30 января 2023 г. |
Дело N А83-23686/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.01.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.01.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Ольшанской Н.А., Яковлева А.С., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
с участием представителей от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю - Алиева Э.Э. по доверенности от 04.04.2022 N 06-15/07695, от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым - Демьянович Т.К. по доверенности от 09.01.2023 N 06-20/00003@, от Гаражно-строительного кооператива "Полет" - Авамилева К.А. по доверенности от 12.01.2023 N 1/2023,
в отсутствие Администрации города Симферополя Республики Крым, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю на решение Арбитражного суда Республики Крым от 02 ноября 2022 года по делу N А83-23686/2021, принятое по заявлению Гаражно-строительного кооператива "Полет" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Крым, при участии в деле третьего лица Администрации города Симферополя Республики Крым об оспаривании действий,
УСТАНОВИЛ:
Гаражно-строительный кооператив "Полет" (далее по тексту - заявитель, кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением (с учётом заявления об уточнении требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (далее - инспекция, налоговый орган), Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Крым о признании незаконным исчисление суммы земельного налога, изложенное в сообщении инспекции N 351307 от 05.05.2021. Просит обязать инспекцию произвести пересчет суммы земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:22:000000:1697 с применением налоговой ставки для земельных участков, занятых гаражными кооперативами, индивидуальными гаражами в размере 0,06 процентов.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 02 ноября 2022 года заявленные требования кооператива удовлетворены; суд признал незаконным исчисление суммы земельного налога, изложенное в сообщении ИФНС России по г. Симферополю N 351307 от 05.05.2021; обязал инспекцию произвести пересчет суммы земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:22:000000:1697 с применением налоговой ставки для земельных участков, занятых гаражными кооперативами, индивидуальными гаражами в размере 0,06 процентов.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекция обжаловала его в апелляционном порядке, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать. Полагает, что инспекцией при исчислении суммы земельного налога правомерно применена ставка в размере 0,3 процента на основании информации, предоставленной Департаментом развития экономического потенциала территории и муниципального заказа, согласно которой вид разрешенного использования земельного участка кооператива - "коммунальное обслуживание".
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель инспекции поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
От УФНС поступил отзыв на апелляционную жадобу, в судебном заседании его представитель поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, указала, что доказательств изменения кооперативом в установленном порядке вида разрешенного использования земельного участка материалы дела не содержат.
От кооператива поступил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании его представитель возражала против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность обжалуемого решения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ. При этом судом апелляционной инстанции не установлено оснований для его отмены или изменения, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, инспекция сообщением N 351307 от 05.05.2021 уведомило кооператив об исчислении налоговым органом суммы земельного налога за владение земельным участком, расположенным по адресу пер. Аэрофлотский, 180, г. Симферополь, Республика Крым за период - 2020 год исходя из применения налоговой ставки в размере 0,3%.
Не согласившись с указанным порядком исчисления суммы земельного налога, кооператив обратился в инспекцию с заявлением о пересчёте суммы налога.
Данное обращение оставлено ИФНС без удовлетворения со ссылкой на верность применения ставки налога. Жалобы кооператива оставлена без удовлетворения Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Крым.
Полагая, что исчисление суммы земельного налога, изложенное в сообщении ИФНС России по г. Симферополю N 351307 от 05.05.2021, является незаконным и нарушает его права и законные интересы, кооператив обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности исчисления суммы земельного налога, изложенное в сообщении ИФНС России по г. Симферополю N 351307 от 05.05.2021, поскольку кооперативом доказано фактическое использование земельных участков для размещения гаражного кооператива.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Решением Симферопольского городского Совета от 29.11.2019 N 48 (далее - решение N 48) установлен и введён в действие на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым земельный налог (далее - налог), обязательный к уплате на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым организациями и физическими лицами, обладающими земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками, а также определить налоговые ставки, порядок уплаты налога.
Пунктом 3 вышеуказанного решения установлены ставки налога в размерах ОТК кадастровой стоимости земельного участка, а именно пункт 3.5. решения - 0,06 процента в отношении земельных участков, занятых гаражными кооперативами, индивидуальными гаражами, пункт 3.14 решения - 0,3 процента в отношении прочих земельных участков.
Как следует из сообщения инспекции, сумма земельного налога за 2020 год, подлежащая уплате кооперативом, исчислена налоговым органом исходя из применения налоговой ставки в размере 0,3%, установленной для прочих земельных участков.
Предельные налоговые ставки для исчисления земельного налога предусмотрены пунктом 1 статьи 394 НК РФ в зависимости от категории земель и вида разрешённого использования земельного участка. Налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются и дифференцируются в зависимости от категории и (или) вида разрешенного использования земельного участка.
