г. Киров |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А28-12545/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Бычихиной С.А., Великоредчанина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кряжевой У.Ю.,
при участии представителей
истца - Минеевой Т.Ю. по доверенности от 09.01.2023,
ответчика - Шестаковой Л.А. по доверенности от 09.01.2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Кировской области от 14.10.2022
по делу N А28-12545/2021
по иску Государственного учреждения - Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
(ОГРН: 1024301317920; ИНН: 4348004467)
к обществу с ограниченной ответственностью фирма "Вятские зори"
(ОГРН: 1034316506223; ИНН: 4348012281)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - истец, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью фирма "Вятские зори" (далее - ответчик, Общество) о взыскании убытков в сумме 5 693 рублей 61 копеек.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 14.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Фонд указывает, что сумма финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (7 871 рубль) превысила сумму страховых взносов за 2020 год (2 177 рублей 30 копеек) на 5 963 рублей 61 копеек. В связи с этим денежные средства в указанной сумме являются убытками Фонда и подлежат возврату Обществом.
В обоснование своих требований Фонд ссылается на пункт 2 Положения об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012 - 2020 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", абзац 5 пункта 2 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2020 N 580н.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу с доводами истца не согласился.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции по делу.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, Фонд прекратил деятельность 01.01.2023 путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником его является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области (ИНН 4346002922, ОГРН 1024301326280) (далее - Отделение).
Следовательно, Фонд подлежит замене на его правопреемника - Отделение.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.08.2020 Общество обратилось в Фонд с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - предупредительные меры) в сумме 7 871 рубля.
Приказом Фонда от 02.10.2020 Обществу разрешено в 2020 году направить на предупредительные меры 7 871 рубль.
Обществом понесены расходы на предупредительные меры в указанной сумме, 15.10.2020 в Фонд представлено заявление о возмещении понесенных расходов.
Фонд платежным поручением от 16.10.2020 N 123077 возместил Обществу расходы на предупредительные меры в сумме 7 871 рубль.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2020 год, представленному 21.01.2021, начислены к уплате Обществом за 2020 год страховые взносы в сумме 2 177 рублей 39 копеек.
В этой связи Фонд пришел к выводу о том, что предоставленная Обществу сумма финансового обеспечения предупредительных мер превысила сумму страховых взносов за 2020 год на 5 693 рубля 61 копейку, она излишне перечислена Обществу, является убытками Фонда, и подлежит возврату.
Претензией от 02.04.2021 Фонд предложил Обществу возвратить указанные средства в добровольном порядке.
Неисполнение Обществом требования послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 1, 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), Положением об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012 - 2020 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294, Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2020 N 580н, Арбитражный суд Кировской области отказал в удовлетворении исковых требований.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками.
Из статьи 1 Закона N 125-ФЗ следует, что обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в числе прочего, предусматривает обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ, в редакции, действующей в 2020 году, страховщик имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н утверждены "Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" (далее - Правила N 580н).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 утверждено "Положение об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012 - 2020 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта" (далее - Положение N 294).
Кировская область участвует в реализации пилотного проекта (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294).
Согласно пункту 2 Положения N 294 объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, перечень предупредительных мер, на которые страхователь затрачивает собственные средства с последующим возмещением произведенных расходов, порядок и сроки подачи и рассмотрения заявления страхователя о финансовом обеспечении предупредительных мер, перечень документов, прилагаемых к заявлению, и требования к их оформлению, а также основания для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер определяются правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на соответствующий год.
В пункте 3 Положения N 294 установлено, что оплата предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета Фонда произведенных страхователем расходов в пределах суммы, согласованной с территориальным органом Фонда на эти цели.
Как следует из материалов дела, сумма, согласованная с территориальным органом Фонда на предупредительные меры в 2020 году (7 871 рубль), была определена в соответствии с пунктом 2 Правил N 580н.
Следовательно, условие пункта 2 Положения N 294 о том, что объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, определяется Правилами N 580н, соблюдено.
Из Положения N 294 следует, что согласованные расходы на предупредительные меры страхователь осуществляет за счет собственных средств в соответствующем году (в 2020 году).
Предусмотренная Положением N 294 процедура возмещения расходов на оплату предупредительных мер Обществом соблюдена.
С учетом предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 особенностей (правил) возмещения расходов страхователя на предупредительные меры в субъектах, участвующих в реализации пилотного проекта, суд апелляционной инстанции признает неправомерной ссылку Фонда на предусмотренное в абзаце 5 пункта 2 Правил N 580н ограничение расходов страхователя на предупредительные меры суммой страховых взносов, уплачиваемых в календарном году после года, в котором должны были производиться, и производились расходы страхователя на оплату предупредительных мер.
Указанное Постановление Правительства Российской Федерации и Положение N 294 не предусматривает обязанности страхователя возвратить в Фонд фактические расходы, произведенные страхователем в пределах суммы, согласованной с Фондом.
В пункте 5 Положения N 294 предусмотрено, что расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат возмещению.
В пункте 10 Правил N 580н предусмотрены случаи, когда Фонд принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер.
Предусмотренные названными нормами (пункт 5 Положения N 294, пункт 10 Правил N 580н) случаи в данном деле не установлены.
Пункт 3 Положения N 294, предусматривающий, что оплата предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета Фонда произведенных страхователем расходов в пределах суммы, согласованной с территориальным органом Фонда на эти цели, Обществом не нарушен.
Учитывая изложенное отсутствуют основания для вывода о противоправности поведения Общества и причинении Обществом убытков.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Фонда - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести процессуальную замену истца Государственного учреждения - Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации его правопреемником Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области (ИНН 4346002922, ОГРН 1024301326280).
Решение Арбитражного суда Кировской области от 14.10.2022 по делу N А28-12545/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-12545/2021
Истец: ГУ Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кировской области
Ответчик: ООО фирма "Вятские зори"