город Ростов-на-Дону |
|
07 февраля 2023 г. |
дело N А53-21494/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.
при участии в судебном заседании:
от истца: представителя Букарева К.С. по доверенности от 13.11.2019,
от ответчика и третьего лица: представителя Солонченко Н.Н. по доверенностям от 21.02.2022 и от 14.03.2022,
специалиста Сопельняк Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление федерального государственного унитарного предприятия "Ростовский-на-Дону научно-исследовательский институт радиосвязи" (ИНН 6152001024, ОГРН 1026103711204)
к ответчику федеральному казенному учреждению Военному комиссариату Ростовской области (ИНН 6165035768, ОГРН 1036165004391)
при участии третьего лица Военного комиссариата Пролетарского и Первомайского районов г. Ростова-на-Дону
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное унитарное предприятие "Ростовский-на-Дону научно-исследовательский институт радиосвязи" (далее - ФГУП "РНИИРС", институт, истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском о взыскании с федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ростовской области" (далее - учреждение, ответчик) расходов по выплате среднемесячного заработка и страховых взносов в сумме 30 466,37 руб.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
26.08.2022 судом первой инстанции принято решение путем подписания резолютивной части, в соответствии с которой заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
12.09.2022 судом изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с данным судебным актом, учреждение обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что исковое заявление неправомерно рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства. Истец необоснованно осуществил финансовый расчет со своим работником, ошибочно полагая, что данные средства подлежат возмещению ответчиком.
Определением от 16.01.2023 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, поскольку требования о взыскании денежных средств по обязательствам казенных учреждений не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства в силу части 4 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы искового заявления.
Представитель ответчика против доводов искового заявления возражал, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Допущенная к участию в процессе в качестве специалиста Сопельняк Л.В. пояснила, что соответствующие выплаты производятся в случае призыва на военные сборы граждан, пребывающих в запасе.
Изучив материалы дела, оценив доводы искового заявления, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ФГУП "РНИИРС" и гражданином Погребниковым А.Г. заключен трудовой договор. На основании приказа N 1175л от 22.12.2020 работник с 22.12.2020 принят на работу на должность инженера-программиста на 0,5 ставки.
С 20.12.2021 и по настоящее время указанный гражданин осуществляет трудовую деятельность в аналогичной должности на 0,75 ставки (приказ N 1399л от 20.12.2021).
Указанный работник также являлся студентом очного отделения федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Донской государственный технический университет" (ДГТУ) и обучался по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре.
В связи с прохождением учебных военных сборов на период с 19.07.2021 по 22.08.2021 институтом издан приказ N 1943/к от 14.07.2021 о направлении работника в распоряжение Военного учебного центра ДГТУ.
Согласно списку граждан, проходящих военную подготовку в военном учебном центре, направляемых на учебные сборы, утвержденному ректором ДГТУ Погребников А.Г. был направлен на военные сборы в войсковую часть 72153 на период с 19.07.2021 по 22.08.2021.
Вышеуказанный список утвержден начальником военного учебного центра при ДГТУ и Военным комиссаром Пролетарского и Первомайского районов города Ростова-на-Дону.
Согласно справке войсковой части (исх. N 5260 от 10.08.2021) работник истца в период с 19.07.2021 по 22.08.2021 проходил учебные военные сборы в войсковой части.
В соответствии со справками института за период прохождения работником учебных сборов ему начислен и выплачен средний заработок: за июль - 9 331,20 руб. (страховые взносы - 2 855,35 руб.); за август 13 996,80 руб. (страховые взносы - 4 283,02 руб.).
Истец направил в адрес военного комиссариата Пролетарского и Первомайского районов города Ростова-на-Дону заявления о компенсации денежных средств, связанных с расходами на выплату среднего заработка работнику (исх. N 820/816-14762 от 01.12.2021, исх. N 820/817-14763 от 01.12.2021).
Военный комиссариат Пролетарского и Первомайского районов города Ростова-на-Дону, рассмотрев представленные заявления, направил в адрес истца отказ от компенсации расходов (исх. N Ф/6945 от 13.12.2021).
Полагая, что отказ военного комиссариата в компенсации вышеназванных расходов является незаконным, истец обратился в суд с иском о взыскании данной компенсации.
На основании пункта 8 статьи 20 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) граждане мужского пола, обучающиеся в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки, проходят учебные сборы (стажировки), предусмотренные указанными программами, в военных образовательных организациях высшего образования, учебных воинских частях (соединениях), иных воинских частях. Указанные учебные сборы (стажировки) приравниваются к военным сборам.
Согласно пункту 1.1 статьи 54 Закона N 53-ФЗ военные сборы подразделяются на учебные сборы, сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 53-ФЗ граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.
В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно пункту 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, включает в себя финансовое обеспечение в связи с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт "в" пункта 24 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности"(далее - Положение N 333)).
При этом в составе финансового обеспечения предусмотрена выплата (возмещение) среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения, за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы (подпункт "а" пункта 25 Положения N 333).
Согласно пункту 26 названного Положения N 333 осуществление расходов, указанных в подпункте "а", абзацах четвертом и пятом подпункта "б" пункта 25 данного Положения, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила).
При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата, по форме согласно приложению N 2, выдаваемой гражданину не позднее даты его убытия из военного комиссариата.
Компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения), в том числе в случае вызова военным комиссариатом, органом федеральной службы безопасности для решения вопросов, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу, поступлением в мобилизационный людской резерв, призывом на военные сборы и прохождением военных сборов (подпункт 5 пункта 2 Правил).
Компенсация расходов, указанных в пункте 2 Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
Функции по компенсации расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов, возлагаются на военные комиссариаты (пункт 8 Положения N 333).
