город Ростов-на-Дону |
|
06 февраля 2023 г. |
дело N А53-10655/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новик В.Л.,
судей Ковалевой Н.В., Чотчаева Б.Т.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кириленко А.М.,
при участии:
от истца - представитель Деева А.А. по доверенности от 17.01.2023;
от ответчика - представитель Павленко Е.А. по доверенности от 11.08.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Факел - 18" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.11.2022 по делу N А53-10655/2021
по иску товарищества собственников жилья "Факел - 18" (ОГРН 1066100044636, ИНН 6102025326)
к ответчику - акционерному обществу "Донэнерго" (ОГРН 1076163010890, ИНН 6163089292)
о взыскании неосновательного обогащения, процентов,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Факел-18" (далее - истец, ТСЖ "Факел-18", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Донэнерго" (далее - ответчик, АО "Донэнерго", общество) о взыскании неосновательного обогащения в размере 1 040 487,12 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 146 589,12 руб. (с учетом уточнений исковых требований, произведенных в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2021 с учетом определений об исправлении опечаток от 20.12.2021, от 21.12.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2021, исковые требования удовлетворены в полном объеме. ТСЖ "Факел-18" из федерального бюджета возвращена госпошлина в размере 7 106 руб., уплаченная по платежному поручению от 07.04.2021 N 27.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.05.2022 решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2021 по делу N А53-10655/2021 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Отменяя судебные акты нижестоящих инстанций, суд округа указал на то, что судами неверно распределено бремя доказывания между сторонами, сужен круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, в результате чего сделаны выводы, в действительности не следующие из установленных обстоятельств дела и представленных доказательств, расчет истца не проверен на соответствие нормативно закрепленным критериям снижения платы за поставку коммунального ресурса ненадлежащего качества, нормы о порядке снижения платы за коммунальный ресурс ненадлежащего качества применены неверно, выводы об обоснованности исковых требований по существу и размеру преждевременны.
На новом рассмотрении Арбитражный суд Ростовской области решением от 23.11.2022 по делу N А53-10655/2021 в удовлетворении исковых требований отказал (с учетом определения об исправлении опечатки от 24.11.2022).
Не согласившись с указанным судебным актом, ТСЖ "Факел-18" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что суд первой инстанции поставил в зависимость определение качества поставленного ресурса в точку поставки от температуры воздуха в жилом помещении МКД, фактически освободив ресурсоснабжающую организацию от ответственности за неисполнение условий договора - поставки ресурса (тепловой энергии) надлежащего качества. Такой вывод не соответствует структуре правоотношений сторон, поскольку указанные нормы снижения стоимости услуги по отоплению урегулируют отношения истца, как исполнителя коммунальных услуг и потребителей в части поставки ненадлежащей услуги в помещения потребителя (собственников и нанимателей помещений), за качество которых, отвечает исполнитель (истец по настоящему спору) внутри дома от границы эксплуатационной ответственности сторон. Доказательств, подтверждающих соблюдение температурных графиков, с учётом предусмотренного допустимого отклонения температуры, подающей сетевой воды, равно как и поставки ресурса надлежащего качества, ответчиком в материалы дела не представлено. Поскольку температура теплоносителя фиксировалась прибором учёта, на основании показаний которого стороны составляли документы о переданной - полученной энергии, само по себе наличие или отсутствие актов о некачественной энергии не исключает вывод о некачественной поставке теплоносителя. Поставка качественного ресурса не может подтверждаться актами приемки-передачи, поскольку акты не содержат параметров качества поставляемого ресурса. Также, само наличие акта приемки- передачи ресурсов, подписанного сторонами, не лишает подписанта права предоставить суду возражения по объёму, качеству, стоимости и оплате ресурсов. По мнению истца, судом первой инстанций в нарушение норм процессуального права не дана оценка представленным в материалы дела доказательствам, таким как договор поставки коммунального ресурса на нужды отопления и горячего водоснабжения, отчеты о суточных параметрах, журнал работы котельной, документация по теплопотерям и проектная документация по работе узла учета в соответствии с требованиями закона, принимая во внимание, что ограничения по допустимости доказательств, подтверждающих качество коммунального ресурса, законом не установлены.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между товариществом собственников жилья "Факел-18" и ресурсоснабжающей организацией Акционерным обществом "ДонЭнерго" заключен договор теплоснабжения N 124 от 08.12.2019, согласно которому тплоснабжающая организация обязуется поставить абоненту тепловую энергию и теплоноситель, а абонент обязуется оплачивать принятую тепловую энергию и теплоноситель, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления.
