г. Челябинск |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А76-42016/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Киреева П.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного автономного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.11.2022 по делу N А76-42016/2021.
В судебном заседании приняли участие представители:
Государственного автономного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" - Неделько И.С. (паспорт, диплом, доверенность от 10.08.2022);
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области - Акиньшина М.Ю. (паспорт, диплом, доверенность от 01.02.2022), Серебрякова С.В. (паспорт, доверенность от 31.01.2023).
Государственное автономное учреждение "Станция скорой медицинской помощи" (далее - заявитель, ГАУЗ "ССМП", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Челябинской области (далее - Фонд):
- о признании недействительным требования акта выездной комплексной проверки ГАУЗ "ССМП", по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования от 01.11.2022 возвратить в бюджет ТФОМС Челябинской области средства обязательного медицинского страхования, использованного не по целевому назначению в рамках Территориальной программы ОМС в сумме 20 916 587,36 руб.;
- о признании недействительным требования акта выездной комплексной проверки ГАУЗ "ССМП", по вопросу использования средств обязательного медицинского страхования от 01.11.2021 в части возложения обязанности перечислить штраф за использование не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования в размере 2 091 658, 73 руб.(с учетом принятых судом уточнений).
Судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 16.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение (далее также - апеллянт, податель жалобы), не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловало его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что в течение отчетного периода Учреждением было произведено восстановление указанных средств на лицевой счет обязательного медицинского страхования, открытый для получения и учета средств ОМС. В настоящем случае самостоятельное восстановление Учреждением на лицевом счете средств обязательного медицинского страхования, ранее использованных не по целевому назначению, означает дальнейшее использование восстановленных средств на оплату медицинской помощи, оказанной в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования, то есть по целевому назначению. Фонд, обязывая учреждение повторно перечислить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области спорную сумму, тем самым приводит к тому, что Фонд получает денежные средства в двойном размере, что является недопустимым.
Судом неправомерно был отклонен довод заявителя о том, что Учреждение не подлежит привлечению к ответственности в виде штрафа, установленного частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ в связи с тем что заимствование средств ОМС было обусловлено крайней необходимостью с целью выплаты заработной платы (отпускных) и предотвращения нарушения трудовых прав медицинских работников ГАУЗ "Станция скорой медицинской помощи", а также учитывая то что заимствование средств ОМС не привели к нарушениям порядка и срока оказания скорой медицинской помощи, не создали дополнительных затрат для ФОМС и фактически были восстановлены.
Кроме того, отмечает, что заявителем не оспаривался нецелевой характер использования средств на оплату труда работникам специализированных психиатрических бригад.
Судом первой инстанции не была дана оценка доводам заявителя о признании целевым использования средств ОМС плату услуг связи на сумму 218907,25 руб.; на арендную плату за пользование имуществом на сумму 43568,47 руб.; на оплату коммунальных услуг на сумму 656266,12 руб. в связи с тем, что у ГАУЗ "Станция скорой медицинской помощи" фактически отсутствуют иные источники финансирования вышеуказанных затрат. Считает, что вышеуказанные расходы должны быть признаны целевым использованием средств ОМС, в связи с чем включение в Акт плановой проверки требования об уплате средств ОМС использованных не по целевому назначению в размере 918 741 рублей 84 копейки (218 907,25 руб. расходы за услуги связи + 43 568,47 рублей расходы за арендную плату + 656 266,12 рублей расходы за коммунальные услуги) и уплате штрафа за использование средств ОМС по нецелевому использованию в размере является необоснованным.
Также считает, что расходы в размере 998 915 рублей 00 копеек, затраченных ГАУЗ "Станция скорой медицинской помощи" на осуществление страхования граждан от несчастных случаев и болезней, являются целевым использованием средств.
