г. Чита |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А19-6458/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 января 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Луценко О.А., Будаевой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Алекперова Элнура Рза Оглы Лапшиной Ю.Ю. (доверенность от 12.05.2022),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2022 года по делу N А19-6458/2021,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Алекперов Элнур Рза Оглы (ОГРНИП 315385000017360, ИНН 380802171835, далее - истец, ИП Алекперов Э.Р. Оглы) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области (ОГРН 1033801004357, ИНН 3808065036, далее - ТУ ФАУГИ), Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" (ОГРН 1053811065923, ИНН 3811087625, далее - учреждение) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на часть земельного участка с кадастровым номером участка 38:36:000021:238, образованную за счет присоединения части образуемого согласно Проекту межевания территории планировочного элемента 0-02-02, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 21 августа 2017 года N 031-06-835/7, в редакции постановления администрации города Иркутска от 06.09.2019 N 031-06-712/9 земельного участка с условным номером Б12/1 площадью 636 кв.м., вид разрешенного использования: магазины, способ образования: перераспределение 38:36:000021:21293, принадлежащего ИП Алекперову Э.Р., и земель, государственная собственность на которые не разграничена, части земельного участка с условным номером Б12, площадью 178 кв.м, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, способ образования: из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
- признании отсутствующим права постоянного бессрочного пользования ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" на часть земельного участка с кадастровым номером участка 38:36:000021:238, образованную за счет присоединения части образуемого согласно Проекту межевания территории планировочного элемента 0 - 02-02, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 21 августа 2017 года N 031-06-835/7, в редакции постановления администрации города Иркутска от 06.09.2019 N 031-06-712/9 земельного участка с условным номером Б12/1 площадью 636 кв.м., вид разрешенного использования: магазины, способ образования: перераспределение 38:36:000021:21293, принадлежащего ИП Алекперову Э.Р., и земель, государственная собственность на которые не разграничена, части земельного участка с условным номером Б12, площадью 178 кв.м, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, способ образования: из земель, государственная собственность, на которые не разграничена.
Также индивидуальный предприниматель Алекперов Элнур Рза Оглы (истец) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области и Федеральному бюджетному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" (ответчикам) с требованием об установлении площади земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238 4587 кв.м, местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238, в координатах поворотных точек, указанных в просительной части искового заявления.
Определением суда от 02.06.2022 указанные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора - Администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (ОГРН 1043801066760, ИНН 3808114653).
Истцом подано заявление об отказе от исковых требований в части следующих требований:
- признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на часть земельного участка с кадастровым номером участка 38:36:000021:238, образованную за счет присоединения части образуемого согласно Проекту межевания территории планировочного элемента 0-02-02, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 21 августа 2017 года N 031-06-835/7, в редакции постановления администрации города Иркутска от 06.09.2019 N 031-06-712/9 земельного участка с условным номером Б12/1 площадью 636 кв.м., вид разрешенного использования: магазины, способ образования: перераспределение 38:36:000021:21293, принадлежащего ИП Алекперову Э.Р., и земель, государственная собственность на которые не разграничена, части земельного участка с условным номером Б12, площадью 178 кв.м, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, способ образования: из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
- признания отсутствующим права постоянного бессрочного пользования ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" на часть земельного участка с кадастровым номером участка 38:36:000021:238, образованную за счет присоединения части образуемого согласно Проекту межевания территории планировочного элемента 0-02-02, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 21 августа 2017 года N 031-06-835/7, в редакции постановления администрации города Иркутска от 06.09.2019 N 031-06-712/9 земельного участка с условным номером Б12/1 площадью 636 кв.м., вид разрешенного использования: магазины, способ образования: перераспределение 38:36:000021:21293, принадлежащего ИП Алекперову Э.Р., и земель, государственная собственность на которые не разграничена, части земельного участка с условным номером Б12, площадью 178 кв.м, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, способ образования: из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2022 года по делу N А19-6458/2021 прекращено производство по требованиям о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации и права постоянного бессрочного пользования Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" на часть земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238.
В остальной части иск удовлетворен. Установлена площадь земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238 4587 кв.м, местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238, в указанных координатах поворотных точек.
ТУ ФАУГИ обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме, по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что поскольку местоположение и границы земельного участка определены исходя из фактического землепользования, владение объектом недвижимости осуществляется 15 лет, постольку правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных требований, у суда первой инстанции не имелось.
