г. Вологда |
|
26 января 2023 г. |
Дело N А44-864/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2023 года.
В полном объёме постановление изготовлено 26 января 2023 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Михайловой Р.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Медико-биологический центр" Брачунова С.П. по доверенности от 17.01.2023, Мельникова А.В. по доверенности от 17.01.2023, генерального директора Скакун М.С., от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области Хатамовой М.С. по доверенности от 09.01.2023 N 38, от федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области" Сабельской И.Э. по доверенности от 13.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медико-биологический центр" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 12 октября 2022 года по делу N А44-864/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Медико-биологический центр" (ОГРН 1025300783496, ИНН 5321072246; адрес: 173011, Великий Новгород, улица Королева, дом 7, корпус 1; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, уточненным в заявлении от 25.02.2022, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области (ОГРН 1055300903833, ИНН 5321101433; адрес: 173015, Новгородская область, Великий Новгород, улица Германа, дом 14; далее - управление) о признании недействительным предписания от 01.12.2021 N 672.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области" (ОГРН 1055300904097, ИНН 5321101472; адрес: 173002, Новгородская область, Великий Новгород, улица Германа, дом 14; далее - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области", учреждение), общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма Синтол" (ОГРН 1067758232805, ИНН 7743615335; адрес: 125499, Москва, бульвар Кронштадтский, дом 39, корпус 1, помещение I, комната 43, рабочее место 12-3; далее - ООО "НПФ Синтол").
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 12 октября 2022 года по делу N А44-864/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на исполнение обществом пунктов 6.3, 7.1.1, 7.2.1.2, 7.3 Инструкции, что подтверждается заключением специалиста от 30.04.2022, письмами изготовителя Инструкции - ООО "НПФ Синтол", результатом проведенной судебной экспертизы - экспертным заключением от 16.08.2022. Указывает на наличие грубых нарушений требований к организации государственного контроля в связи с привлечением Сабельской И.Э., не обладающей необходимым образованием и квалификацией. Читает, что управлением нарушены требования части 1 статьи 34 Федерального закона от 31.07.2020"248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), и в силу части 1, пункта 7 части 2 статьи 91 упомянутого Закона предписание подлежит отмене.
Представители общества в судебном заседании доводы жалобы и дополнений к ней поддержали.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "НПФ Синтол" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителей общества, управления, учреждения, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации (пункт 4 раздела I протокола заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации от 22.12.2020 N 34кв), приказов Роспотребнадзора об организации исполнения указанного поручения от 31.12.2020 N 895 "О контроле за лабораториями, задействованными в проведении диагностических лабораторных исследованийна COVID-19", от 04.10.2021 N 594 "О внесении изменений в приказ Роспотребнадзора от 31.12.2020 N 895", на основании решения руководителя управления от 17.01.2022 N 672 в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт контрольного надзорного мероприятия от 01.12.2021 N 672 (том 2, листы 12-15).
В ходе проверки в рамках исполнения поручения управления от 17.11.2021 N 740 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области" произвело анализ файлов постановок амплификации ПЦР лабораторией общества:
1) 211110-1 10.11.2021 "ОТ-ПЦР-РВ- SARS-CoV-2" (Синтол);
2) 211110-2 10.11.2021 "ОТ-ПЦР-РВ- SARS-CoV-2" (Синтол);
3) 211116-1 16.11.2021 "ОТ-ПЦР-РВ- SARS-CoV-2" (Синтол), в ходе которого установлен факт отсутствия в перечисленных выше постановках обязательного отрицательного контроля амплификации - ОКО.
В связи с указанным управление сделало вывод о нарушении обществом требований пунктов 6.3, 7.1.1, 7.2.1.2, 7.3 Инструкции по применению "Набора реагентов для выделения РНК короновируса SARS-CoV-2 методом полимеразной цепной реакции в реальном времени (ОТ-ПЦР-РВ- SARS-CoV-2)" (далее - Инструкция), поскольку постановки для выделения РНК короновируса SARS-CoV-2 общество производило с применением набора реагентов, к которому разработана указанная Инструкция. Управление, полагая, что отсутствие отрицательного контроля (ОКО) на стадии амплификации (ОТ-ПЦР-РВ), даже при том, что в постановках присутствует ОКО-В (отрицательный контроль стадии выделения), который проходит этапы от выделения РНК вируса до окончания амплификации, не позволяет результаты анализа всех трех партий перечисленных выше постановок считать достоверными в полной мере, так как ОКО при оценке результатов постановок должны оцениваться наряду с иными контролями в силу пункта 7.3 Инструкции, согласно же пункту 6.3 Инструкции ОКО-В "позволяет контролировать возможную контаминацию на этапе выделения НК", но не на этапе амплификации.
