г. Челябинск |
|
23 января 2023 г. |
Дело N А76-23054/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.10.2022 по делу N А76-23054/202222.
В заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Челябинской области - Плетнева О.А. (служебное удостоверение, доверенность от 29.12.2022, диплом);
Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - Удовицкая С.А. (служебное удостоверение, доверенность от 14.12.2022, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Просто-Р" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, ООО "Просто-Р") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Челябинской области о признании недействительным решения об отказе в удовлетворении жалобы о признании незаконными действий по доначислению земельного налога за 2020 год.
В ходе судебного разбирательства представителем налогоплательщика заявлено и судом на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято изменение предмета заявленных требований на признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Челябинской области по перерасчету земельного налога за 2020 год по налоговой ставке 1,5%.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Челябинской области (далее - ответчик, налоговый орган, инспекция).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - третье лицо, управление), исключив его, в связи с отсутствием к данному лицу со стороны налогоплательщика какого-либо требования, из числа ответчиков по делу.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.10.2022 заявленные требования удовлетворены частично. Судом признаны незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Челябинской области по перерасчету земельного налога за 2020 год по налоговой ставке 1,5% в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 74:19:1106001:668, 74:19:1106001:798, 74:19:1106002:886, 74:19:1106002:887, 74:19:1106002:888, 74:19:1106002:889. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в арбитражный суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части удовлетворения заявленных требований отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ссылается на то обстоятельство, что принадлежность земельного участка на праве собственности коммерческой организации, созданной для осуществления предпринимательской деятельности, обуславливает его налогообложение по налоговой ставке, установленной для соответствующих земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности. Таким образом, в отношении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства и используемых в предпринимательской деятельности, применяется ставка земельного налога в размере 1,5 процента.
Податель жалобы указывает, что в рассматриваемом случае спорные земельные участки использовались в предпринимательской деятельности общества.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик является/являлся собственником земельных участков на территории Сосновского района Челябинской области с кадастровыми номерами:
- 74:19:1106001:667 (с 10.10.2011 по настоящее время),
- 74:19:1106001:668 (в период с 07.10.2011 по 17.03.2022),
- 74:19:1106001:798 (в период с 08.08.2012 по 18.03.2022),
- 74:19:1106002:886 (в период с 10.10.2011 по 23.03.2022),
- 74:19:1106002:887 (в период с 10.10.2011 по 23.03.2022),
- 74:19:1106002:888 (в период с 10.10.2011 по 23.03.2022),
- 74:19:1106002:889 (в период с 07.10.2011 по 23.03.2022).
Вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами: 74:19:1106001:668, 74:19:1106001:798, 74:19:1106002:886, 74:19:1106002:887, 74:19:1106002:888, 74:19:1106002:889 - "Для индивидуального жилищного строительства. Размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей)".
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: 74:19:1106001:667 - "научно-производственная деятельность: размещение технологических, промышленных, агропромышленных парков, бизнес-инкубаторов", а не "для жилищного строительства".
Инспекцией по окончании налогового периода и после истечения установленного срока уплаты земельного налога (01.03.2021) и соответствующих сумм авансовых платежей по налогу (12.05.2020, 31.07.2020, 02.11.2020) налогоплательщику направлено сообщение N 683988 от 19.08.2021 об исчисленной сумме земельного налога, согласно которому сумма земельного налога за 2020 год, подлежащая уплате в бюджет, составила 683 988 руб., в том числе по земельным участкам с кадастровыми номерами: 74:19:1106001:667, 74:19:1106001:668, 74:19:1106001:798, 74:19:1106002:886, 74:19:1106002:887, 74:19:1106002:888, 74:19:1106002:889 в сумме 644 790 руб.
При исчислении налогоплательщику земельного налога за 2020 год в отношении указанных земельных участков, инспекцией применена налоговая ставка - 1,5%.
Полагая произведенные инспекцией действия по перерасчету земельного налога за 2020 год с применением налоговой ставки 1,5% незаконными, налогоплательщик обратился в инспекцию с заявлениями от 17.01.2022 и от 20.01.2022, указав о необходимости применения ставки 0,3%, поскольку спорные земельные участки используются под строительство жилых домов.
Письмом от 01.02.2022 N 09-24/001387@ инспекцией отказано в перерасчете земельного налога за 2020 год в отношении спорных земельных участков, сославшись на то, что в отношении земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности, применяется ставка земельного налога в размере 1,5%.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области N 16-07/2/003561@ от 08.06.2020, жалоба налогоплательщика на действия инспекции по перерасчету земельного налога за 2020 год по налоговой ставке 1,5%, оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с оспоренными действиями инспекции, налогоплательщик обратился в арбитражный суд.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что сам по себе факт наличия у налогоплательщика статуса юридического лица - коммерческой организации, равно как и факты продажи земельных участков в 2022 году одному лицу, не могут безусловно расцениваться как использование земельных участков в предпринимательской деятельности. Определяющим для применения налоговой ставки земельного налога 0,3% является вид разрешенного использования земельного участка и назначение возводимых на нем объектов.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и выслушав выступления представителей налогового органа, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица.
Предельные размеры налоговых ставок по налогу определены в статье 394 Кодекса.
Согласно положениям пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 394 Кодекса допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Решением Совета депутатов Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 22.11.2010 N 105 "Об утверждении положения "О земельном налоге муниципального образования Кременкульское сельское поселение" (вместе с "Положением "О земельном налоге муниципального образования Кременкульское сельское поселение") налоговая ставка установлена (ст. 7):
1) 0,3% в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
- не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ;
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, приведено следующее описание вида разрешенного использования земельного участка "для индивидуального жилищного строительства": размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
Для применения пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства необходимо использовать земельные участки по целевому назначению.
По смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для лиц, непосредственно использующих земли для индивидуального жилищного строительства (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 N 301-КГ18-7425).
Таким образом, для применения пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, помимо категории и вида разрешенного использования земельного участка, необходимо также учитывать целевой характер использования указанных земельных участков.
В отношении спорных земельных участков, налоговым органом земельный налог за 2020 год исчислен с применением налоговой ставки 1,5%, поскольку отсутствовали факты, подтверждающие использование спорных земельных участков под строительство жилых домов.
Разрешение на строительство жилых домов на спорных участках обществу не выдавалось.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что земельные участки были приобретены заявителем для их дальнейшей перепродажи с целью осуществления предпринимательской деятельности.
Инспекция пришла к выводу, что земельные участки не использовались по назначению, принадлежность земельного участка на праве собственности коммерческой организации, обуславливает его налогообложение по налоговой ставке, установленной для соответствующих земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции указал, что цель приобретения земельного участка не влияет на правомерность применения пониженной ставки земельного налога.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом, поскольку он не соответствует смыслу указанных выше норм налогового и земельного законодательства.
Данный подход также согласуется с письмами Минфина России от 15.01.2020 N 03-05-06-02/1158, от 03.04.2019 N 03-05-04-02/23083, ФНС России от 05.04.2019 N БС-4-21/6245@.
Вывод суда первой инстанции также не соответствует судебной практике по подобным спорам, который нашел свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 307-ЭС20-16984.
В этой связи решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.10.2022 по делу N А76-23054/2022 отменить.
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Просто-Р" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-23054/2022
Истец: ООО "Просто-Р"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 22 по Челябинской области, Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области