Отмечает, что судом первой инстанции не была дана оценка доводу заявителя по вопросу возможности снижения назначенного ТФОМС Челябинской области штрафа за нецелевое использование средств ОМС, вместе с тем, имеются смягчающие ответственность медицинской организации обстоятельства (особый режим работы в период действия ограничительных мер, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), отсутствие умысла на совершение нарушения, необходимости осуществления оплаты труда медицинским работникам (в том числе псих.бригадам) в условиях отсутствия денежных средств не по вине медицинского учреждения, отсутствия каких либо последствий которые привели к ущемлению прав и интересов застрахованных лиц либо самого Фонда, ГАУЗ "Станция скорой медицинской помощи" является некоммерческой организацией и осуществляет социально значимые функции).
В представленном отзыве на апелляционную жалобу Фонд просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Судом, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отзыв приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не прибывших в судебное заседание участников процесса.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, что Фондом на основании приказа ТФОМС от 29.09.2021 N 671 проведена плановая комплексная проверка ГАУЗ ССМП по вопросу использования средств ОМС за период с 01.10.2019 по 30.09.2021, составлен соответствующий акт от 01.11.2021
По результатам проверки Фондом выявлено нецелевое использование средств, полученных ГАУЗ ССМП на финансовое обеспечение Территориальной программы ОМС, на общую сумму 20 920 544,80 руб., в том числе за 4 квартал 2019 года - 153306,11 руб., за 2020 год - 16253571,62 руб., за 9 месяцев 2021 года -4513667,07 руб.:
1) на выплаты отпускных в части выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекции в размере 15 875 728 рублей 10 копеек;
2) на оплату труда работникам специализированных психиатрических бригад на общую сумму 3 123 202 рублей 42 копейки;
3) на приобретение лекарственных препаратов, используемых для лечения пациентов, пролеченных за счет средств областного бюджета, на общую сумму 1 511 рублей 04 копейки;
4) на оплату услуг связи в нарушение принципа пропорционального распределения расходов на сумму 218 907 руб. 25 коп.;
5) на арендную плату за пользование имуществом в нарушение принципа пропорционального распределения расходов на сумму 43 568 руб. 47 коп.;
6) на оплату коммунальных услуг в нарушение принципа пропорционального распределения расходов на сумму 656 266 руб. 12 коп.;
7) на оплату услуг по дополнительной профессиональной образовательной программе "Психиатрия" на общую сумму 2 446 руб. 40 коп.;
8) на страхование граждан от несчастных случаев и болезней на общую сумму 998 915 руб. 00 коп.
В акте проверки Фондом выставлено требование медицинской организации о возврате в бюджет ТФОМС средств ОМС, использованных не по целевому назначению в размере 20 920 544, 80 руб. и уплате штрафа в сумме 2 092 054,48 руб. (10% от суммы нецелевого использования средств ОМС - 20 920 544,80).
Заявитель, не согласившись с требованиями, изложенными в акте проверки, о возврате в бюджет ТФОМС средств ОМС, использованных не по целевому назначению обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным требования в акте проверки о возврате в бюджет ТФОМС средств ОМС, использованных не по целевому назначению.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии совокупности условий для признания акта проверки в обжалуемой части недействительным.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие одновременно двух условий: оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Положения статей 28, 38 БК РФ, Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), а именно: часть 6 статьи 14, часть 2 статьи 28, часть 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ свидетельствуют о том, что средства обязательного медицинского страхования, получаемые медицинскими организациями, являются целевыми.
Нецелевым использованием бюджетных средств согласно статье 306.4 БК РФ признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами ОМС на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
Согласно пунктам 2 и 12 части 7 статьи 34 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет полномочия страховщика и аккумулирует средства ОМС и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ ОМС в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости ОМС в порядке, установленном Федеральным фондом; осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с частью 11 статьи 40 Федерального закона N 326-ФЗ территориальный фонд в порядке, установленном Федеральным фондом, вправе осуществлять контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 326-ФЗ одним из основных принципов осуществления ОМС является обеспечение за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной и базовой программ ОМС.
В силу части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона об ОМС за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Судом установлено, что на основании приказа ТФОМС от 29.09.2021 N 671 ответчиком проведена плановая комплексная проверка ГАУЗ ССМП по вопросу использования средств ОМС за период с 01.10.2019 по 30.09.2021, составлен акт 01.11.2021.
Согласно акту от 01.11.2021 выявлено нецелевое использование средств, полученных ГАУЗ ССМП на финансовое обеспечение Территориальной программы ОМС, на общую сумму 20920544,80 руб., в том числе за 4 квартал 2019 года - 153306,11 руб., за 2020 год - 16253571,62 руб., за 9 месяцев 2021 года -4513667,07 руб.:
на выплаты отпускных в части выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией на общую сумму 15875728,10 руб., в том числе заработная плата (в части отпускных) (подстатья 211 КОСГУ) - 12335283,97 руб., начисления на выплаты по оплате труда (подстатья 213 КОСГУ) - 3540444,13 руб. (стр. 12-14 акта);
на оплату труда работникам специализированных психиатрических бригад на общую сумму 3123202,42 руб., в том числе заработная плата (подстатья 211 КОСГУ) - 2274307,08 руб., начисления на выплаты по оплате труда (подстатья 213 КОСГУ) - 848895,34 руб. (стр. 14-16 акта);
на приобретение лекарственных препаратов, используемых для лечения пациентов, пролеченных за счет средств областного бюджета, на общую сумму 1 511,04 руб. (стр. 20-21 акта);
на оплату услуг связи в нарушение принципа пропорционального распределения расходов, установленного Положением об учетной политике ГАУЗ ССМП на общую сумму 218907,25 руб. (стр. 23-24 акта);
на арендную плату за пользование имуществом в нарушение принципа пропорционального распределения расходов, установленного Положением об учетной политике ГАУЗ ССМП на общую сумму 43568,47 руб. (стр. 25-26 акта);
на оплату коммунальных услуг в нарушение принципа пропорционального распределения расходов, установленного Положением об учетной политике ГАУЗ ССМП на общую сумму 656266,12 руб. (стр. 27-28 акта);
на оплату услуг по дополнительной профессиональной образовательной программе "Психиатрия" на общую сумму 2446,40 руб. (стр. 29-30 акта);
на страхование граждан от несчастных случаев и болезней на общую сумму 998915 руб. (стр. 30-31 акта).
В акте проверки заявителю, со ссылкой на ч. 9 ст. 39 Закона об ОМС, п. 42.3 Положения, Фондом выставлено требование о возврате в бюджет ТФОМС средств ОМС, использованных не по целевому назначению в размере 20920544,80 руб. и уплате штрафа в сумме 2092054,48 руб. (10% от суммы нецелевого использования средств ОМС - 20920544,80 *10% = 109,20).
Медицинская организация, частично не согласившись с выводами, изложенными в акте проверки, представила в Фонд возражения от 01.11.2021 N 1757-8.
Фондом в письменном сообщении от 08.11.2021 исх. N 01-3652 возражения медицинской организации признаны необоснованными,
Расходы на оплату труда работникам специализированных психиатрических бригад на общую сумму 3 123 202,42 руб., в том числе заработная плата (подстатья 211 КОСГУ) - 2 274 307,08 руб., начисления на выплаты по оплате труда (подстатья 213 КОСГУ) - 848 895,34 руб. (стр. 14-16 акта).
Согласно части 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, пунктам 47, 45 раздела VII Территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Челябинской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденных соответственно постановлениями Правительства Челябинской области от 19.12.2019 N557-П (далее - Территориальная программа на 2020 год), от 29.12.2020 N758-П (далее - Территориальная программа на 2021 год), структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы ОМС, не включает в себя расходы на оплату отпускных в части выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
В соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 15.04.2020 N 145-П "О Методике распределения в 2020 году местным бюджетам иных межбюджетных трансфертов на осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, и правилах их предоставления" (далее - Постановление N 145-П) источником финансового обеспечения выплат стимулирующего характера, получаемых в соответствии с данным постановлением, за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией являются иные межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам за счет средств областного бюджета.
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 415 (действовавшим до 01.11.2020), от 12.04.2020 N 484, Правительства Челябинской области от 15.04.2020 N 145-П "О Методике распределения в 2020 году местным бюджетам иных межбюджетных трансфертов на осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой корон вирусной инфекцией, и правилах их предоставления" источником финансового обеспечения выплат стимулирующего характера, получаемых в соответствии с данным постановлением, за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая корона вирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, соответственно являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемые в виде иных межбюджетных трансфертов, бюджетам субъектов Российской Федерации) и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам за счет средств областного бюджета.
Вместе с тем, согласно письму Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.03.2021 N 00-10-21-2-06/1121 источником финансового обеспечения указанных стимулирующих выплат, а также расходов на оплату отпусков медицинских и иных работников, которым были осуществлены данные выплаты, определены бюджетные ассигнования федерального бюджета, направленные распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.07.2020 N 1792-р из резервного фонда Правительства Российской Федерации в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Следовательно, расходы, произведенные ГАУЗ ССМП за счет средств ОМС на оплату отпускных в части выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за счет средств, полученных от страховой медицинской организации на оплату реестров счетов за оказанную медицинскую помощь, являются нецелевым использованием средств ОМС.
В соответствии с абзацем 26 раздела V Программы государственных гарантий на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 N 2299 (далее - Программа государственных гарантий на 2021 год), подпунктами 1, 3 пункта 31 раздела V Территориальной программы на 2021 год за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не включенной в Территориальную программу ОМС, медицинскую помощь, оказанную выездными психиатрическими бригадами, не включенными в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в Территориальной программе ОМС.
Следовательно, расходы на оплату труда работникам специализированных психиатрических бригад ГАУЗ ССМП, произведенные за счет средств ОМС, также являются нецелевым расходованием средств ОМС.
Фондом в ходе проверки установлено, что Учреждением произведено восстановление денежных средств в сумме 15 875 728 рублей 10 копеек на лицевой счет обязательного медицинского страхования, что подтверждается заявками на выплату средств организации, а также реестром платежных документов по восстановлению денежных средств ОМС (приложение N 10 к акту плановой проверки от 01.11.2022), использованные не по целевому назначению на оплату труда работникам специализированных психиатрических бригад денежные средства в размере 3 123 202,42 руб. были восстановлены частично в сумме 1 943 818 96 копеек на лицевом счете обязательного медицинского страхования, что подтверждается выпиской из лицевого счета организации за 14.09.2021, за 15.09.2021, платежными поручениями от 14.09.2021 N 776537, от 14.09.2021 N 776539, от 15.09.2021 N 783350. Остальная часть средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 179 383 рубля 46 копеек были восстановлены Учреждением 02.11.2021 на лицевом счете ОМС при поступлении на лицевой счет (л/счет - 30401607023ГС) текущего финансирования на выполнение государственного задания за ноябрь 2021 г., что подтверждается платежным поручением N 962715 от 02.11.2021, N 961670 от 02.11.2021, N 961673 от 02.11.2021.
Данный факт не отрицается Фондом и отражен в акте плановой проверки.
Таким образом, Учреждение самостоятельно устранило допущенное нарушение до проведения Фондом проверки.
Вместе с тем, в резолютивной части акта Фонд обязал учреждение возвратить средства обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования, в сумме 20 920 544,48 руб. в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, приходит к выводу, что поскольку средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области в сумме 18 998 930,5 рубля заявителем полностью восстановлены на лицевом счете обязательного медицинского страхования, то требование Фонда о перечислении в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области суммы 18 998 930,5 руб.фактически будет означать не возврат использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования, а повлечет получение Фондом денежных средств в двойном размере, что является недопустимым.
Указанный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике (постановление Арбитражного суда Уральского округа по делу N А76-4657/2022).