По результатам проверки управление выдало обществу предписание от 01.12.2021 N 672 об устранении выявленных нарушений обязательных требований, согласно которому обществу предписано включать отрицательный контрольный образец (ОКО) в каждую постановку амплификации наряду с исследованным материалом, который потом обязательно анализируется в ОТ-ПЦР-РВ вместе с другими образцами на основании пунктов 6.3, 7.1.1, 7.2.1.2, 7.3 Инструкции. С учетом внесенных в предписание дополнений срок исполнения установлен до 01.06.2022.
Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
Апелляционная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене ввиду следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ, подпунктом 4 пункта 1 статьи 44 и пунктом 2 статьи 50 Федерального закона от 30.03.1999"52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", подпунктом 4 пункта 4 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992"2300-1 "О защите прав потребителей" управление провело внеплановую выездную поверку и выдало предписание в соответствии с установленными полномочиями.
В ходе проверки выявлены нарушения пункта 32 СанПиН 3.3686-21. "Санитарные правила и нормы..." (зарегистрированы в Минюсте России 15.02.2021 N 62500; далее - СанПиН 3.3686-21), пунктов 1, 2, 3 методических рекомендаций "МР 3.1.0169-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Лабораторная диагностика COVID-19. Методические рекомендации" (далее -Методические рекомендации), пунктов 6.3,7.1.1, 7.2.1.2, 7.3 Инструкции.
Согласно пункту 32 СанПин 3.3686-21 для постановки диагноза инфекционного заболевания больной с подозрением на заболевание должен быть обследован лабораторно в целях определения возбудителя, вызвавшего заболевание, любым из доступных методов диагностики.
Выявление ДНК/РНК возбудителя осуществляется с применением методов амплификации нуклеиновых кислот, иммуноферментного и иммунохроматографического анализа с использованием зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации наборов реагентов и оборудования, в том числе портативного при проведении тестирования во внелабораторных (полевых) условиях (автоматизированные ПЦР-станции с использованием одноразовых картриджей или упакованный в один кейс комплект портативных приборов для выделения препаратов нуклеиновых кислот и проведения амплификации). Выполнение исследований осуществляют с соблюдением требований биологической безопасности.
Как установил суд первой инстанции, общество в ходе своей деятельности проводит клиническую лабораторную диагностику COVID-19, используя набор реагентов "ОТ-ПЦР-РВ-SARS-CoV-2", который предназначен для качественного отделения РНК коронавируса SARS-CoV-2 с помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР) в реальном времени с обратной транскрипцией (ОТ-ПЦР-РВ) и флуоресцентной детекцией в препаратах НК, выделенных из проб, полученных при взятии мазков со слизистой носо- и ротоглотки, мокроты, промывных вод бронхов, полученных при фибробронхоскопии (пункт 1.2 Инструкции).
Порядок применения набора реагентов "ОТ-ПЦР-РВ-SARS-CoV-2", который предназначен для отделения РНК коронавируса SARS-CoV-2 с помощью полимеразной цепной реакции в реальном времени, определен Инструкцией, разработанной и утвержденной ООО "НПФ Синтол" 25.02.2021 (том 2, листы 35-47).
На медицинское изделие "Набор реагентов для выделения РНК коронавируса SARS-CoV-2 методом полимеразной цепной реакции в реальном времени (ОТ-ПЦР-РВ-SARS-CoV-2)" ООО "НПФ Синтол" получено регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 29.11.2021 N РЗН 2021/15875 (том 2, лист 49).
Согласно пункту 6.3 Инспекции "в каждую партию выделения наряду с исследованным материалом необходимо включать отрицательный контрольный образец (ОКО-В), который потом обязательно анализируется в ОТ-ПЦР-РВ вместе с другими образцами. Это позволяет контролировать возможную контаминацию на этапе выделения" (том 1, лист 41).
Общество утверждало о неукоснительном соблюдении данного пункта Инструкции при проведении исследований по выделению РНК короновируса SARS-CoV-2.
