г. Тула |
|
8 февраля 2023 г. |
Дело N А09-4549/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.02.2023.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.02.2023.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сентюриной И.Г., судей Бычковой Т.В. и Егураевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной О.С., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 17.10.2022 по делу N А09-4549/2022 (судья Матвеева Н.И.), принятое по иску Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области, г. Брянск, к муниципальному образованию "Сосновское сельское поселение Выгоничского района Брянской области" в лице Сосновской сельской администрации, с. Сосновка Выгоничского района Брянской области, о взыскании 29 900 руб. 92 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области (далее - Региональный фонд), г. Брянск, обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Сосновской сельской администрации, с. Сосновка Выгоничского района Брянской области, о взыскании 29 900 руб. 92 коп., в том числе 29 020 руб. 13 коп. долга по взносам на капитальный ремонт за период с 01.09.2014 по 31.08.2016 и 880 руб. 79 коп. пени за период с 26.10.2014 по 27.04.2022.
Определением суда от 27.05.2022 исковое заявление Регионального фонда принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 26.07.2022 суд, учитывая необходимость выяснения дополнительных обстоятельств и исследования дополнительных доказательств, пришел к выводу о наличии оснований для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, предусмотренного пунктом 2 части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В ходе рассмотрения дела истец уточнил наименование ответчика -муниципальное образование "Сосновское сельское поселение Выгоничского района Брянской области" в лице Сосновской сельской администрации.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 17.10.2022 по делу N А09-4549/2022 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. По мнению заявителя, срок исковой давности не пропущен. При этом заявитель жалобы указал, что факт образования у Ответчика задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт был установлен посредством получения выписки из ЕГРН в 2022 году. Вследствие чего, истцом в адрес ответчика были направлены претензии от 11.02.2022 исх.N 7024 и от 11.02.2022 исх.N 6980 с требованием о перечислении долга и пени. Заявитель жалобы полагает, что неисполнение ответчиком договорных обязательств в части предоставления реестра помещений муниципальной собственности (п.2.2.4. договора N186 от 30.09.2014) препятствовало защите истцом нарушенного права путем подачи настоящего искового заявления ранее.
Сосновская сельская администрация представила отзыв, в котором возражала против доводов апелляционной жалобы, просила оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости муниципальному образованию "Сосновское сельское поселение Выгоничского района Брянской области" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- жилое помещение площадью 49,5 кв. м по адресу: Брянская обл., Выгоничский р-н, п. Десна, ул. Заречная, д.5, кв.2 (запись регистрации N 32-32/010-32/010/015/2016-744/1 от 15.11.2016;
- жилое помещение площадью 43,8 кв. м по адресу: Брянская обл., Выгоничский р-н, п. Десна, ул. Заречная, д.5, кв.3 (запись регистрации N 32-32/010-32/010/015/2016-745/1 от 15.11.2016);
- жилое помещение площадью 41,2 кв. м по адресу: Брянская обл., Выгоничский р-н, п. Десна, ул. Заречная, д.5, кв.7 (запись регистрации N 32-32-08/018/2014-392 от 22.12.2014);
- жилое помещение площадью 41 кв. м по адресу: Брянская обл., Выгоничский р-н, п. Десна, ул. Заречная, д.5, кв.11;
- жилое помещение площадью 35,7 кв. м по адресу: Брянская обл., Выгоничский р-н, п. Десна, ул. Заречная, д.5, кв.15;
- жилое помещение площадью 50,2 кв. м по адресу: Брянская обл., Выгоничский р-н, п. Десна, ул. Заречная, д.5, кв.17;
- помещение по адресу: Брянская обл., Выгоничский р-н, п. Десна, ул. Заречная, д.6, кв.17 (запись регистрации N 32-32/010-32/016/024/2015-504/1 от 28.04.2015) (л.д.35-41).
Приказом Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области от 29.07.2013 N 14 создана некоммерческая организация - Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области (Региональный оператор).
Постановлением Правительства Брянской области от 30.12.2013 N 802-п была утверждена Региональная программа "Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Брянской области (2014 - 2043 годы)".
Согласно приложению к указанному постановлению в адресный перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, были включены многоквартирные жилые дома, в которых расположены жилые помещения, принадлежащие ответчику.