Фонд в своем отзыве указывает, что Закон N 326-ФЗ не предусматривает возможность восстановления денежных средств медицинской организацией на собственном лицевом счете, механизм восстановления средств ОМС, использованных не по целевому назначению, законодательством четко урегулирован в части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что самостоятельное восстановление медицинской организацией на лицевом счете средств обязательного медицинского страхования, ранее использованных не по целевому назначению, означает дальнейшее использование восстановленных средств на оплату медицинской помощи, оказанной в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования, то есть по целевому назначению.
Фонд, обязывая учреждение повторно перечислить в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области сумму 18 998 930,5 руб., не восстанавливает потери бюджета Фонда, а дополнительно изымает денежные средства в спорной сумме, что по своему содержанию является уже не восстановительной мерой, а штрафом в размере 100% от суммы нецелевого использования, который не предусмотрен частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоответствии Закону N 326-ФЗ акта выездной комплексной проверки от 01.11.2021 в части требования о возврате в бюджет ТФОМС Челябинской области средств обязательного медицинского страхования, использованного не по целевому назначению в рамках Территориальной программы ОМС в сумме 18 998 930,5 руб.
Относительно расходов на оплату услуг связи в нарушение принципа пропорционального распределения расходов, установленного Положением об учетной политике ГАУЗ ССМП на общую сумму 218 907,25 руб. (стр. 23-24 акта), на арендную плату за пользование имуществом в нарушение принципа пропорционального распределения расходов, установленного Положением об учетной политике ГАУЗ ССМП на общую сумму 43 568,47 руб. (стр. 25-26 акта); на оплату коммунальных услуг в нарушение принципа пропорционального распределения расходов, установленного Положением об учетной политике ГАУЗ ССМП на общую сумму 656 266,12 руб. (стр. 27-28 акта) суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с подпунктами 2.5.130, 2.5.140, 2.5.140 "Затраты (расходы) учреждения" пункта 2.5 раздела II Положений об учетной политике ГАУЗ ССМП общехозяйственные расходы, в число которых входят и услуги связи, коммунальные услуги, арендная плата, распределяются на себестоимость реализованных услуг пропорционально прямым затратам.
На основании статьи 30 Федерального закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования. Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями).
В соответствии с частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ, Территориальными программами ОМС на 2019-2021 годы, пунктами 192 и 195 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2019 N 108н (далее - Правила ОМС N108н) в структуру тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС входят, в том числе расходы на оплату услуг связи, коммунальных услуг, оплату арендной платы. Расходы, не связанные с предоставлением медицинской помощи по ОМС, структурой тарифа не предусмотрены.
На основании Правил ОМС N 108н распределение затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам) осуществляется одним из способов, указанных в пункте 208.
В нарушение подпункта 5 пункта 208 Правил ОМС N 108н, подпунктов 2.5.130, 2.5.140, 2.5.140 "Затраты (расходы) учреждения" пункта 2.5 раздела II Положений об учетной политике заявителем не соблюден способ распределения затрат по оплате общехозяйственных расходов
Таким образом, расходы заявителя на коммунальные услуги, услуги связи, оплату арендной платы, которые не связаны с его деятельностью по оказанию медицинской помощи в рамках ОМС, не могут быть возмещены за счет средств ОМС в связи, с чем расходы, произведенные за счет средств ОМС на оплату услуг связи, коммунальных услуг, арендной платы в нарушение принципа пропорционального распределения расходов, установленного Положением об учетной политике ГАУЗ ССМП, являются нецелевыми.
Расходы на страхование граждан от несчастных случаев и болезней на общую сумму 998915 руб. (стр. 30-31 акта).
На основании пункта 10.2.7. Порядка применения классификации сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерства финансов России от 29.11.2017 N 209н (далее - Порядок N209н), расходы на уплату страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями, относятся на подстатью 227 "Страхование".
Таким образом, в соответствии с вышеизложенным действующим законодательством в системе ОМС к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, не относятся расходы медицинской организации на страхование граждан от несчастных случаев и болезней.
