г. Хабаровск |
|
25 января 2023 г. |
А73-11355/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Развитие ДВ": явка не обеспечена;
от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю: Варванцева С.Ю., по доверенности от 09.01.2023; Шишкина О.Ю., по доверенности от 09.01.2023;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска
на решение от 05.10.2022
по делу N А73-11355/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Развитие ДВ"
к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска; управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
об оспаривании решения
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Развитие ДВ" (далее - заявитель, ООО "Развитие ДВ", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска (далее - инспекция), о признании незаконными решения инспекции от 14.02.2022 N 1914А об отказе в государственной регистрации адреса ООО "Развитие ДВ" и решение управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (далее - УФНС России по Хабаровскому краю, Управление) от 26.05.2022 13-12/09475@, а также об обязании ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска устранить допущенные нарушения, зарегистрировав изменение адреса места нахождения ООО "Развитие ДВ".
Решением суда от 05.10.2022 заявленные требования удовлетворены частично. Решение инспекции признано незаконным, на инспекцию возложена обязанность в течение 15 (пятнадцати) дней с даты вступления в законную силу настоящего решения устранить допущенные нарушения, зарегистрировав изменение адреса места нахождения ООО "Развитие ДВ".
Производство по делу в части оспаривания решения Управления от 26.05.2022 N 13-12/09475@ по результатам рассмотрения жалобы прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с судебным актом, инспекция обжаловала его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы о том, что судом первой инстанции в решении неверно сделаны ссылки на Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, поскольку последний утратил силу в связи с принятием нового Приказа от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@, которым утверждены новые формы заявлений, направляемых на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Требованиями, утвержденными Приказом N 617@, прямо установлено, что адрес юридического лица в пределах места его нахождения для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), должен быть указан в соответствии с Государственным адресным реестром (ГАР). Также указывает на то, что судом не рассмотрено второе основание для отказа в государственной регистрации - правильность заполнения элементов адреса, с учетом установленных Требованиями и Правилами сокращений. Кроме того ссылается на неправильное применение судом норм права, определяющих порядок ведения и внесения изменений в ГАР. Просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ООО "Развитие ДВ" в представленном отзыве отклонило доводы апелляционной жалобы, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании апелляционного суда представители Управления поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в заседании суда не принимали. Жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствие с частью 5 статьи 156 АПК РФ.
Поскольку в порядке апелляционного производства Инспекцией обжалована только часть решения, а лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, руководствуясь частью 5 статьи 268 АПК РФ и правовой позицией, изложенной в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части - в части признания решения инспекции незаконным и возложения на инспекцию обязанности устранить допущенные нарушения, зарегистрировав изменение адреса места нахождения ООО "Развитие ДВ".
Изучив представленные материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, отзыва, выслушав явившихся представителей, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, 09.02.2022 ООО "Развитие ДВ" обратилось в ИФНС по Железнодорожному району г. Хабаровска с заявлением о государственной регистрации изменений, внесённых в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме Р13014, в связи с изменением адреса Общества.
Решением Инспекции от 14.02.2022 N 1914А отказано в государственной регистрации адреса ООО "Развитие ДВ" со ссылкой на пп. "ц" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Основанием для отказа послужило отсутствие указанного в заявлении адреса Общества: Хабаровский м.р-н, в р-не 1-го км. автодороги п. Горького - 8 километр автодороги Хабаровск-Находка (нечетная сторона), здание 17:27:0329201:1071 в Государственном адресном реестре.
Считая отказ в государственной регистрации не соответствующим действующим нормам законодательства Российской Федерации, ООО "Развитие ДВ" обратилось в Управление с жалобой.
Решением Управления от 26.05.2022 N 13-12/09475@ жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Полагая решения Инспекции и Управления незаконными, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявление Общества и признавая решение инспекции недействительным, исходил из того, что ООО "Развитие ДВ" с 2017 года на праве аренды занимает помещение, в здании с кадастровым номером 17:27:0329201:1071, которое согласно сведениям ЕГРН, имеет адрес: Хабаровский край, р-н Хабаровский, в районе 1-го километра автодороги пос. Горького - 8 километр автодороги Хабаровск-Находка (нечетная сторона), а отсутствие адреса в перечне существующих адресов не является основанием для отказа в государственной регистрации.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Согласно материалам дела, ООО "Развитие ДВ" 23.08.2012 было зарегистрировано в качестве юридического лица при создании за ОГРН 1122724008208. Адресом места нахождения согласно данным ЕГРЮЛ указан: 680052, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Новая, д. 37.
ООО "Развитие ДВ" с 2017 года на праве аренды занимает помещение, расположенное по адресу: г. Хабаровск, ул. Новая, 37, указанное здание имеет кадастровый номер 17:27:0329201:1071.
