г. Чита |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А19-22535/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2023 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.С. Ниникиной, Е.А. Венедиктовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Подойницыной М.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Восточное управление жилищно-коммунальными системами" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 октября 2022 года по делу N А19-22535/2021 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" (ОГРН 1023801748948, ИНН 3812065046) к акционерному обществу "Восточное управление жилищно-коммунальными системами" (ОГРН: 1063811053283, ИНН: 3811101580) о предоставлении информации,
при участии в судебном заседании:
от истца: не было;
от ответчика: не было
УСТАНОВИЛ:
Истец, ООО "РТ-НЭО Иркутск", обратился в арбитражный суд с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к ответчику, АО "Восточное управление жилищно-коммунальными системами" об обязании в течение месяца с момента вступления решения в законную силу передать, а в случае отсутствия - изготовить и передать, на бумажном носителе за подписью директора и на электронном носителе сведения в отношении многоквартирных домов, которые ответчик обязан передать на основании абзаца 7 пункта 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг N 354.
Решением суда первой инстанции от 06 октября 2022 года исковые требования удовлетворены.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из доказанности обстоятельств позволяющих удовлетворить заявленные требования.
Ответчик, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что суд не принял во внимание, что ответчик не ведет учет граждан по месту пребывания граждан. Суд не учел, что управляющая компания может передать ресурсоснабжающей организации те сведения, которые у нее имеются в силу закона, изготавливать и получать такие сведения не входит в его компетенцию.
Выводы суда основаны на неверном толковании и применении норм материального права жилищного законодательства.
Кроме того, в решении суда указаны жилые дома не находящиеся в настоящее время в управление ответчика (согласно перечня).
В решении суда указаны дома, которые прекратили свое существование (согласно перечня).
В решении суда указаны дома которые не находились в управлении общества (согласно перечня).
Представитель истца в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 24.11.2022, 17.12.2022.
Согласно пункту 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам частей 1, 6 статьи 121, статей 122, статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии с положением ч. 5 и 6 ст. 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы, а также вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Как установил суд первой инстанции не оспаривается в апелляционной жалобе, на основании конкурсного отбора и Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 2) от 28.04.2018 N 381 ООО "РТ-НЭО Иркутск" имеет статус регионального оператора в сфере обращения с отходами на территории Иркутской области Зона 2-Юг.
Статьей 157.2 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае, при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вследствие одностороннего отказа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от исполнения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по основанию, предусмотренному частью 2 настоящей статьи (п. 2 ч.1 ).
Как следует из материалов дела, что не оспаривается в апелляционной жалобе, истец, руководствуясь указанным правом, отказался от договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с управляющей компанией, тем самым перейдя на прямые договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда.
Истец обратился к ответчику о предоставлении сведений, письмом, врученным последнему 23.08.2021 в отношении многоквартирных домов согласно лицензии N 038000003 от 10.04.2015 (т.1, л. 48-69).
Ответчик, не возражая в отношении указанного, во исполнение положений п. 1 ч. 11 ст. 161 ЖК РФ, абзац 7 п. 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" передал истцу сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Между тем как указал истец, что не оспаривается в апелляционной жалобе, согласно представленному ответчиком реестру собственников помещений в формате Excel отсутствуют сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии), дате и месте рождения, реквизитах документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, а также не по всем квартирам указаны собственники (фамилия, инициалы).
По мнению истца указанное является нарушением абзац 7 п. 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг, в связи с чем просит суд обязать ответчика предоставить указанные сведения.
Действительно, ст. 161 ЖК РФ установлено, что в случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны: 1) предоставлять ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (ч.11);
Абзац 7 п. 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг устанавливает, что Управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, приступающему к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "е" пункта 148(11) настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанных случаях.
Такие сведения должны включать в себя:
фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо;
адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляется коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами;
сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
сведения о случаях, периодах и основаниях перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю, копии документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет размера платы в соответствии с настоящими Правилами, за предыдущие 12 месяцев;
реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
Из указанного следует, что управляющая организация обязана передать региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами сведения необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами перечисленные в абзаце 7 п. 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг.
Поскольку ответчик не передал истцу сведения, перечисленные в абзаце 7 п. 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца.
Доводы апелляционной жалобы о том, у ответчика часть информации отсутствует, в связи с чем она не может быть предоставлена истцу, суд апелляционной оценивает следующим образом.
Сведения, указанные в абзаце 7 п. 148 (1) Правил соотносятся со сведениями указанными в п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг, которые являются обязательными сведениями при формировании управляющей компанией платежных документов для направления потребителю коммунальной услуги.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что сведения, которые должны иметься у ответчика в силу положений п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг, он обязан передать истцу без ссылки на их отсутствие.
Иные сведения, предусмотренные абзацем 7 п. 148 (1) Правил, которые ответчик обязан передать истцу, но которые у него отсутствуют, придаче не подлежат.
