 14 октября 2022 года),
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А50-15360/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВНИИБТ-Буровой инструмент" (ОГРН 1035902074229, ИНН 5947013871)
к Пермской таможне (ОГРН 1025900913884, ИНН 5902290177)
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ВНИИБТ-Буровой инструмент" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Пермской таможни от 16.06.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10411000-645/2022, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 60 000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края, принятым в порядке упрощенного производства (резолютивная часть решения вынесена 09.09.2022, мотивированное решение изготовлено 14.10.2022), постановление Пермской таможни от 16.06.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10411000-645/2022 по ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ признано незаконным и отменено в части назначения наказания в виде штрафа в размере, превышающем 20 000 руб.
Не согласившись с судебным актом, Пермская таможня обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит отменить решение суда в части отмены ООО "ВНИИБТ-Буровой инструмент" административного наказания в виде административного штрафа в части превышения штрафа в размере 20 000 рублей и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "ВНИИБТ-Буровой инструмент" в полном объеме.
Согласно доводам, приведенным в жалобе, Пермская таможня считает, что часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ, введенная в действие Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", применению не подлежит, поскольку ведение статистики таможенными органами не является формой государственного контроля в смысле, указанном в Федеральном законе от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", следовательно, таможенный орган правомерно назначил административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей за каждое из 3 фактов нарушения срока предоставления статистической формы.
ООО "ВНИИБТ-Буровой инструмент" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило несогласие с доводами таможни, приведенными в апелляционной жалобе, просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ВНИИБТ-Буровой инструмент" 24.05.2022 представило в Пермскую таможню в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной подписью, через личный кабинет статистические формы учета перемещения товаров с системными номерами ED20220524155203889, ED20220524163613420, ED 20220524165457910 и регистрационными номерами 10411000/240522/С693868 за отчетный период "октябрь 2021 года", 10411000/240522/С694070 за отчетный период "декабрь 2021 года", 10411000/240522/С694115 за отчетный период "апрель 2022 года".
Согласно сведениям, указанным в статистической форме N 10411000/240522/С693868, общество вывезло из Российской Федерации в Республику Казахстан товар с кодом по ТН ВЭД ЕАЭС - 8413910008, стоимость товара - 2 200 000, 00 руб., срана происхождения товара - Россия, покупатель - НефтеГазСтройКонтракт, отчетный период - "октябрь 2021 года".
Согласно сведениям, указанным в статистической форме N 10411000/240522/С694070, общество вывезло из Российской Федерации в Республику Казахстан товар с кодом по ТН ВЭД ЕАЭС 8413910008, стоимость товара - 75 000,00 руб. страна происхождения товара - Россия, покупатель - KazOilTech, отчетный период - "декабрь 2021 года".
Согласно сведениям, указанным в статистической форме N 10411000/240522/С694115, общество вывезло из Российской Федерации в Республику Казахстан товар с кодом по ТН ВЭД ЕАЭС 8413910008, стоимость товара - 600 000, 00 руб., страна происхождения товара - Россия, покупатель - KazOilTech, отчетный период - "апрель 2022 года".
Из представленных обществом документов по указанным статистическим формам следует, что товары отгружены со склада обществом в октябре 2021 года, декабре 2021 года и в апреле 2022 года соответственно.
Согласно требованиям пункта 9 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329, статистические формы на товар, отгруженный в конкретном месяце, общество должно было направить в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором товар был отгружен со склада.
Однако, в нарушение данных требований общество представило статистические формы учета за отчетные периоды октябрь 2021 года, декабрь 2021 года и апрель 2022 года 24.05.2022.
В связи с выявленными нарушениями Пермской таможней 02.06.2022 в отношении ООО "ВНИИБТ-Буровой инструмент" составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Пермской таможней вынесено постановление от 16.06.2022 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10411000-645/2022, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 60 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, о соблюдении процедуры и срока привлечения к административной ответственности; вместе с тем, применив положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, суд признал оспариваемое постановление таможни незаконным в части назначения административного наказания в виде штрафа, превышающего 20 000 руб.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.13 КоАП РФ, является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в отношении товаров, ввозимых в РФ с территории государств - членов ЕАЭС или вывозимых из РФ на территории государств - членов ЕАЭС.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, заключается в непредставлении или несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы или в представлении статистической формы, содержащей недостоверные сведения.
