город Томск |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А27-7508/2022 |
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Кривошеиной С.В.,
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Медиахолдинг "Омикс" (N 07АП-11677/2022) на решение от 25.10.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7508/2022 (судья Власов В.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью Медиахолдинг "Омикс", Кемеровская область - Кузбасс, г. Белово (ОГРН 1144202001020; ИНН 4202048355) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области - Кузбассу, г. Кемерово (ОГРН 1044205033377; ИНН 4205069089) о признании незаконными действий по проведению проверки, выраженных во включении выводов в акт систематического наблюдения от 04.02.2022 N А-42/3/МК-43/42/5,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Медиахолдинг "Омикс" (далее - заявитель, ООО "Омикс", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области - Кузбассу (далее - Роскомнадзор, Управление) по проведению проверки, выразившихся во включении выводов в акт систематического наблюдения от 04.02.2022 N А-42/3/МК43/42/5 о несоблюдении обществом условий лицензии от 01.07.2014 N25571 в части соотношения вещания продукции СМИ к общему вещанию в неделю и неисполнению предписания от 17.11.2021 NП-0/1/1/267.
Решением от 25.10.2022 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить по основаниям, изложенным в части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции ссылается на ошибочность выводов суда о правомерности проведенной Управлением проверки в рамках Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), в соответствии с Приказом Минкомсвязи России от 12.01.2018 N 4 "Об утверждении порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении федерального государственного надзора в сфере связи, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания и порядка оформления результатов таких мероприятий"; на проведение внепланового систематического наблюдения с искажением фактических обстоятельств, грубым нарушением порядке сбора и оценки доказательств; о фальсификации доказательств при оформлении акта систематического нарушения и справки о результатах анализа записи эфира и в удовлетворении заявления, о фальсификации которых судом необоснованно отказано; необоснованной ссылки на судебный акт по делу N А27-7361/2022, не имеющего преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.
Управление возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленных копий судебных актов (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направили; в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие участников процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Согласно материалам дела, ООО "Медиахолдинг "Омикс" осуществляет деятельность на основании лицензии серии РВ N 25571 от 01.07.2014, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В период с 17.01.2022 по 04.02.2022 проведено плановое систематическое наблюдение в отношении ООО "Медиахолдинг "Омикс".
По результатам проведенной проверки оформлен акт систематического наблюдения от 04.02.2022 N А-42/3/МК-43/42/5. В данном акте Управлением сделан вывод о несоблюдении обществом условий лицензии от 01.07.2014 N 25571 в части соотношения вещания продукции СМИ к общему вещанию в неделю.
Роскомнадзором выдано предписание от 17.11.2021N П-0/-/1/267, которое ООО Медиахолдинг "Омикс" не исполнено.
Посчитав действия Роскомнадзора незаконными, ООО Медиахолдинг "Омикс" обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Кемеровской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанций исходил из того, что действия Управления по составлению акта систематического наблюдения от 04.02.2022 N А-42/3/МК43/42/5 с отражением в нем сведений, установленных в результате систематического наблюдения, а также выводов, сделанных по результатам мероприятия по контролю, соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не допущено.
Оставляя судебный акт без изменения, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 8.3. Федерального закона N 294-ФЗ мероприятие по контролю может быть проведено без взаимодействия с юридическим лицом.
Согласно части 2 статьи 8.3. Федерального закона N 294-ФЗ мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора).
Согласно части 4 статьи 8.3. Федерального закона N 294-ФЗ порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Порядок оформления и содержание заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении федерального государственного надзора в сфере связи, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания и порядок оформления результатов таких мероприятий утвержден приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12.01.2018 N 4 (далее - Порядок).
Согласно пункту 1 Порядка задание на проведение плановых мероприятий по контролю оформляется в виде плана мероприятий по контролю на календарный год, утверждаемого руководителем территориального органа Роскомнадзора.
Согласно подпункту "а" пункта 6 Порядка результаты проведения мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в сфере связи, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере телевизионного вещания и радиовещания, оформляются в виде акта.