Следовательно, расходы, произведенные за счет средств ОМС на оплату услуг по договорам страхования, являются нецелевыми.
Доводы об отсутствии иных источников финансирования вышеуказанных затрат правового значения не имеют, поскольку медицинская организация при включении данного условия в коллективный договор должна была оценить финансовую возможность реализации данной гарантии.
Расходы на оплату услуг по дополнительной профессиональной образовательной программе "Психиатрия" на общую сумму 2446,40 руб. (стр. 29-30 акта).
На основании акта сдачи - приемки выполненных работ (оказанных услуг) от 12.10.2020, спецификации к договору N 398/ЕП61-8/20, платежного поручения от 20.10.2020 N 567849 за счет средств ОМС оплачены услуги по дополнительной профессиональной программе "Психиатрия" на общую сумму 2 446,40 руб.
На основании пункта 10.2.6 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 29.11.2017 N 209н, расходы на выполнение работ, оказание услуг, в том числе услуги по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов относятся на подстатью "Прочие работы, услуги" КОСГУ статьи 220 "Оплата работ, услуг".
Учитывая вышеизложенное, за счет средств ОМС не может быть оплачено обучение по профилю медицинской помощи, подлежащей оплате за счет бюджета субъекта РФ.
В указанной части возражений ни заявление Учреждения, ни апелляционная жалоба не содержит.
По расходам на приобретение лекарственных препаратов, Фондом установлены фаты использования лекарственных средств и расходных материалов на сумму 1 511,04 руб., приобретённых за счет средств ОМС, для оказания скорой медицинской помощи неидентифицированным пациентам и пациентам, обслуживаемым специализированными психиатрическими бригадами, пролеченным за счет средств областного бюджета. Выявленное нарушение подтверждено следующими документами: оборотная ведомость по нефинансовым активам счета 10531 за 4 квартал 2019 года, 2020 год, 9 месяцев 2021 года, копиями карты вызова скорой медицинской помощи, расчет стоимости лекарственных средств и расходных материалов за период с 01.10.2019 по 30.09.2021, письменное пояснение заместителя главного врача по экономическим вопросам ГАУЗ "ССМП".
В отношении указанных нарушений возражений ни заявление Учреждения, ни апелляционная жалоба не содержит.
Как уже было указано выше, частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, для медицинской организации предусмотрен штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств, который подлежит уплате в бюджет территориального фонда.
Следует отметить, что нормы Закона N 326-ФЗ не предусматривают возможность учета Фондом смягчающих ответственность обстоятельств при назначении соответствующего штрафа за нецелевое использование средств.
В то же время, штраф как мера обеспечения обязательств носит компенсационный характер, не может являться исключительно средством получения прибыли, а подлежит определению с учетом степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств с целью установления баланса между применяемой мерой ответственности и оценкой действительного размера ущерба, причиненного нарушением учреждением положений части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
В силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, установив правомерность привлечения медицинской организации к ответственности по пункту 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ в части предъявления требований по возврату денежных средств, использованных не по целевому назначению, в общей сумме 1 921 613,98 руб., пришел к выводу о наличии оснований для признания обоснованным требования Фонда по уплате штрафа за использование медицинской организацией денежных средств, перечисленных по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС не по целевому назначению в сумме 200 000 рублей.
По приведенным в постановлении мотивам решение суда подлежит отмене в части в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела (подпункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.11.2022 по делу N А76-42016/2021 отменить.
Заявленные государственным автономным учреждением "Станция скорой медицинской помощи" требования удовлетворить частично.
Признать недействительным акт выездной комплексной проверки от 01.11.2022 в части требования о возврате в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области денежных средств обязательного медицинского страхования в сумме 18 998 930,52 руб.
Признать недействительным акт выездной комплексной проверки от 01.11.2022 в части возложения обязанности перечислить штраф за использование не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования в размере, не превышающем 200 000 руб.
Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области в пользу Государственного автономного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-42016/2021
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "СТАНЦИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство здравоохранения Челябинской области