г. Пермь |
|
07 февраля 2023 г. |
Дело N А60-40763/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Дружининой О.Г., Поляковой М.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Черногузовой А.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Уральский-1": Зотеев М.А., предъявлен паспорт, доверенность от 10.01.2023;
от ответчика открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Шмырина Т.К., предъявлен паспорт, доверенность от 03.02.2021;
от иных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, представители не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16 ноября 2022 года
по делу N А60-40763/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Уральский-1" (ИНН 6625021100, ОГРН 1026601504654)
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН 6670262066 ОГРН 1096670022107)
об исключении сведений из ЕГРН и признании незаконным отказа государственного органа,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Уральский-1" (далее - заявитель, ООО "Уральский-1") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - ТУ Росимущества в СО) с требованиями:
- о признании отсутствующим права аренды ОАО "РЖД" на часть земельного участка с кадастровым номером 66:58:0000000:78 площадью 6444 кв.м, в соответствии со схемой расположения испрашиваемого земельного участка и межевым планом, разработанным кадастровым инженером Галимбековым Д.Р.;
- исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сведений о регистрации права аренды в отношении части земельного участка с кадастровым номером 66:58:0000000:78 площадью 6444 кв.м, в соответствии со схемой расположения испрашиваемого земельного участка и межевым планом, разработанным кадастровым инженером Галимбековым Д.Р.;
- о признании незаконным отказа ТУ Росимущества в СО от 22.04.2022 в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 6444 кв.м, в соответствии с приложенным к заявлению схемой расположения испрашиваемого земельного участка и межевым планом разработанным кадастровым инженером Галимбековым Д.Р.;
- обязании ТУ Росимущества в СО в установленный законом срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка; направить в адрес ООО "Уральский-1" решение о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка для выполнения кадастровых работ в соответствие со ст. 39.15 Земельного Кодекса РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16 ноября 2022 года (резолютивная часть решения от 11.11.2022) заявленные требования удовлетворены частично. Признан незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области от 12.07.2022 N 66-АР-07/8856 в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду. На Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Уральский-1" путем принятия в установленный ч.7 ст. 39.15 Земельного кодексе РФ срок с момента вступления решения суда в законную силу решения о предварительном согласовании предоставления ООО "Уральский-1" земельного участка в аренду в соответствии с заявлением от 30 июня 2022 года N 244. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ТУ Росимущества в СО обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает, что согласие ОАО "РЖД" на образование земельного участка под объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности ООО "Уральский-1", отсутствует. Кроме того, ссылается на то, что согласно приложенной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории образование земельного участка с условным кадастровым номером 66:58:0000000:78:ЗУ1 приводит к изломанности границ, чересполосице между исходным земельным участком с кадастровым номером 66:58:0116002:118, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером 66:58:0000000:78, в измененных границах и земельным участком с кадастровым номером 66:58:0116002:6894.
ООО "Уральский-1" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что заявитель имеет исключительное право на заключение договора аренды испрашиваемого земельного участка с ответчиком, в связи с чем отказ ТУ Росимущества в СО не соответствует закону, просит оставить решение без изменения, в удовлетворении жалобы - отказать.
ОАО "РЖД" в отзыве на апелляционную жалобу считает решение подлежащим отмене, ссылаясь на законность отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В судебном заседании представители ООО "Уральский-1" и ОАО "Российские железные дороги" выразили позицию по существу заявленных требований.
Иные лица, участвующие в деле, возражения не представили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "Уральский-1" является собственником следующих объектов, расположенных по адресу: г. Первоуральск, ул. Урицкого, 8а:
- здание склада, литер ББ1, общей площадью 2638,40 кв.м с кадастровым (условным) номером 66:58:0148000:000:1\06192-ББ1\1\51-1, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18 июля 2001 года сделана запись регистрации N 66-01/16-13/2001-205;
- здание конторы, литер АА1, общей площадью 105,00 кв.м с кадастровым (условным) номером 66:58:0148000:000:1/06192-АА1/2/51-1, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 18 июля 2001 года произведена запись регистрации N 66-01/16-13/2001-204.