Земельный налог исчисляется на основании сведений об объектах недвижимости и их правообладателях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и представленных в налоговые органы в порядке, установленном статьёй 85 НК РФ. Органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о зарегистрированном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, в налоговые органы по месту своего нахождения. Администрирование земельного налога осуществляется налоговым органом на основании сведений, полученных от регистрирующего органа в электронном виде (кадастровый номер объекта, правообладатель, дата регистрации прекращения) владения, вид разрешенного использования ЗУ и т.п.).
Согласно выписки из ЕГРН за Гаражно-строительным кооперативом "Полет" зарегистрирован земельный участок с к/н 90:22:000000:1697, дата регистрации владения 16.10.2019, вид разрешенного использования - "коммунальное обслуживание".
Департаментом развития экономического потенциала территории и муниципального заказа в ответ на запрос налогового органа представлена информация о вид разрешенного использования земельного участка ГСК "Полет" (90:22:000000:1697) по документу - "коммунальное обслуживание". При этом отмечено, что согласно пункту 3.5 решения N 48 налоговая ставка в отношении земельных участков, занятых гаражными кооперативами, индивидуальными гаражами составляет 0,06 процентов.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ГСК "Полет" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 25413 кв.м с кадастровым номером 90:22:000000:1697, что подтверждается Государственным актом на право постоянного пользования землей II-КМ N 002151 от 09.02.2001, а также записью в ЕГРН 90:22:000000:1697-90/090/2019-1 от 16.10.2019.
Указанный земельный участок передан ГСК "Полет" в постоянное пользование с целью строительства кооперативных гаражей (решение исполнительного комитета Симферопольского городского совета народных депутатов от 28.08.2000 N 1419, утверждённое решением 15 городской сессии 23 созыва N 241 от 05.10.2000).
В связи с приведением в соответствие с действующим законодательством правоустанавливающих документов на указанный земельный участок, постановлением Администрации города Симферополя от 15.06.2016 N 1302 утверждён градостроительный план земельного участка, согласно пункта 3 которого назначением объекта капитального строительства на земельном участке указано строительство кооперативных гаражей.
Согласно пунктов 1.1.,2.2. Устава Гаражно-строительный кооператив "Полет" является некоммерческой организацией, объединяющей на добровольных началах граждан-владельцев транспортных средств с целью обеспечения строительства и эксплуатации гаражей, стоянок и управления ими. Основной задачей ГСК "Полет" является содержание и эксплуатация гаражей, дорог, коммуникаций на территории ГСК за счёт собственных средств, а также удовлетворение потребностей его членов путём предоставления своих услуг.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, указанное свидетельствует об использовании земельного участка с к/н 90:22:000000:1697 заявителем для размещения на земельном участке гаражного кооператива с целью обслуживания гаражей.
При этом суд первой инстанции, пришел к правомерному выводу, что для установления надлежащей налоговой ставки для исчисления земельного налога следует доказать фактическое использование земельных участков в соответствии с разрешённым видом использования.
Указанный вывод подтверждается также судебными актами Верхового Суда РФ (определения от 20.06.2018 N 301-КГ18-7425, от 03.12.2018 N 310-КГ17-23011, от 01.08.2019 N 305-ЭС19-13884).
Судом установлено, что при исчислении суммы земельного налога, изложенном в сообщении N 351307 от 05.05.2021, инспекцией не учтено, что земельный участок с видом разрешённого использования "коммунальное обслуживание" фактически используется кооперативом как земельный участок, занятый гаражным кооперативом, в связи с чем в отношении спорного земельного участка применима налоговая ставка в размере 0,06 %.
Кроме того, вопреки доводу налогового органа об отсутствии доказательств того, что заявителем предпринимались попытки изменить в установленном порядке вид разрешенного использования земельного участка, суду представлены копии заявления кооператива от 14.12.2018 об определении вида разрешённого использования спорного земельного участка как 2.7.1 "объекты гаражного назначения" и письма Департамента развития муниципальной собственности с отказом в определении заявленного вида разрешённого использования земельного участка ввиду нахождения земельного участка в границах территориальной зоны "Зона инженерно-транспортной инфраструктуры (ИТ-1)".
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о незаконности исчисления суммы земельного налога, изложенное в сообщении ИФНС России по г. Симферополю N 351307 от 05.05.2021, и с целью устранения нарушенных прав и законных интересов кооператива возложил на инспекцию обязанность произвести пересчёт суммы земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:22:000000:1697 с применением налоговой ставки для земельных участков, занятых гаражными кооперативами, индивидуальными гаражами в размере 0,06 процентов.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 02 ноября 2022 года по делу N А83-23686/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Симферополю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-23686/2021
Истец: ГАРАЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ "ПОЛЕТ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СИМФЕРОПОЛЮ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Авамилева Ксения Александровна