г. Москва |
|
29 февраля 2024 г. |
Дело N А40-174954/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: С.Л. Захарова,
судей: |
И.А. Чеботаревой, В.А. Яцевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "Россети Центр"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2023 по делу N А40-174954/23
по заявлению ПАО "Россети Центр" (ОГРН: 1046900099498, ИНН: 6901067107)
к Федеральной антимонопольной службе (ОГРН: 1047796269663, ИНН: 7703516539)
третье лицо: ООО "Региональная сетевая компания"
о признании незаконным и отмене решения,
при участии:
от заявителя: |
Зиньковская А.В. - по дов. от 18.10.2022; |
от заинтересованного лица: |
Парнас О.В. - по дов. от 28.12.2023; |
от третьего лица: |
Черных Р.Н. - по дов. от 11.10.2023; Мальков Е.Б. - по дов. от 23.10.2023 |
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Центр" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе о признании незаконным и отмене решения от 10.07.2023 об отмене постановления Воронежского УФАС России от 04.05.2023 и прекращении производства по делу N 036/04/9.21-1255/2022 об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2023 по делу N А40-174954/23 в удовлетворении заявления ПАО "Россети Центр" о признании незаконным и отмене решения ФАС России от 10.07.2023 отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ФАС России возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица требования апелляционной жалобы не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив их в совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам рассмотрения обращения вх. N 6018-ЭП/22 от 27.06.2022 по вопросу правомерности навязывания ПАО "Россети Центр" новой точки технологического присоединения в оферте договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технических условий, поступившее в Воронежское УФАС России от ООО "РСК", региональным антимонопольным органом составлен протокол от 10.11.2022 об административном правонарушении.
Воронежским УФАС России вынесено постановление от 04.05.2023 по делу N 036/04/9.21-1255/2022 о прекращении производства по делу на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5, п. 2 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ в связи отсутствием в действиях ПАО "Россети Центр" события об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "РСК" обратилось в ФАС России с жалобой.
По результатам рассмотрения жалобы третьего лица вышестоящим органом вынесено решение от 10.07.2023 об отмене постановления Воронежского УФАС России от 04.05.2023 и прекращении производства по делу N 036/04/9.21-1255/2022 об административном правонарушении.
Отменяя постановление Воронежского УФАС России от 04.05.2023, антимонопольный орган исходил из наличия в действиях ПАО "Россети Центр" нарушения п. 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила).
В мотивировочной части решения антимонопольный орган указал, что ПАО "Россети Центр" нарушен п. 17 Правил, поскольку в договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям обществом включена плата за технологическое присоединение, включающая затраты на развитие уже существующей инфраструктуры.
Поскольку в действиях ПАО "Россети Центр" усматривается состав административного правонарушения по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, ФАС России пришел к выводу, что у Воронежского УФАС России отсутствовали основания для прекращения дела об административном правонарушении в связи с отсутствием события правонарушение, а дело N 036/04/9.21-1255/2022 подлежит прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения общества к административной ответственности.
По смыслу ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 600.000 до 1.000.000 руб.
Установлено, что ПАО "РСК" в адрес ПАО "Россети Центр" подана заявка на осуществление технологического присоединения (увеличение максимальной мощности) энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. Сосновая, 23ж, кадастровый номер 36:34:0118001:931 (далее - объект).
Объект имеет технологическое присоединение от ПС 110/35/10 кВ Воля (акт N 461 от 06.08.2018 об осуществлении технологического присоединении к электрическим сетям (далее - АТП)).
По итогам рассмотрения заявки ПАО "Россети Центр" направило в адрес ООО "РСК" проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия N 20670858 от 25.05.2022 (далее - ТУ).
ООО "РСК" в адрес ПАО "Россети Центр" 31.05.2022 направлен мотивированный отказ от подписания договора в связи с несогласием изменения точки подключения и определением платы за подключение.
Согласно АТП у ООО "РСК" две точки подключения:
- опора N 107 ВЛ-10 кВ N 5 ПС 110/35/10 кВ Воля (1400 кВт);
- опора N 24/10 ВЛ-10 кВ N 6 ПС 110/35/10 кВ (200 кВт) Воля, максимальная мощность - 1600 кВт.
ПАО "Россети Центр" в ТУ определена точка присоединения - кабельные наконечники проектируемой КЛ 10 кВ от проектируемой ТП 6/10 от проектируемой КЛ 6 кВ от новой линейной ячейки 6 кВ ПС 35 кВ N 23, поскольку мощность установленных трансформаторов на ПС 110 кВ N31 Воля не позволяет обеспечить технологическое присоединение запрашиваемой ООО "РСК" максимальной мощности.
