г. Москва |
|
25 января 2023 г. |
Дело N А40-114094/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Головкиной О.Г.,
судей Левченко Н.И., Мезриной Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермаковой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы и Правительства Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2022 г. по делу N А40-114094/22 по иску ООО "Брусковы" к Департаменту городского имущества города Москвы, с участием третьего лица Правительство Москвы о признании права на имущественную поддержку в виде льготной ставки арендной платы
при участии в судебном заседании: от истца Чукина А.А. (по доверенности от 09.01.2023 г.); от ответчика и третьего лица Санганджиева Ц.А. (по доверенностям от 22.12.2022 г. и от 21.07.2022 г.)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Брусковы" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права на имущественную поддержку в виде льготной ставки арендной платы в размере 4 750 руб. за кв.м. в год с 01.01.2021 г. и с 01.01.2022 г. в размере 5 000 руб. за кв.м в год на нежилое помещение площадью 119,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Бауманская, д. 23 по договору аренды N 01-00924/04 от 11.11.2004 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2022 г. исковые требования удовлетворены частично: за истцом признано право на применение льготной ставки арендной платы по договору N 01-00924/04 от 11.11.2004 г. в размере 4 750 руб. за кв.м. в год с 10.03.2021 г. и с 01.01.2022 г. в размере 5 000 руб. за кв.м. в год, в остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик и третье лицо обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просили решение суда отменить в удовлетворенной части.
Истец против удовлетворения жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве и письменных объяснениях, вместе с тем просил решение в части отказа в признании за ООО "Брусковы" права на применение льготной ставки арендной платы по договору N 01-00924/04 от 11.11.2004 г. в размере 4 750 руб. за кв.м. в год с 01.01.2021 г. по 10.03.2021 г. отменить и принять новое решение об удовлетворении требований.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела, между ООО "Брусковы" (арендатор) и Департаментом городского имущества города Москвы (арендодатель) заключен договор аренды нежилого помещения общей площадью 119,4 кв. м. по адресу: г. Москва, ул. Бауманская., д. 23, 01-00924/04 от 11.11.2004 г.
Дополнительным соглашением от 11.09.2015 г. стороны продлили договор аренды N 01-00924/04 от 11.11.2004 г. по 1.07.2025 г. Размер ставки определен с 11.09.2015 г. в размере 15 031 руб. за 1 кв.м. в год по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда на условиях договора аренды.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.04.2021 г. по делу N А40-253359/2020 удовлетворены исковые требования ЗАО "Брусковы" к Департаменту о признании права на применение льготной ставки арендной платы по договору в размере 4 500 руб. за 1 кв.м. в год на период с 01.01.2018 г. по 09.08.2019 г. и обязании Департамент произвести перерасчёт арендной платы исходя из установленных льготных ставок.
Во исполнение решения суда по делу N А40-253359/2020 Департаментом по договору была установлена ставка арендной платы в размере 4 500 руб. за 1 кв.м. в год на период с 01.01.2018 г. по 09.08.2019 г.
Акционерами ЗАО "Братья Брусковы" принято решение от 02.09.2020 г. года о реорганизации ЗАО "Братья Брусковы" путем выделения ООО "Брусковы" с передачей части прав и обязанностей с реорганизуемого Общества к вновь созданному Обществу.
Согласно передаточному акту все права и обязанности, в том числе по оплате штрафов, пеней и неустоек по объекту недвижимости по договору на аренду нежилого фонда общей площадью 119,4 кв. м. по адресу: г. Москва, ул. Бауманская, 23, N 01-00924/04 от 11.11.2004 г. передаётся ООО "Брусковы".
Истец 27.04.2022 г. обратился с заявлением в Департамент о предоставлении льготной ставки арендной платы по договору на 2021-2022 г.г.
Как указывает истец, в конце мая 2022 г. истец почтой получил от ответчика письмо от 19.05.2022 г. N ДГИ-Э-57461/22-1, согласно которому в начислении арендной платы истцу по льготным ставкам арендной платы (4 500 руб. за 1 кв.м. в год в 2021 г. и 5 000 руб. за 1 кв.м. в год в 2022 г.) оснований не имеется.
