г. Москва |
|
19 января 2023 г. |
Дело N А40-160981/2022 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда С.М. Мухин, рассмотрев апелляционную жалобу ПАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.11.2022 по делу N А40-160981/22, принятое в порядке упрощенного производства,
по заявлению ПАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ИНН 2607018122)
к Центральной энергетической таможне (ИНН 7708011130)
о признании незаконным и отмене постановления,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее - заявитель, общество, ПАО "ОГК-2") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральной энергетическая таможня (далее - административный орган, ЦЭТ) о признании незаконным и отмене постановления от 14.07.2022 по делу об административном правонарушении N 10006000-256/2022 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.19.7.13 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением суда от 09.11.2022 заявление общества оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось общество и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу Центральная энергетическая таможня с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Дело рассмотрено судом в порядке ч.1 ст.272.1 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 и 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 15.02.2022 ПАО "ОГК-2" в ЦЭТ представлена статформа (системный номер N ED20220222092637503) на вывоз с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан в январе 2022 года товара - "электроэнергия" (код товара 2716000000 ТН ВЭД ЕАЭС) по линии электропередач от ООО "Уральская энергосбытовая компания" согласно договору энергоснабжения от 01.01.2022 N 74040610005024, счету - фактуре N 74040610005024И012022 от 31.01.2022 для собственных нужд филиала ПАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС в количестве 1 684, 102 тыс. кВт*ч стоимостью 8 633 790, 68 рублей.
Указанной статформе 15.02.2022 был присвоен регистрационный номер N Ю006180/150222/С243816.
Указанная статформа была аннулирована ПАО "ОГК-2" в связи с уточнением сведений о счете-фактуре и стоимости товара и 22.02.2022 обществом в СЗЭТП ЦЭТ была представлена новая статформа (системный номер N ED20220222092637503). Указанной статформе 22.02.2022 был присвоен регистрационный номер N10006180/220222/С255312.
Данные статформы были заполнены на официальном сайте Федеральной таможенной службы (далее - ФТС) России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе "Представление статистической формы" с использованием заявителем (директор филиала ПАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС Кинерейш С.А.) усиленной квалифицированной электронной подписи.
Исходя из требований Правил, ПАО "ОГК-2" должно было представить в таможенный орган статформу за вывезенный в январе 2022 года товар не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором отправлены товары, т.е. до 14.02.2022 включительно.
В нарушение требований Правил, ПАО "ОГК-2" представило статформу (системный номер N ED20220222092637503, регистрационный номер N 10006180/150222/С243816) за отчетный период январь 2022 года - 15.02.2022, т.е. с нарушением установленного срока.
СЗЭТП ЦЭТ письмами от 21.02.2022 N 36-01-16/0089, N 36-01-16/0090 по адресам ПАО "ОГК-2", письмом от 21.02.2022 N 36-01-16/0086 в адрес управляющей организации ООО "Газпром энергохолдинг", от 21.02.2022 N 36-01-16/0088 в адрес филиала ПАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС направлены запросы о предоставлении объяснений по обстоятельствам нарушения обществом установленного срока подачи статформы.