Истец в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 16.12.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
ТУ ФАУГИ по Иркутской области, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области", Администрация города Иркутска, Управление Росреестра по Иркутской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. От ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителя истца, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ИП Алекперову Э.Р.о. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации магазина, общая площадь 428 кв.м, адрес объекта: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Трилиссера, 55, кадастровый номер 38:36:000021:21293, на основании Договора купли-продажи земельного участка от 24.10.2011, Постановления мэра г. Иркутска от 12.10.2011 N 031-06-2170/11, свидетельства о государственной регистрации права от 24.11.2011, и расположенное на указанном выше земельном участке здание, назначение: нежилое, площадь 399,1 кв.м, количество этажей 2, кадастровый номер 38:36:000021:28635, адрес объекта: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Трилиссера, 55, на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 26.01.2015 N RU38303000-03/15, Договора купли-продажи земельного участка от 24.10.2011, Постановления мэра г. Иркутска от 12.10.2011 N 031-06-2170/11, свидетельства о государственной регистрации права от 12.02.2015
Письмом от 04.06.2019 ИП Алекперов Э.Р.о. обратился в Управление архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска с просьбой внести изменения в проект межевания территории в отношении земельного участка Б12, путем перераспределения земельного участка согласно прилагаемой схеме, для дальнейшего использования части земельного участка Б12 площадью 208 кв.м. для благоустройства прилегающей к магазину территории, указав, что часть земельного участка Б12 площадью 208 кв.м. расположена смежно с принадлежащим предпринимателю участком.
Рассмотрев заявление ИП Алекперов Э.Р.о. от 24 сентября 2019 года N 502-05-6107/19, руководствуясь подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28, подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, администрация города Иркутска в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска в письме от 22.10.2019 N505-70-2/831/19 согласовала заключение соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:21293, площадью 428 кв.м., находящегося в собственности Алекперова Элнура Рза оглы и земельного участка, находящегося в государственной собственности, с образованием земельного участка с условным N Б12/1, площадью 636 кв.м., с видом разрешенного использования "магазины", на основании проекта межевания территории, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 21 августа 2017 года N 031 -06-835/7, в редакции от 6 сентября 2019 года N 031-06-712/9. В связи с этим Алекперов Элнур Рза оглы 28.10.2019 обратился в регистрирующий орган с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым N 38:36:000021:21293 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приложив межевой план от 25.10.2019.
07.11.2019 ИП Алекперовым Э.Р.о. получено уведомление о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации права в связи с тем, что границы образуемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:21293.
14.11.2019 в Управление Росреестра по Иркутской области ИП Алекперовым Э.Р.о. повторно представлен межевой план от 25.10.2019 по образованию земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:21293 и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
15.11.2019 получено уведомление о неустранении причин приостановлении государственного кадастрового учета в связи с тем, что границы образуемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238.
07.11.2019 в Едином государственном реестре недвижимости учтены изменения в сведениях о площади и местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238 в связи с их уточнением.
Земельный участок с кадастровым номером 38:36:000021:238, площадью 5047 кв.м, по адресу: г. Иркутск, ул. Трилиссера, 51, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства санитарно-эпидемиологической станции, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, передан в постоянное бессрочное пользование ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области".
В результате уточнения сведений о площади и местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238 его площадь увеличена за счет присоединения части образуемого согласно Проекту межевания территории планировочного элемента О-02-02, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 21 августа 2017 года N 031-06-835/7, в редакции постановления администрации города Иркутска от 06.09.2019 N 031-06-712/9 (далее по тексту - Проект межевания территории планировочного элемента О-02-02) земельного участка с условным номером Б12/1, площадью 636 кв.м., вид разрешенного использования: магазины, способ образования: перераспределение 38:36:000021:21293, принадлежащего ИП Алекперову Э.Р., и земель, государственная собственность на которые не разграничена, части земельного участка с условным номером Б12, площадью 178 кв.м, вид разрешенного использования: земельные участки (территории) общего пользования, способ образования: из земель, государственная собственность на которые не разграничена, части земельного участка с условным номером Б13, площадью 676 кв.м, вид разрешенного использования: малоэтажная многоквартирная жилая застройка, способ образования: из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Проект межевания территории планировочного элемента О-02-02 относительно земельного участка ответчиков предусматривает образование земельного участка с условным номером Б11 площадью 4492 кв.м, вид разрешенного использования здравоохранение, способ образования: Образование земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Как указывает истец, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238 не соответствуют его фактическим границам на местности.
Земельный участок, используемый ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области" по установленной Проектом межевания территории планировочного элемента О-02-02 границе формируемых земельных участков с условными номерами Б11 и Б12/1 огорожен кованым металлическим забором. Земельный участок в границах формируемого участка с условным номером Б12/1 площадью 636 кв.м фактически используется ИП Алекперовым Э.Р.о., в подтверждение чего представлен Акт проверки соблюдения земельного законодательства в отношении гражданина N 944 от 05.06.2019.