Представители управления в суде первой инстанции признали ошибочность ссылки в обжалованном предписании на пункт 6.3 Инструкции, поскольку подтвердили выполнение обществом требований данного пункта.
Общество также оспорило законность ссылки в обжалованном предписании на пункты 7.1.1, 7.2.1.2 Инструкции, утверждало, что положения указанных пунктов Инструкции к нему неприменимо, поскольку пункт 7.1.1 регулирует ручной метод выделения РНК, пункт 7.2.1.2 определяет "Вариант исполнения ОТ-ПЦР-РВ-SARS-CoV-2-Л" с применением сухих реактивов, общество же использует автоматизированный метод и без использования сухих реактивов, руководствуясь при этом положениями пункта 7.2.1.1 Инструкции "Вариант исполнения ОТ-ПЦР-РВ-SARS-CoV-2" (том 2, лист 44).
Представители управления в суде первой инстанции также признали ошибочность ссылки в обжалованном предписании на пункты 7.1.1, 7.2.1.2 Инструкции, подтвердив, что общество использует автоматизированный метод и без использования сухих реактивов.
На основании части 3.1 статьи 70 АПК РФ суд первой инстанции принял признание указанных обстоятельств, как не требующих дальнейшего доказывания.
Вместе с тем согласно предписанию от 01.12.2021 N 672 вмененную обществу обязанность по включению отрицательного контрольного образца (ОКО) в каждую постановку амплификации наряду с исследованным материалом управление мотивировало положениями пункта 7.3 Инструкции.
Пункт 7.3 Инструкции определяет порядок интерпретации результатов и порядок учета результатов анализа (том 1, листы 48-50).
Согласно пункту 7.3 Инструкции интерпретация результатов анализа осуществляется в соответствии с таблицей 5.
Как установил суд первой инстанции, стороны при рассмотрении дела по-разному интерпретировали Инструкцию, поскольку управление настаивало на несоответствии действий общества ("пути") при постановке анализов буквальным требованиям Инструкции, общество же настаивало, что полученные им результаты валидны, поскольку указанное обеспечивает присутствие в постановках и на стадии выделения, и на стадии амплификации ОКО-В.
Суд первой инстанции при анализе таблицы 5 "Интерпретация результатов анализа проб с помощью набора реагентов "ОТ-ПЦР-РВ-SARS-CoV-2", посчитал, что для выводов о том, что результат всего анализа не подлежит учету, требуется оценка по различным каналам результатов ПЦР, как ОКО-В, так и ОКО (том 1, лист 49), соответственно, для интерпретации результатов ПЦР для ОКО требуется включать в постановку стадии амплификации (ОТ-ПЦР-РВ) ОКО, иначе интерпретировать ОКО будет невозможно, при этом в силу таблицы 5 такая интерпретация требуется. Условий, при которых интерпретирование результатов ОКО не требуется, Инструкция не содержит.
Суд первой инстанции учел, что в пункте 7.3 Инструкции также имеется указание, что результаты анализа подлежат учету, наряду с иным,
- в случае отсутствия регистрации роста сигнала ОКО (ОКО-В) каналам R6G (HEX, Yellow) и ROX (Orange);
- в случае регистрации роста сигнала ОКО-В по каналам FAM (Green) и Су5 (Red) с определенными пороговыми циклами (том 1, лист 48).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции признал правомерными доводы управления о том, что в силу буквального содержания пункта 7.3 Инструкции в ходе интерпретации результатов анализов оцениваются образцы, как ОКО-В (отрицательный контроль выделения), так и образцы ОКО (отрицательный контроль амплификации), каких-либо отступлений от указанного порядка интерпретации результатов анализа и принятия к учету результатов Инструкция не предусматривает.
Судом установлено, что в подвергнутых проверке управлением постановках общества от 10.11.2021 и от 16.11.2021 отсутствовали отрицательные контрольные образцы (ОКО) стадии амплификации (ОТ-ПЦР-РВ), при том, что в силу того же пункта 7.3 Инструкции ОКО являются в ходе постановки амплификации показателями контаминации (загрязнения).
При таких обстоятельствах суд посчитал правомерными выводы управления о том, что общество, не включая отрицательный контрольный образец (ОКО) в каждую постановку амплификации наряду с исследованным материалом, не могло анализировать ОКО при интерпретации результатов анализов, что является отступлением от буквального содержания пункта 7.3 Инструкции и свидетельствует о правомерности требований управления в обжалованном предписании.