Таким образом, ООО "РСК" подана заявка на увеличение мощности объекта электросетевого хозяйства, который ранее в надлежащем порядке технологически присоединен, в то время как сетевой организацией направлены проект договора и техническое задание с изменением точки присоединения в одностороннем порядке.
По смыслу положений ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) одним из общих принципов организации экономических отношений и основы государственной политики является соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
Следовательно, как верно отмечено судом первой инстанции, сетевая организация, определяя мероприятия по осуществлению технологического присоединения (увеличение мощности) обязана соблюдать принцип баланса экономических интересов и разработать технические условия с учетом минимальных экономических издержек и потребностей заявителя.
ООО "РСК" является территориальной сетевой организацией, оказывающей на территории Воронежской области услуги по передаче электрической энергии, а также услуги по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям.
Правоотношения между ПАО "Россети Центр" и ООО "РСК" и порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств определяется Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861.
Согласно п. 2 Правил их действие распространяется, в том числе на случаи увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Пунктом 3 Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения при условии соблюдения им настоящих Правил.
В силу п. 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами, при этом заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Согласно положениям ст. 15 Правил сетевая организация направляет в адрес заявителей, за исключением случаев осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.
В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.
При этом сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия (как неотъемлемое приложение к договору).
Пунктом 19 Правил установлен прямой запрет на навязывание заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.
На основании абз. 2 п. 41 Правил в целях технологического присоединения объекта для электроснабжения группы жилых домов по договору N 14-ФЛ от 16.04.2021 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям между ООО "РСК" и Шлычковой К.М., третье лицо письмом N 189 от 29.04.2021 (Приложение N 2) обратилось в сетевую организацию - ПАО "Россети Центр" с заявкой на технологическое присоединение в отношении объекта в связи с увеличением максимальной мощности в существующей точке присоединения.
Проект договора N 3600/_/_(42094659) об осуществлении технологического присоединения содержал условия, противоречащие положениям действующего законодательства Российской Федерации, а именно:
- при определении размера платы по договору ТП использованы ставки платы, содержащиеся в Приказе Департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 27.12.2021 N 76/11 "Об утверждении ставок платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Воронежской области, на 2022 год" (далее - Приказ N76/11);
- при увеличении максимальной мощности энергопринимающих устройств в существующей точке присоединения - опора N 24/10 В Л-10-6 ПС 110 кВ N 31 Воля, ПАО "Россети Центр" в одностороннем порядке изменяет существующую точку, добавляя новую точку - кабельные наконечники проектируемой КЛ 10 кВ от проектируемой ТП 6/10 кВ от проектируемой КЛ 6 кВ от новой ячейки 6 кВ ПС 35 кВ N 23, что не допускается Правилами.
При этом из содержания проекта договора ТП невозможно определить, где конкретно на схеме электрических сетей будет располагаться новая точка.
Размер платы в проекте договора ТП определен сетевой организацией в соответствии с Приказом N 76/11, однако Приказом Департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 12.05.2022 N 24/1 внесены изменения в Приказ N 76/11 в части дополнения приказа п. 71 следующего содержания:
"Установленные в настоящем приказе ставки не могут быть применены в случае, если заявитель подает заявку на увеличение мощности своих энергопринимающих устройств, которые в надлежащем порядке были технологически присоединены, и сетевая организация в одностороннем порядке изменяет точки присоединения".
Заявка на технологическое присоединение подана в отношении ранее надлежащим образом присоединенного объекта в связи с увеличением максимальной мощности в существующей точке присоединения.
Таким образом, апелляционная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, признает, что при определении платы за технологическом присоединение по договору ТП, принимая во внимание принятое сетевой организации решение об изменении точки подключения, не могут использоваться ставки платы, установленные Приказом N 76/11.
В свою очередь, как следует из материалов дела, и не опровергается ПАО "Россети Центр", присоединение (увеличение мощности) объекта ООО "РСК" по существующей схеме повлияет на ухудшение условий электроснабжения.
По смыслу п.п. 28, 29, 30 Правил критериями наличия технической возможности технологического присоединения является, в том числе сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства.
В случае несоблюдения любого из указанных в п. 28 Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.
В силу п. 30 Правил в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами.
Согласно разъяснениям ФАС России от 26.01.2022 N ВК75075/22 изменение точки присоединения в одностороннем порядке со стороны сетевой организации Правилами не предусмотрено.