Истец полагает отказ Департамента незаконным, поскольку в связи с тем, что истец арендует у Департамента по действующему договору аренды, заключенному без проведения торгов, нежилое помещение площадью 119,4 кв.м. и является субъектом малого и среднего предпринимательства, то на основании п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.п. 1 и 5 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" ставка арендной платы в период с 01.01.2021 г. должна составлять 4 750 руб. за кв. м в год; с 01.01.2022 г. должна составлять 5 000 руб. за кв. м в год.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Судом первой инстанции, на основании оценки представленных в материалы дела доказательств, исковые требования удовлетворены частично, в признании права на применение льготной ставки арендной платы за период с 01.01.2021 г. по 10.03.2021 г. судом отказано.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы жалобы, исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти оказывают имущественную поддержку субъектам малого предпринимательства, в частности, в виде передачи во владение и (или) в пользование нежилых помещений, находящихся в государственной собственности, на льготных условиях.
Нормы законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства имеют более специальный характер по отношению к нормам антимонопольного законодательства, распространяющимся на всех хозяйствующих субъектов.
Довод жалобы относительно того, что дополнительным соглашением к договору аренды установлена рыночная ставка арендной платы, подлежит отклонению апелляционным судом.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, в соответствии с п. 5 договора, в редакции дополнительного соглашения, арендная плата подлежит изменению в соответствии с нормативно-правовыми актами.
Порядок определения арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, регламентирован постановлениями Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 809-ПП "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" и N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы".
Согласно п. 1.3 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП (в редакции от 15.12.2017 г.), субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов, с 01.01.2018 установлена ставка в размере 4 500 руб. за кв.м. в год.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.10.2020 г. N 305-ЭС20-1800, исходя из буквального содержания п.п. 1.1, 1(1) и 2.1 постановления N 800-ПП в редакции, действующей с 01.01.2017 г., для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4500 руб. за кв.м.; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3500 руб. за кв.м.
Исходя из п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", если стороны в договоре аренды государственного или муниципального имущества указали, что размер арендной платы или иное условие корректируется при изменении указанных актов публично-правового образования, то такое изменение в отношениях сторон происходит автоматически и не требует изменения договора аренды.
Поскольку согласно условиям договора аренды и дополнительного соглашения к нему размер арендной платы определяется на основании действующих в Москве нормативных актов, корректируется арендодателем, может изменяться в одностороннем порядке путем направления арендодателем уведомления о том, что такое изменение произошло, наличие в указанном дополнительном соглашении условия об установлении рыночной ставки арендной платы не препятствует применению льготной ставки арендной платы, установленной Правительством Москвы в п. 1.1 постановления N 800-ПП в редакции, действующей с указанной даты, и не требует подписания соглашения о применении указанной ставки.
Ставка арендной платы, установленная дополнительным соглашением от 11.05.2015 г., определенная по результатам оценки рыночной стоимости права пользования объектом нежилого фонда подлежит применению в том случае, если истец перестанет соответствовать установленным законодательством критериям получения льготы, нарушит требования, предусмотренные в постановлении N 800-ПП, либо истечет срок действия нормативного правого акта, предоставившего льготу.
Вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции правомерно установлено, что истец включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10.03.2021 г., что подтверждается выпиской от 31.05.2022 г. N ЮЭ9965-22-16529254.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным ст. 4 настоящего Федерального закона, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее -уполномоченный орган).
В соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2015 г. N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сведения, содержащиеся в реестре, размещаются в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа.
Судом первой инстанции также правомерно указано, что определяя размер арендной платы с учетом предоставленной имущественной поддержкой в виде льготной ставки арендной платы, ответчик руководствовался общедоступными сведениями, размещенными в реестре. Указывая на то обстоятельство, что ООО "Брусковы" в период до 10.03.2021 г. соответствовали условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, истцом не оспариваются действия уполномоченного органа, связанные с ведением реестра в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а заявлены требования к лицу, к полномочиям которого в спорный период не относилось определение соответствия Общества условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, что послужило основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в части периода до 10.03.2021 г.