Ссылка общества на письмо разработчика Инструкции - ООО "НПФ Синтол" от 25.11.2021 N 277-21, согласно которому включение в каждую постановку ОКО при наличии ОКО-В не является обязательным, судом первой инстанции не принята, поскольку пояснения разработчика Инструкции - ООО "НПФ Синтол" не исключают имеющиеся в Инструкции положения о включении в постановки ОКО стадии амплификации, а лишь разъясняет, что отсутствие таковой не влияет на валидность результата исследований ввиду того, что ОКО-В имеет более широкий диапазон контроля контаминации по сравнению с ОКО амплификации. Таким образом, суд посчитал, что ООО "НПФ Синтол" не имеет оснований для утверждения об отсутствии необходимости включения в постановки ОКО стадии амплификации при применении набора реагентов согласно разработанной им Инструкции.
Выводы эксперта по результатам судебной экспертизы, назначенной судом в ходе судебного разбирательства, изложенные в заключении от 16.08.2022 (том 4, листы 44-50), согласно которым действия общества соответствуют пунктам 6.3, 7.1.1, 7.2.1.2, 7.3 Инструкции, судом первой инстанции не положены в основу решения, поскольку не вступают в противоречие с приведенными выводами суда, поскольку ни в экспертном заключении, ни в ходе пояснений, данными экспертом, присутствующим в судебном заседании 05.10.2022, не опровергнуто наличие в наборе реагентов реагента ОКО для стадии амплификации, не исключено указание на его внесение в постановки (том 1, лист 45), как не исключено и указание на необходимость интерпретации по различным каналам результатов ПЦР по образцам, как ОКО-В, так и ОКО (том 1, лист 49), не приведено ссылок на пункты Инструкции, которые бы позволяли в каком-либо случае не использовать реагент ОКО, не анализировать результаты ПЦР, в том числе по образцу ОКО.
Суд первой инстанции пришел к выводам о том, что из Инструкции безусловно следует необходимость включения ОКО в постановку ПЦР и необходимость интерпретации результатов ОКО, такая обязанность следует из состава набора реагентов и буквального содержания Инструкции, которое, вне зависимости от обоснованности полученных результатов исследования, имеет значение для рассматриваемого спора.
Наряду с изложенным выше, судом установлена необоснованность доводов мотивировочной части предписания управления, которыми обществу вменено отсутствие в постановках включения ПКО (положительного контроля амплификации), поскольку согласно примечанию 3 к таблице 2 пункта 7.2.1.1 Инструкции, применимого к рассматриваемым действиям общества, если ПКО использовали при выделении ПКО-В, то в постановку можно не включать ПКО; управление не опровергло доводы общества о том, что ПКО использовалось им при выделении ПКО-В, соответственно, общество не нарушало положения Инструкции относительно порядка включения в постановку ПКО.
Однако, как посчитал суд, наличие в мотивировочной части предписания управления необоснованного довода относительно ПКО, не исключает вывод суда о законности предписания управления, поскольку в предписывающей части предписания от 01.12.2021 N 672 обществу вменено в обязанность включать в каждую постановку амплификации ОКО (отрицательный контрольный образец), что соответствует положениям Инструкции, рассмотренным ранее.
Вместе тем коллегия судей приходит к следующим выводам.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и управлением подтверждено, что пункты 6.3, 7.1.1, 7.2.1.2 Инструкции включены в оспариваемое предписание ошибочно, данные пункты Инструкции обществом соблюдаются, в связи с этим предписание в части ссылки на наличие данных нарушений не соответствует действующему законодательству.
Также судом первой инстанции верно установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что общество применяло пункт 7.2.1.1 Инструкции "Вариант исполнения "OT-ПЦР-PB-SARS-CoV-2"".
В названном пункте Инструкции приведена таблица 2, содержащая сведения о расходе реагентов комплекта для проведения исследования, в которую включен компонент ОКО 20 мкл на каждый анализ. Согласно формуле для определения расхода реагента "Реакционная смесь" учитывается количество исследуемых образцов (N) и количество контролей - 2 (ОКО и ПКО).
В сноске 2 разъяснено, что отрицательные контроли выделения (ОКО-В) анализируются как исследуемые образцы, в сноске 3 разъяснено, что если ПКО использовали при выделении (ПКО-В), то в постановку можно не включать ПКО.
