г. Томск |
|
24 января 2023 г. |
Дело N А45-30065/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2023 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Зайцевой О.О.,
судей: Кривошеиной С.В.
Хайкиной С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М., с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом с применением системы веб - конференции, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Новосибирской области (N07АП11765/22) на решение от 02.11.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-30065/2021 (судья Наумова Т.А.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОЛИМП" (ОГРН: 1135476014970, ИНН: 5406736288), г. Новосибирск к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Новосибирской области (ОГРН: 1045403917998, ИНН: 5410000109), г. Новосибирск, третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Новосибирской области (ОГРН: 1045403917998, ИНН: 5410000109), г. Новосибирск, о признании безнадежными к взысканию суммы налогов, взносов, пени и штрафа, указанные в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам по состоянию на 06.10.2021 г. N 2021-116951, возможность принудительного взыскания которых утрачена: - по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (НДС) (КБК 18210301000010000110) в сумме налога - 13054,29 руб., пени - 281750,65 руб., штрафа - 14473,60 руб.; - по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в федеральный бюджет (КБК 18210101011010000110) в сумме налога - 2292,00 руб., пени - 867,94 руб.; - по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации (КБК 18210101012020000110) в сумме налога - 28958,45 руб., пени - 10988,95 руб.; - по доходам от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет 2 погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 году (КБК 18211610129010000140) в сумме - 5400,00 руб. и встречному заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Новосибирской области к обществу с ограниченной ответственностью "ОЛИМП" о взыскании недоимки по НДС за 4 квартал 2016 в размере 13 054,29 руб., пени по НДС в размере 120374 руб., штрафы по НДС в размере 14 473 руб., недоимки по налогу на прибыль организаций за 2016 год, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 2 292 руб. и в бюджет субъекта в размере 28 958,45 руб., пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 358,23 руб. и в бюджет субъекта в размере 4549,07 руб., штрафы по налогу на прибыль организаций КБК 18211610129010000140 в размере 5 400 руб.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Таргоний А.А., доверенность, паспорт, диплом;
- от заинтересованного лица - Чумаченко К.А, доверенность, паспорт, диплом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Олимп" ИНН 5406736288 (далее - ООО "Олимп", Общество, налогоплательщик, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 23 по Новосибирской области (далее - налоговый орган) о признании безнадежными к взысканию сумм налогов, пени и штрафа, указанных в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам по состоянию на 06.10.2021 N 2021-116951, возможность принудительного взыскания которых утрачена; об обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем исключения из лицевых счетов указанной задолженности и выдать справку, содержащую объективную информацию о состоянии расчетов с бюджетом.
24.01.2022 произведена процессуальная замена Межрайонной ИФНС России N 23 по Новосибирской области на Межрайонную ИФНС России N 17 по Новосибирской области (далее - Инспекция, МИФНС России N 17 по Новосибирской области).
МИФНС России N 17 по Новосибирской области 11.07.2022 года подан встречный иск о взыскании с Общества задолженности по НДС за 4 квартал 2016 в размере 13 054,29 руб., пени по НДС в размере 120374 руб., штрафы по НДС в размере 14 473 руб., недоимки по налогу на прибыль организаций за 2016 год, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 2 292 руб. и в бюджет субъекта в размере 28 958,45 руб., пени по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 358,23 руб. и в бюджет субъекта в размере 4549,07 руб., штрафы по налогу на прибыль организаций КБК 18211610129010000140 в размере 5 400 руб. (с учетом уточнения размере требований от 05.09.2022 года, принятого судом по правилу ст. 49 АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Новосибирской области (поскольку процедуру взыскания, выставления требований и принятия решения по ст. 46, 47 НК РФ в периоды до передачи функций МИФНС России N 17 по НСО, осуществляла ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска, которая являлась правопредшественником МИФНС России N 23 по Новосибирской области).
Решением от 02.11.2022 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Инспекция обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что применения мер взыскания, предусмотренных ст. 47 НК РФ (судебных и внесудебных) в силу ст. 49 НК РФ было невозможно, поскольку налогоплательщик находился в состоянии добровольной ликвидации, в связи с этим полагает, что указанные обстоятельства являются уважительными причинами пропуска срока на взыскания налоговой задолженности.
В отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), Общество с доводами апелляционной жалобы не соглашается, просит состоявшийся судебный акт оставить без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней доводам; представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению.
Как следует из материалов дела, на основании заявления Обществу налоговым органом выдана справка N 2021- 116951 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, выписок из лицевых счетов и актов сверки, в которой по состоянию на 06.10.2021 отражена следующая задолженность:
- по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (НДС) (КБК 18210301000010000110):
- сумма налога - 13054,29 руб.
- пеня - 281750,65 руб.
- штраф - 14473,60 руб.
- по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в федеральный бюджет (КБК 18210101011010000110):
- сумма налога - 2292,00 руб.
- пеня - 867,94 руб.
- по налогу на прибыль организаций (за исключением консолидированных групп налогоплательщиков), зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации (КБК 18210101012020000110):
- сумма налога - 28958,45 руб.
- пеня - 10988,95 руб.
- по доходам от денежных взысканий (штрафов), поступающие в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и бюджет муниципального образования по нормативам, действовавшим в 2019 году (КБК 18211610129010000140):
- штраф - 5400,00 руб.