Общество обратилось в инспекцию с заявлением о государственной регистрации изменений, внесённых в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в связи с внесением регистрирующим органом 29.07.2021 в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в реестре сведений об адресе общества за ГРН 2212700237100 и решение от 07.02.2022 N 257 о предстоящем исключении ООО "Развитие ДВ" из ЕГРЮЛ. Соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ от 09.02.2022 за ГРН 2222700038658.
По результатам проверки представленного ООО "Развитие ДВ" заявления по форме N Р13014 регистрирующим органом было выявлено два основания для отказа в государственной регистрации: отсутствие адреса в ГАР; неверное заполнение адресных элементов объекта адресации (а именно, "Элемент улично-дорожной сети", "Здание/сооружение").
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра регулируются Законом N 129-ФЗ.
Достоверность представляемых для регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений.
Таким образом, необходимым условием проведения государственной регистрации является не только представление заявителем полного перечня документов, но и достоверность заявленной информации, подлежащей внесению в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно пункту "в" части 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться сведения и документы о юридическом лице, а именно адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.
Как следует из пункта 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
В соответствии с пунктом 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
С учетом совокупности изложенных норм, на регистрирующий орган возложена обязанность при принятии решения по проведению мероприятий, направленных на установление факта наличия, либо отсутствия предусмотренных статьей 23 Закона N 129-ФЗ оснований для отказа в государственной регистрации, то есть по проверке тех данных, недостоверность которых может явиться основанием для отказа в государственной регистрации.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
На основании подпункта "ц" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ.
Как указывалось выше, одним из оснований отказа в государственной регистрации явилось отсутствие адреса в ГАР.
Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (Требования) (далее - Приказ N 617@) установлены формы и требования к оформлению документов, представляемых (в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Приказом N 617@ утверждена, в том числе, форма N Р13014 "Заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и (или) о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц" (приложение N 4 к Приказу N 617@; пункт 74 указанных Требований) (далее - заявление по форме N Р13014), а также Требования к оформлению данной формы заявления.
В соответствии с пунктом 87 Требований, Лист Б "Место нахождения и адрес юридического лица" формы заявления заполняется в случаях изменения места нахождения юридического лица и (или) адреса юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В случае изменения адреса юридического лица в пределах места его нахождения, в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта заполняется пункт 2 "Адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица".
В пункте 2 "Адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица" в соответствии со сведениями, содержащимися в ГАР, с учетом положений пункта 14 настоящих Требований указываются сведения об адресе в пределах нового места нахождения юридического лица либо о новом адресе юридического лица в пределах прежнего места его нахождения.
В соответствии с пунктом 14 Требований указание в форме заявления сведений о месте нахождения и адресе юридического лица, адресе места жительства физического лица, регистрируемого (зарегистрированного) в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляется в структурированном виде в соответствии со сведениями, содержащимися в ГАР.
В письме ФНС России от 02.12.2020 N 14-1-04/0053ДСП@ "О разъяснениях по указанию адресообразующих элементов о месте нахождения и адресе юридического лица, адреса места жительства индивидуального предпринимателя в формах заявлений, утвержденных Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@" также имеется указание на необходимость соответствия сведений об адресе, указанных в заявлении, сведениям содержащимся в ГАР.
Таким образом, требованиями, утвержденными Приказом N 617@, прямо установлено, что адрес юридического лица в пределах места его нахождения для внесения в ЕГРЮЛ, должен быть указан в соответствии с ГАР.
Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ и пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N14-ФЗ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации.
Под достоверностью сведений адреса, законодательство о регистрации предусматривает фактическое наличие такового.
В соответствии со статьей 8 Закона N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 443- ФЗ) содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах являются общедоступной информацией, размещаемой в том числе в форме открытых данных. Содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи.
Объекту недвижимости, указанному в заявлении о государственной регистрации ООО "Развитие ДВ", не присвоен почтовый адрес, что исключает возможность связи с юридическим лицом как государственным органам и должностным лицам в установленных законодательством случаях, так и хозяйствующим субъектам в рамках исполнения гражданско-правовых обязательств.
Отсутствие связи с Обществом, которое находится в помещении, не имеющем почтового адреса, ранее послужило основанием для внесения регистрирующим органом 29.07.2021 в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в реестре сведений об адресе общества.
Как указывалось выше, вторым основанием для отказа в государственной регистрации явилось неверное заполнение адресных элементов объекта адресации ("Элемент улично-дорожной сети", "Здание/сооружение").
