г. Владимир |
|
29 февраля 2024 г. |
Дело N А43-29964/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.02.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Домоуправляющая компания Канавинского района" (ИНН 5257077830, ОГРН 1055230097559) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.12.2023 по делу N А43-29964/2023, принятое по заявлению акционерного общества "Домоуправляющая компания Канавинского района" о признании незаконным постановления Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 26.09.2023 N 515-15-224/2023.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании решения от 24.08.2023 N 515-15-224/2023 должностным лицом Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция) проведена внеплановая документарная проверка фактов, изложенных в обращении жителя многоквартирного дома N2 по ул. Сергея Акимова г. Нижнего Новгорода по вопросу неправомерного начисления обществом с ограниченной ответственностью "Домоуправляющая компания Канавинского района" (далее по тексту - Общество) размера платы за коммунальные услуги за период с апреля по июль 2023.
По результатам проверки составлен акт от 24.08.2023 N 515-15-224/2023.
Установив в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Инспекции составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 12.09.2023 N 515-15-224/2023 и вынесло постановление от 26.09.2023 N 515-15-224/2023 о назначении Обществу административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным.
Решением от 06.12.2023 размер назначенного штрафа уменьшен до 125 000 рублей.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что вменяемое ему административное правонарушение не содержит существенной угрозы жизни и здоровью людей. Считает также, что у суда имелось право на замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд пришёл к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
В силу пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Перечень лицензионных требований установлен в статье 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, который в силу пункта 7 части 1 названной статьи не является исчерпывающим.
Правительство Российской Федерации утверждает положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами с указанием перечня грубых нарушений лицензионных требований (часть 2 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее по тексту - Положение N 1110). В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пункту 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
Из материалов дела следует, что Общество осуществляет управление многоквартирным домом N 2 по ул. Сергея Акимова г. Нижнего Новгорода на основании договора управления от 01.01.2011 и лицензии от 08.04.2015 N052001017.
Согласно пункту 2.1.2 Договора Общество является исполнителем коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению.
Из оспариваемого постановления усматривается, что Обществу вменяется нарушения требований, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "б" пункта 3 Положения N 1110, подпункта "ж" пункта 31, пункта 42 Правил N 354.
Как следует из материалов дела, Инспекцией установлено, что в жилом помещении N 156 вышеуказанного дома установлены индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения NСВХ-1511-1073819 и NСВГ-1511-1048183.
Реестрами переданных показаний по индивидуальным приборам учета холодного и горячего водоснабжения подтверждается, что показания индивидуального прибора учета за апрель 2023 года переданы потребителями 24.04.2023, за май 2023 года - 25.05.2023, за июнь 2023 года - 23.06.2023, за июль 2023 года - 25.07.2023.
Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение потребителем сроков предоставления показаний индивидуального прибора учета, подлежащих применению при расчете платы за расчетный месяц.
Вместе с тем, в нарушение подпункта "ж" пункта 31 Правил N 354 в платежных документах за период с апреля по июль 2023 года Общество производило начисление размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению не используя показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца за тот расчетный период, за который были сняты показания.
В платежном документе за апрель 2023 года начисления производятся исходя из среднемесячного объема потребления холодного и горячего водоснабжения за апрель 2023 года и перерасчета по показаниям прибора учета горячего водоснабжения, переданным 24.04.2023; в платежном документе за май 2023 года - исходя из среднемесячного объема потребления холодного и горячего водоснабжения за май 2023 года и перерасчета по показаниям прибора учета холодного и горячего водоснабжения, переданным 25.05.2023; в платежном документе за июнь 2023 года - исходя из среднемесячного объема потребления холодного и горячего водоснабжения за июнь 2023 года и перерасчета по показаниям прибора учета холодного и горячего водоснабжения, переданным 23.06.2023; в платежном документе за июль 2023 года - исходя из среднемесячного объема потребления холодного и горячего водоснабжения за июль 2023 года и перерасчета по показаниям прибора учета холодного и горячего водоснабжения, переданным 25.07.2023.
Таким образом, материалами дела с достоверностью подтверждается нарушение Обществом установленного Правилами N 354 порядка расчета размера платы.
Документальных доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на профессиональной основе, всех возможных мер по своевременному выявлению и устранению вышеописанных в ходе проверочного мероприятия нарушений, в материалах дела не имеется.
При изложенных обстоятельствах, вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует материалам дела.
Признавая оспариваемое постановление законным, суд первой инстанции счёл, что в рассматриваемом случае срок давности привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на момент рассмотрения настоящего дела не истек, при этом указал, что выявленное правонарушение является длящимся.
Между тем судом не учтено следующее.
Согласно пункту 3.4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" административные правонарушения, заключающиеся в нарушении правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений, выражаются в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении соответствующих обязанностей, поэтому срок давности привлечения к административной ответственности за такие правонарушения исчисляется со дня их обнаружения или, если их совершение прекращено до обнаружения, - с последнего дня, когда правонарушение совершалось.
В данном случае вменяемое Обществу правонарушение, так, как оно описано в оспариваемом постановлении, заключается в выставлении получателю коммунальной услуги платежных документов без учёта показаний, переданных потребителем за текущий период. Последний факт выставления платёжного документа, зафиксированный в оспариваемом постановлении, - 20.07.2023. Доказательств совершения Обществом аналогичных действий после указанной даты в материалах дела не имеется.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение юридическим лицом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 названного Кодекса, составляет два месяца.
Ввиду изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что срок привлечения к ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления (26.09.2023) истек.
При этом постановление Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2021 N 35-АД21-5-К2, на которое сослался суд первой инстанции, не может быть принято во внимание, поскольку принято на основании иных фактических обстоятельств дела.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Инспекцией по истечении двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок давности, установленный статьей 4.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, является пресекательным и восстановлению не подлежит.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания законным постановления Инспекции от 26.09.2023 N 515-15-224/2023.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269, пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.12.2023 по делу N А43-29964/2023 отменить.
Постановление Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 26.09.2023 N 515-15-224/2023 признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-29964/2023
Истец: АО "ДК КАНАВИНСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области