Судом установлено, что основанием проведения мероприятия в отношении юридического лица - ООО "Медиахолдинг "Омикс" является задание Управления Роскомнадзора по Кемеровской области-Кузбассу от 13.12.2021 N МК-43/42 (далее - Задание от 13.12.2021 N МК-43/42).
Результаты мероприятия по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в сфере связи, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере телевизионного вещания и радиовещания в отношении ООО "Медиахолдинг "Омикс" оформлены в виде акта систематического наблюдения от 04.02.2022N А-42/3/МК43/42/5, в котором указано основание проведения мероприятия.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 170-ФЗ) с 01.07.2021 определены виды государственного контроля (надзора), при организации и осуществлении которых применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ, предмет проверки, проведенной Управлением, в этом перечне не указан.
Суд апелляционной инстанции признает необоснованными данные доводы, поскольку какие-либо нормативно-правовые акты, отменяющие действие Федерального закона N 294-ФЗ в действующем законодательстве отсутствуют. Федеральный закон N 294-ФЗ до настоящего времени является действующим, однако, наряду с установленными нормами указанного Закона, Федеральным законом N 170-ФЗ определены особенности, закрепленные статьей 26.3 Федерального закона N 294-ФЗ.
В статье 26.3 Федерального закона N 294-ФЗ определены виды государственного контроля (надзора) при организации и проведении которых применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ.
Как указано выше, в статье 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ регламентирован порядок проведения мероприятий без взаимодействия, в том числе поименованы виды таких мероприятий.
При этом Федеральным законом N 170-ФЗ, которым в Федеральный закон N 294-ФЗ была введена статья 26.3, не отменяет действие статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ.
С учетом изложенного, Приказ Минкомсвязи от 12.01.2018 N 4, определяющий форму и содержание задания на проведение внеплановых мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации и принятый в соответствии с частью 4 статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ, также является действующим. Какие-либо нормативно-правовые акты, отменяющие действие Приказа Минкомсвязи от 12.01.2018 N 4, также отсутствуют.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере телевизионного вещания и радиовещания осуществляется в соответствии с Административным регламентом осуществления федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере телевизионного вещания и радиовещания, утвержденным приказом Роскомнадзора 18.12.2018 N 197 (далее - Административный регламент N197).
Согласно пункту 8 Административного регламента N 197 мероприятия по государственному контролю (надзору) проводятся в отношении вещателей, то есть юридических лиц, являющихся владельцами лицензий на телевизионное вещание, радиовещание (статья 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", далее- Закон о СМИ).
Согласно пункту 25 Административного регламента N 197 мероприятия по контролю осуществляются в форме плановых и внеплановых проверок (во взаимодействии с вещателем) и плановых и внеплановых систематических наблюдений (без взаимодействия с вещателем) (далее - мероприятия по контролю).
Плановые систематические наблюдения проводятся территориальными органами в соответствии с планом мероприятий по контролю на очередной год, который является составной частью плана деятельности территориального органа на очередной календарный год, утвержденного руководителем территориального органа (пункт 36 Административного регламента N 197).
Планирование мероприятий по контролю в территориальном органе предусматривается на год. Ежегодный план деятельности территориального органа, подписанный руководителем территориального органа, утверждается руководителем надзорного органа (пункты 32 - 33 Административного регламента N 197).
Согласно пункту 23 Административного регламента N 197 срок проведения систематического наблюдения в отношении вещателя на предмет соблюдения обязательных требований составляет не более 21 (двадцати одного) календарного дня.
Одновременно с этим порядок осуществления лицензионного контроля в сфере телевизионного вещания и радиовещания утвержден Приказом Роскомнадзора от 18.12.2018 N 198 "Об утверждении административного регламента осуществления федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций лицензионного контроля в сфере телевизионного вещания и радиовещания", зарегистрированного в Минюсте России 03.04.2019 регистрационный номер 54254 (далее - Приказ N 198).
Мероприятия по контролю в форме плановых и внеплановых систематических наблюдений проводятся без взаимодействия органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами в соответствии с пункт 25 Приказа N 197, пункт 34 Приказа N 198.