Согласно п. 2.2 договора ресурсоснабжения, заключенного между ТСЖ "Факел-18" и АО "Донэнерго" качество теплоснабжения и теплоносителя по данному договору должно соответствовать температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепла с источника тепловой энергии, предусмотренного схемой теплоснабжения (Приложение 4).
На границе балансовой принадлежности многоквартирного жилого расположенного по адресу: Ростовская область, Аксайский район, город Аксай, ул. Садовая, 18 установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, который фиксирует показания сетевой воды во входящем трубопроводе.
При анализе отчетов среднесуточных параметров, снимаемы специализированной организацией с допущенного в эксплуатацию ОДНУ, бы выявлено нарушение ресурсоснабжающей организацией режима подачи тепловой энергии, которое заключается в отклонении температуры сетевой воды, в подающем трубопроводе на границе эксплуатационной ответственности от показаний, установленных в температурном графике, который является неотъемлемой частью договора теплоснабжения.
Согласно законодательству РФ, в случае нарушения РСО, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии.
Исходя из положений ч. 2 ст. 542 Гражданского кодекса РФ, для реализации права на отказ от оплаты энергии, установленного указанной нормой, абонент должен доказать обосновать нарушения РСО требований, предъявляемого к качеству ресурса
Таким образом, покупатель, заявляя претензии по качеству поставленной энергии, должен доказать факт отклонения температуры тепловой энергии на выходе из сетей истца в пределах границы балансовой принадлежности.
На основании исследования карточки учета тепловой энергии за отопительный период с 15.10.2017 по 15.04.2018, и с 15.10.2018 по 15.04.2019 товариществом установлено, что температура теплоносителя в подающем трубопроводе с учетом температуры наружного воздуха, подтвержденной сведениями ФГБУ ГЦАС "Ростовский" в спорный период, за исключением дней отраженных в таблице 4 не соответствовала утвержденному ответчиком температурному графику, являющимся неотъемлемой частью договора теплоснабжения N 124 от 08.12.2019.
Расчет произведен следующим образом:
1. в таблице N 1 (один) приведен температурный график, который является неотъемлемой частью договора теплоснабжения. В графе 4 данной таблицы произведен расчет диапазона допустимого законом и договором отклонения. Допустимые отклонения установлены на уровне +-3 (три) процента от температуры сетевой воды в подающем трубопроводе. Температура сетевой воды в подающем трубопроводе установлена в приложения 3 договора энергоснабжения (поставки тепловой энергии N 188 от 17.06.2009).
В таблице 2 произведен расчет дней с поставкой ресурсов надлежащего и ненадлежащего качества (отопительный сезон 2017-2018 годов). Расчет производился на основании вычисление попадает ли значение общедомового прибора учета конкретного дня (столбец 4) в диапазон допустимого отклонения (столбцы 5,6), результат вычисления фиксируется в столбце 7.
В таблице 3 произведен расчет дней с поставкой ресурсов надлежащего и ненадлежащего качества (отопительный сезон 2018-2019 годов). Расчет производился на основании вычисление попадает ли значение общедомового прибора учета конкретного дня (столбец 4) в диапазон допустимого отклонения (столбцы 5,6), результат вычисления фиксируется в столбце 7.
В таблице 4 произведен расчет стоимости ресурса надлежащего качества. Данные столбца 1 взяты согласно таблицы 3,столбец 2 величина потребления Гкалл взята из отчета о суточных параметрах, тариф из выставленных ресурсоснабжающей организации счетов-фактур, стоимость потребленного ресурса рассчитана как произведение столбца 2,3.
Таблица 5 в данной таблице представлен расчет стоимости ресурса ненадлежащего качества. Так в столбце 3 отражена общая стоимость ресурса выставленного к оплате ресурсопоставляющей организацией, столбец 4 рассчитан на основании данных столбца 4, столбец 5 представляет собой разность столбцов 3,4 соответственно.
11.03.2021 истец обратился с досудебной претензией к ответчику путем подачи данной претензии в канцелярию ресурсоснабжающей организации. Ответчиком присвоен данной претензии входящий номер N 398 от 11.03.2021. В установленный договором срок требования ТСЖ не были удовлетворены, пояснения по данному вопросу предоставлены не были, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции, принимая во внимание выводы и указания суда кассационной инстанции, правомерно обратился к следующим правовым подходам.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ). В этом случае законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
Исходя из положений статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации, качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
В случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии. При этом энергоснабжающая организация вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии (пункт 2 статьи 1105 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" под качеством теплоснабжения следует понимать совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя. Показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе.
Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения (пункт 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, далее - Правила N 808).
Определение параметров качества коммунального ресурса (в том числе, тепловой энергии) производится в точке поставки, что соответствует структуре отношений сторон договора ресурсоснабжения, в рамках которого ресурсоснабжающая организация (далее - РСО) поставляет коммунальные ресурсы исполнителю коммунальных услуг именно на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, что согласуется с правовой позицией, выраженной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.01.2016 N 302-ЭС15-18973.
Таким образом, по общему правилу, качество теплоснабжения определяется значениями температуры и диапазона давления теплоносителя в подающем трубопроводе, которые на точке поставки ресурса должны соответствовать нормативным требованиям и условиям договора теплоснабжения.
Вместе с тем, Правилами N 124 (пункт 20) определено, что при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
В подпункте "д" пункта 22 Правил N 124 указано, что при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается следующее: в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг, а в ценовых зонах теплоснабжения также в порядке, определенном Правилами организации теплоснабжения.
Таким образом, если поставка тепловой энергии осуществляется РСО в многоквартирные дома (далее - МКД) для цели оказания коммунальной услуги по отоплению, то качество ресурса (значения температуры и диапазона давления теплоносителя на точке поставки) должно обеспечивать исполнителю коммунальных услуг (по смыслу взаимосвязанных положений статей 542, 544 ГК РФ, части 1 статьи 157 ЖК РФ, подпунктов "в", "д" пункта 3, подпунктов "а", "г", "и", "к", "м", "п" пункта 31, пунктов 98 - 113 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), подпункта "д" пункта 22, пунктов 23, 24 Правил N 124) возможность надлежащего оказания такой услуги, поскольку в данных отношениях он не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников помещений МКД.
В Правилах N 354, в свою очередь, установлены требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (приложение N1).
Требования к качеству коммунальной услуги по отоплению определены пунктом 15 приложения N 1 к Правилам N 354, согласно которому необходимо обеспечивать нормативную температуру воздуха в жилых помещениях не ниже +18 °C (в угловых комнатах - +20 °C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C), а в других помещениях - в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Соответственно, термодинамические характеристики теплоносителя, поставляемого на нужды отопления МКД, должны соответствовать параметрам, зафиксированным в договоре теплоснабжения (в случае его заключения между РСО и исполнителем коммунальных услуг), и при этом обеспечивать возможность поддержания температуры воздуха в помещениях МКД в пределах нормативных значений.
Согласно пункту 105 Правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), контроль качества теплоснабжения при поставке и потреблении тепловой энергии производится на границах балансовой принадлежности между теплоснабжающей, теплосетевой организацией и потребителем.
Качество теплоснабжения определяется как совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик тепловой энергии, в том числе термодинамических параметров теплоносителя (пункт 106 Правил N 1034).
Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставленных источником тепловой энергии, в целях их коммерческого учета определяется как сумма количеств тепловой энергии, теплоносителя по каждому трубопроводу (подающему, обратному и подпиточному). Количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период (пункты 110, 111 Правил N 1034).
В силу части 6.2 статьи 155, пункта 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 15 Закона N 190-ФЗ местом исполнения обязательств теплоснабжающей организацией является точка поставки. Ресурсоснабжающая организация отвечает за поставку коммунальных ресурсов надлежащего качества в многоквартирный дом до границы общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома.
Обязанность по предоставлению потребителям (жильцам) коммунальных услуг надлежащего качества в многоквартирном доме лежит на исполнителе коммунальных услуг. Для выполнения своих обязательств исполнитель заключает договоры с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельно производит коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям. Исполнитель должен оплачивать ресурсоснабжающей организации поставленные коммунальные ресурсы надлежащего качества в объеме, определенном по показаниям приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 20 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) при установлении в договоре ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса учитывается, что его объем и качество должны позволять исполнителю обеспечить предоставление коммунальной услуги потребителям в соответствии с требованиями, предусмотренными Правилами предоставления коммунальных услуг, и соответствовать условиям подключения (техническим условиям присоединения) многоквартирных домов, общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
На основании пункта 24 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), показатели качества теплоснабжения в точке поставки, включаемые в договор теплоснабжения, должны предусматривать температуру и диапазон давления теплоносителя в подающем трубопроводе. Температура теплоносителя определяется по температурному графику регулирования отпуска тепла с источника тепловой энергии, предусмотренному схемой теплоснабжения.
Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115), температура воды в подающей линии тепловой сети должна соответствовать утвержденному температурному графику, расход ресурса должен проходить в пределах перепада давления. Отклонение среднесуточной температуры воды, поступившей в системы отопления, должно быть в пределах +/- 3% от установленного температурного графика (пункт 9.2.1 Правил N 115).
В соответствии с пунктом 6.2.59 Правил N 115 температура воды в подающей линии водяной тепловой сети в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения графиком задается по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12-24 ч., определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов. Отклонения от заданного режима на источнике теплоты предусматриваются по температуре поступающей в тепловую сеть воды +/- 3%. Отклонение фактической среднесуточной температуры обратной воды из тепловой сети может превышать заданную графиком не более чем на +5%. Понижение фактической температуры обратной воды по сравнению с графиком не лимитируется.
В силу подпункта "д" пункта 22 Правил N 124, в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг, а в ценовых зонах теплоснабжения также в порядке, определенном Правилами организации теплоснабжения.
Согласно пункту 98 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Пунктом 101 Правил N 354 установлено, что при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам, а для случаев, предусмотренных пунктом 148 (53) настоящих Правил, размер платы за коммунальную услугу ненадлежащего качества подлежит уменьшению в порядке, предусмотренном приложением N 3 к настоящим Правилам.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Пункт 15 Приложения N 1 к Правилам N 354 предусматривает допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °C; допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 °C; снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается. За каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.
Отклонение от установленных требований означает предоставление услуги ненадлежащего качества.
Указанные выше Правила N 808 регулируют вопросы организации теплоснабжения и порядок снижения единой теплоснабжающей организацией размера платы за тепловую энергию (мощность), поставляемую в жилые и многоквартирные дома в целях оказания коммунальной услуги по отоплению населению и приравненным к нему категориям потребителей при несоблюдении единой теплоснабжающей организацией включенных в договор теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 124 (9) Правил N 808 при обнаружении отклонений значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, за пределы их разрешенных отклонений потребитель немедленно сообщает об этом в единую теплоснабжающую организацию, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений (посредством телефонной связи или с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет").
Согласно пункту 124 (10) Правил N 808 в порядке, установленном стандартами качества обслуживания единой теплоснабжающей организацией потребителей тепловой энергии, единая теплоснабжающая организация осуществляет регистрацию обращения потребителя.
Способами, согласованными сторонами договора теплоснабжения (лично или посредством удаленных способов общения), в течение 2 часов после обращения потребителя единой теплоснабжающей организацией осуществляется осмотр состояния прибора учета тепловой энергии и теплоносителя и схемы его подключения, результаты которого вносятся в акт проверки, составляемый в соответствии с пунктами 124 (11) и 124 (12) настоящих Правил.
Пунктом 124 (14) Правил N 808 предусмотрены случаи, когда снижение размера платы тепловой организацией не производится, в частности при наличии задолженности и нарушении сроков предварительной оплаты, если они установлены в договоре и в других случаях.
Указанными нормами установлен порядок снижения платы за потребленную на отопление тепловую энергию в зависимости от величины и частоты отклонения температуры воздуха в жилом помещении от приведенных нормативных значений.
Таким образом, применительно к тепловой энергии, поставляемой в МКД, качество тепловой энергии должно определяться достижением цели коммунальной услуги по отоплению - обеспечить нормативную температуру воздуха в помещениях МКД. Соответственно, параметром качества тепловой энергии в данном случае выступает температура воздуха в помещениях.
Температурные параметры сетевой воды (теплоносителя) влияют на достижение нормативной температуры воздуха в помещении и, соответственно, на качество услуги по отоплению и поставляемого товариществу для целей оказания такой услуги коммунального ресурса.
На основании пункта 24 Правил N 808 на ответчика возложена обязанность обеспечить соответствие температуры теплоносителя в подающем трубопроводе температурному графику при соответствующих значениях температуры наружного воздуха.
Вместе с тем, само по себе наличие такого очевидного влияния не обосновывает право товарищества требовать уменьшения произведенной платы за тепловую энергию вплоть до полного освобождения от такой платы за дни выявленных отклонений от температурного графика.
Поставка ресурса ненадлежащего качества презюмируется в течение полных суток при несоответствии среднесуточной температуры теплоносителя графику.
Величина среднесуточной температуры теплоносителя не позволяет утверждать, что нарушение имело место в течение каждого из 24 часов в сутках, равно как в силу многофакторности не позволяет достоверно утверждать, что в течение каждого из 24 часов в соответствующих сутках температура воздуха в помещении не достигала нормативного. Отклонения температуры теплоносителя могли иметь место как в сторону уменьшения, таки в сторону увеличения, что в зависимости от частоты, величины и периодичности таких отклонений могло как влиять на температуру воздуха в помещениях, так и не оказывать на нее какого-либо влияния. Аналогичным образом некорректно принимать для целей определения качества поставленного ресурса сведения о среднесуточной температуре с учетом колебаний таковой в зависимости от времени суток.
Однако, истец не представил доказательств снижения нормативной температуры в жилых помещениях в обоснование своих требований, то есть факт оказания коммунальной услуги отопления ненадлежащего качества ничем не подтвержден.
Расчет неосновательного обогащения произведен истцом, исходя из фактически поставленных ресурсов и фиксации их качества, в соответствии с посуточными ведомостями параметров теплоснабжения и температурного графика, который утвержден сторонами в договоре, и фактической температурой наружного воздуха, с учетом отклонения +/-3%.
Дальнейшая почасовая разбивка произведена истцом, а не установлена на основании объективных данных пробора учета. Между тем, приведение математических методов в данном случае (метода среднего арифметического и др.) истцом ни нормативно, ни методологически не обосновано. Суд отмечает, что одно и то же значение среднего арифметического будут иметь различные показатели.
Исходя из установленной пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий, а также по смыслу статей 469, 474 - 477, 542 ГК РФ надлежащее качество ресурса предполагается (презюмируется).
В соответствии с нормами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Заявляя о некачественности переданного ресурса, истец в силу статей 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несет бремя доказывания соответствующих обстоятельств относимыми, допустимыми, достоверными доказательствами, совокупность которых должна в достаточной степени подтвердить обоснованность его возражений.
В данном случае истец, заявляя о ненадлежащем качестве теплоснабжения, указал на несоответствие зафиксированных ОДПУ в спорный период значений температуры сетевой воды температурному графику источника теплоты (с учетом допустимых отклонений в пределах +/- 3%), считая, что температура теплоносителя в точке поставки презюмирует невозможность достижения нормативных параметров отопления помещений МКД.
Иными словами, товарищество приравняло значение температуры теплоносителя на источнике теплоты к ее температуре в точке поставки, указав, что отклонение температуры сетевой воды в точке поставки от цифровых значений, зафиксированных в температурном графике источника теплоты, автоматически означает невозможность нагрева помещения до необходимых значений, то есть отождествил требования к качеству коммунальной услуги по отоплению с соблюдением в точке поставки ресурса (на тепловом вводе в здание) температурного графика источника теплоты.
Так, вопреки доводам апелляционной жалобы расчет истца выполнен без учета предусмотренного п. 15 приложения N 1 Правил N 354 допустимого снижения нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 °C, и вместо снижения платы за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении на 0,15 процента, истец исключал оплату за поставленный ресурс полностью.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нормативно-правовых документах, регулирующих правоотношения сторон, и правомерно установил, что расчет истца с очевидностью нарушает принципы снижения платы, установленные нормативно Правилами N 354.
Между тем, обязанность по подаче в точку поставки теплоносителя, точно соответствующего строго определенной температуре (включая указанные в температурном графике источника теплоты параметры) непосредственно из закона не следует и может быть возложена на РСО договором.
Приведенное в пункте 24 Правил N 808 нормативное правило не означает, что показатели качества теплоснабжения в точке поставки (в части температуры теплоносителя в подающем трубопроводе на вводе в здание) должны быть идентичны температурному графику источника тепла. Напротив, они лишь определяются в соответствии с ним.
Так, согласно пункту 6.2.59 Правил N 115 температура воды в подающей линии водяной тепловой сети задается в соответствии с утвержденным для системы теплоснабжения графиком (то есть температурным графиком источника тепла) по усредненной температуре наружного воздуха за промежуток времени в пределах 12 - 24 ч, определяемый диспетчером тепловой сети в зависимости от длины сетей, климатических условий и других факторов.
Из совокупного толкования законодательства о теплоснабжении (в том числе, пунктов 4, 6 части 2 статьи 4, пункта 2 части 2 статьи 5, части 3 статьи 9, части 5 статьи 13, части 11 статьи 15, пункта 5 части 4 статьи 17 Закона N 190-ФЗ, пунктов 18, 21, 35, 54, 74 Правил N 808), что при транзите перегретой воды по тепловым сетям в качестве теплоносителя неизбежно происходит ее остывание (тепловые потери), поэтому потребители получают от РСО теплоноситель со значениями температур, отличными от реальных показателей перегретой воды на источнике теплоснабжения. На вводе в МКД указанные температуры объективно ниже, что само по себе не является отступлением от требований к качеству ресурса.
Наоборот, сами показатели качества (температура теплоносителя в подающем трубопроводе) должны быть определены в договоре теплоснабжения как с учетом температурного графика источника теплоты, так и исходя из объективных (обусловленных местоположением объекта и других значимых факторов) обстоятельств, после чего подлежат соблюдению РСО в отношении каждого конкретного потребителя применительно к пункту 9.2.1 Правил N 115 (в пределах +/- 3%). Само по себе несоответствие зафиксированной ОДПУ температуры сетевой воды цифровым показателям температурного графика источника теплоты надлежащим основанием для презюмирования поставки некачественного ресурса не является.
Представленные в обоснование иска отчеты о суточных параметрах теплоснабжения сами по себе не свидетельствуют о ненадлежащем качестве оказанных ответчиком услуг, поскольку не подтверждают факт нарушения нормативной температуры внутри помещений у потребителей, соответствующие акты с собственниками помещений не составлялись, сведений о наличии жалоб от жителей, признанных обоснованными ответчиком или контролирующим органом, истцом также не представлено.
В спорном периоде товарищество производило оплату тепловой энергии по показаниям ОДПУ без возражений, не заявляло претензий по качеству ресурса и только в апреле 2021 года обратилось с рассматриваемым иском к АО"Донэнерго".
Иными словами, бездействуя в течение спорного периода, уклоняясь от реализации процедур, предусмотренных разделом Х Правил N 354, позволяющих бесспорно и достоверно установить влияние отклонения температуры сетевой воды в подающем трубопроводе на температуру воздуха в помещениях МКД, степень такого влияния в виде снижения температуры воздуха в помещениях и применить нормативно установленную методику снижения платы, товарищество ссылается на право доказывать ненадлежащее качество ресурса иным способом и заявляет кондикционные требования, основанные на предположительном и непроверяемом усредненном расчете.
По смыслу главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации для определения на стороне ответчика неосновательного обогащения истец должен доказать: факт приобретения (сбережения) имущества без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований; приобретение или сбережение имущества за счет другого лица (потерпевшего); размер неосновательного обогащения.
Право истца доказывать ненадлежащее качество ресурса иным способом безусловно, однако избранный способ доказывания должен обеспечить бесспорное обоснование того, что нормативная температура воздуха в помещениях МКД не достигнута в течение 24 часов в сутках, плату за которые истец полагает безосновательно произведенной.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу о том, что истцом не доказана поставка ответчиком ресурса ненадлежащего качества, оснований для снижения стоимости тепловой энергии за спорный период не имеется.
В апелляционной жалобе истец указывает на то, что суд первой инстанции не дал оценку предоставленным в дело доказательствам, и неправильно распределил бремя доказательств между сторонами.
Вместе с тем, вопреки указанному доводу, распределяя бремя доказывания, суд исходил из того, что рассматривается требование о неосновательном обогащении, бремя доказывания обоснованности по которому лежит на товариществе
Именно истец должен обосновать представленный расчет как соответствующий нормативным требованиям и позволяющий обосновать недостижение цели поставки коммунального ресурса - обеспечение нормативной температуры воздуха в помещениях МКД.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Данный вывод суда согласуется с правовым подходом, отраженным в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2022 N 15АП-3605/2022 по делу N А53-10289/2021, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.10.2022.
По вышеизложенным основаниям апелляционная жалоба истца не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.11.2022 (с учетом определения об исправлении опечатки от 24.11.2022) по делу N А53-10655/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Факел - 18" (ОГРН 1066100044636, ИНН 6102025326) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Л. Новик |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-10655/2021
Истец: ТСЖ "Факел-18", ТСЖ "Факел - 18"
Ответчик: АО "ДОНЭНЕРГО"
Хронология рассмотрения дела:
06.02.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-23761/2022
23.11.2022 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-10655/2021
06.05.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2843/2022
24.12.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21386/2021
14.10.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-10655/2021