г. Пермь |
|
01 февраля 2023 г. |
Дело N А60-7062/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 01 февраля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лихачевой А.Н.,
судей Гребенкиной Н.А., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Макаровой С.Н., при участии в судебном заседании посредством онлайн-режима от истца: Мухамеджанова Д.А. по доверенности от 11.01.2021, паспорт, диплом;
от ответчика: представители не явились (извещен);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Ремстройкомплекс",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 сентября 2022 года,
по делу N А60-7062/2022
по иску Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ИНН 6608001915,ОГРН 1036603485962)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ремстройкомплекс" (ИНН 6672350582, ОГРН 1116672022169),
о взыскании долга по договору холодного водоснабжения, водоотведения, неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства (истец) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Ремстройкомплекс" 24 531 829 руб. 20 коп. долга по договору холодного водоснабжения и водоотведения N 3918 от 21.12.2011 за период с апреля 2020 по 25 октября 2021 года, 4 263 807 руб.98 коп. неустойки, начисленной за период с 01.01.2021 по 30.01.2022, продолжить начисление неустойки с 01.02.2022 в порядке, установленном п.6.4 ст.13, п.6.4 ст.14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В ходе рассмотрения дела истец неоднократно уточнял исковые требования в порядке ст.49 АПК РФ, по состоянию на 23.09.2022 истец поддержал требования к ответчику в следующем размере: 17 778 318 руб. 31 коп. - долг, 4 856 755 руб. 25 коп. - неустойка за период с 01.01.2021 по 31.03.2022, продолжить взыскание неустойки на сумму основного долга в размере 17 778 318 руб. 31 коп.
Уточнение исковых требований принято судом первой инстанции на основании ст.49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29 сентября 2022 года (резолютивная часть от 23.09.2022) исковые требования удовлетворены частично.
С общества с ограниченной ответственностью "РЕМСТРОЙКОМПЛЕКС" (ИНН 6672350582, ОГРН 1116672022169) в пользу ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА (ИНН 6608001915, ОГРН 1036603485962) взысканы денежные средства в размере 17 778 318 руб. 31 коп. - долг, 4 856 755 руб. 25 коп. - неустойка за период с 01.01.2021 по 31.03.2022, а также 136 175 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В части продолжения начисления неустойки с 01.04.2022 по день фактической оплаты долга отказано.
ЕКАТЕРИНБУРГСКОМУ МУНИЦИПАЛЬНОМУ УНИТАРНОМУ ПРЕДПРИЯТИЮ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА (ИНН 6608001915, ОГРН 1036603485962) из федерального бюджета подлежит возврату государственная пошлина в размере 63 825 руб. 00 коп., уплаченная по платежному поручению N 1535 от 02.02.2022.
Не согласившись с решением, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Исходя из содержания апелляционной жалобы, ответчик не согласен с тем, что судом первой инстанции отклонены следующие его возражения о неправомерности начислений в отношении:
1. Начисления объемов в отношении нежилых помещений (ул. Ленина, 36, ул. Попова, 25, ул. Чапаева, 14/1) в сумме 88 161 руб. 97 коп.
2. Данные ООО "ЕРЦ" в отношении многоквартирных домов, не оснащенных ОДПУ, в сумме 10 061 руб. 06 коп. (июнь 2020 г. - ул. Чайковского, 45а/2, июль 2020 г. - ул. Чапаева, 55, ул. Чайковского, 45а/2).
3. Начисления объемов "водоотведение" горячего водоснабжения в сумме 9 016 руб. 75 коп. (август 2020 г. по адресу ул. Крестинского, 57).
4. Начисления повышающего коэффициента в сумме 692 803 руб. 70 коп.
В обоснование своей позиции по первому доводу апеллянт ссылается на то, что ответчиком 01.08.2022 в материалы дела представлены доказательства, подтверждающие направление в адрес истца информации по нежилым помещениям; ООО "Ремстройкомплекс" в судебных заседаниях приобщало в материалы дела документы, подтверждающие право собственности на нежилые помещения, акты обследования нежилых помещений, подтверждающие подключение пользователей к сетям МКД, соответственно, с 01.01.2017 должны быть заключены прямые договоры между МУП "Водоканал" и собственниками нежилых помещений; бездействие ресурсоснабжающей организации по переходу на прямые договоры с собственниками нежилых помещений не должно приводить к взысканию денежных средств с управляющей организации.
2.Апеллянт указывает на то, что информация о причинах перерасчета по услуге "холодное водоснабжение" по указанным выше адресам, предоставленная ООО "ЕРЦ" приобщена к материалам дела.
3.В соответствии со счетом-фактурой РСО ПАО "Т Плюс" к оплате ООО "Ремастройкомплекс" по МКД ул.Крестинского,57 предъявлено 614,6152 куб.м (расчетная ведомость приобщена к материалам дела); истец к оплате предъявляет "ВО ГВС" по указанному дому 976,21 куб.м (пояснения истца от 12.08.2022), объем разногласий 361,59 куб.м.
4. По утверждению ответчика истец неправомерно производит начисления повышающего коэффициента исходя из всего объема предоставляемых услуг по холодному водоснабжению, а не объема коммунального ресурса в целях содержания общего имущества.
Истцом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец, отклонил доводы апелляционной жалобы ответчика, как необоснованные, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представителем истца поддержана позиция, изложенная в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и указал истец, между МУП "Водоканал" и ООО "Ремстройкомплекс" заключен договор N 3918 от 21.12.2011 на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод с 01.11.2011 по 31.12.2012, пролонгируемый на каждый последующий календарный год, если ни одна из сторон за один месяц до окончания срока его действия не заявит о его прекращении, изменении, либо о заключении нового договора (п. 9.1 Договора). Договор является действующим.
Согласно условиям договора МУП "Водоканал" обязуется обеспечивать "Абонента" питьевой водой, отвечающей установленным санитарным нормам, и принимать в канализацию сточные воды в соответствии с условиями, изложенными в Приложении N 1, являющимся неотъемлемой частью (п. 4.1.1. договора).
В соответствии с п. 4.2.1. "Абонент" обязуется оплачивать услуги "Водоканала" в порядке и сроки, установленные договором.
МУП "Водоканал" свои обязательства исполнил надлежащим образом, оказав ООО "Ремстройкомплекс" в период с 01.04.2020 по 25.10.2021 услуги по водоснабжению и водоотведению, которые ответчик своевременно не оплатил.
Поскольку истцом задолженность в досудебном порядке не погашена, истец обратился в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения настоящего дела истец уменьшил сумму основного долга по договору, размер долга по расчету истца составил 17 778 318 руб. 31 коп. (с учетом уточнения исковых требований), неустойки -4 856 755 руб. 25 коп. (по состоянию на 31.03.2022, исходя из ставки 7,5% годовых).
Суд первой инстанции признал уточненные требования истца в указанной сумме обоснованными, поскольку долг ответчиком не погашен, требования о взыскании долга и неустойки признаны подлежащими удовлетворению, неустойки по 31.03.2022.
Исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы ответчика, отзыва истца, суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению в связи со следующим.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Надлежащее исполнение прекращает обязательство (п. 1 ст. 408 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с положениями части 2 ст.548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью, нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договор энергоснабжения (ст.539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к договору водоснабжения применяются положения о договоре энергоснабжения, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
В соответствии с п.2 ст.14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Законом N 416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.
В соответствии с частью 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Таким образом, на основании изложенного у ответчика возникла обязанность по оплате оказанных истцом услуг (ст. 309, 310 ГК РФ).
Исходя из материалов дела, ООО "Ремстройкомплекс", с учетом заявленных по иску возражений, считает обоснованной задолженностью за спорный период (с учетом оплат) 16 978 274 руб. 30 коп., пени - 4 700 255 руб. 79 коп.
После корректировок истцом требований, разногласия сторон по объему оказанных услуг, по дополнению к отзыву от 23.09.2022, сводятся к тому, что ответчик оспаривает:
1. Начисления объемов в отношении нежилых помещений (ул. Ленина, 36, ул. Попова, 25, ул. Чапаева, 14/1) в сумме 88 161 руб. 97 коп.
2. Данные ООО "ЕРЦ" в отношении многоквартирных домов, не оснащенных ОДПУ, в сумме 10 061 руб. 06 коп. (июнь 2020 г. - ул. Чайковского, 45а/2, июль 2020 г. - ул. Чапаева, 55, ул. Чайковского, 45а/2).
3. Начисления объемов "водоотведение" горячего водоснабжения в сумме 9 016 руб. 75 коп. (август 2020 г. по адресу ул. Крестинского, 57).
4. Начисления повышающего коэффициента в сумме 692 803 руб. 70 коп.
По мнению апелляционного суда, приведенные ответчиком возражения судом первой инстанции исследованы и обоснованно отклонены.
Ответчик утверждает, что истцом не учтено потребление ресурса, приходящееся на нежилые помещения в МКД (ул. Ленина, 36, ул. Попова, 25, ул. Чапаева, 14/1) в сумме 88 161 руб. 97 коп.
Возражая по указанному доводу ответчика, в отношении нежилых помещений МКД по ул. Ленина, 36 истец обоснованно указал на то, что одно нежилое помещение относится к общему имуществу МКД, на одно помещение (кофейня) представил договор аренды, заключенный самой управляющей компанией (договор N 268 от 01.01.2015; ввиду отнесения помещения к МОП (в договоре аренды указано, что это часть подъезда N 2), отсутствия договора арендатора с РСО, обязанность оплаты соответствующих коммунальных услуг возлагается на собственника.
В отношении второго нежилого помещения ответчиком не представлено доказательств водопотребления, из таблицы ответчика следует, что оно также передано в аренду, доводы истца об отнесении помещения к МОП не опровергнуты (ст.65,9 АПК РФ).
При изложенных обстоятельствах в данной части доводы ответчика судом первой инстанции правомерно отклонены.
В отношении МКД по ул. Попова 25 ответчиком указано, что в доме имеется 4 нежилых помещения, в отношении помещения площадью 51,5 кв.м приложен акт обследования от 17.08.2022, установлено наличие приборов учета, приложены договоры аренды с ДУМИ.
Истец пояснил, что потребление НЖП учтено по всем 4 помещениям, в том числе, по одному из которых (пояснения от 12.08.2022): за период с 01.04.2020 по 31.08.2020 расчет произведен в соответствии с данными ООО "ЕРЦ", а с 01.09.2020 по 25.10.2021 - по данным ОДПУ. Иной расчет ответчиком не обоснован (ст.65,9 АПК РФ).
По НЖП по ул. Чапаева, 14/1 ответчиком в материалы дела не представлены доказательства факта водопотребления и водоотведения спорных объектов (показания ПУ, контрольные показания ПУ и т.д.).
При этом истец предпринял меры к обследованию данного НЖП вышел на объект 08.09.2022, о чем представил в материалы дела акт обследования, ответчик явку не обеспечил, доступ в НЖП истец не получил.
Таким образом, истец предпринял достаточные меры к обследованию помещения, ответчик не вышел на объект, факт водопотребления не доказал, акт истца не опроверг (ст.65,41,9 АПК РФ).
По разногласиям сторон о данных ООО "ЕРЦ" в отношении многоквартирных домов, не оснащенных ОДПУ, в сумме 10 061 руб. 06 коп. (июнь 2020 года - ул. Чайковского, 45а/2, июль 2020 года - ул. Чапаева, 55, ул. Чайковского, 45а/2) к судебному заседанию 23.09.2022 истцом произведен перерасчет (ответчик заявлял возражения на сумму 10,061,06 руб. истец произвел перерасчет на большую сумму), что не оспаривается ответчиком.
По разногласиям о начислении объемов "водоотведение" горячего водоснабжения в сумме 9 016 руб. 75 коп. (август 2020 года по адресу ул. Крестинского, 57) судом первой инстанции установлено, что в соответствии со счетом - фактурой ресурсоснабжающей организации ПАО "Т Плюс" к оплате ООО "Ремстройкомплекс" по МКД ул. Крестинского, 57 предъявлено 614,6152 м3 (расчетная ведомость). Истец к оплате предъявляет "ВО ГВС" по указанному дому 976,21 м3 (пояснения истца от 12.08.2022).
Истец производит расчеты по отчетам ООО "ЕРЦ" за период с апреля 2020 по сентябрь 2020 года, включающий в себя: объем потребления ГВС жилыми помещениями, оборудованными ПУ (приборный метод); объем потребления ГВС жилыми помещениями, не оборудованными ПУ (расчетный метод) для определения конечного объема на общедомовые нужды.
Исходя из чего, само по себе указание ответчика на расчетную ведомость не может быть принято, поскольку не позволяет проверить расчет, объемы, указанные в ведомости, ответчик не доказал (ст.64,65,67,68,9 АПК РФ).
Возражения ответчика в отношении начисления стоимости услуг с применением повышающего коэффициента в оспариваемой сумме 692 803 руб. 70 коп. судом первой инстанции правомерно отклонены, исходя из следующих обстоятельств.
На основании части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные
услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при
заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-
ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов
должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой
их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов
за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию
приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки,
договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта).
До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно пункту 6 письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04
одним из условий применения повышающих коэффициентов, кроме исходящих из статьи 13 Закона N 261-ФЗ об обязанности собственников помещений в многоквартирном доме установить индивидуальные (квартирные) и общедомовые приборы учета, Правила N 354 и Правила N 124 содержат дополнительное условие, заключающееся в праве исполнителя коммунальных услуг в расчете с потребителями коммунальных услуг или праве энергоснабжающей организации в расчетах с исполнителем коммунальных услуг применить повышающий коэффициент при отсутствии акта обследования
на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 354, Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период
временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и
порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коммунальные услуги представляют собой осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пунктам 80, 81 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая
эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены
собственником жилого или нежилого помещения.
Пунктом 42 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к данным правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к этим правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, согласно которой размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению определяется с учетом повышающего коэффициента.
Применение повышающего коэффициента при расчете объема коммунальных услуг представляет собой меры, направленные на стимулирование потребителей коммунальных услуг на установку, своевременный ремонт и замену приборов учета, используемых при расчетах за
коммунальные услуги (часть 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).
В определении от 27.04.2017 N 60-АПГ17-6 Верховный Суд Российской
Федерации указал на то, что применение повышающего коэффициента при расчетах количества коммунального ресурса исходя из норматива потребления
обусловлено мерами, стимулирующими именно потребителей к осуществлению расчетов на основании приборов учета. При этом увеличение размера платы потребителей за коммунальную услугу за счет повышающего коэффициента не свидетельствует об увеличении объема реализации ресурса со стороны ресурсоснабжающей организации.
В письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N и от 02.06.2017 N 19506-
00/04 также разъяснено, что повышающий коэффициент не увеличивает объем реализованных коммунальных услуг.
Следовательно, повышающий коэффициент увеличивает размер платы, а
не объем потребленной коммунальной услуги.
Ответчику как лицу, которое в силу действующего жилищного законодательства отвечает за его надлежащее исполнение в границах балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности собственников помещений жилых многоквартирных домов, находящихся в его
управлении, следует доказать, что в спорном доме, отсутствует техническая возможность установки общедомового прибора учета холодной воды без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания
новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
Таким образом, применение повышающего коэффициента возможно только при наличии технической возможности установки таких приборов учета и при его отсутствии. Наличие такой возможности необходимо должным образом зафиксировать (оформить), данных доказательств ответчиком в дело не представлено (ст.65,9 АПК РФ).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал, что требование истца о взыскании с ответчика 17 781 097 руб. 26 коп. долга является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В связи с нарушением сроков оплаты истцом начислена неустойка в сумме 4 856 755 руб. 25 коп. за период с 01.01.2021 по 31.03.2022 (с учетом уточнения иска).
Согласно п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (ст. 331 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 6.4 ст. 13, 6.4 ст. 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" МУП "Водоканал" правомерно начислил неустойку в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации (5,50%) начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты в течение 60 календарных дней, начиная с 61 дня в течение 30 календарных дней - размер неустойки составляет одна сто семидесятая ставки рефинансирования ЦБ РФ, а начиная с 91 дня - в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Расчет неустойки судом проверен, признан верным, соответствует приведенным нормам материального права и материалам дела.
Поскольку из материалов дела следует, что ответчиком нарушены сроки оплаты оказанных услуг, требование истца о взыскании с ответчика пени заявлено правомерно, начисление неустойки с учетом уточнения произведено по 31.03.2022; оснований для снижения размера неустойки судом не установлено.
Оснований для продолжения начисления неустойки с 01.04.2022 по день фактической оплаты долга, ввиду действия моратория на возбуждение дел о банкротстве, введенного Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 N 497, не имеется.
С учётом изложенного, доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку выводов суда первой инстанции не опровергают, по существу направлены на переоценку верно установленных судом первой инстанции по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, исходя из представленных в дело доказательств, которые являлись предметом исследования по делу и получили правовую оценку в соответствии со статьями 71,65,67 АПК РФ.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции в обжалованной части, а также по безусловным основаниям судом апелляционной инстанции не установлено.
Госпошлина по апелляционной жалобе относится на апеллянта согласно ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области 29 сентября 2022 года по делу N А60-7062/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
А.Н. Лихачева |
Судьи |
Н.А.Гребенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-7062/2022
Истец: МУП ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА
Ответчик: ООО РЕМСТРОЙКОМПЛЕКС