В соответствии с пунктом 62 Приказа N 197, пунктом 63 Приказа N 198 систематическое наблюдение проводится в форме плановых и внеплановых мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемым (контролируемым) лицом.
Согласно пункту 79 Приказа N 197, пункту 80 Приказа N 198, по результатам систематического наблюдения должностными лицами, проводящими систематическое наблюдение, составляется акт в одном экземпляре.
Какие-либо нормативно-правовые акты, отменяющие действие указанных административных регламентов, также отсутствуют.
Вышеуказанные нормативные правовые акты являются правовыми основаниями проведения Управлением планового систематического наблюдения.
Доводы заявителя об отсутствии нормативно-правовой базы для проведения Управлением Роскомнадзора по Кемеровской области-Кузбассу мероприятия в форме систематического наблюдения, а также ссылка на то, что проверка исполнения предписания должна была быть проведена в соответствии с положениями Федерального закона N 294-ФЗ являются необоснованными. Таким образом, внеплановое систематическое наблюдение в отношении юридического лица - ООО "Медиахолдинг "Омикс" проведено по поручению центрального аппарата Роскомнадзора на основании задания руководителя Управления Роскомнадзора по Кемеровской области-Кузбассу в целях контроля выполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения от 17.11.2021 N П-0/-/1/267 в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 80.8 Административного регламента N 198 осуществления государственного контроля (надзора) в акте систематического наблюдения указываются сведения о результатах систематического наблюдения, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований.
В соответствии с пунктом 81.7 Административного регламента N 198 осуществления лицензионного контроля в акте систематического наблюдения указываются сведения о результатах систематического наблюдения, в том числе о выявленных нарушениях лицензионных требований.
Какие-либо нормативно-правовые акты, отменяющие действие указанных административных регламентов, также отсутствуют.
Заявитель в апелляционной жалобе ссылается на то, что положения и основания мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами, не предусматривает осуществление в их рамках лицензионного контроля, но именно это имеет место.
Согласно подпункту "а" пункта 6 вышеуказанного Порядка результаты проведения мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в сфере связи, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере телевизионного вещания и радиовещания, оформляются - в виде акта, результаты проведения мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации - в виде докладной записки на имя должностного лица, утвердившего задание на проведение мероприятия по контролю (подпункт "б" пункта 6 того же Порядка).
Результаты мероприятия по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в сфере связи, государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере телевизионного вещания и радиовещания в отношении ООО "Медиахолдинг "Омикс" оформлены в виде акта систематического наблюдения.
Докладная записка в отношении ООО "Медиахолдинг "Омикс" должна быть оформлена только в том случае, если в отношении ООО "Медиахолдинг "Омикс" проводилось мероприятие по контролю (надзору) за соблюдением законодательства РФ о средствах массовой информации, предметом которого является анализ содержания средств массовой информации для определения их соответствия требованиям законодательства РФ о средствах массовой информации.
В отношении ООО "Медиахолдинг "Омикс" проводилось мероприятие государственного контроля (надзора) за соблюдением ООО "Медиахолдинг "Омикс" как российским юридическим лицом, осуществляющим формирование радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на радиовещание от 01.07.2014 N 25571 обязательных и лицензионных требований в сфере телевизионного вещания, радиовещания в форме планового систематического наблюдения в соответствии со статьей 56.1 Закона о СМИ. Мероприятия по анализу содержания средств массовой информации для определения их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации в соответствии со статьей 56 Закона о СМИ Управлением в отношении ООО "Медиахолдинг "Омикс" в рамках мероприятия государственного контроля (надзора) не проводились, так как ООО "Медиахолдинг "Омикс" не является зарегистрированным средством массовой информации.
ООО "Медиахолдинг "Омикс" в своем заявлении указывает на то, что единственным положением, предусматривающим основания и порядок проведения мероприятий без взаимодействия уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами, является положение, утвержденное Постановлением Правительства от 03.02.212 N 75.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2012 N 75 утверждено Положение об осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами (далее - Положение N 75).