Заявитель полагает, что данная задолженность является безнадежной ко взысканию, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. В каком периоде данная задолженность образовалась и на основании чего исчислена, Обществу неизвестно. Общество неоднократно пыталось сверить суммы задолженности с Инспекцией, запрашивало данные об основаниях отражения задолженности в лицевых счетах. Однако ответ представлен не был. Данные о бесспорном взыскании указанных сумм в досудебном порядке в соответствии со ст.ст. 46, 47 НК РФ, а также ч. 6, 6,1 ФЗ "Об исполнительном производстве") у налогоплательщика отсутствуют и не предоставлены Инспекцией. У Общества отсутствуют открытые расчетные счета. Данные о возбужденных исполнительных производствах и проводимых взысканиях за счет имущества в настоящий момент - отсутствуют. Анализ информации данных лицевых счетов, в том числе о датах отражения сумм недоимки и санкций позволяет сделать вывод о том, что установленный ст.ст. 46, 47, 48 НК РФ срок для взыскания указанной задолженности и санкций в судебном и внесудебном порядке -истек
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Рассмотрев материалы дела повторно, суд апелляционной инстанции считает выводы суда обоснованными, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Доводы апеллянта о том, что применения мер взыскания, предусмотренных ст. 47 НК РФ (судебных и внесудебных) в силу ст. 49 НК РФ, было невозможно, поскольку налогоплательщик находился в состоянии добровольной ликвидации, в связи с этим полагает, что указанные обстоятельства являются уважительными причинами пропуска срока на взыскания налоговой задолженности, судом апелляционной инстанции отклоняются, при этом суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 49 НК РФ обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.
На основании пункта 3 статьи 49 НК РФ очередность исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 62 Гражданского учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
В пунктах 1 и 2 статьи 63 ГК РФ установлено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Согласно пункту 5 статьи 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.
Пунктом 1 статьи 64 ГК РФ установлено, что при ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 64.1 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса.
Из приведенных норм следует, что требования кредиторов ликвидируемого юридического лица исполняются ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ.
Положения статьи 49 НК РФ и статей 63, 64, 64.1 ГК РФ не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемого юридического лица иного порядка и очередности удовлетворения своих требований.
Налоговый орган в период, указанный ликвидационной комиссией, для предъявления кредиторами требований в порядке статьи 63 ГК РФ, предъявляет требования ликвидационной комиссии, а также до утверждения ликвидационного баланса имеет правовые основания предъявить требования к ликвидационной комиссии.
Таким образом, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации Инспекция не вправе (пункты 1 и 3 статьи 49 НК РФ) направлять в банк инкассовое поручение и требовать от банка его исполнения.
Однако в материалы дела не представлены доказательства предъявления налоговым органом требования к ликвидатору о включении в перечень требований кредиторов.
На обстоятельства, свидетельствующие об обратном, в апелляционной жалобе не указано, соответствующих доказательств, опровергающих указанные выше выводы суда, не представлено.
Кроме того, судом обосновано констатировано, что ст. 49 НК РФ не ограничивает право налогового органа за заявление требований в суд в установленные в ст. 46,47 и 48 НК РФ сроки, что также прямо усматривается из содержания ст. 64.1 ГК РФ, предусматривающую возможность исполнения решения суда о взыскании задолженности в порядке очередности требований кредиторов.
Само по себе направление требований в порядке ст. 70 НК РФ не может быть расценено как требование, направленное в порядке ст. 63, 64, 64.1 ГК РФ.
Как верно отметил суд первой инстанции, решения налогового органа об обращении взыскания на денежные средства и имущество не реализованы, фактически взыскание по ним не произведено, при этом истекли предельные сроки для обращения в суд с учетом установленных сроков для взыскания по ст. 70, 46, 47 НК РФ (предельные 2 года с даты истечения срока для добровольного исполнения по требованиям).
Процедура ликвидации отменена по решению участника 25.05.2021, однако, в суд налоговый орган обратился только 11.07.2022.
Кроме этого, в определении от 12.05.2009 N ВАС-5652/09 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации прямо указал, что процедура ликвидации не может служить обстоятельством для изменения сроков обращения в суд. Сама по себе процедура ликвидации не дает право налоговому органу взыскать с предприятия задолженность по налогам, пеням, штрафам, в отношении которой истекли установленные НК РФ сроки на ее принудительное взыскание. Обращение в суд с иском к ликвидационной комиссии в порядке, установленном п. 4 ст. 64 ГК РФ, кредитором, в удовлетворении требований которого отказано ликвидатором, возможно и после утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Несоблюдение налоговой инспекцией установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации юридического лица влечет установленные налоговым законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание ссылку налогового органа на Ппстановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.07.2021 N Ф04-987/2020 по делу N А03-8460/2018, поскольку в указанном случае имело место рассмотрение дела о несостоятельности (банкротстве), при этом выводы суда, по указанному делу не исключали возможности обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности с налогоплательщика, находящегося в процедуре добровольной ликвидации.
Отказывая налоговому органу в ходатайстве о восстановлении сроков, суд также справедливо руководствовался нормами ст. 46, 47 НК РФ, 117 АПК РФ указав, что ликвидация Общества не препятствовала налоговому органу в установленные в законе сроки в отсутствии возможности реализации положений ст. 46, 47 НК РФ обратиться в суд за взысканием в судебном порядке, чего сделано не было. Более того, с момента отмены решения о ликвидации (май 2021 года) до момента подачи встречного искового заявления прошло более 1 года и уважительных причин для столь длительного не принятия мер для взыскания Инспекцией не приведено. Внутренние организационные вопросы системы налоговых органов, связанные с реорганизацией и передачей функций по взысканию задолженности в другую инспекцию не могут быть признаны уважительными причинами для пропуска срока на обращение в суд.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой инстанции.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, сформулированные в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка в обжалуемом судебном акте, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела, в связи с чем не являются достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда в обжалуемой части не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 02.11.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-30065/2021 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Постановление, выполненное в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
О.О. Зайцева |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-30065/2021
Истец: ООО "ОЛИМП"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 23 ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 17 ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ, Седьмой арбитражный апелляционный суд