По мнению истца, спорная часть земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238 не могла принадлежать ответчикам ни на основании правоустанавливающего документа - решения Исполнительного комитета Иркутского городского совета депутатов трудящихся N 202 от 15.04.1968, ни по фактическому землепользованию, поскольку спорная часть земельного участка фактически используется ИП Алекперовым Э.Р.о. как часть земельного участка усадьбы N 55 по ул. Трилиссера г. Иркутска как проезд общего пользования, а также как часть территории многоквартирного дома по ул. Партизанская г. Иркутска.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Иркутской области с требованием (с учетом прекращения производства по делу в части) установить площадь земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238 4587 кв.м, местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238, в координатах поворотных точек:
Название N N знака |
Х (м) |
У (м) |
Дирекционный угол |
Мера линий (м) |
||||
1 |
383479.56 |
3336882.06 |
65° 26' 16" |
6.01 |
||||
2 |
383482.06 |
3336887.53 |
156°25' 38" |
4.63 |
||||
3 |
383477.82 |
3336889.38 |
78° 47' 39" |
12.97 |
||||
4 |
383480.34 |
3336902.10 |
64° 59' 29" |
12.68 |
||||
5 |
383485.70 |
3336913.59 |
152° 40' 04" |
1.00 |
||||
6 |
383484.81 |
3336914.05 |
61° 10' 34" |
3.86 |
||||
7 |
383486.67 |
3336917.43 |
67° 13'19" |
9.48 |
||||
8 |
383490.34 |
3336926.17 |
70° 13'29" |
13.66 |
||||
9 |
383494.96 |
3336939.02 |
159°13'40" |
0.93 |
||||
10 |
383494.09 |
3336939.35 |
156° 21' 35" |
5.96 |
||||
11 |
383488.63 |
3336941.74 |
66°03' 31" |
8.30 |
||||
12 |
383492.00 |
3336949.33 |
156° 59' 31" |
9.88 |
||||
13 |
383482.91 |
3336953.19 |
71° 46' 30" |
1.73 |
||||
14 |
383483.45 |
3336954.83 |
71° 53'38" |
4.41 |
||||
15 |
383484.82 |
3336959.02 |
71° 56' 56" |
3.78 |
||||
16 |
383485.99 |
3336962.61 |
71° 51' 51" |
4.24 |
||||
17 |
383487.31 |
3336966.64 |
69° 06' 08" |
2.94 |
||||
18 |
383488.36 |
3336969.39 |
69° 16' 13" |
6.95 |
||||
19 |
383490.82 |
3336975.89 |
154° 59' 10" |
11.40 |
||||
20 |
383480.49 |
3336980.71 |
154° 56' 22" |
16.69 |
||||
21 |
383465.37 |
3336987.78 |
154° 53' 39" |
5.44 |
||||
22 |
383460.44 |
3336990.09 |
69° 12' 25" |
6.23 |
||||
23 |
383462.65 |
3336995.91 |
150° 20' 32" |
5.72 |
||||
24 |
383457.68 |
3336998.74 |
265° 49' 01" |
7.13 |
||||
25 |
383457.16 |
3336991.63 |
248° 00' 32" |
0.56 |
||||
26 |
383456.95 |
3336991.11 |
248° 32' 31" |
1.86 |
||||
27 |
383456.27 |
3336989.38 |
248° 18' 12" |
18.29 |
||||
28 |
383449.51 |
3336972.39 |
247° 55'56" |
0.40 |
||||
29 |
383449.36 |
3336972.02 |
248° 49' 13" |
20.54 |
||||
30 |
383441.94 |
3336952.87 |
248° 29' 55" |
0.35 |
||||
31 |
383441.81 |
3336952.54 |
248°23' 56" |
44.60 |
||||
32 |
383425.39 |
3336911.07 |
338° 48' 14" |
10.37 |
||||
33 |
383435.06 |
3336907.32 |
251° 47' 49" |
7.81 |
||||
34 |
383432.62 |
3336899.90 |
339° 11' 25" |
50.22 |
||||
1 |
383479.56 |
3336882.06 |
|
|
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Порядок перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлен главой V.4. Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Согласно пункту 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ИП Алекперову Э.Р.о. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации магазина, общая площадь 428 кв.м, адрес объекта: Иркутская область, г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Трилиссера, 55, кадастровый номер 38:36:000021:21293.
