г. Москва |
|
06 февраля 2023 г. |
Дело N А40-157897/22 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи П.А. Порывкина
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "ТЕХНОПРО"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.10.2022 г., принятое в порядке упрощенного производства
по делу N А40-157897/22157897/22,
по иску Открытого акционерного общества "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (107078, РОССИЯ, Г.МОСКВА, ВН.ТЕР.Г., МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ БАСМАННЫЙ, НОВАЯ БАСМАННАЯ УЛ., Д.2/1, СТР.1, ОГРН:1037739877295, дата присвоения ОГРН:23.09.2003 г., ИНН:7708503727, КПП:770801001)
к Обществу с ограниченной ответственностью "ТЕХНОПРО" (121609, РОССИЯ, МОСКВА Г., МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ КРЫЛАТСКОЕ ВН.ТЕР.Г., ОСЕННЯЯ УЛ., Д.23, ЭТАЖ 9, КОМ.114А, ОФИС 35А, ОГРН:1187746146411, дата присвоения ОГРН:12.02.2018 г., ИНН:7707407227, КПП:773101001)
о взыскании 193 988 руб. 83 коп.,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с исковым заявлением к ООО "ТЕХНОПРО" о взыскании понесенных затрат в размере 193 988 руб. 83 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 25.10.2022 г. взыскана с ООО "ТЕХНОПРО" (121609, РОССИЯ, МОСКВА Г., МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ КРЫЛАТСКОЕ ВН.ТЕР.Г., ОСЕННЯЯ УЛ., Д.23, ЭТАЖ 9, КОМ.114А, ОФИС 35А, ОГРН:1187746146411, дата присвоения ОГРН:12.02.2018 г., ИНН:7707407227, КПП:773101001) в пользу ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (107078, РОССИЯ, Г.МОСКВА, ВН.ТЕР.Г., МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ БАСМАННЫЙ, НОВАЯ БАСМАННАЯ УЛ., Д.2/1, СТР.1, ОГРН:1037739877295, дата присвоения ОГРН:23.09.2003 г., ИНН:7708503727, КПП:770801001) задолженность в размере 193 988 руб. 83 коп., расходы по оплате госпошлины.
Не согласившись с решением суда, ООО "ТЕХНОПРО" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда г.Москвы от 25 октября 2022 г. по делу N А40-157897/22-1175 полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ОАО "РЖД" в полном объеме.
В жалобе заявитель указывает, что в соответствии с условиями договора от 19.03.2019 г. N 94 8/ОКЭ-ЦДРП/18/2/1, ООО "Технопро" (подрядчик) приняло обязательство по выполнению работ по алюминотермитной сварке рельсов в Забайкальской дирекции по ремонту пути на объектах дирекций по ремонту пути.
Согласно п.4.1.2 договора, подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с ТУ 0921-337-01124323-2016 "Рельсы железнодорожные, сваренные термитным способом. Технические условия", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 13 декабря 2016 г. N 2529р. С 01 августа 2019 г. данный нормативный документ заменен ТУ 24.10.75-337-01124323-2019 "Рельсы железнодорожные, сваренные термитным способом. Технические условия", утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 01 августа 2019 г. N 1643/р.
В ходе выполнения работ подрядчик обязуется обеспечивать качество выполнения всех работ в соответствии с действующими нормами и техническими условиями; выдачу сертификата на рельсовый стык, сваренный алюминотермитным способом, в день выполнения работ, составленного по форме приложения N 6 к настоящему договору; своевременное устранение за свой счет недостатков и дефектов в результатах работ, выявленных при приемке работ, а также в ходе контроля выполнения работ представителем получателя (заказчика); соблюдение технологии производства работ в зоне действующих технических устройств, обеспечивающих работу железнодорожного транспорта (п.4.1.13 договора).
Обязанности подрядчика корреспондируют обязанностям заказчика, который по условиям договора обязуется своевременно обеспечить возможность выполнения работ (п.4.4.2 договора), назначать на каждом участке выполнения работ своего представителя, уполномоченного осуществлять технический надзор и контроль за ходом выполнения работ (п.4.4.4 договора), а также принять и оплатить надлежащим образом выполненные подрядчиком работы (п.4.4.6 договора).
В соответствии с требованиями ТУ 24.10.75-337-01124323-2019 "Рельсы железнодорожные, сваренные термитным способом. Технические условия", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 01 августа 2019 г. N 1643/р приемку рельсово-термитного стыка (РТС) в эксплуатацию выполняют представители ДИ по результатам приемо-сдаточных испытаний. Приемо-сдаточные испытания проводятся по ряду визуальных и геометрических параметров с обязательным прохождением ультразвукового контроля сварного шва, расположенного в РТС на предмет наличия скрытых дефектов (п.5.2.1 ТУ). РТС считают выдержавшими испытания, если по всем показателям получены положительные результаты испытаний (п.5.2.3 ТУ).
Таким образом, процесс алюминотермитной сварки рельс предполагает постоянный контроль за соблюдением технологии выполнения работ со стороны представителей заказчика, приемке работ предшествуют обязательные приемо-сдаточные испытания, в том числе методом ультразвуковой дефектоскопии, и только надлежащим образом изготовленные сварные стыки подлежат приемке с оформлением сертификата. В связи с чем факт умышленного нарушения технологии выполнения работ со стороны подрядчика исключается.
Сварные рельсовые соединения, в которых обнаружены скрытые дефекты, прошли приемо-сдаточные испытания, представителем заказчика проведена ультразвуковая дефектоскопия, дефектов сварки не обнаружено, в результате оформлен сертификат на каждый рельсовый стык. Фактов ненадлежащего выполнения условий договора, нарушений технологии выполнения работ заказчиком не зафиксировано.
Выявленные дефекты сварного стыка являются скрытыми, причинно-следственная связь между их образованием и ненадлежащим качеством выполненной подрядчиком работы должна быть подтверждена доказательствами, которые не представлены. Бремя доказывания наличия скрытых недостатков результата работ, принятых заказчиком без замечаний, в силу ст.65 АПК РФ возлагается на истца.
В соответствии с согласованным сторонами порядком ведения рекламационно-претензионной работы выяснение причин образования скрытых дефектов и определение виновной стороны является обязательным условием для заявления требований имущественного характера, в противном случае, дефект является эксплуатационным.
Исходя из установленного СТО РЖД 05-007-2019 порядка исследования выявленных дефектов, комиссия получателя должна установить причину образования дефектов, в том числе путем проведения исследования в аккредитованном исследовательском центре, и обоснованно определить виновную сторону (п.10.9 СТО РЖД 05-007-2019). Однако дефектные рельсовые соединения на металлографическое исследование не направлялось, истинные причины образования дефектов и причастность подрядчика к их образованию не подтверждена.
Исходя из вышеизложенного, заявитель считает недоказанным факт возникновения скрытых дефектов в сварных рельсовых соединениях по вине ответчика.
Учитывая, что ненадлежащее исполнение обязательств со стороны ответчика не доказано истцом, виновность ответчика в причинении убытков отсутствует, заявитель полагает, что не имелось оснований для удовлетворения требования о взыскании убытков.
Позиция заявителя, по его мнению, подтверждается судебной практикой.
ОАО "РЖД" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.10.2022 г. по делу N А40-157897/22-3-1175 без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы и отмене решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что на основании договора от 19 марта 2019 г. N 48/ОКЭ-ЦДРП/18/2/1 ООО "Технопро", на стороне которого выступает юридическое лицо ООО Магистраль-Т" (подрядчик) приняло на себя обязательства по выполнению работ по алюминотермитной сварке рельсов для нужд Центральной дирекции по ремонту пути-филиала ОАО "РЖД" (п.1.1 договора).
В соответствии с п.4.1.2 договора, подрядчик обязан обеспечивать в ходе выполнения работ качество выполнения всех работ в соответствии с действующими нормами и техническими условиями.
По II пути перегона Дактуй-Тыгда Магдагачинской дистанции пути структурного подразделения Забайкальской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО "РЖД" на 7537 км ПК 3 в правой рельсовой нити 21 октября 2020 г. выявлен в плети из рельсов категории ДТ-350 дефект в сварном стыке N 140 по коду 57.3 (трещины в шейке в зоне сварного стыка из-за нарушений технологии сварки рельсов и обработки сварных стыков, приведшие к отказу рельса до пропуска гарантийного тоннажа).
Сварка данной рельсовой плети выполнена 31 мая 2019 г. бригадой сварщиков ООО "Магистраль-Т".
Поскольку работники ООО "Магистраль-Т" при сварке рельсовых плетей не обеспечили выполнение требований технических условий "Рельсы железнодорожные типа Р-65 сваренные термитным способом" согласно ТУ 0921-337-01124323-2016, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 13 декабря 2016 г. N 2529р (в редакции распоряжений ОАО "РЖД" от 16 октября 2017 г. N 2111p и от 28 ноября 2017 г. N 2452/р) в части сварки сварного стыка N 140 рельсовой плети N 43, ОАО "РЖД" по факту обнаружения дефекта направило уведомление от 27 октября 2020 г. N 8 в адрес ООО "Магистраль-Т" о наступлении гарантийного случая с вызовом уполномоченного представителя для участия в расследовании и подписания совместного акта об изъятии сварного соединения из пути.
В результате изъятия рельса ОАО "РЖД" в лице Забайкальской дирекции инфраструктуры понесены расходы на временное восстановление поврежденного участка пути в размере 40 548,12 рубля.
05.02.2021 г. в адрес ООО "Технопро" направлена претензия N 458 с требованием возместить понесенные расходы в размере 40 548,12 руб.
06.04.2021 г. в адрес Забайкальской дирекции по ремонту пути структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути-филиала ОАО "РЖД" поступил ответ, согласно которого ООО "Технопро" просило уточнить калькуляцию затрат на смену рельса с браком.
Забайкальской дирекцией инфраструктуры структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО "РЖД" была пересмотрена калькуляция по возмещению расходов по устранению недостатков в размере 68 397,29 руб. (письмо от 17.11.2021 г. N исх-4228/ЗабП).
По II пути перегона Талдан-Гудачи Талданской дистанции пути структурного подразделения Забайкальской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО "РЖД" на 7412 км пк 2 в правой рельсовой нити 09 декабря 2019 г. выявлен в плети из рельсов категории ДТ-350 дефект в сварном стыке N 51 по коду 17.4 (выкрашивание металла на поверхности катания головки в зоне сварного стыка до пропуска гарантийного тоннажа).
Сварка данного стыка выполнена 09 мая 2019 г. бригадой сварщиков ООО "Магистрать-Т".
Поскольку работники ООО "Магистрать-Т" при сварке рельсовых плетей не обеспечили выполнение требований технических условий "Рельсы железнодорожные типа Р-65 сваренные термитным способом" согласно ТУ 0921-337-01124323-2016, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 13 декабря 2016 г. N 2529р ( в редакции распоряжений ОАО "РЖД" от 16 октября 2017 г. N 2111p и от 28 ноября 2017 г. N 452/р) в части сварки сварного стыка N 51 рельсовой плети N 1973, в результате изъятия рельса Забайкальской дирекцией инфраструктуры понесены расходы на временное восстановление поврежденного участка пути в размере 67 117,46 руб.
11.02.2021 г. в адрес ООО "Технопро" направлена претензия N 554 с требованием возместить понесенные расходы в размере 67 117,46 руб.
06.04.2021 г. в адрес Забайкальской дирекции по ремонту пути структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути-филиала ОАО "РЖД" поступил ответ, согласно которого ООО "Технопро" просило уточнить калькуляцию затрат на смену рельса с браком. При этом Подрядчик дал согласие на удовлетворение претензии.
Забайкальской дирекцией инфраструктуры структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО "РЖД" была пересмотрена калькуляция по возмещению расходов по устранению недостатков в размере 57 523,46 руб. (письмо от 17.11.2021 г. N исх-4226/ЗабП).
По II пути перегона Дактуй-Тыгда Магдагачинской дистанции пути структурного подразделения Забайкальской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО "РЖД" на 7532 км ПК 1 в правой рельсовой нити 12 июня 2020 г. выявлен в плети из рельсов категории ДТ-350 дефект в сварном стыке N 93 по коду 47.4 (смятие и износ головки в зоне сварного стыка из-за местного снижения механических свойств металла до пропуска гарантийного тоннажа).
Сварка данной рельсовой плети выполнена 18 апреля 2019 г. бригадой сварщиков ООО "Магистраль-Т".
Поскольку работники ООО "Магистраль-Т" при сварке рельсовых плетей не обеспечили выполнение требований технических условий "Рельсы железнодорожные типа Р-65 сваренные термитным способом" согласно ТУ 0921-337-01124323-2016, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 13 декабря 2016 г. N 2529р (в редакции распоряжений ОАО "РЖД" от 16 октября 2017 г. N 2111р и от 28 ноября 2017 г. N 2452/р) в части сварки сварного стыка N 93 рельсовой плети N 57, ОАО "РЖД" направило уведомление от 13 июня 2020 г. N 11 в адрес ООО "Магистраль-Т" о наступлении гарантийного случая с вызовом уполномоченного представителя для участия в расследовании и подписания совместного акта об изъятии сварного соединения из пути, в результате изъятия рельса Забайкальской дирекцией инфраструктуры понесены расходы на временное восстановление поврежденного участка пути в размере 76 529,98 руб.
17.02.2021 г. в адрес ООО "Технопро" направлена претензия N 644 с требованием возместить понесенные расходы в размере 76 529,98 руб.
06.04.2021 г. в адрес Забайкальской дирекции по ремонту пути структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути-филиала ОАО "РЖД" поступил ответ, согласно которого ООО "Технопро" просило уточнить калькуляцию затрат на смену рельса с браком.
Забайкальской дирекцией инфраструктуры структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры-филиала ОАО "РЖД" была пересмотрена калькуляция по возмещению расходов по устранению недостатков в размере 68 068,08 руб. (письмо от 17.11.2021 г. N исх-4227/ЗабП).
25.01.2022 г. в адрес ООО "Технопро" направлено письмо с требованием возместить понесенные ОАО "РЖД" расходы по устранению недостатков с учетом скорректированных калькуляций.
21.02.2022 г. в адрес Забайкальской дирекции по ремонту пути структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути- филиала ОАО "РЖД" поступил ответ, согласно которого ООО "Технопро" просило повторно уточнить калькуляцию затрат на смену рельса с браком.
Согласно материалам дела, указанные работы входят в объем работ, указанных в договоре от 19 марта 2019 г. N 948/ОКЭ-ЦЦРП/18/2/1.
В соответствии с разделом 4 договора, подрядчик гарантирует соответствие сварных стыков рельсовых плетей, получаемых в результате выполнения работ, требованиям технических условий, регламентирующих данный вид деятельности (п.4.1.2 договора).
Гарантийный срок на рельсовые стыки, сваренные алюминотермитным способом, устанавливается по количеству пропущенного по ним груза, согласно условиям договора составляет для рельсов типа Р65 700 млн. тонн брутто, но не более 10 лет с даты подписания подрядчиком и заказчиком акта выполненных работ.
Подрядчик несет ответственность за скрытые недостатки работ, которые будут обнаружены заказчиком в процессе эксплуатации рельсовых плетей (рельсов) (раздел 8 договора).
Согласно п.8.18 договора, в случае, если в период гарантийного срока в результатах работ будут выявлены дефекты, возникшие в результате некачественного выполнения работ, в том числе, повлекшие за собой нарушения графика движения поездов, подрядчик обязан возместить заказчику возникший ущерб, рассчитанный в соответствии с Методикой оценки ущерба от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 06 августа 2015 года N 1998р.
В целях досудебного урегулирования спора, истец направил в адрес ответчика претензию с требованием оплатить понесенные затраты. Претензионные требования ответчиком оставлены без рассмотрения, доказательств обратного суду не представлено.
Согласно ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу ст.702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик), обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу, и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить ее.
Основанием для возникновения обязательства ответчика по оплате выполненных работ является сдача ему результата работ, согласно положений ст.ст.711, 720, 746, 753 ГК РФ.
В силу ст.721 ГК РФ, качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Доводы ответчика, по существу аналогичные доводам апелляционной жалобы, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку в действиях ОАО "РЖД" при оформлении дефектных соединений не усматривается нарушение договорных обязательств.
Как верно указал суд в обжалуемом решении, факт понесения затрат истцом подтвержден документальными доказательствами и ответчиком должным образом не опровергнут.
Правильно оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о необоснованности доводов ответчика.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание, что ответчик не доказал оплату понесенных затрат истца, суд пришел к верному выводу о том, что исковые требования по взысканию задолженности правомерны и подлежат удовлетворению.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, из материалов дела следует, что суд первой инстанции принял обоснованное и правомерное решение.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение решения суда, не установлено.
Таким образом, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266-269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.10.2022 г. по делу N А40-157897/22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "ТЕХНОПРО" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Председательствующий судья |
П.А. Порывкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-157897/2022
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", ОАО РЖД
Ответчик: ООО Технопро