город Воронеж |
|
01 февраля 2023 г. |
Дело N А36-4181/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2023 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области: Ролдугина Т.Н. - представитель по доверенности N 3 от 09.01.2023, предъявлен паспорт гражданина РФ;
от Государственного учреждения здравоохранения "Грязинская центральная районная больница": Гурьянова О.Н. - представитель по доверенности от 01.03.2022, представлен паспорт; Маханева Е.Ю. -представитель по доверенности от 07.11.2022, представлен паспорт.
от общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Гермес": Райгородецкая Г.В. - представитель по доверенности от 19.12.2022, сроком действия на 3 года, представлен паспорт гражданина РФ.
от Областного казенного учреждения "Управление по размещению госзаказа по Липецкой области", Федеральной антимонопольной службы, представители в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 26.08.2022 по делу N А36-4181/2022, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Гермес" о признании недействительным и отмене полностью решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области N 048/06/105-337/2022 от 05.04.2022,
третьи лица: Государственное учреждение здравоохранения "Грязинская центральная районная больница", Областное казенное учреждение "Управление по размещению госзаказа по Липецкой области", Федеральная антимонопольная служба,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Гермес" (далее - заявитель, общество, ООО "ТД "Гермес") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - Липецкое УФАС России, Управление, антимонопольный орган) N 048/06/105-337/2022 от 05.04.2022.
Дело рассматривалось при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное учреждение здравоохранения "Грязинская центральная районная больница" (далее - ГУЗ "ГЦРБ", заказчик), Областное казенное учреждение "Управление по размещению госзаказа по Липецкой области" (далее - ОКУ "Управление госзаказа"), Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 26.08.2022 заявленные требования удовлетворены.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области N 048/06/105-337/2022 от 05.04.2022 (в полном объеме изготовлено 08.04.2022) признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, УФАС по Липецкой области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Считает, что заказчиком товар описан в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. Решение УФАС по Липецкой области является законным и не нарушающим права и законные интересы заявителя.
Судебное заседание проходило путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Липецкой области.
К материалам дела приобщены письменные пояснения, поступившие от ООО "ТД "Гермес", объяснения с приложением дополнительных документов: копии протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону N 0846500000622000080; копии документа о приемке, копии платежного поручения N 9835 от 29.12.2022; копии акта ввода в эксплуатацию, оказания услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу по контракту от 15.04.2022 N 2999; копии акта приема-передачи оборудования по контракту от 15.04.2022 N 2999, копии счета N34 от 19.12.2022, поступившие от ГУЗ "Грязинская центральная районная больница", пояснения с приложенными дополнительными документами: копии запроса УФАС России от 29.04.2022 N 28/43461/22; копии жалобы ООО "ТОРГОВЫЙ ДОМ "ГЕРМЕС" на решение Липецкого УФАС России от 05.04.2022; копии письма УФАС по Липецкой области от 04.05.2022; копии контракта от 15.04.2022 N 2999; скриншот сведений из ЕИС об исполнении контракта, поступившие от УФАС по Липецкой области.
В судебном заседании объявлялся перерыв до "16" часов "20" минут "25" января 2023 года.
Представитель УФАС по Липецкой области, ГУЗ "Грязинская центральная районная больница" поддержали апелляционную жалобу, просили суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "ТД "Гермес" на доводы апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение - без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Областное казенное учреждение "Управление по размещению госзаказа по Липецкой области", Федеральная антимонопольная служба явку представителей не обеспечила, о месте и времени судебного заедания извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
23.03.2022 опубликовано извещение N 0846500000622000080 о проведении электронного аукциона, объект закупки N 22-ЭА1-65: медицинское изделие компьютерный томограф, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, в рамках реализации регионального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями" (т.2, л.д.26-35).
Заказчиком указанной закупки является ГУЗ "ГЦРБ".
Описание товара в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе установлены Заказчиком в документации об аукционе.
29.03.2022 ООО "ТД "Гермес" в Липецкое УФАС России подана жалоба на положения документации об электроном аукционе на то, что заказчиком установлены требования к характеристикам товара, которые не предусмотрены позициями каталога товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ); на то, что описании объекта закупки не в соответствии с позицией КТРУ, которой соответствует закупаемый товар (т.2, л.д.18-24). Считает, что под потребности заказчика подходят следующие позиции КТРУ: 26.60.11.119-00000024, 26.60.11.119-00000025, 26.60.11.119-00000028.
05.04.2022 по результатам рассмотрения жалобы комиссией Липецкого УФАС России принято решение (в полном объеме изготовлено 08.04.2022) N 048/06/105-337/2022 о признании ее необоснованной (т.2, л.д.144-145).
Комиссия Липецкого УФАС России области пришла к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе, поскольку объект закупки был описан, исходя из конкретных потребностей заказчика (компьютерный томограф для проведения онкологических исследований с увеличенной апертурой гентри (не менее 780 мм)).
При этом, как указал правильно указал антимонопольный орган, значение характеристики "Апертура Гентри" (обязательной для применения), необходимое заказчику как "> 780 мм", в позициях КТРУ 26.60.11.119-00000024, 26.60.11.119-00000025, 26.60.11.119-00000028 отсутствует, в связи с чем, код предмет закупки описан по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
04.04.2022 подведены итоги определения поставщика (подрядчика, исполнителя), электронный аукцион N 0846500000622000080 признан несостоявшимся, по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке.
06.04.2022 ГУЗ "ГЦРБ" единственному участнику закупки (победителю) направлен на подписание проект контракта.
15.04.2022 между ГУЗ "ГЦРБ" и ООО "Алиот" заключен контракт N 2999 на поставку системы компьютерной томографии Aquilion Lightning (TSX-036A) Канон Медикал Системз Корпорейшн, страна 4 производитель - Япония.
20.04.2022 в ЕИС размещена информация о заключенном контракте.
ООО "ТД "Гермес" обратилось в ФАС России с жалобой решение N 048/06/105-337/2022 от 05.04.2022.
В ответе от 20.05.2022 N ПИ/49237/22 "О рассмотрении обращения ООО "ТД "Гермес" по жалобе на Липецкое УФАС России" ФАС России указала на нарушение заказчиком требований п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878, пунктов 4, 5 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением Правительства от 08.02.2017 N 145, поскольку закупаемый товар входит в перечень радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с чем у заказчика отсутствовала возможность применения в описании объекта закупки дополнительной информации, а также дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, не предусмотренных КТРУ (т.1, л.д.116-117).
В этой связи ФАС России пришла к выводу о том, что действия заказчика, неправомерно не применившего позиции КТРУ и установившего дополнительные характеристики при описании объекта закупки, приводят к невозможности надлежащего применения ограничений, предусмотренных, Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878, что не учла комиссия Липецкого УФАС России при принятии решения N 048/06/105-337/2022 от 05.04.2022.
ООО "ТД "Гермес", считая незаконным решение комиссии Липецкого УФАС России N 048/06/105-337/2022 от 05.04.2022, обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о его отмене.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ, закон о контрактной системе).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом данным пунктом Закона о контрактной системе предусмотрен закрытый перечень требований и указаний, которые не должны включаться в документацию. Это требования и указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места нахождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
При этом, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, но с учетом недопустимости ограничения конкуренции. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона.
Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Заказчик не обязан ограничивать свои объективные потребности, если они не могут быть удовлетворены российскими производителями.
В данном случае, требования к закупаемому товару - медицинское изделие компьютерный томограф, установлены Заказчиком в документации об аукционе.
"Описание объекта закупки" разработано исходя из потребностей заказчика - ГУЗ "ГЦРБ".
При описании объекта закупки заказчиком не были использованы товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также иные запрещенные законом требования, заказчиком указаны лишь необходимые функциональные, технические, качественные характеристики товаров, что позволяет сделать вывод о соблюдении заказчиком требований о наименовании и описании объекта закупки, установленных статьями 64, 33 Закона N 44-ФЗ.
Удовлетворяя заявленные требования ООО "ТД "Гермес", суд первой инстанции согласился с позицией общества о неправомерном указании заказчиком в аукционной документации характеристик товара, которые не предусмотрены позициями каталога товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также не указании в извещении и описании объекта закупки ссылки на позицию КТРУ, которой соответствует закупаемый товар.
При этом, как считает Общество, исходя из опубликованного заказчиком описания объекта закупки, под потребности заказчика подходят следующие позиции КТРУ: 26.60.11.119-00000024, 26.60.11.119-00000025, 26.60.11.119-00000028.
Однако, суд апелляционной коллегии не может согласиться с указанными выводами ввиду следующего.
Пунктом 5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении закупки должны содержаться: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с п.4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 7 Правил от 08.02.2017 N 145 предусмотрено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.12.2019 N 1906, от 31.10.2022 N 1946)
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Таким образом, позиции Каталога товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) в не используются в случае отсутствия в КТРУ соответствующего товара.
Из материалов дела следует, что заказчик не использовал при описании объекта закупки позиции КТРУ.
При этом, как указывает суд первой инстанции, объект закупки электронного аукциона за N 0846500000622000080 включен в позиции КТРУ и соответствует кодам КТРУ 26.60.11.119-00000024, 26.60.11.119-00000025, 26.60.11.119- 00000028".
Однако, судом не учтено, что объект закупки электронного аукциона за 0846500000622000080, в числе прочего, содержат три принципиально важные для заказчика и обязательные для применения характеристики товара: Апертура Гентри, мм. 780, Количество срезов за один оборот, максимальное, шт. 160, Максимальная нагрузка на стол пациента, кг. 220.
Вместе с тем, анализ позиций КТРУ 26.60.11.119-00000024, 26.60.11.119-00000025, 26.60.11.119-00000028 показывает, что, в частности, минимальное значение характеристики "Апертура Гентри", установленное в данных позициях - обозначается как больше или равно 700 мм.
В свою очередь, заказчику требуется, чтобы такая характеристика имела значения больше или равно 780 мм.
Следовательно, если заказчик воспользуется значением рассмотренной характеристики из позиций КТРУ, то к поставке мог быть предложен томограф с апертурой Гентри 700 мм. При этом достоверно предполагать, что будет предложена характеристика апертуры Гентри 780 мм и более заказчик не может.
С учетом потребности заказчика в томографе с определенными характеристиками и их значениями Липецким УФАС России было верно установлено, что томографы, описанные в позициях КТРУ 26.60.11.119-00000024, 26.60.11.119-00000025, 26.60.11.119- 00000028, в полном объеме не соответствуют приведенному описанию заказчиком.
На момент осуществления закупки в КТРУ отсутствовала позиция с характеристикой увеличенной апертуры Гентри. Российскими производителями такие томографы не производились.
С учетом изложенного, является неверным вывод арбитражного суда о неправомерности уклонения заказчика от применения обязательных позиций КТРУ.
В связи с чем, поскольку в позициях КТРУ отсутствуют соответствующие позиции на необходимый заказчику товар, заказчиком осуществлено описание товара в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе, в качестве кода КТРУ указан код по ОКПД2, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Позицией КТРУ является товар с определенной, указанной в нем апертурой Гентри, в настоящее время таких позиций с различными величинами апертуры Гентри в нем несколько. Поскольку апертура Гентри указана в каталоге в качестве характеристики, отличающей различные позиции, то ее нельзя считать дополнительной характеристикой.
В связи с чем, отсутствие в каталоге товара, с требуемой апертурой Гентри означает отсутствие в нем соответствующей позиции, и заказчику требовался не товар с дополнительными характеристиками, а товар, отсутствующий в КТРУ, что позволило описывать его по ОКПД2.
Определениями Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2022,07.12.2022 ГУЗ "Грязинская центральная районная больница" было предложено обосновать специфику применения закупаемого медоборудования, значение спорных характеристик, обосновать, для удовлетворения каких потребностей в медицинской деятельности они необходимы. Достижение каких целей, выполнение каких задач возможно только на таком оборудовании (отличие от оборудования с иными характеристиками).
Во исполнение указанного определения заказчиком были представлены письменные пояснения с обоснованием необходимости указанных к документации характеристик.
Как указывалось выше, принципиально важными для заказчика характеристиками товара являются: Количество срезов за один оборот, максимальное, шт. 160, Апертура Гентри, мм. 780, Максимальная нагрузка на стол пациента, кг. 220.
Как указывает заказчик, 160 срезовый компьютерный томограф с поддержкой функции динамического объемного сканирования является наиболее совершенным среди подобных КТ-систем. Он позволяет максимально сократить время на обследование пациентов с агрессивными и быстрометастазирующими видами рака. Ускоряется процесс выбора терапии. 160 срезовый аппарат КТ за счет увеличения количества исследуемых срезов позволяет улучшить диагностику онкологических заболеваний.
За счет более короткого времени исследования на высокотехнологичном компьютерном томографе, также возможно проведение большего количества исследований, в отличие от компьютерного томографа с меньшим числом срезов.
Второй параметр который определяет высокий класс аппарата с учетом онкологического профиля является значение характеристики "Диаметр отверстия гентри/ Апертура Гентри" - не менее 780 мм, поскольку данный параметр является принципиальным в конструкции КТ.
Подобное конструктивное решение обеспечивает более простой доступ оператора к пациенту (например при проведении, более легкую и быструю подготовку пациента к исследованию, облегчает применение контрастных исследований с подключенным инъектором, обеспечивает более комфортное проведение процедуры сканирования.
Значение характеристики "Грузоподъемность стола для пациента / Максимальнаянагрузка на стол пациента" - не мнее 220 кг., обеспечивает возможность приема широкого круга пациентов разного телосложения и с различными патологиями, а также обеспечивается возможность размещения на столе дополнительного оборудования вместе с пациентом.
Вцелом, заданные заказчиком характеристики позволяют приобрести один томограф, а не несколько, при этом и улучшить качество диагностики, и проводить больше исследований, во всех необходимых для этого положениях пациента, в том числе с катеттером, при этом возможно исследование всех органов пациентов различного веса и телосложения.
Таким образом, медицинским учреждением в аукционной документации установлены требования к лекарственному препарату с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности.
Суд считает, что приобретение одного томографа вместо нескольких для решения всех медицинских задач отвечает и целям эффективного использования бюджетных средств.
При этом судом принято во внимание, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Определение Верховного Суда РФ от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 по делу N А65-27607/2014).
Заказчиком и ООО "Алиот" 15.04.2022 заключен контракт N 2999 на поставку медицинского изделия компьютерного томографа, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, в рамках реализации регионального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями" на сумму 69 985 109,00 рублей. Контракт исполнен.
В рассматриваемом деле антимонопольным органом не представлено доказательств того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона.
Требования к предлагаемому к поставке товару сформированы заказчиком исходя из его потребности, что не может само по себе рассматриваться как ограничение количества потенциальных участников данной закупки.
Кроме того, предметом аукциона является поставка, а не изготовление товара, в связи с чем, отсутствие у общества товара, запрашиваемого заказчиком, не свидетельствует о невозможности его приобретения заявителем в целях участия в аукционе (Определение Верховного Суда РФ от 24.01.2022 N 308-ЭС21-26790 по делу N А61-4140/2020).
Поскольку основной целью законодательства о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков, а не интересов хозяйствующих субъектов, то указанные в техническом задании параметры товара, и отсутствие такого товара у отдельных производителей либо иных хозяйствующих субъектов не является ограничением количества участников аукциона.
Общество имело равные возможности с другими хозяйствующими субъектами участвовать в закупке, целью которой было обеспечение нужд заказчика, и предложить необходимое ему оборудование на своих условиях.
Отсутствие у заявителя оборудования, удовлетворяющего потребности не свидетельствует о неправомерности действий медучреждения.
Доказательств того, что требования к закупаемому товару указаны лишь в целях обеспечения победы в аукционе конкретному хозяйствующему субъекту или для исключения участия в торгах конкретного потенциального участника, материалы дела не содержат.
Заказчиком обоснованы заданные им характеристики томографа и специфика его применения.
В связи с изложенным, права заявителя оспариваемым решением УФАС не могут быть нарушены, решение УФАС является законным.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных требований ООО "Торговый дом "Гермес" о признании недействительным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области N 048/06/105-337/2022 от 05.04.2022 не имеется.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба УФАС- удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 26.08.2022 по делу N А36-4181/2022 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Гермес" о признании недействительным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области N 048/06/105-337/2022 от 05.04.2022 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-4181/2022
Истец: ООО "ТД "Гермес"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области
Третье лицо: ГУЗ "Грязинская центральная районная больница", Областное казенное учреждение "Управление по размещению госзаказа Липецкой области", Федеральная антимонопольная служба