В соответствии с пунктом 9 указанного Положения докладная записка должна была быть оформлена только в том случае, если в отношении ООО "Медиахолдинг "Омикс" проводилось мероприятие по контролю (надзору) за соблюдением законодательства РФ о средствах массовой информации предметом которого являлся анализ содержания средств массовой информации для определения их соответствия требованиям законодательства РФ о средствах массовой информации.
Учитывая, что Управление проводило мероприятие в отношении юридического лица ООО "Медиахолдинг "Омикс", осуществляющего деятельность по вещанию на основании лицензии на осуществление радиовещания от 01.07.2014N 25571, а не мероприятие в отношении средства массовой информации, составление докладной записки в данном случае не предусмотрено действующими нормативно-правовыми актами.
ООО "Медиахолдинг "Омикс" ссылается на пункты 9,10 Положения N 75 безосновательно.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действия Управления по составлению акта систематического наблюдения с отражением в нем сведений, установленных в результате систематического наблюдения, а также выводов, сделанных по результатам мероприятия по контролю, соответствуют требованиям статьи 56.1 Закона о СМИ, Федерального закона N 294-ФЗ, Административных регламентов NN 197, 198.
ООО "Медиахолдинг "Омикс" утверждает, что внеплановое систематическое наблюдение проведено с искажением фактических обстоятельств, что при подсчете объема вещания СМИ Радио "Омикс" в него безосновательно были включены программы другого СМИ Радио "Шансон". При этом ООО "Медиахолдинг "Омикс" обосновывает свою позицию тем, что сведения о принадлежности программ СМИ Радио "Шансон" размещены в сети "Интернет" и являются общедоступными.
Анализ и подсчет вещания радиоканалов Радио "Омикс" и Радио Шансон, формируемые обществом, проводился компетентными должностными лицами Управления в соответствии нормативным регулированием. Иного из материалов дела не следует.
ООО "Медиахолдинг "Омикс" сомневается в части правильности подсчета эфира, обоснованность которых материалами дела не подтверждена, равно как и не указано, в каком периоде, в какое время Управлением не учтены либо неверно учтены объявления выходных данных радиоканала. Общество не приводит каких-либо конкретных доводов и обстоятельств, которые бы свидетельствовали о неверном определении должностными лицами Управления эфирного времени того или иного СМИ, объявления выходных данных и хронометража программ, вещание которых осуществляет лицензиат.
Каких-либо доказательств, опровергающих сведения, указанные в акте и справке обществом не представлено. У суда отсутствуют основания для иных выводов.
Кроме того, акт систематического наблюдения как доказательство по делу был предметом оценки по делу N А27-7361/2022 по заявлению Управления о привлечении к административной ответственности должностного лица - генерального директора ООО "Медиахолдинг "Омикс" Лазарева И.В. по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Арбитражным судом Кемеровской области по делу N А27-7361/2022 (оставленному в силе в полном объеме постановлениями Седьмого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2022) установлено наличие в действиях ООО Медиохолдинг "Омикс" и его непосредственного руководителя Лазарева И.В. (согласно сведениями из ЕГРЮЛ в отношении ООО "Медиахолдинг "Омикс" Лазарев Игорь Владимирович является генеральным директором ООО "Медиахолдинг "Омикс", лицом, имеющим право действовать без доверенности, осуществляющим организационно-распорядительные функции) объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судебный акт по делу N А27-7361/2022 был отменен Арбитражным судом Западно-Сибирского округа 21.10.2022, причиной отмены судебного акта послужило то, что срок привлечения к административной ответственности, составляющий три месяца, к моменту принятия решения истек. Однако истечение срока давности привлечения к административной ответственности к моменту рассмотрения дела не относится к реабилитирующим основаниям, поскольку лицо, допустившее административное правонарушение фактически освобождается лишь от административного наказания.
Предмет спора по настоящему делу уже был предметом оценки в деле N А27-7361/2022.
При таких обстоятельствах в отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности действиями Управления по проведению проверки суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной инстанции в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя, уплачена им в полном объеме.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.10.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7508/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медиахолдинг "Омикс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-7508/2022
Истец: ООО "МЕДИАХОЛДИНГ "ОМИКС"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Кемеровской области-Кузбассу