г. Киров |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А29-2597/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Бычихиной С.А., Великоредчанина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загоскиной М.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хозторг"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.08.2022 по делу N А29-2597/2022,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Хозторг" (ИНН: 1105013231, ОГРН: 1021100874508)
к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Хозторг" (далее - ООО "Хозторг", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (далее - ООО "Региональный оператор Севера", ответчик) об обязании ответчика заключить договор на его условиях, изложенных в редакции потребителя согласно приложению N 1 и приложению N 2 к договору N 7340/РО-П/2021 от 11.01.2021 на оказание услуг по обращению с ТКО.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07.08.2022 Обществу в удовлетворении иска отказано.
ООО "Хозторг" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.08.2022 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что в г. Печоре ул. Воркутинская, д. 4а и в г.Усинске ул. Магистральная, д. 1а, оборудованы две контейнерные площадки, принадлежащие Обществу, на которых находятся по два контейнера объемом 0,75 куб.м каждый; обе контейнерные площадки внесены в реестры мест (площадок) накопления ТКО (постановление администрации MP "Печора" от 10.09.2019 N 1099, постановления администрации МО ГО "Усинск" от 03.10.2019 N 1302 и от 07.09.2021 N 1485). Ссылаясь на указанные обстоятельства, Общество считает, что коммерческий учет ТКО должен осуществляться согласно абзацу 3 подпункта "а" пункта 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, а именно, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Региональный оператор Севера" указало на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пункта 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ правила обращения с твердыми коммунальными отходами утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
В силу пункта 8 Правил N 505 в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО.
При этом в силу правовой позиции, изложенной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 N АКПИ20-956, отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного (раздельного) накопления ТКО позволяет собственнику ТКО осуществлять их коммерческий учет в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета.
В соответствии с правовой позицией, изложенной, в частности, в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54, от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152 и от 18.10.2022 N 301-ЭС22-12390, в силу принципа диспозитивности при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов учета объема ТКО: исходя из нормативов накопления ТКО либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил N 505).
Согласно пунктам 21, 24 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, в случае если место (площадка) накопления ТКО создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр не позднее трех рабочих дней со дня начала его использования. По результатам рассмотрения заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр уполномоченный орган принимает решение о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр или об отказе во включении таких сведений в реестр.
Как следует из материалов дела, ООО "Региональный оператор Севера" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Коми (соглашение от 22.06.2018, заключенное с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми).
ООО "Региональный оператор Севера" и ООО "Хозторг" (потребитель) заключили договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 09.01.2019 N 233/РО-П/2019 в редакции протокола урегулирования разногласий, предусматривающий вывоз ТКО с объекта истца, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Печора, ул. Воркутинская, д. 4а (л.д. 15, 16).
Объем принимаемых ТКО по данному договору стороны определили исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, объем принимаемых ТКО в год 21 куб.м, место накопления ТКО: контейнерная площадка на территории предприятия.
Данный договор в силу пункта 23 заключен по 31.12.2019, распространяется на отношения сторон, возникшие с 01.11.2018. Договором предусмотрена его пролонгация на следующий календарный год при отсутствии уведомления одной из сторон о его прекращении, изменении или о заключении нового договора.
Письмом от 24.09.2021 ООО "Региональный оператор Севера" направил в ООО "Хозторг" новый проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 11.01.2021 N 7340/РО-П/2021. Указанным договором учет объема и (или) массы принимаемых ТКО в отношении объектов истца, расположенных по адресам: г. Печора, ул. Воркутинская, д. 4а и г. Усинск, ул. Магистральная, д. 1а, рассчитан исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема и составил 494,66136 куб.м в год (л.д. 8- 9).
Не согласившись с предложенным ответчиком расчетом объема принимаемых ТКО и, соответственно, редакцией пункта 12 и приложений N 1 и N 2 к договору, ООО "Хозторг" 11.10.2021 направило в адрес ответчика протокол разногласий, в котором настаивал на расчете объема принимаемых ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО (л.д. 6-7).
ООО "Региональный оператор Севера" отказалось от заключения договора на предложенных истцом условиях.
Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации муниципального района "Печора" от 10.09.2019 N 1099 и постановлений администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 03.10.2019 N 1302, от 07.09.2021 N 1485 контейнерные площадки, расположенные по адресам: г. Печора ул. Воркутинская, д. 4а и г.Усинск ул. Магистральная, д. 1а, внесены в реестры мест (площадок) накопления ТКО.
При этом как указывалось выше, в 2019 году ответчик оказывал Обществу услуги на основании заключенного сторонами договора от 09.01.2019, в соответствии с пунктом 12 которого учет объема ТКО осуществлялся исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что заявленный Обществом способ коммерческого учета - исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (по 2 контейнера емкостью 0,75 куб.м на каждой площадке по адресам: г. Печора ул. Воркутинская, д. 4а и г.Усинск ул. Магистральная, д. 1а), соответствует действующему законодательству.
При изложенных обстоятельствах пункт 12 договора от 11.01.2021 N 7340/РО-П/2021 на оказание услуг по обращению с ТКО следует урегулировать в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 следующим способом: исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов".
Периодичность вывоза ТКО подлежит определению в соответствии с нормативно установленными в пункте 2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19 и пункте 11 СанПиН 2.1.3684-21 требованиями.
При указанных обстоятельствах, судебный акт принят судом первой инстанции при нарушении норм материального права, что в силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.
С учетом вышеизложенного, апелляционная жалоба ООО "Хозторг" подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хозторг" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.08.2022 по делу N А29-2597/2022 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Урегулировать разногласия, возникшие между обществом с ограниченной ответственностью "Хозторг" и обществом с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 11.01.2021 N 7340/РО-П/2021.
Изложить пункт 12 договора в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО", следующим способом: исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов" (наименование объекта - магазин "Хозторг", Республика Коми, муниципальный район Печора, городское поселение Печора, город Печора, ул. Воркутинская, 4а, место накопления твердых коммунальных отходов - контейнерная площадка город Печора, ул. Воркутинская, 4а, два контейнера объемом 0,75 куб.м, периодичность вывоза - в соответствии с пунктом 2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19 и пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21; наименование объекта - магазин "Хозторг", Республика Коми, городской округ Усинск, город Усинск, ул. Магистральная, 1а, место накопления твердых коммунальных отходов - контейнерная площадка город Усинск, ул. Магистральная, 1, два контейнера объемом 0,75 куб.м, периодичность вывоза - в соответствии с пунктом 2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19 и пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21) с применением соответствующих тарифов.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор севера" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Хозторг" 6000 рублей судебных расходов по оплате госпошлины по первой инстанции и 3000 рублей по апелляционной инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-2597/2022
Истец: ООО "ХОЗТОРГ"
Ответчик: ООО "РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР СЕВЕРА"