г. Санкт-Петербург |
|
18 января 2023 г. |
Дело N А21-4316/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 января 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): Сосновский С.А. по доверенности от 23.05.2022, Кононов Н.И. по доверенности от по доверенности от 23.05.2022
от ответчика (должника): Не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38156/2022) ООО "ГАЗПРОМ ПХГ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.10.2022 по делу N А21-4316/2022 (судья Широченко Д.В.), принятое
по иску ООО "ГАЗПРОМ ПХГ"
к Управлению Федеральной налоговой службы по Калининградской области
о признании действий незаконными, об обязании совершить определенные
действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром ПХГ" (ИНН 5003065767, ОГРН 1075003001820) (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области (ИНН 3917007852, ОГРН 1043917999993) (далее - МИ ФНС N 10, налоговый орган, инспекция) в части отказа произвести перерасчет исчисленной суммы земельного налога за 2020 год по ставке 0,15% с учетом повышающего коэффициента 4 по земельным участкам с кадастровыми номерами 39:05:010602:440, 39:05:010602:441, 39:05:010602:442, 39:05:010602:444, 39:05:010602:445, а также об обязании налогового органа устранить нарушение прав путем направления уточненного сообщения в адрес общества, в соответствии с которым исчисление земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 39:05:010602:440, 39:05:010602:441, 39:05:010602:442, 39:05:010602:444, 39:05:010602:445 производится по ставке 0,15% с учетом повышающего коэффициента 4.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области (ИНН 3905012784, ОГРН 1043902500069) (далее - Управление, УФНС).
Определением суда первой инстанции от 01.09.2022 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области заменена на Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области в порядке процессуального правопреемства.
Решением суда первой инстанции от 10.10.2022 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представители Общества доводы жалобы поддержали, настаивали на ее удовлетворении.
Управление ФНС по Калининградской области, уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
В представленном отзыве, управление с доводами жалобы не согласилось, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела Общество в 2010 году по договору купли-продажи от 21.04.2010 приобрело в собственность два земельных участка общей площадью 112 000 кв.м. с видом разрешенного использования "для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства".
В результате публичных слушаний от 22.11.2010 принято решение об изменении вида разрешенного использования на "под комплекс малоэтажной застройки с объектами соцкультбыта", утвержден проект планировки и межевание земельных участков.
В 2011 году участки перераспределены на 46 земельных участков, в том числе земельные участки с кадастровыми номерами 39:05:010602:440, 39:05:010602:441, 39:05:010602:442, 39:05:010602:444, 39:05:010602:445 с видом разрешенного использования "под строительство индивидуального жилого дома".
Общество исчислило и уплатило земельный налог за 2020 год с учетом применения ставки 0,3% и коэффициента 4 в отношении расположенных в Калининградской области земельных участков с кадастровыми номерами 39:05:010602:440, 39:05:010602:441, 39:05:010602:442, 39:05:010602:444, 39:05:010602:445 с видом разрешенного использования "под строительство индивидуального жилого дома".
Инспекция направила обществу сообщение об исчисленной сумме земельного налога от 27 мая 2021 года N 812882, в котором указала на выявление расхождений по применению ставки земельного налога за 2020 год.
18.07.2021 Инспекция направила в адрес Общества уточненное сообщение об исчисленной сумме земельного налога N 1057467, согласно которому сумма налога в отношении спорных земельных участков определена с применением ставки 1,5%.
Общество обратилось с жалобой в Управление ФНС по Калининградской области. Решением Управления ФНС по Калининградской области от 19.11.2021 N 06-11/31131@ жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
В дальнейшем общество выявило ошибку в исчислении земельного налога по спорным земельным участкам, поскольку муниципальным правовым актом установлено право на применение налоговой ставки 0,15% в отношении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.
21.01.2022 налогоплательщик направил в налоговый орган пояснения с требованием произвести перерасчет земельного налога за 2020 год.
09.02.2022 Инспекция направила в адрес налогоплательщика сообщение N 11-13/03445@, в котором отражена позиция налогового органа о применении в 2020 года к спорным земельным участкам налоговой ставки 1,5%.