Письмом исх.N 6980 от 11.02.2022 Региональный фонд направил в адрес ответчика претензию с требованием оплатить задолженность по взносам на капитальный ремонт в отношении жилых помещений по адресу: Брянская обл., Выгоничский р-н, п. Десна, ул. Заречная, д.5, кв.2 (период с 01.09.2014 по 31.08.2016), кв.3 (период с 01.09.2014 по 31.08.2016), кв.7 (период с 01.09.2014 по 22.12.2014), кв.11 (период с 01.09.2014 по 31.08.2016), кв.15 (период с 01.09.2014 по 26.05.2015) и кв.17 (период с 01.09.2014 по 31.08.2016) в сумме 26 930 руб. 09 коп. (л. д. 18 - 22).
Письмом исх.N 7024 от 15.02.2022 Региональный фонд направил в адрес ответчика претензию с требованием оплатить задолженность по взносам на капитальный ремонт в отношении жилого помещения по адресу: Брянская обл., Выгоничский р-н, п. Десна, ул. Заречная, д.6, кв.17 за период с 01.09.2014 по 28.04.2015 в размере 2 112 руб. (л.д.16-17).
Неисполнение муниципальным образованием "Сосновское сельское поселение Выгоничского района Брянской области" как собственником спорных помещений, обязанности по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества, послужило основанием для обращения Регионального фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (часть 1 статьи 39 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Согласно разъяснениям пункта 2 части 1 статьи 154 ЖК РФ, данными Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения спора по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащим им на праве собственности" (далее - Постановление N 22), плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника включает в себя также и взнос на капитальный ремонт.
Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несет только собственник жилого помещения (статьи 30, 158 ЖК РФ и статья 210 ГК РФ) (пункт 29 Постановления N 22).
Таким образом, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы на содержание общего имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Таким образом, лицо обязано нести расходы на содержание общего имущества с момента возникновения у него права собственности на соответствующее помещение.
Исковые требования предъявлены в отношении 7-ми жилых помещений, расположенных по адресам: Брянская обл., Выгоничский р-н, п. Десна, ул. Заречная, д.5, кв.N N 2, 3, 7, 11, 15 и 17 и д.6 кв.17.
Ответчик не оспаривал, что названные помещения принадлежат на праве собственности муниципальному образованию "Сосновское сельское поселение Выгоничского района Брянской области".
Представленными в материалы дела выписками из ЕГРН подтверждается право собственности ответчика в отношении спорных помещений, возникшее позднее 01.09.2014, а именно: на жилое помещение по адресу: Брянская обл., Выгоничский р-н, п. Десна, ул. Заречная, д.5, кв.2 право собственности зарегистрировано 15.11.2016; на жилое помещение по адресу: Брянская обл., Выгоничский р-н, п. Десна, ул. Заречная, д.5, кв.3 право собственности зарегистрировано 15.11.2016; на жилое помещение по адресу: Брянская обл., Выгоничский р-н, п. Десна, ул. Заречная, д.5, кв.7 право собственности зарегистрировано 22.12.2014; на помещение по адресу: Брянская обл., Выгоничский р-н, п. Десна, ул. Заречная, д.6, кв.17 право собственности зарегистрировано 28.04.2015.
Таким образом, из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН усматривается, что право собственности на жилые помещения по адресу: Брянская обл., Выгоничский р-н, п. Десна, ул. Заречная, д.5, кв.2, кв.3, кв.7 и на помещение по адресу: Брянская обл., Выгоничский р-н, п. Десна, ул. Заречная, д.6, кв.17 зарегистрировано позднее 01.09.2014.
В отношении жилого помещения по адресу: Брянская обл., Выгоничский р-н, п. Десна, ул. Заречная, д.5, кв.15 зарегистрировано право общей долевой собственности граждан Барановой Елизаветы Михайловны, Барановой Натальи Юрьевны и Баранова Дмитрия Михайловича 26.05.2015.
В отношении квартир N 11 и N 17 по адресу: Брянская обл., Выгоничский р-н, п. Десна, ул. Заречная, д.5 в ЕГРН сведений о собственнике не значится, вместе с тем ответчиком факт нахождения данных квартир в муниципальной собственности не отрицается.
