город Ростов-на-Дону |
|
27 января 2023 г. |
дело N А53-19372/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.,
при участии:
от ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону": представитель Рабчинская Ю.Д. по доверенности от 12.12.2022, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 10.10.2022 по делу N А53-19372/2022
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
(ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023)
к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (ИНН 6163056346,
ОГРН 1036163003029)
при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний Основа-Тектоника" (ИНН 6163150620, ОГРН 1166196106086)
о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и обязании возбудить административное дело,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону") обратилось в суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - Госжилинспекция) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в возбуждении в отношении общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний Основа-Тектоника" (далее - ООО "Группа компаний Основа-Тектоника") административного дела по части 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обязании возбудить административное дело как в отношении общества, так и в отношении должностного лица.
Определением от 17.06.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний Основа-Тектоника".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.10.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, обязать инспекцию возбудить дело об административном правонарушении в отношении ООО "Группа компаний Основа-Тектоника" по ч. 3 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также привлечь руководителя ООО "Группа компаний Основа-Тектоника" как должностное лицо к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, взыскать судебные расходы.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что оспариваемый ответ инспекции от 25.05.2022 N 37/1933 не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и интересы ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" в сфере экономической деятельности. В обоснование своей правовой позиции общество ссылается на то, что при вынесении судебного акта судом не учтено, что введенные постановлением N 336 от 10.03.2022 ограничения в осуществлении государственного и муниципального контроля в 2022 году, не имеет правового значения к обстоятельствам настоящего дела. Нарушения, указанные в заявлении ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" N2156-001/017-1 от 09.03.2022, должны были быть рассмотрены ГЖИ в порядке, предусмотренном КоАП РФ, а не в ходе контрольно-надзорного мероприятия.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 09 марта 2022 года ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" обратилось в Госжилинспекцию с заявлением о возбуждении в отношении ООО "Группа компаний Основа-Тектоника" административного дела по части 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вследствие нарушения лицензионного требования, предъявляемого к управлению многоквартирными домами, в связи с наличием задолженности за потребленную электроэнергию по договору энергосбережения N 61260302915 от 01.03.2021, подтвержденной вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ростовской области от 08.02.2022 по делу N А53-41202/2021.
25 мая 2022 года в возбуждении административного дела по части 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Группа компаний Основа-Тектоника" было отказано на основании того, что заявления юридических лиц не являются основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
Не согласившись с данным решением Госжилинспекции об отказе в возбуждении административного дела, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" обратилось в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый акт, суд первой инстанции с учетом положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о необоснованности заявленных требований.
Пунктами 1, 2 и 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса установлено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 Кодекса). В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.1 Кодекса).
Как следует из представленных в материалы дела определения и письма инспекции, инспекция не усмотрела оснований для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.3 Кодекса, в связи с отсутствием у нее достаточных данных о наличии в действиях ООО "Группа компаний Основа-Тектоника" и его должностного лица события указанного административного правонарушения и невозможностью проведения внеплановой проверки в отношении указанных лиц.
Между тем принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, требует проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 2315-О).
В связи с этим, при получении соответствующего заявления, содержащего сведения о наличии события административного правонарушения, административный орган обязан рассмотреть его в установленном порядке.
Согласно пункту 9 постановления N 336 должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).
На основании пункта 3 части 2 статьи 90 Закона N 248 контрольный (надзорный) орган в случае выявления признаков административного правонарушения в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия направляет соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принимает меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), под проверкой понимается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
В части 3.2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, регламентирующей организацию и проведение внеплановой проверки, при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, достаточных данных о фактах, указанных в части 2 этой статьи, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В рамках предварительной проверки у лиц, подлежащих проверке, могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
В силу части 3.3 статьи 10 Закона N 294-ФЗ при выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в части 2 данной статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора) подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 этой статьи.
По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.
Пунктом 1 постановления N 336 предусмотрено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 этого постановления.
На основании пункта 3 постановления N 336 в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Законом N 248 и Законом N 294-ФЗ, а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) установлены исключительные основания для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок. В 2022 году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора проводятся исключительно в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав при условии согласования с органами прокуратуры.
Таким образом, не допускается возбуждение дела об административном правонарушении (составлении протокола) должностным лицом на основании заявления гражданина или организации без проведения контрольного надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. При этом возбуждение должностным лицом контрольного (надзорного) органа дела об административном правонарушении в рамках Кодекса возможно только исключительно после проведенных контрольно-надзорных мероприятий, предусмотренных Законом N 248-ФЗ (пункт 9 постановления N 336).
С учетом изложенного у инспекции отсутствовали правовые основания для проведения контрольно-надзорных мероприятий и, как следствие, для возбуждения в отношении ООО "Группа компаний Основа-Тектоника" и его директора дела об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что общество не лишено возможности защитить свои права иным способом, нежели в рамках возбуждения административного производства и воспользовалось этим правом, обратившись в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО "Группа компаний Основа-Тектоника" задолженности за потребленную электроэнергию за июль-август 2021, который решением от 08.02.2022 по делу N А53-41202/2021 удовлетворил заявленное требование, а также истечение установленного статьей 4.5 Кодекса срока для привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1.3 Кодекса.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о том, что оспариваемый ответ отвечает требованиям законодательства, в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к тому, что нарушения, указанные в заявлении ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" N 2156-001/017-1 от 09.03.2022, должны были быть рассмотрены ГЖИ в порядке, предусмотренном КоАП РФ, а не в ходе контрольно-надзорного мероприятия, не принимаются судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и не свидетельствуют о неправильном их применении судом первой инстанции.
Указанная позиция соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.12.2022 по делу N А53-19373/2022.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушения и неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.10.2022 по делу N А53-19372/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-19372/2022
Истец: ПАО "ТНС ЭНЕРГО РОСТОВ-НА-ДОНУ"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "Группа компаний Основа Тектоника", ООО "Группа компаний Основа-Тектоника"