г. Санкт-Петербург |
|
16 января 2023 г. |
Дело N А56-68307/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Семиглазова В.А., Слобожаниной В.Б.
при ведении протокола судебного заседания Васильевой Я.А.
при участии:
от истца (заявителя): Рухленко В.С. по доверенности от 21.12.2020
от ответчика (должника): Рубанова М.О. по доверенности от 30.12.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35832/2022) Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2022 по делу N А56-68307/2022 (судья Геворкян Д.С.), принятое
по заявлению акционерного общества "Первая Башенная Компания"
заинтересованное лицо Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании незаконным решения об отказе в заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Первая Башенная Компания" (далее -Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) о признании незаконным решения Комитета от 31.05.2022 N 05-26-19357/22-0-0 об отказе в заключении договора на размещение объекта: антенно-мачтового сооружения связи (опора) на части земельного участка, площадью 2,25 кв.м, в кадастровом квартале 78:34:0004307 (ориентир: рядом с адресом: г.Санкт-Петербург, ул. Граничная, д.1, к.2), сроком на 3 года, и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем заключения договора на размещение указанного объекта в течение 10 рабочих дней с момента вступления решения в законную силу.
Решением суда от 14.09.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Комитет подал апелляционную жалобу, в которой он просит обжалуемое решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции не учтено то обстоятельство, что использование земельного участка в заявленных целях нарушает режим использования территорий зеленых насаждений, в связи с чем Комитет правомерно отказал обществу в выдаче разрешения на использование земель. Полагает, что размещение антенно-мачтового сооружения окажет негативное воздействие на территорию зеленых насаждений и нарушит режим использования территорий зеленых насаждений. Считает, что размещение антенно-мачтового сооружения на испрашиваемом участке не соответствует Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, однако судом указанный довод Комитета не исследован, результаты оценки довода отражения в судебном акте не нашли.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно доводы жалобы оспаривает и просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, на ее удовлетворении настаивал.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 25.04.2022 Общество, руководствуясь Законом Санкт-Петербурга от 23.12.2019 N 521-118 "О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещения которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее Закон N 521-118) обратился к Комитету с заявлением исх.N47 (вх.N05-26-39956/22-0-0 от 26.04.2022) о заключении договора на размещение объекта: антенно-мачтового сооружения связи (опора) на части земельного участка, площадью 2,25 кв.м, в кадастровом квартале 78:34:0004307 (ориентир: рядом с адресом: г.Санкт-Петербург, ул.Граничная, д.1, к.2), на 3 года.
Решением от 31.05.2022 N 05-26-19357/22-0-0 Комитет отказал в заключении договора, сославшись на п.п. 9. п. 4 ст. 4 Закона Санкт-Петербурга N 521-118, и указав, что участок, в границах которого запрошено размещение, отнесен к территориям зеленых насаждений общего пользования, в связи с чем, в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 N 8 "О Правилах охраны и использования территорий зеленых насаждений общего пользования, территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, территорий зеленых насаждений ограниченного пользования" (далее - Постановление N8), размещение сооружения связи (опоры) на данной территории невозможно так как это окажет негативное воздействие на указанные территории и нарушит возможность использования указанных территорий для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей.
Общество, считая отказ Комитета незаконным, необоснованным и нарушающим законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, признав заявленные требования обоснованными, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, на основании ст. 65 АПК РФ бремя доказывания факта нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу пп. 6 п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в п. 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ).
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
Согласно п. 11 указанного Перечня линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, могут размещаться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с п. 4.5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации для размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи, выдача разрешения на строительство не требуется.
Порядок и условия размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута согласно перечню видов таких объектов, утвержденному Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ, установлены Законом N 521-118.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 7 Закона N 521-118 наземные линии связи, наземные линейно-кабельные сооружения связи и иные наземные сооружения связи, наземные части и сооружения подземных линий связи, линейно-кабельных сооружений связи и иных сооружений связи, технологически необходимые для их использования, размещаются на земельных участках на основании договора, заключаемого с уполномоченным органом без проведения аукциона.
Исходя из п. 5 той же статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении договора без проведения аукциона в случаях, перечисленных в данном пункте, а также в случаях, перечисленных в пп. 1 - 6, 8, 9, 11 - 13, 15 п.4 ст. 4 того же Закона Санкт-Петербурга.
Согласно пп. 9 п. 4 ст. 4 Закона N 521-118 уполномоченный орган отказывает в размещении объекта, если размещение объекта на земельном участке и(или) использование земельного участка в указанных в Заявлении целях не соответствует требованиям действующего законодательства, техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Вопросы, связанные с размещением, использованием, воспроизводством, содержанием и учетом зеленых насаждений в Санкт-Петербурге, регулируются Законом N 396-88.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона N 396-88 хозяйственная, градостроительная и иная деятельность в Санкт-Петербурге осуществляется с соблюдением требований по охране зеленых насаждений и территорий зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
Во исполнение п. 5 той же статьи постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2014 N 8 утверждены Правила.