Вместе с тем, согласно пунктам 2 и 3 статьи 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 2, пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления. Именно органы местного самоуправления согласно части 1 статьи 51 Закона N 131-ФЗ от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В статье 215 ГК РФ указано, что органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования.
В соответствии со статьей 19 ЖК РФ к жилищному фонду социального использования относится совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулируются Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1) и приложением N 3 к данному Постановлению.
В соответствии с Приложением N 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N3020-1 передаче в муниципальную собственность подлежит жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
В соответствии с разъяснением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данному в пункте 5 Информационного письма от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", объекты, указанные в Приложении N 3 к Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
По смыслу статей 128, 130, 131, 288, 289, 290 ГК РФ, статей 15, 16 ЖК РФ, с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", квартира (комната) в жилом доме является самостоятельным объектом гражданских прав.
В связи с этим жилой дом, в котором была приватизирована хотя бы одна квартира (комната), с даты приватизации первой квартиры (комнаты) утрачивает статус самостоятельного объекта гражданских прав, так как возникают новые объекты гражданских прав - помещения (квартиры, комнаты) в данном доме.
Таким образом, жилые помещения, расположенные по адресам: Брянская обл., Выгоничский р-н, п. Десна, ул. Заречная, д.5, кв.N N 2, 3, 7, 11, 15 и 17 и д.6 кв.17 относились к объектам муниципальной собственности в силу прямого указания закона - Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 (приложение N 3), в связи с чем на органы местного самоуправления возложено бремя расходов на содержание общего имущества, в том числе уплачивать взносы на капитальный ремонт, до момента государственной регистрации права собственности граждан в порядке приватизации.
В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В силу положений частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ установление минимального размера взноса на капитальный ремонт отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Способы формирования фонда капитального ремонта урегулированы положениями статьи 170 ЖК РФ, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Как отмечено выше, в Приложении к Региональной программе "Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Брянской области (2014 - 2043 годы)" в адресный перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, были включены многоквартирные жилые дома, в которых расположены нежилые помещения, принадлежащие ЗАО "Дятьковский торг".
Согласно части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
30.05.2013 Брянской областной Думой принят Закон Брянской области N 40-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Брянской области" (далее - Закон N 40-З), который устанавливает в части, не урегулированной ЖК РФ, в том числе порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и требования к этим программам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона N 40-З обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Программа проведения капитального ремонта была опубликована в Информационном бюллетене правительства Брянской области "Официальная Брянщина" N 38/1 (174) от 31.12.2013.
Таким образом, с 01.09.2014 у ответчика возникла обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества домов.
Постановлением Правительства Брянской области от 24.12.2013 N 743-п на 2014 год и на плановый период 2015 - 2016 годов установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области в сумме 5 руб. 50 коп. на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику.
Доказательства принятия соответствующих решений в порядке, предусмотренном частями 4.1, 4.2, 5 статьи 170 ЖК РФ, об определении иного размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт, а также об определении другого способа формирования фонда капитального ремонта, в том числе путем его формирования на специальном счете, в материалы дела не представлены.
Истцом заявлено требование о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт спорных многоквартирных домов за период с 01.09.2014 по 31.08.2016 в отношении жилы помещений по адресу: Брянская обл., Выгоничский р-н, п. Десна, ул. Заречная, д.5, кв.N N 2, 3, 11 и 17; за период с 01.09.2014 по 22.12.2014 в отношении квартиры N 7 в доме N 5 по ул. Заречной в п. Десна; за период с 01.09.2014 по 26.05.2015 в отношении квартиры N 15 в доме N 5 по ул. Заречной в п. Десна; за период с 01.09.2014 по 28.04.2015 в отношении квартиры N 17 в доме N 6 по ул. Заречной в п. Десна.
Согласно расчету истца общая сумма задолженности за спорный период составляет 29 020 руб. 13 коп. (л. д. 9).
В суде первой инстанции ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.
Заявление ответчика о пропуске срока исковой давности суд первой инстанции признал правомерным. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в связи со следующим..
В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
В соответствии со статьей 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1). По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения. По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования (пункт 2).
На основании статьи 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Как установлено выше, обязанность собственников помещений спорных многоквартирных домов, как и иных многоквартирных домов, включенных в Региональную программу по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, наступила с 01.09.2014.
Учитывая изложенное, течение срока исковой давности по предъявленному требованию о взыскании задолженности в определенном истцом периоде следует исчислять с момента возникновения у ответчика обязанности по уплате взносов.
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43) по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение срока давности по иску, вытекающему из нарушения одной стороной договора условия об оплате товара (работ, услуг) по частям, начинается в отношении каждой отдельной части.
Согласно статье 155 ЖК РФ оплата за жилищно-коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца следующего за истекшим, на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим.
В соответствии с абзацами 1, 3 пункта 1 статьи 6 Закона N 40-З в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме ежемесячно до 25-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором.
Таким образом, законом установлена ежемесячная уплата взносов на капитальный ремонт, следовательно, у ответчика задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества возникла с даты просрочки уплаты взноса за каждый конкретный месяц (за сентябрь 2014 года с 26.10.2014 и т.д.).
В свою очередь, у истца с этой же даты (26.10.2014 и т.д.) возникло право требования с ответчика оплаты задолженности за указанный месяц (сентябрь 2014 года и т.д.).
Как усматривается из материалов дела, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском 24.05.2022 по системе "Мой арбитр" (л. д. 8), следовательно, с учетом пункта 1 статьи 196 ГК РФ на дату его обращения истек срок исковой давности по требованию за период, начиная с апреля 2019 года.
Если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры (пункт 3 статьи 202 ГК РФ).
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43, согласно пункту 3 статьи 202 ГК РФ течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора, обращение к которой предусмотрено законом, в том числе к обязательному претензионному порядку.
Согласно части 5 статьи 4 АПК РФ гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
Из системного толкования пункт 3 статьи 202 ГК РФ и части 5 статьи 4 АПК РФ следует правило, в соответствии с которым течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении), непоступление ответа на претензию в течение 30 дней либо срока, установленного договором, приравнивается к отказу в удовлетворении претензии, поступившему на 30 день либо в последний день срока, установленного договором. Таким образом, если ответ на претензию не поступил в течение 30 дней или срока, установленного договором, или поступил за их пределами, течение срока исковой давности приостанавливается на 30 дней либо на срок, установленный договором для ответа на претензию.
Как установлено выше, истец направил ответчику письменную претензию от 11.02.2022 исх.N 7024 и от 11.02.2022 исх.N 6980 о необходимости оплаты задолженности по взносам на капитальный ремонт.
Учитывая, что претензия направлена по истечении срока исковой давности, оснований для применения пункта 3 статьи 202 ГК РФ о приостановлении течения срока исковой давности на тридцать календарных дней, не имеется.
Таким образом, истцом пропущен срок исковой давности по требованию о взыскании задолженности по взносам за период с сентября 2014 года по август 2016 года.
В силу пункта 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац 2 пункта 2 статьи 199 ГК РФ).
Обстоятельств, свидетельствующих о перерыве срока исковой давности или свидетельствующих о приостановлении срока исковой давности (статьи 202, 203 ГК РФ) по требованию о взыскании задолженности по уплате взносов за период с сентября 2014 года по август 2016 года судом не установлено и истцом не представлено.
Возражая против доводов ответчика о пропуске срока исковой давности, истец отметил, что он получил информацию о том, кто является надлежащим ответчиком по спору только в 2022 году, запросив выписки из ЕГРН.
Вместе с тем, доводы истца о том, что срок исковой давности следует исчислять с даты получения выписки из ЕГРН, когда истец узнал о том, что спорные помещения принадлежат ответчику на праве собственности, правомерно не принят судом первой инстанции.
Истец, обладая полномочиями регионального оператора, созданного в целях обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, в силу статей 182, 183 ЖК РФ обязан был вести учет средств, поступивших на счет регионального оператора в виде взносов на капитальный ремонт, отдельно в отношении средств каждого собственника помещений в многоквартирном доме, задолженности по их оплате, а также размере уплаченных пеней (пункт 1 части 2 статьи 183 ЖК РФ) и при неисполнении собственниками обязанности по своевременной уплате взносов на капитальный ремонт принимать меры по взысканию задолженности по уплате взносов.
