г. Ессентуки |
|
17 января 2023 г. |
Дело N А15-2590/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.01.2023.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шумовой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционные жалобы Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" и муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства" администрации городского округа "город Махачкала" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.10.2022 по делу N А15-2590/2022 (судья Батыраев Ш.М.) по заявлению администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" (ИНН 0562042520, ОГРН 1020502625219) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан (ИНН 0560029210, ОГРН 1050560002199) о признании незаконным отказ в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения от 01.02.2022 N05-00-07/16-782-2022 и обязании выдать положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект решения - Акт об установлении приаэродромной территории аэродрома Махачкала - внесение изменений в седьмую подзону приаэродромной территории аэродрома Махачкала (Уйташ),
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" (далее - Администрация) обратилась в Кировский районный суд г. Махачкалы с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан (далее - Управление Роспотребнадзора) о признании незаконным бездействия в виде не выдачи санитарно-эпидемиологического заключения по заявлениям администрации от 29.11.2021 и от 10.12.2021, о признании незаконным и несоответствующим закону письма от 20.12.2021 N 05-00- 07/16-16006-2021, о признании незаконным и несоответствующим закону письма от 01.02.2022 N 05-00-2 07/16-782-2022, обязании выдать положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект решения - акт об установлении приаэродромной территории (далее - ПАТ) аэродрома Махачкала - внесение изменений в седьмую подзону приаэродромной территории аэродрома Махачкала (Уйташ), направленный письмом от 29.11.2021 N 51.01-7-26-5456/1 (дело N 2а-1656/2022).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы; акционерное общество "Международный аэропорт "Махачкала".
Определением Кировского районного суда г. Махачкалы от 25.04.2022 дело N 2а1656/2022 передано по компетенции в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Администрация уточнила заявленные требования, просит: признать незаконным отказ Управления в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения от 01.02.2022 N 05-00-07/16-782-2022; обязать выдать положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект решения - акт об установлении ПАТ аэродрома Махачкала - внесение изменений в седьмую подзону ПАТ аэродрома Махачкала (Уйташ).
Решением от 14.10.2022 отказано в удовлетворении требований Администрации к Управлению о признании незаконным отказ в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения от 01.02.2022 N 05-00-07/16-782-2022 и обязании выдать положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект решения (Акт об установлении приаэродромной территории аэродрома Махачкала - внесение изменений в седьмую подзону приаэродромной территории аэродрома Махачкала (Уйташ). Судебный акт мотивирован тем, что в проекте, представленном Администрацией, отсутствуют сведения о верификации внешней границы седьмой подзоны инструментальными измерениями, а также отсутствуют результаты инструментальных измерений, оформленных в виде протоколов исследований (измерений) уровня шума аккредитованной испытательной лаборатории.
Не согласившись с указанным решением, Администрация и Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы обжаловали его в апелляционном порядке, просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционных жалоб вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Управление роспотребнадзора в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Администрации и Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы, просит решение суда оставить без изменения.
Определением апелляционного суда от 14.12.2022 удовлетворено ходатайство Администрации об участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи Арбитражного суда Республики Дагестан.
Представители Администрации, Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы, акционерного общества "Международный аэропорт "Махачкала", Управления Роспотребнадзора в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 29.11.2021 Администрация обратилась в Управление Роспотребнадзора с письмом о направлении на согласование проекта решения (Акт об установлении ПАТ аэродрома Махачкала - внесение изменений в седьмую подзону ПАТ аэродрома Махачкала (Уйташ)) в целях получения санитарно-эпидемиологического заключения.
Письмом от 09.12.2021 N 05-00/16-15629-2021 Управление Роспотребнадзора уведомило Администрацию о необходимости подачи заявления по форме и в порядке, определенном Административным регламентом Роспотребнадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, утвержденным приказом от 05.11.2020 N 747 (далее - Административный регламент).
10.12.2021 Администрация обратилась с заявлением по установленной форме о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на проект решения (Акт об установлении ПАТ аэродрома Махачкала - внесение изменений в седьмую подзону ПАТ аэродрома Махачкала (Уйташ)) с приложением экспертного заключения от 26.11.021 N 01.ОИ.Т.829.11.21.
Письмом от 20.12.2021 N 05-00-07/16-16006-2021 Управление Роспотребнадзора сообщило Администрации, что при обосновании границ седьмой подзоны ПАТ, проведении верификации и производственного контроля в части оценки уровня авиационного шума не соблюдены требования вышеуказанной Методики, и предложило в срок до 28.01.2022 представить акт об установлении ПАТ аэродрома Махачкала (Уйташ), экспертное заключение с учетом требований Методики.
Письмом от 20.01.2022 N 51.01-51-20-188/22 Администрация выразила несогласие с доводами Управления Роспотребнадзора, указав, что проект был разработан в соответствии с рекомендациями метода расчета контуров шума вокруг аэропортов DOC 911, инструктивного материала, по экологической оценке, предлагаемых эксплуатационных изменений в сфере организации воздушного движения (AEDT) DOC 10031, утвержденных и рекомендованных к применению Международной организацией гражданской авиации (IKAO), членом которой является и Российская Федерация. Также в письме повторно просит выдать положительное санитарно-эпидемиологическое заключение по представленной документации.
