город Москва |
|
20 января 2023 г. |
Дело N А40-159966/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Марковой Т.Т., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу Центральной почтовой таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.11.2022 по делу N А40-159966/22,
по заявлению: ООО "Клевер"
к Центральной почтовой таможне
о признании незаконным и отмене постановления;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.11.2022 постановление Центральной почтовой таможни от 12.07.2022 по делу об административном правонарушении N 10014000-325/2022 о привлечении ООО "Клевер" к административной ответственности, предусмотренной ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменено в части назначенного административного наказания, установив административное наказание в виде предупреждения, в остальной части постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Через канцелярию суда от общества поступил отзыв, который приобщен к материалам дела.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что постановлением таможни от 12.07.2022 по делу об административном правонарушении N 10014000-325/2022 ООО "Клевер" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50.000 руб.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 13.03.2022 в отдел таможенного оформления и таможенного контроля N 1 таможенного поста Международный почтамт Центральной почтовой таможни поступил товар в международном почтовом отправлении N RR159253461RU, пересылаемый ООО "Клевер".
Согласно таможенной декларации CN 22, сопровождающей МПО N RR159253461RU, товар представляет собой: "Photo Lens HELIOS 44-2/58 for Sony E NEX, KMZ" - 1 шт., вес - 0,445 кг., стоимость - 25 долларов США, код - 9002 11 000 0 единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Получателем МПО N RR159253461RU является Tushar Singh (26 B upper ground floor Pratap Nagar, Hari Nagar Near old gurudwara, new Delhi 110064 SOUTH DELHI, Delhi INDIA, ИНДИЯ).
Таможенная декларация CN 22 заполнена 10.03.2022. МПО N RR159253461RU принято в почтовом отделении связи АО "Почта России" N 610961 (610961, Киров, улица Комсомольская, дом 40А) 10.03.2022.
С целью идентификации товара 14.03.2022 проведен таможенный досмотр (акт таможенного досмотра N 10014031/140322/100015) в объеме и степени, позволяющем осуществить полную идентификацию товаров с определением всех качественных и количественных характеристик.
В ходе таможенного досмотра установлено следующее, что МПО N RR159253461RU представляет собой картонную коробку прямоугольной формы, без видимых повреждений упаковки и доступа к вложению.
Вложение представляет собой: объектив фотокамеры без заводской упаковки, с маркировкой "Зенит", в комплекте также имеется линза, упакованная в отдельную картонную коробку белого цвета.
Код 9002 11 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС подпадает под действие постановления Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 N 311 "О мерах по реализации Указа Президента из Российской Федерации от 08.03.2022 N 100".
В случае не предоставления документов, подтверждающих российское происхождение товаров, вывоз объектива фотокамеры с маркировкой "HELIOS 44-М 2/58, KMZ", код 9002 11 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС запрещен (подп. 9 п. 1 ст. 125 Таможенного кодекса ЕАЭС.
В ходе документального контроля выявлено отсутствие документов, подтверждающих происхождение заявленного в МПО товара с территории Российской Федерации.
22.03.2022 должностным лицом Центральной почтовой таможни в адрес отправителя МПО N RR159253461RU ООО "Клевер" направлено письмо от 22.03.2022 N60-15/0587 о предоставлении сертификата о происхождении товаров формы СТ-1, иных сертификатов, подтверждающих Российское происхождение товара, либо заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ. Запрашиваемые документы не поступили.
Таким образом, установлено, что товар (объектив фотокамеры без заводской упаковки с маркировкой "HELIOS 44-М 2/58" - 1 шт.), заявленный в таможенной декларации CN 22, подпадает под запрет вывоза за пределы территории Российской Федерации.
14.03.2022 должностным лицом Центральной почтовой таможни принято решение об отказе в выпуске товара, пересылаемого в МПО N RR159253529RU на основании подп. 7 п. 1 ст. 125 Таможенного кодекса ЕАЭС, постановления Правительства Российской Федерации N 311.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Таможенного кодекса ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Согласно подп. 10 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС "запреты и ограничения" - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с договором о союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о союзе и (или) законодательством государств-членов.