В пункте 7.3 Инструкции определен порядок учета результатов анализа: результаты анализа подлежат учету в том числе в случае отсутствия регистрации роста сигнала ОКО (ОКО-В) каналам R6G (HEX, Yellow) и ROX (Orange), а также в случае регистрации роста сигнала ОКО-В по каналам FAM (Green) и Су5 (Red) с определенными пороговыми циклами.
В таблице 5 указанного пункта Инструкции указано, что результаты анализа не подлежат учёту в случае получения положительного результата для ОКО-В по любому из специфических на SARS-CoV-2 каналов HEX и/или ROX и в случае получения положительного результата для ОКО. В таблице отражены результаты ПЦР, при которых результаты анализа подлежат учёту, и свидетельствующие о том, что в отношении образцов ОКО-В и ОКО контаминация отсутствует.
Согласно письму ООО "НПФ Синтол" от 25.11.2021 N 277-21 в случае проведения анализа допускается постановка только отрицательного контроля выделения (ОКО - отрицательный контрольный образец), т. к. ОКО выделения проходит все этапы анализа, от выделения РНК до окончания ПЦР-амплификации; на одну постановку (раунд выделения и амплификации) достаточно одного ОКО и одного ПКО (положительный контрольный образец) со стадии выделения РНК, в этом случае ОКО стадии амплификации можно не применять (том 2, лист 48).
ООО "НПФ Синтол" в пояснениях от 02.06.2022 (том 3, листы 44-46) отразило, что отрицательные контрольные образцы амплификации и выделения (ОКО и ОКО-В) используются для контроля контаминации при проведении ПЦР-анализа:
- ОКО выделения (ОКО-В) показывает отсутствие контаминации (загрязнения) на этапе выделения нуклеиновых кислот (далее - НК);
- ОКО амплификации (ОКО) показывает отсутствие контаминирующих НК в серии реагентов, используемых для постановки ПЦР, а также отсутствие контаминации на этапе приготовления реакционной смеси и внесения выделенных препаратов НК в реакционную смесь.
ООО "НПФ Синтол" сослалось, что в практике ПЦР-анализа допускается контроль контаминации всей постановки даже в отсутствие отрицательного контрольного образца на стадии амплификации (ОКО), если в постановке присутствовал отрицательный контрольный образец выделения (ОКО-В) от момента выделения РНК до окончания регистрации результатов, поскольку:
- ОКО-В имеет более широкий диапазон контроля контаминации по сравнению с ОКО амплификации, так как охватывает и этап выделения НК и последующий этап амплификации. Следовательно, получение достоверного результата для ОКО-В указывает на отсутствие контаминации и на этапе выделения НК, и на этапах приготовления реакционной смеси и амплификации;
- отсутствие контаминации в серии реагентов гарантируется производителем и указывается в паспорте к набору, как результат проверки ОБТК соответствующего показателя.
ООО "НПФ Синтол" также указало, что контроль контаминации всей постановки при использовании только отрицательного контрольного образца амплификации (ОКО) в отсутствие отрицательного контрольного образца выделения (ОКО-В) не допускается, так как ОКО контролирует только этап амплификации, но не этап выделения НК, что в итоге не позволит исключить ложноположительные результаты, полученные при наличии ошибок на этапе выделения НК, и подтвердить достоверность последующих полученных положительных результатов.
ООО "НПФ Синтол" отметило, что в таблице 5 "Интерпретация результатов анализа проб с помощью набора реагентов "ОТ-ПЦР-РВ-SARS-CoV-2"" пункта 7.3 Инструкции описаны все возможные виды (варианты) получаемых результатов и их интерпретации для контролей и исследуемых проб, как положительных, так и отрицательных с целью корректировки оценки достоверности получаемых результатов. Информация из таблицы 5 не свидетельствует о необходимости обязательного включения ОКО в каждую постановку на этапе амплификации, так как "Результаты всего анализа не подлежат учету в любом из следующих случаев": и в случае получения положительного результата для ОКО-В по любому из специфических на SARS-CoV-2 каналов HEX и/или ROX, и в случае получения положительного результата для ОКО.
Следовательно, результаты анализа не подлежат учету в случае, если отрицательные контрольные образцы ОКО-В и ОКО показали ложноположительный результат (наличие вируса) ввиду контаминации (загрязнения) как со стадии выделения, так и со стадии амплификации (процесса копирования, увеличения) соответственно.
