город Ростов-на-Дону |
|
12 января 2023 г. |
дело N А32-59324/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 января 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Долговой М.Ю.,
судей Сурмаляна Г.А., Деминой Я.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой В.Д.,
в отсутствие представителей лиц участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коллекторское бюро "Антарес"
на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.11.2022 по делу N А32-59324/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Коллекторское бюро "Антарес"
об отказе в признании обязательств должника общим обязательством супругов, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Изгина Алексея Викторовича (ИНН 233101480057),
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Изгина Алексея Викторовича (далее - должник) общество с ограниченной ответственностью "Коллекторское бюро "Антарес" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании требования кредитора общим обязательством супругов.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.11.2022 по делу N А32-59324/2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Коллекторское бюро "Антарес" обжаловало определение суда первой инстанции от 21.11.2022 в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило обжалуемый судебный акт отменить.
Апелляционная жалоба и дополнительные пояснения мотивированы тем, что в период процедуры банкротства семейные отношения не прекращались, брачный договор не заключался. По мнению подателя жалобы, доказательства того, что обязательство перед кредитором является личным обязательством, должником не представлены.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Коллекторское бюро "АНТАРЕС" просило рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным удовлетворить ходатайство, рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Изгин Алексей Викторович обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2022 Изгин Алексей Викторович признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим утвержден Никитин Евгений Витальевич.
Сообщение о введении процедуры опубликовано на сайте газеты "Коммерсантъ" N 44210009460, N39(7240) от 05.03.2022, в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве - N 8262652 от 21.02.2022.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2022 в третью очередь реестра требований кредиторов Изгина Алексея Викторовича включены требования общества с ограниченной ответственностью "Коллекторское бюро "Антарес" в размере 166 609,3 руб. - основной долг, просроченные проценты по кредитному договору и отдельно в третью очередь - 2 314,83 руб. штрафы.
Требования кредитора возникли в результате неисполнения должником обязательств по кредитному договору от 30.04.2015 N 0112926340, заключенному с акционерным обществом "Тинькофф Банк".
Полагая, что должник и его супруга расходовали денежные средства на нужды семьи, кредитор обратился в суд с заявлением о признании долга общим обязательством супругов.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно пункту 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные соответствующей главой (то есть главой X "Банкротство граждан"), регулируются главами I-III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
В конкурсную массу может включаться имущество гражданина, составляющее его долю в общем имуществе, на которое может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским законодательством, семейным законодательством. Кредитор вправе предъявить требование о выделе доли гражданина в общем имуществе для обращения на нее взыскания (пункт 4).
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Семейного кодекса Российской Федерации взыскание обращается на общее имущество супругов по общим обязательствам супругов, а также по обязательствам одного из супругов, если судом установлено, что все, полученное по обязательствам одним из супругов, было использовано на нужды семьи. При недостаточности этого имущества супруги несут по указанным обязательствам солидарную ответственность имуществом каждого из них.
В силу указанного положения общими прежде всего следует считать те обязательства, которые сделаны в период брака и возникли одновременно для обоих супругов из единого правового основания, обязательства, в которых участвуют оба супруга и, соответственно, оба выступают должниками перед третьими лицами, а также обязательства, возникшие из сделок одного из супругов, совершенных им с согласия другого.
Ко второй группе обязательств, названной в статье 45 Семейного кодекса Российской Федерации, отнесены обязательства одного из супругов, по которым все полученное использовано на нужды семьи.
Вопрос о признании обязательства общим разрешается арбитражным судом в деле о банкротстве по ходатайству кредитора при установлении его требования (пункт 2 статьи 213.8, пункт 4 статьи 213.19, пункт 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан", в деле о банкротстве гражданина учитываются как требования кредиторов по личным обязательствам самого должника, так и требования по общим обязательствам супругов.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан", вопрос о признании обязательства общим разрешается арбитражным судом в деле о банкротстве по ходатайству кредитора при установлении его требования (пункт 2 статьи 213.8, пункт 4 статьи 213.19, пункт 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве). К участию в таком обособленном споре привлекается супруг должника, который обладает правами ответчика.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 N 116-О, пункт 2 статьи 45 Семейного кодекса Российской Федерации находится в системной связи с ее пунктом 1, согласно которому по обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество этого супруга. Данная норма конкретизирует применительно к семейным правоотношениям положения Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми по обязательствам одного из супругов взыскание может быть обращено лишь на имущество, находящееся в его собственности, а также на его долю в общем имуществе супругов, которая причиталась бы ему при разделе этого имущества (пункт 3 статьи 256); ответственность перед кредитором в силу обязательства несет должник (пункт 1 статьи 307); обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (пункт 3 статьи 308).