Решением Управления ФНС по Калининградской области от 18.03.2022 N 06-11/06796 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Полагая, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 39:05:010602:440, 39:05:010602:441, 39:05:010602:442, 39:05:010602:444, 39:05:010602:445, расположенных на территории Зеленоградского городского округа Калининградской области, в 2020 году при исчислении земельного налога подлежит применению ставка 0,15 %, а также коэффициент 4, Общество обратилось в Арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требования, указал на положения ст. 394 НК РФ в соответствии с которой в редакции действующей с 01.01.2020, пониженная ставка в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства применяется за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности. Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что поскольку налогоплательщик является юридическим лицом, созданным в целях получения прибыли, владение на праве собственности земельными участками с видом разрешенного использования "под строительство индивидуального жилого дома" свидетельствует об использовании участков в предпринимательской деятельности, что исключает применение пониженной ставки земельного налога.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Статьей 387 НК РФ определено, что земельный налог устанавливается и вводится в действие НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
Объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог, а плательщиками - организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 НК РФ, пункт 1 статьи 389 НК РФ).
Общество в 2020 году являлось собственником земельных участков с кадастровыми номерами 39:05:010602:440, 39:05:010602:441, 39:05:010602:442, 39:05:010602:444, 39:05:010602:445, расположенных на территории Зеленоградского городского округа Калининградской области.
Статьей 390 НК РФ установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или федеральной территории "Сириус"), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю, федеральной территории "Сириус").
Согласно положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции с 2020 года) налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, в том числе, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
Таким образом, подпункт 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ (в редакции с 2020 года) в отношении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, позволяет представительным органам муниципальных образований установить налоговую ставку, превышающую 0,3 процента.
В пункте 2 решения окружного Совета депутатов Зеленоградского городского округа от 26 ноября 2015 года N 314 "Об установлении на территории муниципального образования "Зеленоградский городской округ" земельного налога" установлены налоговые ставки в следующих размерах:
1) 0,15 процента в отношении земельных участков: - предназначенных для размещения малоэтажной многоквартирной жилой застройки, блокированной жилой застройки, для индивидуального жилищного строительства, а также для обслуживания индивидуальных жилых домов;
2) 0,2 процента в отношении земельных участков: - предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, а также дачного хозяйства;
3) 0,3 процента в отношении земельных участков: - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; - предназначенных для размещения передвижного жилья, среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (высотной застройки), а также для обслуживания многоквартирных жилых домов; - занятых объектами инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к объектам инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса); - ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
4) 0,5 процента в отношении земельных участков: - предназначенных для размещения объектов физической культуры и спорта; - предназначенных для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, культуры, искусства, религии;
5) 1 процента в отношении земельных участков: - предназначенных для размещения гаражей и автостоянок; - предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; - предназначенных для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения; - предназначенных для размещения объектов рекреационного и лечебнооздоровительного назначения;
6) 1,5 процента в отношении земельных участков: - предназначенных для размещения гостиниц; - в отношении прочих земельных участков.
Таким образом, в данном случае представительный орган муниципального образования дифференцировал ставки земельного налога не по виду деятельности (использование либо неиспользование земельного участка в предпринимательской деятельности), а исключительно по виду разрешенного использования земельного участка.
Правомерность применения коммерческими организациями пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, подтверждена в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2020 N 308-ЭС19-18258, от 11.04.2022 N 306-ЭС21-25432.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости земельные участки с кадастровым номерами 39:05:010602:440, 39:05:010602:441, 39:05:010602:442, 39:05:010602:444, 39:05:010602:445 относятся к категории земель земли населенных пунктов и имеют вид разрешенного использования: "под строительство индивидуального жилого дома".
На основании изложенного, в рассматриваемом случае в отношении спорных земельных участков подлежит применению налоговая ставка 0,15 процента.
Поскольку у Общества отсутствовала обязанность по применению ставки земельного налога 1,5%, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы Управления ФНС России по Калининградской области, со ссылкой на положения ст. 394 НК РФ, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Дифференсация ставок земельного налога отнесена к полномочиям представительных органов муниципальных образований. В рассматриваемом случае решением окружного Совета депутатов Зеленоградского городского округа от 26 ноября 2015 года N 314 "Об установлении на территории муниципального образования "Зеленоградский городской округ" на 2020 год не установлено каких-либо ограничений для применения пониженной ставки земельного налога для налогоплательщиков - коммерческих организаций.