Таким образом, разработчик Инструкции ООО "НПФ "Синтол" подтвердил, что в практике ПЦР-анализа допускается контроль контаминации всей постановки в отсутствие ОКО на стадии амплификации, если в постановке присутствовал отрицательный контрольный образец выделения (ОКО-В) от момента выделения РНК до окончания регистрации результатов.
ООО "НПФ "Синтол" подтвердило, что общество в каждой постановке наряду с исследуемыми образцами использовало контрольные образцы ОКО-В и ПКО-В в одном повторе каждый, что согласно пункту 7.3 Инструкции и таблице 5 данного пункта контроли являются достоверными и достаточными для корректной оценки и учета полученных результатов анализа.
Эксперт при проведении судебной экспертизы (заключение от 16.08.2022) пришел к выводам о том, что
исходя из положений Инструкции по ТУ 21.20.23-003-97313483-2021, серии 050321, разработанной и утвержденной ООО "НПФ Синтол", включение отрицательного контрольного образца (ОКО) на этапе амплификации в каждую постановку наряду с исследованным материалом при условии включения отрицательного контрольного образца выделения (ОКО-В) с первого этапа экстракции вируса, проходящего затем через этап амплификации в каждой постановке наряду с исследованным материалом, является необязательным;
действия общества при использовании наборов реагентов для выявления РНК коронавируса SARS-CoV-2 методом полимеразной цепной реакции в реальном времени (ОТ-ПЦР-РВ - SARS-CoV-2) по ТУ 21.20.23-003-97313483-2021, серии 050321 (разработчик и производитель ООО "НПФ Синтол") полностью соответствуют без отступлений пунктам 6.3, 7.1.1, 7.2.1.2, 7.3 Инструкции.
Ссылка управления на письменное пояснение ФКУЗ "Северо-западная ПЧС" от 27.01.2022 N 53-04/11-614-2022, экспертное мнение ФГБУ "ВНИИМТ" Росздравнадзора от 21.02.2022 N 10-9555/22, экспертное заключение на запрос управления заместителя директора по научной работе ФБУН НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера, кандидата медицинских наук Деткова В.Г., согласно которому в соответствии с Инструкцией интерпретация возможна только при использовании ОКО-В и ОКО, письмо ООО "НПФ Стинол" ничтожно, а заключение эксперта ошибочно, апелляционным судом не принимается, поскольку изложенные мнения названных лиц не опровергают данные изготовителя Инструкции и результаты судебной экспертизы.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждено, что Инструкция не предусматривает в обязательном порядке применения ОКО на этапе амплификации, пункт 7.3 Инструкции не устанавливает, что при применении образца ОКО-В без образца ОКО интерпретация результатов невозможна, а действия общества соответствуют требованиям Инструкции.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции верно посчитал, что спорная ситуация требует оценки действий общества по проведению анализа не применительно к практике действий, а применительно к буквальному содержанию Инструкции, однако пришел к выводу о том, что пунктом 7.2.1.1 Инструкции в таблице 2, содержащей расход реагентов на каждый анализ, предусматривается внесение реагента ОКО на каждый анализ, каких-либо исключений из данного правила в рассматриваемом пункте не приведено за исключением ПКО (примечание 3), для включения в постановку ОКО каких-либо исключений Инструкция не содержит.
Исходя из буквального содержания Инструкции, в частности, пунктов 6.3, 7.2.1.1, 7.3, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что управление выдало законное предписание.
Вместе с тем в пункте 6.3 Инструкции прямо не указано на необходимость использования ОКО со стадии амплификации, пункты 6.3, 7.1.1, 7.2.1.2 Инструкции включены в оспариваемое предписание ошибочно, нарушений в применении пункта 7.2.1.1 Инструкции управлением в ходе проверки не установлено и в оспариваемом предписании данный пункт не отражен, обществу указано на необходимость соблюдения пункта 7.3 Инструкции, определяющего порядок учета результатов, а не проведения исследования, при этом ни экспертом при проведении экспертизы, ни ООО "НПФ "Синтол" нарушений в интерпретации полученных результатов не выявлено.