Статья 6 Таможенного кодекса ЕАЭС устанавливает, что при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено Таможенным кодексом ЕАЭС, в соответствии с договором о союзе или международными договорами в рамках Союза, а в отношении применения законодательных актов государств-членов в сфере налогообложения - также законодательством государств-членов.
В соответствии со ст. 140 Таможенного кодекса ЕАЭС товары помещаются под таможенную процедуру экспорта при условии соблюдения запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Пункт 1 ст. 104 Таможенного кодекса ЕАЭС регламентирует, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС.
Согласно п. 3 ст. 105 Таможенного кодекса ЕАЭС декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры.
Пункт 4 ст. 105 Таможенного кодекса ЕАЭС устанавливает, что перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов Евразийского экономического союза.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС). Во исполнение подп. "а" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.03.2022 N 100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности" до 31.12.2022 (включительно) введен запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации товаров согласно перечням, определяемым постановлением Правительства Российской Федерации N 311 (Приложение "Перечень отдельных видов товаров, в отношении которых вводится временный запрет на вывоз").
Для целей применения указанного перечня следует руководствоваться исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименование товара приведено для удобства пользования.
В перечень отдельных видов товаров, в отношении которых вводится временный запрет на вывоз, включен товар: - линзы, призмы, зеркала и прочие оптические элементы, из любого материала, в сборе, являющиеся частями инструментов и приборов или приспособлениями для них, кроме таких элементов из оптически не обработанного стекла; код ТН ВЭД ЕАЭС: 9002.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации N 311 меры, предусмотренные п. 1 не распространяются на товары, происходящие с территории Российской Федерации, сопровождаемые сертификатом о происхождении товара по форме СТ-1 или иным сертификатом, подтверждающим российское происхождение товара, оформленным уполномоченным на выдачу данных сертификатов организацией, либо заключением о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемым в установленном порядке Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 84 Таможенного кодекса ЕАЭС установлено, что декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных п. 2 ст. 84 Таможенного кодекса ЕАЭС. Диспозиция ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, в том числе административную ответственность за несоблюдение установленных запретов и ограничений на вывоз товаров из Российской Федерации.
Таким образом, ООО "Клевер" совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в помещении под таможенную процедуру экспорта при таможенном декларировании по таможенной декларации CN 22 товара ("Photo Lens HELIOS 44-М 2/58, KMZ"; код 9002 11 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), запрещенного к вывозу с территории РФ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 311, что послужило основанием несоблюдения запретов, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По факту выявленного нарушения 12.07.2022 вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении N 10014000-325/2022 о привлечении ООО "Клевер" к административной ответственности по ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50.000 руб.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст. ст. 25.1, 28.2, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления, судом не установлено.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответчиком соблюдены.
Статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступает порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в несоблюдении запретов и ограничений на ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами, участницей которых является Российская Федерация.
Субъектом данного правонарушения, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений.
В силу ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Вина юридического лица определяется через три основные составляющие: лицо должно выполнить таможенную обязанность, могло ее выполнить, но не выполнило обязанность.
Согласно ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
В силу ст. 3.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.
Согласно сведениям Федеральной налоговой службы ООО "Клевер" с 10.01.2018 включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве микропредприятие.
Обстоятельств, препятствующих назначению наказания в виде предупреждения, из материалов дела не усматривается.
Учитывая, что общество является субъектом малого предпринимательства, данное правонарушение совершено впервые, отсутствует причинение вреда или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, отсутствует имущественный ущерб, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о возможности изменить назначенное заявителю постановлением административное наказание в виде штрафа в размере 50.000 руб. на предупреждение.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы отклоняются, принятое судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального права и процессуального законодательства не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.11.2022 по делу N А40-159966/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-159966/2022
Истец: ООО "КЛЕВЕР"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПОЧТОВАЯ ТАМОЖНЯ