Согласно ст. 2 Закона N 396-88 территории зеленых насаждений подразделяются на виды, в том числе территории зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, - территории, занятые зелеными насаждениями или предназначенные для озеленения, находящиеся в зонах охраны источников питьевого водоснабжения, санитарно-защитных, шумозащитных, водоохранных, защитно- мелиоративных, противопожарных зонах, на территориях кладбищ, в границах полосы отвода автомобильных дорог, землеотвода железных дорог, инженерных сооружений, а также в иных зонах, требующих установления защитного озеленения, в том числе уличное озеленение в границах полосы отвода автомобильных дорог или в территориальной зоне улично-дорожной сети Санкт-Петербурга.
Правовой режим территорий зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, определен ст. 17 Закона N 396-88, согласно п. 1 которой на территориях зеленых насаждений, выполняющих специальные функции (в части уличного озеленения), запрещается предоставление земельных участков для размещения автостоянок и объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, искусственных сооружений на них, элементов обустройства автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса, строительства, реконструкции, капитального ремонта киосков вентиляционных шахт метрополитена, сооружений инженерных сетей метрополитена.
Пунктом 2 Правил установлен запрет на осуществление на территории зеленых насаждений хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на указанные территории и нарушающей возможность использования указанных территорий для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей. Таким образом, приведенными положениями нормативных правовых актов непосредственно не установлен запрет на размещение антенно-мачтовых сооружений связи, являющихся движимым имуществом, в границах территории зеленых насаждений.
Вопреки доводу апелляционной жалобы, доказательств в подтверждение того обстоятельства, что размещение объекта, указанного в заявлении Общества, на части земельного участка площадью 9 кв.м на испрашиваемых в заявлении условиях нарушает режим использования территории зеленых насаждений, установленный Законом N 396-88, окажет негативное воздействие на территорию зеленых насаждений, в частности приведет к ухудшению условий использования и содержания данной территории, невозможности использования территории для экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных целей, повлечет повреждение и уничтожение зеленых насаждений, Комитет, вопреки требованиям ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представил.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у Комитета законных оснований для отказа Обществу в заключении договора без проведения аукциона. Доказательств обратного заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, апелляционный суд признает верным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя с возложением на Комитет обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем заключения договора на размещение объекта - наземное сооружение связи (опора) на части земельного участка площадью 2,25 кв.м, в кадастровом квартале 78:34:0004307 (ориентир: рядом с адресом: г.Санкт-Петербург, ул. Граничная, д.1, к.2) (согласно заявлению от исх.N 47 (вх.N 05-26-39956/22-0-0 от 26.04.2022).
В отсутствие возражений Комитета суд апелляционной инстанции признает предложенный заявителем срок исполнения указанной обязанности (10 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу) разумным и достаточным.
Указанная Комитетом в обоснование позиции судебная практика принята по конкретным делам с иными фактическими обстоятельствами, и законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта не опровергает.
Довод апелляционной жалобы о том, что размещение антенно-мачтового сооружения на испрашиваемом участке не соответствует Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, также признается несостоятельным.
Заинтересованное лицо, в обоснование отказа ссылается на пп. 4 п. 4 ст. 2 Законом Санкт-Петербурга от 23.12.2019 N 521-118 "О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещения которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее Закон N 521-118).
Как следует из положений вышеуказанной статьи, отказ возможен в том случае, если размещение объекта на земельном участке и (или) использование земельного участка в указанных в Заявлении целях не соответствует требованиям действующего законодательства, техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто Заинтересованным лицом, что Объект, в отношении которого было запрошено заключение договора на размещение объекта, по своим характеристикам не является объектом капитального строительства.
При этом, п. 5, 6, 7. 8, ст. 1 ГрК РФ определено, что:
функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;
градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;
территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;
градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Из указанного следует, что правила землепользования и застройки являются актом местного регулирования, определяющего порядок строительства объектов капитального строительства.
Также Комитет ссылается на Приложение N 3 ПЗЗ, которым установлена карта градостроительного зонирования Санкт-Петербурга, а именно границы действия предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части максимальной высоты.
Указанным приложением N 3 к ПЗЗ устанавливаются формы значений предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, что также указывает на то, что высотные ограничения введены в отношении объектов капитального строительства, а следовательно не могут быть применены к некапитальным объектам.
Доказательств иного порядка применения Правил землепользования и застройки подателем жалобы не представлено.
Учитывая изложенное апелляционный суд признает апелляционную жалобу Комитета не подлежащей удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении иска и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2022 по делу N А56-68307/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
В.А. Семиглазов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-68307/2022
Истец: АО "ПЕРВАЯ БАШЕННАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА