г. Тула |
|
23 января 2023 г. |
Дело N А09-4195/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.01.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Дайнеко М.М. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Думчевым М.С., при участии в судебном заседании представителя от Администрации Брянского района - Михальченко И.Н. (доверенность 03.08.2021, удостоверение), от общества с ограниченной ответственностью специализированный застройщик "Мегаполис-Строй" - Рябович С.М. (доверенность от 02.06.2021, паспорт, диплом), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Мичуринской сельской администрации и Администрации Брянского района на решение Арбитражного суда Брянской области от 02.11.2022 по делу N А09-4195/2022 (судья Зенин Ф.Е.),
УСТАНОВИЛ:
Мичуринская сельская администрация (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Мегаполис-Строй" (далее - ответчик 1, застройщик) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - ответчик 2), с учетом принятого судом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными действий ответчика 1 по отказу от права собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:02:0390204:990 площадью 14 389 кв.м, расположенный по адресу: Брянская область, Брянский муниципальный район, п. Мичуринский, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения детских садов.
Истец в суде первой инстанции просил суд прекратить зарегистрированное право муниципальной собственности в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 32:02:0390204:990, а также восстановить в Едином государственном реестре недвижимости запись (далее - ЕГРН) о праве собственности ответчика 1 на указанный земельный участок.
Решением суда первой инстанции от 02.11.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Администрации Брянского района и Мичуринская сельская администрации обратились в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В апелляционной жалобе Мичуринская сельская администрация просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные исковые требования. В обоснование своей позиции ссылается на то, что судом первой инстанции не применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению, а также не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. В частности арбитражный суд первой инстанции необоснованно не применил к спорным правоотношениям положения Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В апелляционной жалобе Администрация Брянского района указывает, что считает решение незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, при вынесении решения суд не учел фактические обстоятельства дела, в связи с нарушением норм материального и процессуального права по следующим основаниям: при вынесении решения в нарушение требований пункта 1 части 270 АПК РФ судьей не применена норма части 1 статьи 310 ГК РФ.
Общество с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик "Мегаполис-Строй" в отзывах на апелляционные жалобы просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, выслушав стороны, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Управлением имущественных отношений Брянской области (управлением) и ООО Специализированный застройщик "Мегаполис-Строй" (застройщиком) заключен договор о комплексном освоении территории от 05.06.2018 N 3727-К, по условиям которого застройщику для комплексного освоения территории предоставляется на праве аренды земельный участок с кадастровым номером 32:02:0000000:3244, площадью 954025+/-342 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается, в том числе жилищное строительство, на 10 (десять) лет, с 05.06.2018 по 04.06.2028 (п.п. 1.1 - 1.2, 2.3 договора).
На основании пункта 1.3 договора комплексное освоение территории включает в себя подготовку документации по планировке территории, образование земельных участков в границах участка, строительство на образованных участках объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, иных объектов, а также проведение работ по благоустройству и озеленению в соответствии с документацией по планировке территории.
В соответствии с пунктами 3.2.3, 3.4.6 договора застройщик обязан подготовить и направить в адрес управления график осуществления мероприятий по освоению территории в отношении каждого мероприятия с указанием сроков начала и окончания выполнения соответствующих работ для заключения дополнительного соглашения к договору - в течение 1 (одного) месяца со дня утверждения документации по планировке территории.
Управление обязано заключить дополнительное соглашение к договору, содержащее график осуществления мероприятий по освоению участка (в том числе строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства) в отношении каждого мероприятия с указанием сроков начала и окончания проведения соответствующих работ - в течение трех месяцев со дня утверждения документации по планировке территории.
Застройщик вправе безвозмездно передать объекты коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, строительство которых осуществляется на участке, образованных участках за счёт средств застройщика, в установленном законом порядке в муниципальную собственность не позднее 10 лет со дня заключения договора. Перечень подлежащего передаче имущества, сроки такой передачи определяется сторонами дополнительным соглашением к договору после утверждения проекта планировки и проекта межевания территории (пункт 3.3.4 договора).
Между управлением (арендодателем) и застройщиком (арендатором) заключен договор аренды земельного участка от 05.06.2018 N 3727, по условиям которого арендатор передал арендатору во временное владение и (или) пользование земельный участок с кадастровым номером 32:02:0000000:3244 для его комплексного освоения на 5 (пять) лет с 06.06.2018 по 05.06.2023.
Постановлением от 09.08.2018 N 706 администрация утвердила проект планировки и межевания территории земельного участка с кадастровым номером 32:02:0000000:3244, письмом от 21.11.2018 N 4-4669А согласовала график освоения территории названного участка.
22.11.2018 между застройщиком и управлением заключено дополнительное соглашение к договору от 05.06.2018 N 3727-К, которым был утверждён график освоения территории (земельного участка с кадастровым номером 32:02:0000000:3244).
Впоследствии в границах земельного участка с кадастровым номером 32:02:0000000:3244 были образованы новые участки, в том числе спорный земельный участок с кадастровым номером 32:02:0390204:990 площадью 14389 кв.м, расположенный по адресу: Брянская область, Брянский муниципальный район, п.Мичуринский, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения детских садов.
В дальнейшем в отношении земельного участка с кадастровым номером 32:02:0390204:990 ответчиком 1 зарегистрировано право собственности.
Ответчик 1 обратился в Управление Росреестра по Брянской области с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности общества на вышеуказанный земельный участок в связи с отказом от права собственности на данный объект.
Регистрирующим органом 11.04.2022 погашена запись в ЕГРН о государственной регистрации права собственности ответчика 1 на земельный участок и внесена запись о государственной регистрации права собственности муниципального образования Мичуринское сельское поселение Брянского муниципального района на указанный земельный участок,что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРН.
Истец, полагая, что отказ ответчика 1 от права собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:02:0390204:990 не соответствует требованиям действующего законодательства, обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, пришел к выводу об обоснованности выводов суда в части оснований отказа истцу в удовлетворении исковых требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статьи 125 ГК РФ.
Согласно статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
При этом пунктом 1 статьи 131 ГК РФ предусмотрено, что прекращение права собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации.
В соответствии с частью 1.1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.
Таким образом, при отказе собственника от земельного участка, право собственности переходит к муниципальному образованию на территории которого он расположен.
Согласно части 1 статьи 56 Закона о регистрации государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права собственности осуществляется на основании заявления собственника земельного участка или земельной доли.
При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля, без заявления о государственной регистрации возникновения или перехода права (часть 4 статьи 56 Закона о регистрации).
Согласно закрепленному в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципу единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу пункта 4 статьи 35 ЗК РФ отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением случаев, прямо указанных в данной норме.
Согласно требованиям пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу части 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ, пункта 52 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация в Едином государственном реестре недвижимости.
Руководствуясь приведенными выше нормами права, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и установив, что на спорном земельном участке не зарегистрировано объектов недвижимого имущества, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений действующего законодательства при совершении ответчиком 1 сделки по отказу от права собственности и государственной регистрации ответчиком 2 права муниципальной собственности на спорный земельный участок.
Довод истца и администрации Брянского района о том, что по условиям договора о комплексном освоении территории на ответчике 1 лежит обязанность осуществить строительство социальных объектов, правомерно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Из условий договора о комплексном освоении территории от 05.06.2018 N 3727-К не следует обязанность застройщика осуществить строительство социальных объектов, а лишь обязанность предусмотреть при планировании застройки территории размещение на этой территории таких объектов. При этом условия пунктов 1.4. и 3.4.8. договора не позволяют определить предмет отношений по возведению и вводу в эксплуатацию зданий школы и двух детских садов (не указаны параметры зданий, не определен источник финансирования, застройщик, условия передачи объектов от застройщика в публичную собственность).
Таким образом, отсутствие у застройщика по договору о комплексном освоении территории от 05.06.2018 N 3727-К обязательства по строительству социальных объектов, установлено судом первой инстанции.
Заявленные истцом доводы о недействительности оспариваемой сделки по отказу от права собственности, как ничтожной, были предметом рассмотрения судом первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой соглашается суд апелляционной инстанции.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о недействительности сделки, речь идет не о самом факте ее совершения, на что, по сути, ссылался истец, а на несоответствие условий сделки требованиям закона. Однако в обоснование своей позиции истец указывал, на возможное неисполнение застройщиком в будущем, в связи с отказом от права собственности, своих обязательств по договору о комплексном освоении территории стороной которого истец по делу не является.
Довод о неприменении положений ГрК РФ, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как указано судом первой инстанции, согласно условиям пункта 1 части 5 статьи 68 ГрК РФ в договоре о комплексном освоении территории могут быть предусмотрены обязательства лица, заключившего договор, безвозмездно передать в государственную или муниципальную собственность после окончания строительства объекты коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также иные объекты, строительство которых осуществлялось за счет средств лица, заключившего договор, перечень данных объектов и условия их передачи.
Пунктом 3.3.4 договора предусмотрено, что застройщик имеет право безвозмездно передать объекты коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, строительство которых осуществляется на участке, образованных участках за счет средств застройщика, в установленном законом порядке в муниципальную собственность не позднее 10 лет со дня заключения договора. Перечень подлежащего передаче имущества, сроки такой передачи определяются сторонами дополнительным соглашением к договору после утверждения проекта планировки и проекта межевания территории. Между тем, договором не предусмотрены обязанности застройщика произвести строительство социальных объектов, включая школу и детские сады за свой счет. Отсутствует и предусмотренный ГрК РФ перечень данных объектов и условия их передачи в муниципальную собственность.
В указанном графике, в отношении объектов социальной инфраструктуры, содержится лишь информация об обозначении земельных участков, их местоположении, площади, категории земель, видах разрешенного использования и дате освоения.
Судом первой инстанции установлено, что документальных доказательств наличия признаков злоупотребления правом со стороны ответчика 1 при отказе от права собственности в материалы дела в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Доводы апелляционных жалоб в части несогласия с обжалуемым судебным актом направлены на переоценку выводов арбитражного суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, а также основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 02.11.2022 по делу N А09-4195/2022 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Заикина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-4195/2022
Истец: Мичуринская сельская администрация Брянского района Брянской области
Ответчик: ООО "Мегаполис-Строй", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области
Третье лицо: Администрация Брянского района, Управление имущественных отношений Брянской области