Кроме того, в указанном письме ФАС России, учитывая положения профильного действующего законодательства Российской Федерации, указывает на невозможность изменения точки присоединения в одностороннем порядке во всех случаях, вне зависимости от каких-либо конкретных обстоятельств.
Вместе с тем работы в целях увеличения мощности, производимые ПАО "Россети Центр" по техническим условиям, являющимся приложением к договору ТП, требуют выполнения работ по усилению электрической сети, путем строительства новых кабельных линий, в то время как такие работы должны выполняться за счет средств сетевой организации.
Работы по строительству новых линий в целях увеличения существующей мощности, относятся к развитию существующей инфраструктуры, а затраты на развитие существующей инфраструктуры (п. 2 ст. 23.2 Закона об электроэнергетике) не допускается включать в плату за технологическое присоединение.
Вместе с тем реализация мероприятий по договору ТП приведет к изменению схемы внешнего электроснабжения.
Согласно п. 2 Правил в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств допустимо либо увеличение максимальной мощности, либо изменение отдельных технических характеристик присоединения (в том числе, изменение категории надежности, точки присоединения), влекущее изменение схемы внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств, но не меняющее величину максимальной мощности.
Таким образом, как отмечено судом, изменение схемы присоединения допускается только в том случае, если не влечет за собой изменение величины максимальной мощности, и является самостоятельным видом технологического присоединения, который не может быть осуществлен одновременно с другим видом присоединения - увеличением мощности.
Из буквального толкования приведенной нормы следует, что увеличение мощности и изменение схемы присоединения являются разными случаями технологического присоединения, которые не могут быть использованы одновременно и быть предметом одной заявки и договора.
Следовательно, увеличение мощности возможно только с соблюдением параметров ранее осуществленного присоединения, а изменение сетевой организацией в одностороннем порядке точки присоединения и включение затрат по соответствующим мероприятиям в плату за технологическое присоединение недопустимо.
Исходя из положений ч. 2 ст. 23.2 Закона об электроэнергетике, состав расходов на проведение мероприятий по технологическому присоединению, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, определяется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, а с 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования).
По смыслу положений ст. 23.2 Закона об электроэнергетике, п. 87 Основ ценообразования любые мероприятия, осуществляемые на существующих объектах электросетевого хозяйства, действующим законодательством отнесены к мероприятиям, связанным с развитием (усилением) существующей инфраструктуры, и расходы, связанные с такой реконструкцией относятся к инвестиционной составляющей.
Таким образом, ФАС России верно сделан вывод о наличии в действиях ПАО "Россети Центр" состава правонарушения, выразившиеся во включении в проект договора договор ТП и технических условий плату за технологическое присоединение, включающая затраты на развитие уже существующей инфраструктуры, а также в отсутствие правовых оснований и нарушение Правил технологического присоединения в добавление новой точки технологического присоединения, место нахождения которой фактически не определено, при уже имеющейся точке присоединения, учитывая, что основанием для технологического присоединения являлось увеличение максимальной мощности в существующей точке присоединения.
При этом ФАС России обоснованно прекращено производство по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения ПАО "Россети Центр" к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, следовательно, оснований для повторного его рассмотрения не имелось.
Между тем апелляционный суд касательно довода об ухудшении положения ПАО "Россети Центр" оспариваемым решением ФАС России в сравнении с постановлением Воронежского УФАС России от 04.05.2023 по делу N 036/04/9.21-1255/2022 и нарушением, по мнению заявителя, ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ обращает внимание апеллянта на следующее.
Частью 2 ст. 30.7 КоАП РФ установлено, что решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 настоящего Кодекса.
Между тем в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении вышестоящим административным органом может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Однако в настоящем случае оспариваемым решением постановление Воронежского УФАС России от 04.05.2023 отменено в соответствии нормой п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, согласно которой по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
В рассматриваемом случае дело N 036/04/9.21-1255/2022 об административном правонарушении прекращено на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Вопреки ошибочному толкованию апеллянтом норм ст. 30.7 КоАП РФ административный орган при вынесении решения об отмене постановления не вправе ухудшить положение лица, привлекаемого к административной ответственности только в случае если жалоба подана лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (п.13.1. постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 23.12.2021) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, судом первой инстанции вынесен судебный акт, с учетом правильно установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованных доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.11.2023 по делу N А40-174954/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-174954/2023
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЦЕНТР"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: ООО "РЕГИОНАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"