ИП Алекперовым Э.Р. в установленном законом порядке получено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков от 22.10.2019 N 505-70-21831/19, выданное Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска.
После получения согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков от 22.10.2019 N 505-70-21831/19 и обращения ИП Алекперова Э.Р.о. в Управление Росреестра по Иркутской области с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества, установлено наличие препятствий для осуществления государственного кадастрового учета. Препятствия выражены в пересечении границами образуемого земельного участка границ земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238.
Земельный участок с кадастровым номером 38:36:000021:238, площадью 5047 кв.м, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Трилиссера, 51, категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства санитарно-эпидемиологической станции, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРН имеется запись N 38-38-01/127/2006-018 от 06.04.2007, и передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области", что подтверждается внесенной записью в ЕГРН N 38-38-01/039/2007-781 от 12.07.2007.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, 28.10.2019 в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238, площадью 5047 кв.м, по адресу: г. Иркутск, ул. Трилиссера, 51, представлено заявление о государственном кадастровом учете в связи с уточнением описания местоположения его границ и площади, а также межевой план от 31.07.2019, на основании которых в ЕГРН внесены соответствующие изменения.
Таким образом, внесенные на основании межевого плана от 31.07.2019 сведения о границах и площади земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238 препятствуют перераспределению земельного участка, находящегося в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Кроме того, фактически процесс уточнения описания местоположения земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238 его границ и площади проводился параллельно с работой ИП Алекперова Э.Р. во взаимодействии с Администрацией г. Иркутска по перераспределению. Именно ввиду такого обстоятельства согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков от 22.10.2019 N 505-70-21831/19 было выдано Администрацией, поскольку уточнения местоположения, проводимые в отношении земельного участка 38:36:000021:238, просто не могли быть учтены ввиду их не внесения.
Вследствие изложенного указанные обстоятельства порождают спор о границах земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11 ГК РФ).
Согласно статье 11 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 ГК РФ, либо иными способами, установленными законом.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно статье 305 ГК РФ указанные в статьях 301 - 304 ГК РФ права принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Совместным постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22) разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Таким образом, требование об установлении площади земельного участка и местоположения границ земельного участка является спором о праве.
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику.
Результатом разрешения судом заявленного требования об установлении границ земельного участка является установление: границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, если судом будет установлено, что истец обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.
Согласно статье 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), при разрешении межевого спора суд устанавливает фактическую и (или) юридическую границу смежных земельных участков, принимая во внимание в том числе сведения о местоположении границ таких участков и их согласовании на момент образования спорных участков.
Как следует из части 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений.
Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков (пункта 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)).
Согласно статье 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (пункт 1).
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (подпункт 1 пункта 2).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (пункт 8).
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость (пункт 9).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (пункт 10).
Порядок согласования границ земельного участка установлен Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастровой деятельности) местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию заинтересованными лицами - правообладателями земельных участков, границы которых одновременно служат границами земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ; местоположение границ земельных участков подлежит в установленном этим Законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами.
Частью 4 статьи 40 Закона о кадастровой деятельности установлено, что если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном ЗК РФ порядке (пункт 5 статьи 40 Закона о кадастровой деятельности).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части, что предусмотрено частью 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 4.2 статьи 1 Закона о кадастровой деятельности).
В соответствии с частью 3 статьи 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Земельным участком признается часть земной поверхности, имеющая характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи (пункт 3 статьи 6 ЗК РФ; часть 8 статьи 22 Закона N 218-ФЗ).
Судом первой инстанции по ходатайству истца была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено эксперту общества с ограниченной ответственностью Научно-производственный центр "Землемер" Тишкину Константину Анатольевичу.
По результатам проведенного исследования, отраженного в заключении эксперта, эксперт указал, что учтенная в Едином государственном реестре недвижимости граница земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238 не соответствует фактически существующей на местности границе указанного земельного участка. Практически по всему периметру границы расхождение превышает предельное значение - 0,2 м. Земельный участок 38:36:000021:238, учтённый в ЕГРН и территория, фактически занимая истцом, имеют взаимное наложение площадью 267 кв.м.
Эксперт установил, что граница земельного участка 38:36:000021:238, содержащаяся в реестровом и кадастровом деле из сведений кадастровой границы до 16.12.2010 и кадастровом паспорте земельного участка 38:36:000021:238 от 19.07.2007 N 74/06-3-298, в целом соответствует фактической, за исключением границы со стороны ул. Трилиссера (граница проходит по фасаду здания, а не по существующим ограждениям).
Экспертом также установлена площадь (3953 кв.м.) и координаты местоположения границ участка с кадастровым номером 38:36:000021:238 по фактическому использованию.