Законом N 443-ФЗ, предусмотрено включение в адрес наименования элемента улично-дорожной сети, позволяющего идентифицировать объект адресации (части 1 статьи 2). Ведение адресного реестра и эксплуатация адресной системы осуществляются на принципах единства правил присвоения адресов и обеспечения полноты сведений об адресах (части 1, 2 статьи 3). Ответственность за полноту содержащихся в адресном реестре сведений об адресах несет разместивший их орган местного самоуправления (часть 2 статьи 4), а за соответствие сведений адресного реестра предоставленной для размещения в нем информации - оператор адресной системы (часть 3 статьи 4). Присвоение адресов объектам адресации и размещение сведений о них в адресном реестре в соответствии с порядком его ведения отнесено к компетенции органов местного самоуправления (часть 3 статьи 5).
Структура адреса, последовательность адресообразующих элементов установлена Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 г. N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" (далее - Правила).
Пунктом 7 Правил предоставлено право органам местного самоуправления, органам государственной власти субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов на основании заявлений физических или юридических лиц, являющихся собственниками объектов адресации, указанных в пунктах 27 и 29 указанных Правил.
Приказом Минфина России от 05.11.2015 N 171н (ред. от 23.12.2021) "Об утверждении Перечня элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса, и Правил сокращенного наименования адресообразующих элементов", утверждён перечень элементов планировочной структуры, элементов улично-дорожной сети, элементов объектов адресации, типов зданий (сооружений), помещений, используемых в качестве реквизитов адреса.
Таким образом, структура и последовательность элементов адреса, вносимого в ЕГРЮЛ, должны соответствовать Требованиям и Правилам, с учетом установленных сокращений.
В представленном заявлении по форме N Р13014 адресом юридического лица в пределах местонахождения ООО "Развитие ДВ" указан: Хабаровский м.р-н, в р-не 1-го км. авто дороги п. Горького - 8 километр автодороги Хабаровск-Находка (нечетная сторона), здание 17:27:0329201:1071, этаж/помещ 2/14.
Следовательно, ООО "Развитие ДВ" при заполнении листа "Б" заявления по форме N Р13014 были нарушены пп. 14, 87 установленных Требований.
Таким образом, налоговый орган обоснованно расценил рассматриваемое заявление как оформленное с нарушением требований Федерального закона N 129-ФЗ и отказал в государственной регистрации вносимых Обществом изменений.
Довод Общества, о том, что адрес, указанный в заявлении, является адресом объекта недвижимости, указанным в ЕГРН, не может быть принят во внимание, поскольку отказ в государственной регистрации вынесен по иным обстоятельствам, не ставящим под сомнение существование самого объекта недвижимого имущества, а также зарегистрированного на него права.
Довод заявителя в отношении того, что ФНС России определена оператором федеральной информационной адресной системы и несет ответственность за соответствие сведений, содержащихся в ГАР, в связи с чем, ООО "Развитие ДВ" не является лицом, уполномоченным на внесение адресов в ГАР и поэтому отказ в государственной регистрации о смене адреса, является необоснованным, подлежит отклонению в связи со следующим.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям Закона N 129-ФЗ и, как составляющая часть ЕГРЮЛ, являющегося федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
После включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица резюмируется, что оно там находится. С этим законодательство Российской Федерации связывает ряд правовых последствий. Место нахождения юридического лица имеет существенное юридическое значение, им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров, место проведения выездной налоговой проверки и т.д. Указание недостоверных сведений затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, в том числе, перед кредиторами, которые могут вступить в отношения с обществом, не осуществляющим деятельность по указанному в ЕГРЮЛ адресу, что препятствует надлежащему осуществлению какого-либо контроля (например, налогового), в силу чего, для государственной регистрации изменений Заявитель обязан предоставлять достоверную информацию.
Отражение в ЕГРЮЛ недостоверной информации согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ, части 9 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не допустимо.
В соответствии с пунктами 6, 27 Правил, присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления по заявлению собственника объекта адресации, поданного по собственной инициативе, либо по заявлению лица, обладающего одним из следующих вещных прав на объект адресации: право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования.
С учетом изложенного, собственник помещения не лишен права обратиться с заявлением о присвоении адреса объекту недвижимости в орган соответствующего муниципального образования.
Кроме этого, указание Хабаровский м.р-н, в р-не 1-го км. авто дороги п. Горького - 8 километр автодороги Хабаровск-Находка (нечетная сторона) здание 17:27:0329201:1071, этаж/помещ 2/14, не может являться достоверным местом нахождения юридического лица, поскольку не позволяет без специальных технических средств, установить его местонахождение.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.10.2022 по делу N А73-11355/2022 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-11355/2022
Истец: ООО "Развитие ДВ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМУ РАЙОНУ Г. ХАБАРОВСКА
Третье лицо: УФНС по Хабаровскому краю