Частью 2 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) установлена обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму для российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.
24.07.2020 вступило в силу постановление Правительства РФ от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1329", которым утверждены новые Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, определяющие порядок ее ведения, статистическую форму учета перемещения товаров и Правила ее заполнения (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил, российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта.
Согласно пункту 6 Правил, статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Согласно пункту 9 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Факт нарушения обществом срока предоставления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров за отчетные периоды октябрь 2021 года, декабрь 2021 года, апрель 2022 года подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и заявителем не опровергнут.
Таким образом, наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, подтверждено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом первой инстанции правильно установлено, что каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения установленных требований в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не имеется.
Вступая в соответствующие правоотношения, общество должно было знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения действующих норм и правил, что должно было выразиться в исполнении требований действующего законодательства Российской Федерации в части предоставления спорных статистических форм.
При таких обстоятельствах выводы суда о виновном совершении обществом противоправных действий и наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, верные.
Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении таможенным органом не допущено.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ. Исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, не установлено.
Оспариваемым постановлением обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 60 000 руб. (20 000 руб. за каждое из трех административных правонарушений - фактов нарушения срока предоставления статистической формы учета перемещения товаров).
Вместе с тем, при рассмотрении дела суд первой инстанции правильно исходил из того, что вступившим 06.04.2022 в законную силу Федеральным законом от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" статья 4.4 КоАП РФ дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Внесенные указанным Федеральным законом изменения в статью 4.4 КоАП РФ улучшают положение общества.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 20.04.2006 и от 14.07.2015 N 20-П, определения от 10.10.2013 N 1485-О, от 21.11.2013 N 1903-О, от 11.11.2021 N 2355-О), принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц.
Заявитель жалобы считает, что часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ применению не подлежит, поскольку ведение статистики таможенными органами не является формой государственного контроля в смысле, указанном в Федеральном законе от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Указанный довод жалобы судом апелляционной инстанции отклоняется.
Отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
В пункте 3 части 5 статьи 2 названного Закона отмечено, что положения данного Федерального закона не применяются к организации и осуществлению отдельных видов государственного контроля (надзора), в том числе, таможенного контроля.
Следовательно, таможенный контроль по указанному определению относится к видам государственного контроля (надзора), но только с той разницей, что таможенный контроль осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и Федеральным законом от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а не в рамках Закона N 248-ФЗ.
Названные выводы согласуются с разъяснениями Федеральной таможенной службой, доведенными письмом от 11.04.2022 N 01-11/19860 до сведения региональных таможенных управлений, в соответствии с которыми с учетом изменений, внесенных в статью 4.4 КоАП РФ, в случае выявления по результатам таможенного контроля, одной из форм которого является досмотр, нескольких однородных правонарушений лицо подлежит привлечению к административной ответственности единожды.
При этом, из понятия государственного контроля (надзора), изложенного в части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, не следует, что под таким государственным контролем (надзором) подразумевается государственный контроль, осуществляемый только лишь в рамках Закона N 248-ФЗ.
Учитывая изложенное, установив, что оспариваемым постановлением от 16.06.2022 N 10411000-645/2022 общество привлечено к ответственности за три административных правонарушения, выявленных по результатам одного контрольного мероприятия (протокол от 02.06.2022 N 10411000-645/2022), суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что обществу следует назначить административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей как за совершение одного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, суд правомерно применил положения части 5 статьи 4.4 КоАП РФ и признал оспариваемое постановление Пермской таможни незаконным в части назначения обществу административного наказания в виде штрафа в размере, превышающем 20 000 руб.
Арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам повторной оценки представленных в материалы дела доказательств и установления юридически значимых обстоятельств, оснований для переоценки изложенных в обжалуемом решении выводов суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не усматривает, считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие правовое значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств. Выводы суда основаны на правильном применении действовавших на момент рассмотрения дела норм материального права, регулирующих порядок назначения административного наказания.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края по делу N А50-15360/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-15360/2022
Истец: ООО "ВНИИБТ-БУРОВОЙ ИНСТРУМЕНТ"
Ответчик: ПЕРМСКАЯ ТАМОЖНЯ