При этом ответчику следует учитывать, что в соответствии абзацем 13 п. 148(1) Правил, в случае непредоставления указанных сведений и (или) предоставления управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом, недостоверных сведений, убытки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, понесенные в связи с уплатой региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами штрафа за необоснованное увеличение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренного пунктом 155(1) настоящих Правил, рассчитанного при отсутствии указанных сведений или на основании недостоверных сведений, подлежат возмещению управляющей организацией, товариществом или кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом и не предоставившими сведения и (или) предоставившими недостоверные сведения.
А также то, что предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в силу пункта 5 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" (абзац 15 п. 148(1) Правил).
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность предоставить истцу сведения, необходимые истцу для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах предусмотренные абзаце 7 п. 148 (1) Правил.
Доказательств опровергающих доводы истца о том, что предоставленная ответчиком информация не соответствует критериям, указанным в абзаце 7 п. 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг, в материалы дела не представлено.
Учитывая указанное, суд первой инстанции правомерно обязал ответчика предоставить истцу информацию, указанную в абзаце 7 п. 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг.
Оценивая доводы апелляционной жалобы в отношении жилых домов, указанных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Истец обратился к ответчику о предоставлении сведений письмом, врученным последнему 23.08.2021 года.
Вместе с тем в суд истец предоставил сведения о домах обслуживаемых ответчиком только на 25.01.2022, что следует из лицензии N 038000003 от 10.04.2015 (т.1, л. 48-69).
Следовательно, суду первой инстанции надлежало рассмотреть вопрос о предоставлении документов исключительно в отношении домов обслуживаемых ответчиком на 25.01.2022, поскольку сведений об иных домах обслуживаемых ответчиком, чем дома указанные в лицензии на 25.01.2022, истцом в суд не представлено.
Сопоставив перечень домов поименованных в лицензии ответчика на 25.01.2022 с резолютивной частью суда, суд апелляционной инстанции установил, что жилые дома, поименованные в резолютивной части суда, расположенные в городе Иркутске по адресу: ул. Красных Мадьяр, д.19а; ул. Подгорная, д. 40а; ул. Подгорная, д. 48а; ул. Трудовая, д. 68в; ул. Партизанская, д. 40б; ул. Гончарова, д.8; ул. Слюдянская, д. 6 не поименованы в лицензии N 038000003 от 10.04.2015 (т.1, л. 48-69).
Доказательств, что указанные дома находились на 25.01.2022 в управлении АО "ВУ ЖКС" истцом в суд не представлено, следовательно, оснований для удовлетворения требований в отношении этих домов у суда первой инстанции не было.
В апелляционной жалобе ответчик также указывает, что в отношении домов, в частности расположенных в городе Иркутске по адресу: ул. Красных Мадьяр, д.19а; ул. Подгорная, д. 40а; ул. Подгорная, д. 48а; ул. Трудовая, д. 68в; ул. Партизанская, д. 40б; ул. Гончарная, д.8; ул. Слюдянская, д. 10 он не осуществлял управление.
Сопоставив лицензию и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит, что действительно в деле нет доказательств, что ответчик осуществлял управление в отношении домов расположенных по адресу: Иркутск, ул. Красных Мадьяр, д.19а; ул. Подгорная, д. 40а; ул. Подгорная, д. 48а; ул. Трудовая, д. 68в; ул. Партизанская, д. 40б.
В связи с указанным у суда первой инстанции не было законных оснований возлагать на ответчика обязанность по предоставлению сведений предусмотренных абзацем 7 п. 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг на указанные дома.
Доводы апелляционной жалобы в отношении домов расположенных по адресу: Иркутск, ул. Гончарная, д.8; ул. Слюдянская, д. 10, а также в отношении иных домов поименованных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку суд первой инстанции в отношении этих домов решения не принимал, в резолютивной части не указывал.
При указанных обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению, решение изменению в порядке ст. 270 АПК РФ, из резолютивной части решения суда подлежат исключению жилые дома, расположенные в городе Иркутске по адресу: ул. Красных Мадьяр, д.19; ул. Подгорная, д. 40а; ул. Подгорная, д. 48а; ул. Трудовая, д. 68в; ул. Партизанская, д. 40б; ул. Гончарова, д.8; ул. Слюдянская, д. 6., в связи неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Поскольку истцом заявлено требованием нематериального характера, правило распределения расходов пропорционально размеру удовлетворенных требований, предусмотренное абзацем 2 части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на требования неимущественного характера не распространяется. Следовательно, частичное удовлетворение нематериальных требований не является основанием для пропорционального распределения расходов по государственной пошлине. В этом случае государственная пошлина в полном объеме относится на ответчика.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "06" октября 2022 года по делу N А19-22535/2021 изменить, исключив из резолютивной части решения суда жилые дома, расположенные в городе Иркутске по адресу: ул. Красных Мадьяр, д.19а; ул. Подгорная, д. 40а; ул. Подгорная, д. 48а; ул. Трудовая, д. 68в; ул. Партизанская, д. 40б; ул. Гончарова, д.8; ул. Слюдянская, д. 6.
В указанной части принять новое решение об отказе истцу в удовлетворении требований.
В остальной части решение суда Иркутской области от "06" октября 2022 года по делу N А19-22535/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.С. Ниникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-22535/2021
Истец: ООО "РТ-НЭО Иркутск"
Ответчик: АО "Восточное управление жилищно-коммунальными системами"