Определяющим для применения налоговой ставки земельного налога 0,15% является вид разрешенного использования земельного участка и назначение возводимых на нем объектов. Для ситуаций, когда на земельном участке, предоставленном для жилищного строительства, не возведен объект недвижимости, пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса установлены правовые последствия в виде применения повышающих коэффициентов к названной ставке налога.
Иных ограничений в праве на применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования "для жилищного строительства", а именно, запрета применять пониженную ставку земельного налога, в рассматриваемом случае 0,15% от кадастровой стоимости коммерческим организациям в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства и используемых в предпринимательской деятельности, проданных иным лицам с целью получения прибыли, решение окружного Совета депутатов Зеленоградского городского округа Калининградской области в рассматриваемый налоговый период не содержало.
Данный вывод соответствует позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 24 июня 2022 г. N 310-ЭС22-2242.
При таких обстоятельствах, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 39:05:010602:440, 39:05:010602:441, 39:05:010602:442, 39:05:010602:444, 39:05:010602:445 земельный налог подлежит исчислению с применением ставки 0,15%.
Пунктом 15 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками-организациями с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Абзацем вторым указанной нормы установлено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Как разъяснено в Решении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.05.2021 N АКПИ21-209 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Письма ФНС России от 24.08.2017 N БС-4-21/16787@ "О применении повышающих коэффициентов при расчете земельного налога в отношении земельных участков с разрешенным использованием "для комплексного освоения в целях жилищного строительства" исходя из буквального содержания данной нормы применение повышающего коэффициента к ставке налога 0,3 процента является правовым последствием одного факта - отсутствия на земельном участке, предоставленном для жилищного строительства, построенного объекта недвижимости. Указанное регулирование связано с земельным участком и установленным для него видом разрешенного использования, а не с собственником (владельцем) земельного участка, продолжительностью владения участком.
Пункт 15 статьи 396 НК РФ, регламентируя порядок исчисления земельного налога, предусматривает применение к нему повышающих коэффициентов 2 и 4 в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства), условиями для применения которых являются государственная регистрация права собственности на земельный участок с видом разрешенного использования и осуществление на нем жилищного строительства.
Каких-либо иных исключений для применения таких коэффициентов кроме осуществления физическими лицами индивидуального жилищного строительства законодательством не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, право собственности Общества зарегистрировано в отношении спорных земельных участков в 2010 году, вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" изменен в 2011 году, объекты недвижимости не построены. Таким образом, налогоплательщик в 2020 году обязан исчислять сумму земельного налога с учетом коэффициента 4.
Таким образом, рассмотрев апелляционную жалобу Общества и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущено неправильное применение норм материального права, в связи с чем на основании пунктов 1 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявление налогоплательщика - удовлетворению.
При этом, доводы апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда первой инстанции об использовании Обществом спорных земельных участков в предпринимательской деятельности, подлежат отклонению, как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего спора в отношении исчисления и уплаты земельного налога за 2020 год.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на налоговый орган.
Руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.10.2022 по делу N А21-4316/2022 отменить.
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области по отказу в проведении перерасчета исчисленной суммы земельного налога за 2020 год по ставке 0,15% с учетом повышающего коэффициента 4 по земельным участкам с кадастровыми номерами 39:05:010602:440, 39:05:010602:441, 39:05:010602:442, 39:05:010602:444, 39:05:010602:445.
Обязать Управление ФНС России по Калининградской области устранить нарушение прав путем направления уточненного сообщения, в соответствии с которым исчисление земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 39:05:010602:440, 39:05:010602:441, 39:05:010602:442, 39:05:010602:444, 39:05:010602:445 производится по ставке 0,15% с учетом повышающего коэффициента 4.
Взыскать с Управления ФНС России по Калининградской области в пользу ООО "Газпром ПХГ" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
М.В. Будылева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-4316/2022
Истец: ООО "Газпром ПХГ"
Ответчик: МИФНС России N 10 по Калининградской области
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