Согласно пунктам 4,6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Конфигурация и площади границ участков наложений экспертами отображены в графическом виде и таблицах каталогов координат.
Согласно статье 70 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что заключение эксперта Тишкина К.А. является мотивированным, логичным и обоснованным, в связи с чем признается судом допустимым и достоверным доказательством.
Доказательств, опровергающих выводы эксперта, в материалы дела не представлено.
Кроме того, аналогичные обстоятельства установлены актом осмотра от 26.03.2020 N 505-б/н, проведенного отделом судебной защиты в сфере земельных правоотношений управления судебной защиты и правовой работы комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Иркутска. Согласно акту земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Триллисера, 51, огорожен, доступ третьих лиц не ограничен, фактическая граница земельного участка не соответствует его границе, отраженной в ЕРГН.
Представленное в материалы дела Архитектурно-планировочное задание на проектирование областной санитарно-эпидемиологической станции от 12.05.1968 N 3331, включая раздел Б "Графическая часть", подтверждает визуально соответствие границам и конфигурации спорного земельного участка по правоустанавливающему документу и отведённого под проектирование и строительство областной санитарно-эпидемиологической станции и фактической границе и конфигурации земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238 как она была определена при производстве судебной землеустроительной экспертизы в рамках настоящего дела, в том числе в части, смежной с земельным участком, согласованным для предоставления истцу в порядке перераспределения.
Материалами Инвентарного дела N 5239 с достоверностью подтверждено, что фактическая граница земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238 (как она была определена при производстве судебной землеустроительной экспертизы по настоящему делу) в той части, которая является смежной с земельным участком, согласованным Администрацией г. Иркутска для предоставления истцу в порядке перераспределения, имеет закрепление на местности в виде забора из сетки рабицы с 1991 г., т.е. более 15 лет.
Администрация города Иркутска в представленном отзыве на иск указала, что при уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238 его местоположение должно было определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, однако согласно постановлению администрации города Иркутска от 21.08.2017 N 031-06-835/7 "Об утверждении проекта межевания территории планировочного элемента О-02-02" было предусмотрено образование земельного участка, площадью 4 492 кв.м., с видом разрешенного использования "Здравоохранение" (условный номер Б11), тогда как, в нарушение требований части 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации недвижимости, сведения проекта межевания территории учтены не были, в связи с чем межевой план, составленный в связи с уточнением границ земельного участка с кадастровым N 38:36:000021:238, содержит ошибочные сведения о его границах.
Согласно части 3 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. (часть 4 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В исковом заявлении должны быть указаны все новые координаты характерных точек границ земельного участка, которые, по мнению истца, необходимо внести в ЕГРН, а также новая площадь земельного участка.
Поскольку основанием для порождения спора явился факт перераспределения земельных участков, новые координаты характерных точек границ земельного участка истцом предложены исходя из Проекта межевания территории планировочного элемента О-02-02, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 21 августа 2017 год N 031-06-835/7, в редакции постановления администрации города Иркутска от 06.09.2019 N 031-06-712/9, в рамках перераспределения земельных участков.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал установленным факт несоответствия сведений, содержащихся в ЕГРН, относительно местоположения принадлежащего ответчикам земельного участка и пересечение указанных в ЕГРН координат данного объекта с фактически используемым истцом земельным участком, который подлежит перераспределению в рамках Проекта межевания территории планировочного элемента О-02-02, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 21 августа 2017 год N 031-06-835/7, в редакции постановления администрации города Иркутска от 06.09.2019 N 031-06-712/9.
Таким образом, следует признать правомерными, обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца об установлении площади земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238 4587 кв.м, местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 38:36:000021:238, ввиду чего удовлетворил исковые требования на основании статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
При этом удовлетворение требований истца не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиками, поскольку ошибка, возникшая при постановке на кадастровый учет объекта недвижимости ответчика, образовалась по причине не учета проекта межевания территории при составлении межевого плана, составленного в связи с уточнением границ земельного участка с кадастровым N 38:36:000021:238.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 указано, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Таким образом, решение суда по настоящему делу является основанием для внесения в ЕГРН соответствующих записей.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, а также неправильным толкованием приведенных норм материального права.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 ноября 2022 года по делу N А19-6458/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
О.А. Луценко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6458/2021
Истец: Алекперов Элнур Рза Оглы
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области"
Третье лицо: Администрация города Иркутска, Лапшина Юлия Юрьевна, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, Блинов Даниил Дмитриевич, ООО научно-производстаенный центр "Землемер"