Указанные объекты недвижимости находятся на земельном участке с кадастровым номером 66:58:0000000:78, расположенном в полосе отвода железной дороги и предоставленном ОАО "РЖД" по договору от 19.12.2006 N АЗФ-184/1254 в редакции дополнительного соглашения N 1 от 28.04.2014.
06.09.2017 ООО "Уральский-1" обратилось в ТУ Росимущества в СО с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 6444 кв. м, расположенном по адресу: г. Первоуральск, ул. Урицкого, 8 А, сроком на 49 лет в соответствии с приложенным к заявлению межевым планом, разработанным кадастровым инженером Галимбековым Д.Р.
Письмом N АР-11814/07 от 02.10.2017 ТУ Росимущества в СО отказало в предварительном согласовании предоставления земельного участка, ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 66:58:0000000:78 передан в аренду ОАО "РЖД".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.01.2018 по делу N А60-59884/2017 в удовлетворении требований ООО "Уральский-1" о признании незаконным отказа ТУ Росимущества в СО от 02.10.2017 NАР-11814/07 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2018 решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.01.2018 отменено, на ТУ Росимущества в СО возложена обязанность рассмотреть заявление ООО "Уральский-1" от 06.09.2017 в порядке статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Ранее постановлением Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-779/18 от 29.03.2018 по делу N А60-31630/2017 был также признан незаконным отказ ТУ Росимущества в СО от заключения договора аренды на тот же земельный участок и об обязании рассмотреть заявление ООО "Уральский-1" в порядке ст. 39.20 ЗК РФ.
Судебные акты ТУ Росимущества в СО не исполнило, земельный участок не образовало, в аренду заявителю не предоставило.
23.04.2019 ООО "Уральский-1" повторно обратилось с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, со ссылками на судебные акты по делам N А60-31630/2017 и N А60-59884/2017.
Заявителем 21.05.2019 получено письмо от ТУ Росимущества в СО о том, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка ТУ ФАУГИ принимает только по поручению ФАУГИ, с указанием, что документы заявителя были перенаправлены в ФАУГИ письмом от 16.04.2019 N АР-4569/07.
Более заявитель никакой информации ни от ФАУГИ, ни от ТУ Росимущества в СО о результатах рассмотрения заявления не получал.
Считая, что ТУ Росимущества в СО уклоняется от обязанности предоставить земельный участок, заявитель обжаловал бездействие ТУ Росимущества в СО в Арбитражный суд Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.01.2020 по делу N А60-56231/2019, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, бездействие ТУ Росимущества в СО признано незаконным.
Между тем, ТУ Росимущества в СО действий по предоставлению земельного участка не совершило, земельный участок заявителю не предоставило, договор аренды с заявителем не заключило.
Заявитель 07.04.2022 снова направил заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в ТУ Росимущества в СО, с приложением документов в соответствии с нормами ст. 39.15 ЗК РФ и Приказа Минэкономразвития N 1 от 12.01.2015.
22.04.2022 ТУ Росимущества в СО вновь отказало в предоставлении земельного участка со ссылками на п. 4, 7, 12,13 Требований к схеме расположения земельного участка, а также со ссылкой на п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ, согласно которой образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков и указало, что арендатором исходного земельного участка с кадастровым номером 66:58:0000000:78 является ОАО "РЖД".
30.06.2022 заявитель вновь направил в ТУ Росимущества в СО заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, при этом, устранив замечания к схеме испрашиваемого земельного участка, в том числе, направив в качестве приложения к заявлению указанную схему на электронном носителе.
В письме от 12.07.2022 N 66-АР-07/8856 ТУ Росимущества в СО в очередной раз отказало в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка.
Полагая, что отказ ТУ Росимущества в СО в предварительном согласовании предоставления земельного участка является незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, ООО "Уральский-1" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования частично, пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа, так как запрета на предоставление в аренду свободных земельных участков на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта не содержится.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
На основании пункта 5 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Материалами дела подтверждено, что и сторонами не оспорено, что принадлежащие заявителю объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 66:58:0000000:78, расположенном в полосе отвода железной дороги и предоставленном ОАО "РЖД" по договору от 19.12.2006 N АЗФ-184/1254 в редакции дополнительного соглашения N 1 от 28.04.2014.
Собственники зданий, строений и сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут приобрести такие земельные участки в собственность или в аренду. Порядок и особенности приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, до 01.03.2015 регулировались статьей 36 ЗК РФ, в настоящее время - статьей 39.20 ЗК РФ.
В силу подп. 9 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Данными нормами закреплено исключительное право собственников указанных объектов недвижимости на приобретение публичного земельного участка, занятого объектом недвижимости, в собственность либо аренду в соответствии с процедурой, установленной этим же Кодексом.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", исключительность данного права заключается в том, что никто, кроме собственника строения, не имеет права на приобретение этого земельного участка в собственность.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен в статье 39.14 ЗК РФ. Процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении такого участка регламентирована в статье 39.17 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 ЗК РФ процедура предоставления земельных участок без торгов включает в себя, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса.
Статьей 39.15 ЗК РФ регламентирована процедура предварительного согласования предоставления земельного участка.
Под предварительным согласованием предоставления земельного участка понимается вынесение уполномоченным органом власти решения по промежуточному одобрению предоставления без проведения торгов земельного участка с конкретными характеристиками (адресные ориентиры, кадастровый номер, вид разрешенного использования, площадь, категорию земель) в случае, если земельный участок предстоит образовать либо границы существующего земельного участка подлежат уточнению.
Исходя из положений пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 15-19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Законом N 221-ФЗ, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.п. 4-6 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости; не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием; образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В качестве основания для отказа в заключении договора аренды земельного участка, ТУ Росимущества в Свердловской области сослалось на то, что испрашиваемый земельный участок входит в состав единого землепользования с кадастровым номером 66:58:0000000:78, который передан в аренду ОАО "РЖД". Кроме того, ТУ Росимущества в Свердловской области указало, что образование испрашиваемого земельного участка приводит к изломанности границ, чересполосице между исходным земельным участком, входящим в состав единого землепользования с кадастровым номером 66:58:0000000:78 и земельным участком с кадастровым номером 66:58:0116002:6894.
Исходя из положений п. 3 ст. 27 ЗК РФ содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается данным Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 4 ст. 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, названные в пункте 1 этой статьи (к которым относятся и земли транспорта), занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.
Пунктом 2 статьи 90 ЗК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: размещения железнодорожных путей; размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Из приведенных норм следует, что Кодекс не содержит запрета на передачу в аренду гражданам и юридическим лицам свободных земельных участков на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта, оговаривая возможность заключения таких договоров аренды использованием земельных участков в определенных целях и с соблюдением требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
На основании изложенного, с учетом того, что у ООО "Уральский-1" имеется исключительное право на приобретение земельного участка в аренду, занятого объектами недвижимости, а оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка у ТУ Росимущества в СО не имеется, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемый отказ незаконным, нарушающим права заявителя.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают указанных выше выводов суда и подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании приведенным норм законодательства. Как правильно указал суд первой инстанции, отклоняя доводы ТУ Росимущества относительно изломанности границ испрашиваемого земельного участка, указанные возражения не подтверждены документально; чрезмерность площади земельного участка не доказана, поскольку представленные заявителем доказательства, в том числе заключение специалиста от 11.09.2017, не оспорены, о проведении экспертизы по данному вопросу не заявлено.
Возражения заявителя жалобы носят формальный характер, о необоснованности выводов суда первой инстанции не свидетельствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 ноября 2022 года по делу N А60-40763/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
О. Г. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-40763/2022
Истец: ООО УРАЛЬСКИЙ-1
Ответчик: в лице ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ОАО "Российские железные дороги"