Таким образом, для возложения на супругу должника солидарной обязанности по возврату заемных денежных средств, обязательство должно являться общим, то есть, как следует из пункта 2 статьи 45 Семейного кодекса Российской Федерации, возникнуть по инициативе обоих супругов в интересах семьи, либо являться обязательством одного из супругов, по которому все полученное было использовано на нужды семьи.
Пунктом 2 статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 статьи 253 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена презумпция согласия супруга на действия другого супруга по распоряжению общим имуществом.
Однако положения о том, что такое согласие предполагается также в случае возникновения у одного из супругов долговых обязательств с третьими лицами, действующее законодательство не содержит.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему обособленному спору является установление цели получения должником денежных средств от кредитора и их использования на нужды семьи.
Презумпция наличия совместного долга супругов в законе отсутствует и, следовательно, долг считается личным, пока не будет доказано, что денежные средства по нему были потрачены на нужды семьи, при этом бремя доказывания возлагается на лицо, требующее признания долга общим.
Как следует из материалов дела, 05.06.1993 заключен брак между должником Изгиным Алексеем Викторовичем и Изгиной (Жарковой) Ириной Николаевной.
Кредитный договор, задолженность по которому стала основанием для включения требования кредитора в реестр требований кредиторов, был заключен 30.04.2015.
Общество с ограниченной ответственностью "Коллекторское бюро "АНТАРЕС" в обоснование заявленных требований указало, что денежные средства предоставлялись должнику на потребительские цели.
Между тем, надлежащих доказательств, свидетельствующих о расходовании кредитных средств на нужды семьи, заявителем не представлено.
Из выписки с расчетного счета, открытого для обслуживания кредита, следует, что часть денежных средств была направлена на приобретение товаров в продовольственных и непродовольственных магазинах, при этом из сумм, отраженных в выписке, вопреки доводам заявителя, невозможно с достоверностью установить, что именно приобреталось, что не позволяет судебной коллегии прийти к однозначному выводу о том, что приобретались товары непосредственно для нужд семьи.
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 Семейного кодекса РФ суд может признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого из них.
Согласно данной норме наличие брака не исключает возможность возникновения у супруга права личной собственности на приобретенное имущество, если доказан факт приобретения этого имущества в период раздельного проживания супругов при прекращении ими семейных отношений.
В пункте 10 Обзора судебной практики N 2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.04.2017, также разъяснено, что на имущество, приобретенное в период брака, но на средства, принадлежавшие одному из супругов лично, режим общей совместной собственности супругов не распространяется.
Из пояснений супруги должника (л.д.19), данных в суде первой инстанции, следует, что заемные денежные средства расходовались в личных целях должника.
Безусловных доказательств того, что денежные средства, полученные должником по кредитной карте, были использованы на нужды семьи - приобретение совместного имущества, в материалы дела не представлено в связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что кредитные обязательства должника являются его личными обязательствами и включению в состав общих долгов супругов не подлежат.
Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, установив, что в процессе рассмотрения настоящего спора не доказано наличие обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 45 Семейного кодекса Российской Федерации, для признания долга перед обществом с ограниченной ответственностью "Коллекторское бюро "АНТАРЕС" общим долгом супругов, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы жалобы не опровергают вывод суда об использовании денежных средств на личные нужды должника, а не на удовлетворение потребностей обоих супругов.
Таким образом, спорные обязательства не относятся к обязательствам, возникшим по инициативе обоих супругов, а допустимых и достоверных доказательств того, что все полученное должником от кредиторов было направлено на нужды семьи, не представлено.
Поскольку факт расходования денежных средств с кредитной карты именно на нужды семьи не подтвержден, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований кредитора о признании обязательства совместным долгом супругов.
Указанная правовая позиция соответствует судебной практике, в частности аналогичная позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.12.2022 N Ф08-13308/2022 по делу N А32-54734/2021.
С учетом изложенного, основания для отмены обжалуемого судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с этим признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.11.2022 по делу N А32-32753/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления в законную силу настоящего постановления.
Председательствующий |
М.Ю. Долгова |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-59324/2021
Должник: Изгин А В
Кредитор: АО "ТИНЬКОФФ БАНК", Изгин Алексей Викторович, МУП "ККБУ", ООО КБ АНТАРЕС, ООО МФК "ПОЙДЕМ", ПАО "совкомбанк", ПАО "Совкомбанк"
Третье лицо: Изгина И.Н., ООО "Коллекторское бюро "Антарес", СРО ААУ "ЕВРОСИБ" ассоциации Евросибирской саморегулируемой организации арбитражных управляющих, финансовый управляющий Никитин Евгений Валерьевич, финансовый управляющий Никитин Евгений Витальевич, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Краснодарскому краю, Никитин Е. В., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю