г. Томск |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А67-3474/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Зайцевой О.О.,
судей: Бородулиной И.И.
Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н., с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента городского хозяйства Администрации г.Томска (N 07АП11668/2022) на решение от 23.11.2022 Арбитражного суда Томской области по делу N А67- 3474/2022 (судья Идрисова С.З.), по заявлению департамента городского хозяйства Администрации г.Томска (634050, г.Томск, Московский тракт, д.19/1, ИНН 7017001911, ОГРН 1027000908440) к департаменту финансов Администрации г.Томска (634050, г.Томск, ул.Гагарина, д.49, ИНН 7021023925, ОГРН 1037000090511) о признании недействительным представления N06-07/852 от 29.03.2022, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО "Восточная инвестиционная газовая компания" (634505, Томская область, Томский район, п.Молодежный, стр.146, ИНН 7014048076, ОГРН 1077014003000),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился (извещен);
- от ответчика: Мазура В.В. по доверенности от 01.01.2023, удостоверение, диплом;
- от третьего лица: Реут С.О. по доверенности от 01.06.2022, паспорт, диплом,
УСТАНОВИЛ:
департамент городского хозяйства администрации г.Томска обратился в суд с заявлением к департаменту финансов администрации г.Томска о признании недействительным представления N 06-07/852 от 29.03.2022 в части подпунктов 2.1, 2.2, 2.3 пункта 2.
Определением суда от 29.04.2022 к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Восточная инвестиционная газовая компания" (далее - ООО "ВИГК").
Решением суда от 23.11.2022 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что при получении субсидии ООО "ВИГК" представлены все необходимые документы, на основании которых общество признано соответствующим условиям получения субсидии; у департамента финансов отсутствуют полномочия для проведения контрольных проверок, связанных с порядком и обоснованностью предоставления субсидий за счет местного бюджета.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ООО "ВИГК" и департамент финансов Администрации г.Томска представили отзывы на апелляционные жалобы.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке поддержали позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заявителя, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционных жалобах, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа департамента финансов администрации г.Томска от 13.01.2022 N 12 "О назначении планового контрольного мероприятия" и на основании плана проведения контрольных мероприятий департаментом финансов администрации г.Томска в сфере внутреннего муниципального финансового контроля на 2022 год, утвержденного распоряжением департамента финансов администрации г.Томска от 29.12.2021 N 67 (пункт 25 плана), в период с 13.01.2022 по 28.01.2022 в отношении департамента городского хозяйства администрации г.Томска (далее - объект контроля) проведена выездная проверка по вопросу предоставления в 2021 году субсидии ресурсоснабжающим организациям на компенсацию сверхнормативных расходов и выпадающих доходов на 2021 год (возмещение затрат) и соблюдения условий соглашений (договоров) о предоставлении субсидии, по результатам которой составлен акт от 18.02.2022, содержащий указания на выявленные нарушения.
В частности, согласно п.2 указанного акта от 18.02.2022 установлено следующее нарушение:
в нарушение подпункта 5 пункта 14 Порядка предоставления субсидии ресурсоснабжающим организациям на компенсацию сверхнормативных расходов и выпадающих доходов на 2021 год (возмещение затрат)", утвержденного постановлением администрации г.Томска от 27.12.2021 N 1084, департамент городского хозяйства администрации г.Томска неправомерно принял решение о предоставлении субсидии и предоставил субсидию ООО "ВИГК" при несоответствии организации условиям ее предоставления: ООО "ВИГК" не исполнен подпункт 4 пункта 6 Порядка N 1084: не представлена копия лицензии, подтверждавшая право на осуществление деятельности по адресу: п. Светлый Городской округ Томск в период 3-летнего срока (2018-2020 годы), за который представлены документы, обосновывающие размер потребности на компенсацию сверхнормативных затрат.
На основании фактов, установленных в ходе проверки, ответчик направил в адрес заявителя представление N 06-07/852 от 29.03.2022, согласно п.2 которого заявителю следует устранить нарушение и принять меры по устранению его причин и условий, а именно:
2.1. Направить в ООО "ВИГК" уведомление о возврате в бюджет муниципального образования "Город Томск" неправомерно предоставленной субсидии в сумме 10 304 786,17 рублей.
2.2. В случае отказа возвратить сумму неправомерно предоставленной субсидии в добровольном порядке взыскать в судебном порядке с ООО "ВИГК" субсидию в сумме 10 304 786,17 рублей.
2.3. Разработать план мероприятий по установлению причин и условий выявленного проверкой нарушения и разработке мер, направленных на устранение причин и условий возникновения выявленного проверкой нарушения для недопущения его в дальнейшей работе. Срок исполнения требования: не позднее десяти месяцев с даты получения представления.
Полагая, что представление ответчика N 06-07/852 от 29.03.2022 в части подпунктов 2.1, 2.2, 2.3 пункта 2 не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы, заявитель обратился в суд с заявленным требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу об том, что изложенное в оспариваемых представлениях требование об устранении нарушения законодательства является нормативно обоснованным.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ). В соответствии с частью 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Согласно части 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).
При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения (часть 2 статьи 269.2 БК РФ).
Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения (пункт 1 статьи 306.1 БК РФ).
В соответствии с положениями пунктов 10, 47, 68 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" органы Федерального казначейства (в том числе, его территориальные органы) по результатам проведенных проверок вправе выдавать представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Согласно п. 2 ст. 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему муниципальному финансовому контролю органами внутреннего муниципального финансового контроля могут проводиться проверки, ревизии и обследования, направляться объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.
Пунктом 2.5 Положения о департаменте финансов администрации Города Томска, утвержденного решением Думы Города Томска от 15.09.2005 N 1001, предусмотрено, что на департамент возложено полномочие на проведение муниципального финансового контроля.
Таким образом, суд апелляционной отклоняет довод апелляционной жалобы об отсутствии у департамента финансов полномочия на проведение контрольных проверок, связанных с порядком и обоснованностью предоставления субсидий за счет местного бюджета.
Под представлением понимается документ, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, обязательный для рассмотрения в установленные сроки, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).
В пункте 2 представления N 06-07/852 от 29.03.2022 указано, что в нарушение подпункта 5 пункта 14 Порядка предоставления субсидии ресурсоснабжающим организациям на компенсацию сверхнормативных расходов и выпадающих доходов на 2021 год (возмещение затрат)", утвержденного постановлением администрации г.Томска от 27.12.2021 N 1084, департамент городского хозяйства администрации г.Томска неправомерно принял решение о предоставлении субсидии и предоставил такую субсидию ООО "ВИГК" при несоответствии организации условиям ее предоставления: ООО "ВИГК" не исполнен подпункт 4 пункта 6 Порядка N 1084 - не представлена копия лицензии, подтверждавшая право на осуществление деятельности по адресу: п. Светлый городской округ Томск в период 3-летнего срока (2018-2020 годы), за который представлены документы, обосновывающие размер потребности на компенсацию сверхнормативных затрат.
Постановлением администрации г.Томска от 27.12.2021 N 1084 утвержден порядок предоставления субсидий ресурсоснабжающим организациям на компенсацию сверхнормативных расходов и выпадающих доходов на 2021 год (возмещение затрат) (далее - Порядок). В соответствии с подпунктом 5 пункта 14 Порядка одним из условий предоставления субсидии является предоставление ресурсоснабжающей организацией документов, указанных в пункте 6 Порядка.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 Порядка для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии ресурсоснабжающая организация предоставляет в департамент городского хозяйства администрации г.Томска лично или почтовой связью (по своему выбору) следующие документы: подписанная руководителем и скрепленная печатью (при наличии печати) справка, содержащая перечень видов деятельности, осуществляемых и (или) осуществлявшихся ресурсоснабжающей организацией в течение 3 -х лет, предшествующих текущему финансовому году, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем 3 года, а также копии документов, подтверждающих и (или) подтверждавших право на осуществление указанных видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуются и (или) требовались специальные разрешения.
Субсидия в соответствии с настоящим Порядком предоставляется ресурсоснабжающей организацией при соблюдении следующих условий предоставление ресурсоснабжающей организацией документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, в полном объеме и соответствующих требованиям настоящего Порядка.
Соответствие организации условиям предоставления субсидии предусматривает исполнение пункта 6 Порядка N 1084, согласно которому для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии необходимо представление копий документов, подтверждающих и (или) подтверждавших право на осуществление видов деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для их осуществления требуются и (или) требовались специальные разрешения.
В целях получения субсидии 28.12.2021 ООО "ВИГК" направило в департамент городского хозяйства администрации г.Томска пакет документов.
Распоряжением департамента городского хозяйства администрации г.Томска от 28.12.2021 N 79 принято решение о предоставлении ООО "ВИГК" субсидии в сумме 10 304 786,17 рублей.
Между департаментом городского хозяйства администрации г.Томска и ООО ВИГК 28.12.2021 заключен договор N 1 о предоставлении субсидии ресурсоснабжающей организации на компенсацию сверхнормативных расходов и выпадающих доходов на 2021 год (возмещение затрат).