Согласно письму ПАО "ОГК-2" получены объяснения, согласно которым обществу известно о том, что между ООО "Уральская энергосбытовая компания" и филиалом ПАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС от имени ПАО "ОГК-2" заключен договор энергоснабжения от 01.01.2022 N 74040610005024 на продажу электрической энергии (мощности). Согласно условиям указанного договора, ООО "Уральская энергосбытовая компания" (продавец) обязуется осуществить продажу электрической энергии (мощности) филиалу ПАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС (покупатель) на производственно-хозяйственные нужды (ГЗУ Шубаркуль) в точках поставки, определенных в приложении N 1 к договору, часть из которых расположены на территории Республики Казахстан. При этом, филиал ПАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС не осуществляет транспортировку (вывоз) электрической энергии (мощности) через границу, а также взаимную торговлю товарами Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС, не проводит расчеты с Республикой Казахстан, а электрическая энергия (мощность) приобретается филиалом ПАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС для собственных нужд, следовательно, ее добавление к запасам материальных ресурсов государства - члена ЕАЭС не происходит. Таким образом, электрическая энергия (мощность) не является товаром, предназначенным для реализации третьим лицам или экспорта на территорию Республики Казахстан. В структуре филиала ПАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС имеется специализированное подразделение - отдел сбыта, отвечающее за сбыт электрической энергии (мощности) и смежные вопросы по указанному направлению деятельности. Сотрудники отдела сбыта филиала ПАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС обязаны и обладают соответствующим правом на заполнение, подписание и подачу от имени ПАО "ОГК-2" в таможенный орган статформ с использованием программного обеспечения через личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности. ПАО "ОГК-2" известно об обязанности, в соответствии с Правилами своевременно представлять статформы в таможенный орган, а также о предельном сроке (14.02.2022), установленном для подачи в ЦЭТ статформы за отчетный период январь 2022 года. Причиной представления статформы с нарушением установленного срока подачи в таможенный орган послужила личная невнимательность работников филиала ПАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС, на который от имени ПАО "ОГК-2" возложена обязанность по своевременной подаче статформ.
Согласно письму управляющей организации ООО "Газпром энергохолдинг" получены объяснения, согласно которым к компетенции общества относятся вопросы стратегического руководства деятельностью ПАО "ОГК-2". Обязанности по осуществлению деятельности в сфере предоставления статистической отчетности, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, возложены на ПАО "ОГК-2", заключившее соответствующий гражданско-правовой договор. ПАО "ОГК-2" при осуществлении своей текущей деятельности является отдельным юридическим лицом и самостоятельным субъектом гражданско-правовых, административных и иных правоотношений. Управляющая организация ООО "Газпром энергохолдинг" не заключает от имени ПАО "ОГК-2" гражданско-правовые соглашения и не осуществляет действия, связанные с исполнением обязательств, вытекающих в связи с их заключением. Работники общества не обладают правом на заполнение, подписание и подачу в таможенный орган статформ от лица ПАО "ОГК-2".
Согласно письму ФТС России от 17.06.2022 N 21-34/34098 "О рассмотрении обращения", Правилами определен порядок ведения статистики взаимной торговли товарами РФ с государствами - членами ЕАЭС в отношении товаров, отгруженных российским лицом из Российской Федерации на территории государств - членов ЕАЭС (пункт 1 Правил). В рассматриваемом случае, материальные ресурсы выбывают с территории Российской Федерации на территорию государства - члена ЕАЭС, то есть экспортируются (вывозятся), реализуются. При этом, продавцом товаров, в соответствии с договором энергоснабжения от 01.01.2022 N 74040610005024, является ООО "Уральская энергосбытовая компания". Таким образом, статформа на поставку товара - электрической энергии на территорию Республики Казахстан должна быть своевременно представлена в таможенный орган и содержать достоверные сведения.
Согласно письмам ООО "Уральская энергосбытовая компания" от 16.05.2022 N МО/09-06/3670, от 25.06.2022 N МО/09-06/5099, общество состоит в договорных отношениях с ПАО "ОГК-2" на основании договора N 74040610005024 с 01.04.2021. Предметом договора является купля-продажа электрической энергии (мощности) с розничного рынка электрической энергии на территории Челябинской области в точках поставки электроэнергии, определенных в Приложении N 1 к настоящему договору, через привлеченных третьих лиц (ОАО "МРСК Урала" филиал "Челябэнерго"), оказывающих услуги по передаче электрической энергии в отношении объектов собственных нужд филиала ПАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС, в том числе на электрические подстанции (ПС "Багерная-1", ПС "Багерная-2", ПС "Шубаркуль"). В январе 2022 года ООО "Уральская энергосбытовая компания" осуществляло продажу и поставку через сетевую организацию ОАО "МРСК Урала" товара - электрической энергии (мощности) по точкам поставки на территории Челябинской области, согласно приложения N 1 к договору энергоснабжения от 01.01.2022 N 7404061000 5024, счета- фактуры N74040610005024И012022 от 31.01.2022. Общество не осуществляло контроль и диспетчерский учет сбыта (транспортировки) в январе 2022 года товара - "электрической энергии" (мощности) в рамках указанного договора. Договором энергоснабжения от 01.01.2022 N 74040610005024 либо иным договором (соглашением) обязанность одной из сторон по представлению в таможенные органы Российской Федерации статформ учета перемещения товара -"электрической энергии" (мощности) в точки поставки в рамках указанного договора с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан на объекты филиала ПАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС не предусмотрена. Переток электрической энергии (мощности) на территорию других государств осуществляется на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и по сечениям с ПАО "ФСК".
В соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 03.06.2019 N 557, постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 13.06.2016 N 46/4, с 01.07.2019 ООО "Уральская энергосбытовая компания" осуществляет функции гарантирующего поставщика электрической энергии в административных границах Челябинской области за исключением границ зоны деятельности гарантирующего поставщика ООО "Магнитогорская энергетическая компания". Учитывая, что деятельность общества ограничена географическими границами товарного рынка по границам Челябинской области (за исключением границ зоны деятельности гарантирующего поставщика ООО "Магнитогорская энергетическая компания"), поставка электрической энергии за границы Челябинской области ООО "Уральская энергосбытовая компания" не осуществляется, в связи с чем, положения Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329", а также ст. 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на ООО "Уральская энергосбытовая компания" не распространяются. Поскольку общество является гарантирующим поставщиком в административных границах Челябинской области и не осуществляет поставки (продажу) с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан товара - электрическая энергия (мощность), ООО "Уральская энергосбытовая компания" не обязано представлять статформу в таможенный орган.
Согласно информации, изложенной в статформе, имеет важное значение для формирования статистики внешней торговли РФ в целом, так как является первичным источником при формировании статистики взаимной торговли с государствами - членами ЕАЭС.
Соблюдение соответствующего порядка направлено на обеспечение достоверности официальной статистической информации государств - членов ЕАЭС.
Статистическое декларирование является альтернативой таможенному декларированию в рамках ЕАЭС и выступает одним из инструментов охраны экономической безопасности Российской Федерации в рамках ЕАЭС.
В соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.12.2016 N 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза", статистические показатели официальной статистической информации, предоставляются Евразийской экономической комиссии уполномоченными органами государств - членов ЕАЭС. Указанное свидетельствует, что непредставление статистической информации либо ее предоставление с недостоверными сведениями, создает угрозу экономической безопасности государства и препятствует нормальному международному взаимодействию, поскольку нарушает установленный порядок взаимодействия государств - членов ЕАЭС.
Выполняя требования таможенного законодательства, ПАО "ОГК-2", как участник внешнеэкономической деятельности, самостоятельно и на свой риск осуществляющее предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением сроков предоставления статистической отчетности о перемещении товаров с территории Российской Федерации в адрес получателя на территории государства - члена ЕАЭС, в частности, на объекты филиала ПАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС, расположенные на территории Республики Казахстан.
Факт совершения правонарушения установлен протоколом об административном правонарушении.
Вина общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ, с учетом положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ заключается в том, что у него имелась возможность для соблюдения требований, за нарушение которых ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, на дату принятия оспариваемого постановления не пропущен.
В рассматриваемом случае обществу вменяется нарушение срока подачи статистической формы, а не заявление недостоверных сведений.
Апелляционный суд считает, что применительно к ч. 4 ст. 210 АПК РФ Московской областной таможней доказано совершение обществом вмененного административного правонарушения.
Применительно к положениям ч. 1 ст. 9, ст. 64, ч. 1 ст. 65 АПК РФ обществом в материалы дела не представлены достаточные и убедительные доказательства, опровергающие выводы таможни о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции, что применительно к ч. 4 ст. 210 АПК РФ административным органом доказано совершение обществом вмененного административного правонарушения.
Порядок привлечения общества к административной ответственности не нарушен.
Срок привлечения общества к административной ответственности на дату принятия оспариваемого постановления не истек.
Апелляционный суд приходит к выводу о законности оспариваемого постановления административного органа от 14.07.2022 по делу об административном правонарушении N 10006000-256/2022.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 4 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.11.2022 по делу N А40-160981/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-160981/2022
Истец: ПАО "ВТОРАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ ОПТОВОГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ТАМОЖНЯ