В соответствии с пунктом 99 приложения к приказу Министра обороны Российской Федерации от 26.08.2020 N 400 "Об определении Порядка приема и обучения граждан Российской Федерации в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования" направление граждан на учебные сборы (стажировки) осуществляется военными комиссариатами по месту нахождения образовательной организации в соответствии с выписками из Плана проведения учебных сборов, по спискам граждан, проходящих военную подготовку по военно-учетной специальности в военном учебном центре, направляемых на учебные сборы в войсковую часть.
Согласно пункту 13.9 Положения о военном учебном центре (утверждено приказом от 10.03.2021 N 45) направление граждан на учебные сборы (стажировки) осуществляется военным комиссариатом по месту нахождения ДГТУ в соответствии с выписками из Плана проведения учебных сборов, по спискам граждан, проходящих военную подготовку по военно-учетной специальности в военном учебном центре, направляемых на учебные сборы в войсковую часть, составленным в алфавитном порядке на всех граждан, направляемых в одну воинскую часть. Списки составляются военным учебным центром в пяти экземплярах, подписываются начальником военного учебного центра, военным комиссаром по месту нахождения ДГТУ, утверждаются ректором и заверяются печатями ДГТУ и военного комиссариата. В пункте 1.7 Положения о военном учебном центре указан адрес местонахождения военного учебного центра: г. Ростов-на-Дону.
В силу пункта 13.8 Положения о военном учебном центре медицинское освидетельствование граждан мужского пола, подлежащих направлению на учебные сборы, организуется в военном комиссариате по месту нахождения ДГТУ (военный комиссариат Пролетарского и Первомайского районов г. Ростова-на-Дону) по заявке военного учебного центра.
Сведения о прохождении в период с 19.07.2021 по 22.08.2021 Погребниковым А.Г. учебных сборов на основании повестки военного учебного центра ДГТУ подтверждаются материалами дела.
Предписанием ДГТУ (исх. от 01.06.2021 N 58), Погребников А.Г., как проходящий военную подготовку в военном учебном центре в целях прохождения военных сборов, командировался в войсковую часть.
На время нахождения работника на учебных сборах он был освобожден от работы с сохранением за ним среднего заработка, что подтверждается приказом от N 1943/к от 14.07.2021.
На основании расчета среднего заработка работника, имеющегося в материалах дела, Погребникову А.Г. выплачен средний заработок, уплачены страховые взносы: за июль - 9 331,20 руб. (страховые взносы - 2 855,35 руб.); за август - 13 996,80 руб. (страховые взносы - 4 283,02 руб.).
Поскольку материалами дела подтверждается, что на время прохождения учебных сборов (с 19.07.2021 по 22.08.2021) работник был освобожден от работы с выплатой среднего заработка, а компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации, следовательно, ответчик обязан произвести выплату в пользу института соответствующей компенсации в размере 30 466,37 руб.
Доводы ответчика о том, что вышеназванные нормы о выплате компенсации работодателям применяются только в отношении граждан, находящихся в запасе, призванных на военные сборы комиссариатами, и не распространяются на студентов, обучающихся на военной кафедре, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 1 Закона N 53-ФЗ, пунктами 4 и 15 Положения N 333 граждане, проходящие военные сборы, в частности учебные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы.
В силу пункта 8 статьи 20 Закона N 53-ФЗ учебные сборы (стажировки), которые проходят граждане мужского пола, обучающиеся в военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программам военной подготовки приравниваются к военным сборам.
Согласно пункту 3 Положения N 333 под военными сборами понимается комплекс мероприятий по подготовке граждан к военной службе, проводимых в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
В силу пункта 4 Положения N 333 военные сборы подразделяются, в том числе на учебные сборы.
Пунктом 19 Положения N 333 предусмотрено, что на учебных сборах по подготовке граждан по военно-учетным специальностям проводятся, в том числе, подготовка к военной службе граждан, ранее не прошедших военную службу, с присвоением им соответствующих военно-учетных специальностей.
Учитывая изложенное, доводы ответчика о том, что Положение N 333 распространяется только на граждан, прибывающих в запасе, основано на неверном толковании вышеприведенных норм.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 05.07.2022 по делу N А23-10145/2019, Арбитражного суда Московского округа от 27.01.2020 по делу N А40-79228/2019, Арбитражного суда Поволжского округа от 08.11.2017 по делу N А49-16035/2016, Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2022 по делу N А40-23870/2022, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2021 по делу N А56-95596/2020, Третьего арбитражного апелляционного суда от 05.12.2008 по делу N А33-4286/2008.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Государственная пошлина по иску исходя из суммы исковых требований (30 466,37 руб.) составляет 3 000 руб. и была оплачена истцом по платежному поручению от 23.06.2022 N 11132.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если судебный акт принят не в их пользу.
В этой связи то обстоятельство, что в рассматриваемом случае стороной по делу является государственный орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет отказ в возмещении судебных расходов лица, в пользу которого принят судебный акт.
Поскольку заявленные требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 2 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.09.2022 по делу N А53-21494/2022 отменить.
Взыскать с федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Ростовской области" (ИНН 6165035768, ОГРН 1036165004391) в пользу федерального государственного унитарного предприятия "Ростовский-на-Дону научно-исследовательский институт радиосвязи" (ИНН 6152001024, ОГРН 1026103711204) компенсацию расходов по выплате среднемесячного заработка и страховых взносов в сумме 30 466,37 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.И. Яицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-21494/2022
Истец: ФГУП "РОСТОВСКИЙ-НА-ДОНУ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОСВЯЗИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Военный комиссариат Пролетарского и Первомайского районов г. Ростова-на-Дону, Военному комиссару Пролетарского и Первомайского района г. Ростова-на-Дону