Платежными поручениями от 29.12.2021 N 481408 на сумму 7 213 350,32 руб. и от 29.12.2021 N 481409 на сумму 3 091 435,85 руб., субсидия в общей сумме 10 304 786,17 руб. перечислена ООО "ВИГК".
В ходе осуществления контрольного мероприятия установлено, что ООО "ВИГК" для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии и расчета сверхнормативных расходов представило в департамент городского хозяйства администрации г.Томска документы по осуществлению деятельности в 2018-2020 году в п.Светлый, однако согласно представленной копии лицензии от 11.12.2008 N ВП-62-000570(КС) на осуществление деятельности: "Эксплуатация взрывопожароопаспых производственных объектов" местом осуществления лицензируемой деятельности является объект по адресу: Томская область, Томский район, с. Моряковка, ул. Советская, 2а, а не п.Светлый.
В целях выяснения причин такого несоответствия ревизором 28.01.2022 направлен запрос руководителю департамента городского хозяйства администрации г.Томска. На данный запрос заявитель дал пояснения, в соответствии с которым опасный производственный объект: система теплоснабжения п. Светлый, эксплуатируемый ООО "ВИГК" внесен в реестр Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с 24.10.2016 за номером А62-06277-001. В феврале 2021 года в связи со сменой юридического адреса и приведением в соответствие наименования видов деятельности "Эксплуатация взрывопожарных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности" внесены изменения в данные об эксплуатируемых объектах. Системе теплоснабжения п. Светлый за номером А62-06277 от 25.02.2021 присвоен новый номер лицензии на осуществление данной деятельности за номером ВХ-62-003981 от 16.06.2021.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Кировского районного суда г. Томска от 06.09.2022 по делу N 12 -487/2022, установлено, что ООО "ВИГК" осуществляло вид деятельности: "Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными" с использованием объекта "система теплоснабжения п. Светлый" (котельных). Согласно подпункту 1 пункта 5 приложения 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством РФ в сфере теплоснабжения, устанавливается III класс опасности.
Согласно свидетельству о включении опасного производственного объекта (котельная по адресу г. Томск, п. Светлый) в государственный реестр опасных производственных объектов, выданному Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 24.10.2016, объекту котельная по адресу: г. Томск, п. Светлый, присвоен III класс опасности.
В соответствии с законодательством РФ для эксплуатации котельной в п.Светлый требовалось специальное разрешение - лицензия, копию которой для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии необходимо было предоставить ООО "ВИГК".
Вместе с тем, у ООО "ВИГК" такая лицензия, подтверждающая право на осуществление деятельности по адресу г. Томск, п. Светлый в период 3-летнего срока (2018-2020 годы), за который представлены документы, обосновывающие размер потребности на компенсацию сверхнормативных затрат, отсутствовала, поэтому она не представлена заявителю, в результате чего не соблюдены условия предоставления субсидии, предусмотренные подпунктом 5 пункта 14 Порядка.
ООО "ВИГК" представлена копия лицензии от 11.12.2008 N ВП-62-000570(КС) на осуществление деятельности: "Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов", выданная Ростехнадзором, в которой местом осуществления лицензируемой деятельности является объект по адресу: Томская область, Томский район, с. Моряковский затон, ул. Советская, 2а.
Арбитражный суд совершенно обоснованно при оценке доказательств по делу в их совокупности пришел к обоснованному выводу о том, что лицензия на эксплуатацию объекта по адресу: Томская область, Томский район, с. Моряковский затон, ул. Советская, 2а не является документом, подтверждавшим право на эксплуатацию опасного производственного объекта III класса в п.Светлый г. Томска в 2018 - 2020 годы.
На обстоятельства, свидетельствующие об обратном, в апелляционной жалобе не указано, соответствующих доказательств, опровергающих указанные выше выводы суда, не представлено.
Правовых оснований не согласиться с позицией арбитражного суда, судебная коллегия не усматривает.
Оценивая изложенные в апелляционных жалоб доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу. Судом первой инстанции полно исследованы и установлены все фактические обстоятельства дела, дана надлежащая оценка представленным доказательствам и правильно применены нормы материального права без нарушений норм процессуального законодательства.
Применительно к фактическим обстоятельствам дела, доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, получивших надлежащую оценку суда первой инстанции. Оснований для переоценки в силу положений статей 268, 270 АПК РФ не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.11.2022 Арбитражного суда Томской области по делу N А67- 3474/2022 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу департамента городского хозяйства Администрации г.Томска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Постановление, выполненное в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
О.О. Зайцева |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-3474/2022
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА
Ответчик: Департамент финансов Администрации Города Томска
Третье лицо: ООО "Восточная Инвестиционная Газовая Компания"