При не уплате взносов на капитальный ремонт собственником спорных помещений с 2014 года, истец не предпринял мер к своевременному установлению того, кто является собственником помещений или владельцем помещений на ином вещном праве, и не предъявил иск в суд о взыскании взносов в установленные законом сроки.
Такими образом, истец должен был узнать о нарушении своего права не с момента, когда он фактически запросил выписку из ЕГРН по спорным помещениям или направил претензию в адрес ответчика, а с момента, когда истцу стало известно об отсутствии поступления взносов на капитальный ремонт за спорные помещения в сроки, установленные законом.
Указанный подход соответствует, пункту 1 статьи 200 ГК РФ, в соответствии с которой течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо должно было узнать о нарушении своего права.
Кроме того, пунктом 2.2.4 договоров предусмотрено, что собственник обязан предоставлять ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, реестр помещений, по которым собственником внесен взнос на капитальный ремонт в истекшем месяце, с указанием внесенной суммы по каждому помещению и реквизитов документов, подтверждающих право собственности на помещения, в соответствии с приложением N 2.
Указанный пункт обязывает ответчика в период действия договора лишь предоставлять ежемесячно реестр помещений, по которым собственником внесен взнос на капитальный ремонт в истекшем месяце.
Кроме того, судом первой инстанции отражено, что в претензии исх.N 6980 от 11.02.2022, которой истец уведомляет о наличии задолженности по взносам на капитальный ремонт в отношении жилых помещений по адресу: Брянская обл., Выгоничский р-н, п. Десна, ул. Заречная, д.5, кв.2, кв.3, кв.7, кв.11, кв.15 и кв.17 в сумме 26 930 руб. 09 коп., указано о том, что выставление счетов за данные помещения производится региональным оператором, начиная с сентября 2016 года, за исключением квартиры N 2. Начисление взносов за капитальный ремонт за квартиру N 2 было выставлено муниципальному образованию в счетах N 186 от 06.10.2014 и N 380 от 31.10.2014 за сентябрь и октябрь 2014 года, однако оплат за данное помещение не поступало.
При таких обстоятельствах (выставление счетов за данные помещения производится региональным оператором, начиная с сентября 2016 года, за исключением квартиры N 2. Начисление взносов за капитальный ремонт за квартиру N 2 было выставлено муниципальному образованию в счетах N 186 от 06.10.2014 и N 380 от 31.10.2014 за сентябрь и октябрь 2014 года) суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что о принадлежности помещения по адресу: Брянская обл., Выгоничский р-н, п. Десна, ул. Заречная, д.5, кв.2 ответчику региональный оператор был уведомлен еще в 2014 году, в связи с чем направлял документы для оплаты взносов на капитальный ремонт.
Вместе с тем, не получив оплаты по данному помещению, истец в суд с требованием о взыскании долга в пределах срока исковой давности не обращался.
При этом судом области учтено, что в договоре о формировании фонда капитального ремонта N 186 от 30.09.2014 помещение по адресу: Брянская обл., Выгоничский р-н, п. Десна, ул. Заречная, д.5, кв.2, не указано в перечне реестра муниципальной собственности, что позволяет сделать вывод о том, что даже в случае непредставления ответчиком реестра муниципальной собственности, истец имеет сведения о собственнике объекта недвижимости.
В отношении помещений, по которым выставление счетов ответчику производится региональным оператором, начиная с сентября 2016 года, судом первой инстанции правомерно отражено, что истец имел возможность проверить более ранние периоды по данным помещениям на предмет их своевременной оплаты, чего им сделано не было.
С учетом изложенного, в удовлетворении требования истца о взыскании с ответчика задолженности по уплате взносов за период с сентября 2014 года по август 2016 года правомерно отказано.
Поскольку в удовлетворении требования о взыскании долга отказано, требования о взыскании пени в размере 880 руб. 79 коп., начисленной за период с 26.10.2014 по 27.04.2022, удовлетворению также не подлежали.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы не опровергают обоснованность и правомерность выводов суда первой инстанции, которым дана правильная правовая оценка спорным правоотношениям сторон, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется. Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 17.10.2022 по делу N А09-4549/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Г. Сентюрина |
Судьи |
Т.В. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-4549/2022
Истец: Региональный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области
Ответчик: Сосновская сельская администрация