Письмом от 01.02.2022 N 05-00- 07/16-782-2022 Управление Роспотребнадзора отказало Администрации в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения со ссылкой на не соблюдение требований Методики при установлении границ седьмой подзоны ПАТ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований Администрации. Апелляционный суд не находит оснований для иных выводов.
Согласно части 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Приаэродромная территория аэродрома Махачкала (Уйташ) установлена Приказом Росавиации от 23.04.2020 N 415-П, сведения о приаэродромной территории и ее подзонах внесены в ЕГРН 22.01.2021 и отображены на публичной кадастровой карте Росреестра.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1460 (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.12.2021 N 2183) утверждено Положение о приаэродромной территории (далее - Положение). В соответствии с пунктом 1(1) Положения на ПАТ выделяются подзоны, предусмотренные статьей 47 ВК РФ. Согласно подпункту "е" пункта 1(1) Положения седьмая подзона выделяется по границам, установленным согласно методике установления седьмой подзоны приаэродромной территории, расчета и оценки рисков для здоровья человека, указанной в пункте 5.4 статьи 47 ВК РФ. Зонирование седьмой подзоны осуществляется в соответствии с методикой установления седьмой подзоны с учетом возможности применения мер по предупреждению и (или) устранению негативного физического воздействия. Методика установления седьмой подзоны приаэродромной территории, расчета и оценки рисков для здоровья человека устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарноэпидемиологический надзор (пункт 5.4 статьи 47 ВК РФ).
В соответствии с пунктом 5.4 статьи 47 ВК РФ Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации утверждены методические рекомендации МР 2.5/4.3.0258-21 "Методика установления (изменения) седьмой подзоны приаэродромной территории. Методические рекомендации". Методика содержит порядок обоснования границ седьмой подзоны ПАТ, проведения их верификации и производственного контроля в части оценки уровней авиационного шума. В целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности). Под указанным негативным физическим воздействием понимается несоответствие эквивалентного уровня звука, возникающего в связи с полетами воздушных судов, санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 1.2).
Согласно пункту 3.1.1 Методики общий алгоритм обоснования границ седьмой подзоны ПАТ включает следующие этапы: сбор сведений об эксплуатации аэродрома, требуемых к учету для определения расчетного контура АШ, включая исходные данные, необходимые при использовании программного комплекса расчета контура АШ; - выполнение акустического расчета и построение расчетных контуров LАэкв; - верификация внешней границы седьмой подзоны и зоны запрета строительства нормируемых объектов по результатам инструментальных исследований (измерений); - оценка риска для здоровья населения в границах седьмой подзоны по рассчитанным средневзвешенным суточным уровням шума (LАдн) и заданным индексам риска здоровью населения, выполняемая в соответствии с методическими рекомендациями МР 2.1.10.0059-12 "Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума"; обоснование и формирование ограничений использования земельных участков и объектов недвижимости в границах территории седьмой подзоны и определение возможности применения при строительстве и реконструкции объектов, размещаемых на указанных участках, мер по предупреждению и (или) устранению негативного физического воздействия, направленных на соблюдение предельно допустимых уровней шума внутри помещений, установленных санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Внешняя граница седьмой подзоны и зоны запрещения строительства нормируемых объектов из условий воздействия авиационного шума подлежит верификации инструментальными измерениями. Верификация направлена на установление достоверных внешних границ седьмой подзоны и зоны запрещения строительства нормируемых объектов из условий шумового воздействия ПАТ по эквивалентному и средневзвешенному эквивалентному уровню шума (пункт 3.4.1 Методики). Результаты исследований (измерений) оформляются в виде протоколов исследований (измерений) уровней шума аккредитованной испытательной лаборатории. Результаты исследований (измерений) и последующих расчетных исследований документируются, формируются в виде отчетной документации (пункт 3.4.8 Методики). Результаты инструментальных исследований (измерений) применяются для верификации внешней границы седьмой подзоны и зоны запрета строительства нормируемых объектов, установленных расчетным путем (пункт 3.4.9 Методики).
В рассматриваемом деле, представленный проект изменения ПАТ аэродрома Махачкала (Уйташ) и приложенное к нему экспертное заключение от 26.11.2021 N 01.ОИ.Т.829.11.21, не содержит сведений о верификации внешней границы седьмой подзоны инструментальными измерениями, а также отсутствуют результаты инструментальных измерений, оформленных в виде протоколов исследований (измерений) уровня шума аккредитованной испытательной лаборатории.
Требование по предоставлению сведений о верификации внешней границы седьмой подзоны инструментальными измерениями, а также по предоставлению результатов инструментальных измерений, оформленных в виде протоколов исследований (измерений) уровня шума аккредитованной испытательной лаборатории является условием выдачи заключения, носит обязательный характер, и не может быть расценено как незаконное.
Отказ Управления в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения от 01.02.2022 N 05-00-07/16-782-2022 соответствует закону и не нарушает права заявителя по делу. Решение об отказе в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения принято Управлением Роспотребнадзора 01.02.2022 в период, когда указанная Методика установления (изменения) седьмой подзоны ПАТ являлась обязательной к применению.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.10.2022 по делу N А15-2590/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Семенов М.У. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-2590/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА С ВНУТРИГОРОДСКИМ ДЕЛЕНИЕМ "ГОРОД МАХАЧКАЛА"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА" АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД МАХАЧКАЛА", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Третье лицо: АО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ "МАХАЧКАЛА""