Поскольку Инструкция не предусматривает в обязательном порядке применения ОКО на этапе амплификации, соблюдение пункта 7.3 Инструкции при оценке результатов материалами дела подтверждено, оснований для вывода о законности требования управления соблюдения обществом положений пунктов 6.3, 7.1.1, 7.2.1.2, 7.3 Инструкции у коллегии судей не имеется.
Доводы апеллянта о наличии грубых нарушений при проведении государственного контроля апелляционный суд не принимает с учетом следующего.
Согласно части 1 статьи 34 Закона N 248-ФЗ в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля контрольные (надзорные) органы в случае необходимости могут привлекать для совершения отдельных контрольных (надзорных) действий специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия контрольным (надзорным) органам, в том числе при применении технических средств.
Часть 1 статьи 91 упомянутого Закона предусматривает, что решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора. В случае самостоятельного выявления грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа, проводившего контрольное (надзорное) мероприятие, принимает решение о признании результатов такого мероприятия недействительными.
В силу пункта 4 части 2 статьи 91 Закона N 248-ФЗ привлечение к проведению контрольного (надзорного) мероприятия лиц, участие которых не предусмотрено настоящим Законом, является грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Поскольку в ходе осуществления государственного контроля (надзора) контрольные (надзорные) органы в случае необходимости могут привлекать для совершения отдельных контрольных (надзорных) действий специалистов, участие специалистов в ходе такого мероприятия допускается, привлечение специалистов нельзя отнести к грубому нарушению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 91 вышеназванного Закона.
Из материалов дела следует, что Сабельская Ирина Эдуардовна работает в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области" на должности "Биолога" с 07.09.2009, что соответствует требованиям приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников".
Согласно требованиям приказа Министерства здравоохранения и социального развития от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Сабельская И.Э. имеет высшее профессиональное образование по специальности "Биология" (академическая квалификация - специалист) и дополнительное профессиональное образование в соответствии с направлением профессиональной деятельности.
ФГБОУ ВО "Новгородским государственным университетом имени Ярослава Мудрого" выдана архивная справка от 04.10.2022 N 01-38/516, в которой в отношении Сабельской И.Э. указано: "присуждена академическая степень специалиста квалификации биолога, преподавателя по специальности "Биология". Высшее и дополнительное профессиональное образование подтверждено дипломом о высшем образовании и свидетельствами о прохождении обучения в соответствии с направлением профессиональной деятельности.
Отделением ПЦР-диагностики микробиологической лаборатории ФБУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии в Новгородской области" в рамках исполнения поручения управления от 17.11.2021 N 740 произведен анализ файлов постановок амплификации ПЦР- лаборатории общества и управлению выдан ответ от 25.11.2021 N 53-20-08-М/05-1491/1-2021, в котором отмечен факт отсутствия обязательного отрицательного контроля амплификации - ОКО и рекомендуемого положительного контроль амплификации - ПКО.
Отделение ПЦР-диагностики микробиологической лаборатории учреждения имеет действующее Санитарно-Эпидемиологическое заключение от 09.01.2020 N 53.01.01.000.М.000002.01.20 и в составе ИЛЦ учреждения действующий аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.510602.
Вместе с тем коллегией судей установлено, что требование предписания не соответствует действующему законодательству, в связи с этим оно подлежит признанию незаконным.
Согласно пункту 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
С учетом изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение суда подлежит отмене с вынесением судебного акта об удовлетворении требований.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с удовлетворением заявленных требований и апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины в общей сумме 4 500 руб. подлежат взысканию с управления в пользу общества.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 12 октября 2022 года по делу N А44-864/2022 отменить.
Признать незаконным и отменить предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области от 01.12.2021 N 672.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области (ОГРН 1055300903833, ИНН 5321101433; адрес: 173015, Великий Новгород, улица Германа, дом 14) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Медико-биологический центр" (ОГРН 1025300783496, ИНН 5321072246; адрес: 173011, Великий Новгород, улица Королева, дом 7, корпус 1) 4 500 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-864/2022
Истец: ООО "МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области
Третье лицо: ООО "НПФ Синтол", Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области", Заведующему Кафедрой клинической лабораторной диагностики с курсом молекулярной медицины ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П.Павлова Минздрава России Эмануэлю Владимиру Леонидовичу, Четырнадцатый Арбитражный Апелляционный суд, Эмануэль В.Л.
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10260/2022
23.05.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4601/2023
26.01.2023 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10260/2022
12.10.2022 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-864/2022