Апелляционный суд принимает во внимание, что, выражая несогласие с выводами суда первой инстанции в указанной части, истец с самостоятельной апелляционной жалобы не обратился.
При этом в рамках дела N А40-126085/21 истцом оспаривался отказ в реализации преимущественного права на приобретение в собственность объекта аренды, и судом установлено несоответствие заявителем установленным законом критериям, в том числе отсутствие статуса субъекта малого предпринимательства до 10.03.2021 г. Материалами дела документально подтверждено, что истец обладает статусом микропредприятия с 10.03.2021 г.
Заявитель жалобы полагает, что у истца образовалась задолженность по арендной плате и пени по договору аренды от 11.11.2004 г. N 01-00924/04 за период с 01.12.2021 г. по 31.07.2022 г. в размере 1 749 245 руб. 17 коп., однако данный довод документально не подтвержден. Кроме того, в суде первой инстанции ответчик и третье лицо заявляли о наличии задолженности за иной период - с 01.07.2020 г. по 31.09.2020 г.
Согласно п. 1 постановления правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП с 01.01.2020 г. (в редакции постановлений Правительства Москвы от 22.09.2020 г.
N 1554-ПП, от 16.12.2020 г. N 2262-ПП) установлена ставка арендной платы в размере 4 750 руб. за кв.м. в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с п. 1(1) постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г.
N 800-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 22.09.2020 г. N 1554-ПП, в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, в том числе договорами аренды, заключенными в порядке и на условиях, установленных ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 г. в виде установления ставки арендной платы в размере 3 500 руб. за кв. м в год и в порядке, предусмотренном п. 2.1 настоящего постановления.
Согласно п. 1 постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП, в редакции от 21.12.2021 г., с 01.01.2022 г. установлена ставка арендной платы в размере 5 000 руб. за кв.м. в год субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Пунктом 5 указанного постановления определено действие п. 1 до 31.12.2022 г.
В соответствии с п. 1(1) постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 г.
N 800-ПП, в редакции от 21.12.2021 г., в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, в том числе договорами аренды, заключенными в порядке и на условиях, установленных ч. 9 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2022 г. в виде установления ставки арендной платы в размере 3 800 руб. за кв. м в год и в порядке, предусмотренном п. 2.1 настоящего постановления.
Пунктом 2.1 постановления установлено, что имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в п. 1(1) настоящего постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - Комиссия) отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в п. 1(1) настоящего постановления.
Вместе с тем, в таком случае предлагаемый подход не соответствует установленным Законом N 209-ФЗ и Законом города Москвы N 60 принципам равной имущественной поддержки внутри одной группы субъектов малого предпринимательства, для которой такая поддержка предусмотрена (в данном случае арендаторы небольших помещений), обеспечения равных прав и возможностей при получении имущественной поддержки, противоречит требованиям антимонопольного законодательства, которым установлен запрет на создание органами государственной власти и органами местного самоуправления преимуществ каким-либо лицам и ограничений другим лицам внутри одной группы предпринимателей.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что условия применения льготной ставки арендной платы по договору N 01-00924/04 от 11.11.2004 г. подлежат применению без обращения арендатора в Комиссию на основании действующего нормативного правового акта с 10.03.2021 г., и доводы апеллянта об отсутствии оснований для применения к арендатору льготной ставки арендной платы в установленный судом период не могут быть приняты во внимание.
С учетом изложенного, требования о признании права на применение льготной ставки арендной платы по договору N 01-00924/04 от 11.11.2004 г. правомерно удовлетворены судом в размере 4 750 руб. за кв.м. в год с 10.03.2021 г. и с 01.01.2022 г. в размере 5 000 руб. за кв.м. в год.
Апелляционный суд полагает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2022 г. по делу N А40-114094/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Г. Головкина |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-114094/2022
Истец: ООО "БРУСКОВЫ"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-49806/2024
11.06.2024 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-114094/2022
10.05.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5791/2023
25.01.2023 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-87769/2022
31.10.2022 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-114094/2022