г. Вологда |
|
04 марта 2024 г. |
Дело N А13-14750/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2024 года.
В полном объёме постановление изготовлено 04 марта 2024 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зеленцовой Ю.А.,
при участии от федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Архангельск Федерального дорожного агентства" Сердцевой В.О. по доверенности от 01.08.2023, от Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Западному Федеральному округу Ермолаева В.Е. по доверенности от 12.09.2023 N 175-2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Архангельск Федерального дорожного агентства" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 декабря 2023 года по делу N А13-14750/2023,
УСТАНОВИЛ:
федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Москва-Архангельск Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1023500871712, ИНН 3525065660; адрес: 160034, Вологодская область, город Вологда, улица Возрождения, дом 31, помещение 311; далее - учреждение, ФКУ УПРДОР "ХОЛМОГОРЫ") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Западному Федеральному округу (ОГРН 1237800096170, ИНН 7838116246; адрес: 190068, Санкт-Петербург, вн. тер. г. муниципальный округ Адмиралтейский округ, проспект Римского-Корсакова, дом 39, литера А; далее - управление, административный орган) об оспаривании постановления от 15.11.2023 N 382/АП-07/2023пс о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 19 декабря 2023 года по делу N А13-14750/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ФКУ УПРДОР "ХОЛМОГОРЫ" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Полагает, что вмененное ему правонарушение возможно признать малозначительным.
Управление в отзыве просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, из поступивших из прокуратуры Грязовецкого района материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, в отношении учреждения, управлением установлено, что сотрудниками Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Вологодской области (далее - УФСБ) 11.10.2023 проведены мероприятия по контролю исполнения требований федерального законодательства о транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры "Путепровод через Северную железную дорогу на км 413+719 автомобильной дороги М-8 "Холмогоры" Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск" (далее - ОТИ, объект, путепровод), по результатам которых УФСБ составлен акт (справка) от 11.10.2023 (далее - акт) с фототаблицей о результатах изучения эффективности системы мер по антитеррористической защите ОТИ учреждения - путепровод через Северную железную дорогу на км 413+719 автомобильной дороги М-8 "Холмогоры" Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск.
В указанном акте отражено, что мероприятия по изучению эффективности системы мер по антитеррористической защите ОТИ начаты 11.10.2023 в 09 час 25 мин. В качестве "Тест-объекта" выступил сотрудник УФСБ, в качестве муляжа самодельного взрывного устройства использовался "Тест-предмет" (надпись: "Тест-предмет". О времени обнаружения СВУ сообщить сотруднику УФСБ России по Вологодской области Середе В.Э. по тел. 8-92*-***-**-49"). "Тест-предмет" имеет заключение от 13.04.2016 N 88/9/3-122.
"Тест-объект" 11.10.2023 в 10 час 00 мин беспрепятственно подошел к ОТИ и произвел разведку (изучение местности); в 10 час 25 мин беспрепятственно проник в зону транспортной безопасности ОТИ, на критически важный элемент (далее - КЭ), а именно к устоям моста под дорожное полотно и заложил муляж самодельного взрывного устройства ("Тест-предмет").
Мероприятие окончено в 11 час 30 мин 11.10.2023, информация об обнаружении "Тест-предмета" в УФСБ не поступила.
По окончании мероприятия с результатами проверки ознакомлены сотрудники федерального государственного унитарного предприятия "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" (далее - ФГУП "УВО МТ РФ") Баруздин А.Л., Даниловская Е.Л. и Жеребцов И.А.
Сотруднику подразделения транспортной безопасности показано место закладки "Тест-предмета".
В результате проведенной проверки эффективности системы мер по антитеррористической защите объекта выявлены нарушения, создающие предпосылки для совершения в отношении ОТИ актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов, что способствует реализации угроз безопасности Российской Федерации.
В ходе проведенных 11.10.2023 на объекте мероприятий также установлены нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, в частности части 1 статьи 4, части 1 статьи 8 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) и подпункта "в" пункта 2 Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, которые являются приложением к требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающим уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 N 2201 (далее - Правила N 2201), выразившиеся в невыдаче постоянных пропусков работникам юридических лиц (сотрудникам подразделения транспортной безопасности - ФГУП "УВО МТ РФ" Баруздину А.Л., Даниловской Е.Л. и Жеребцову И.А. не выданы постоянные пропуска), осуществляющим деятельность в зоне транспортной безопасности ОТИ, в пределах сроков действия договоров, в соответствии с которыми они осуществляют указанную деятельность.
В связи с выявленным нарушением прокуратурой Грязовецкого района 08.11.2023 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, которое вместе с материалами дела 08.11.2023 передано управлению для рассмотрения вопроса о привлечении учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Управлением 15.11.2023 в отношении учреждения вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 382/АП-07/2023пс, которым ФКУ УПРДОР "ХОЛМОГОРЫ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, учреждение оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенное по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законам.
Под объектом транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя: тоннели, мосты, эстакады (подпункт "в" пункта 5 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
Субъекты транспортной инфраструктуры (далее - СТИ) - это юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).
Статьей 8 Закона N 16-ФЗ предусмотрено, что требования по транспортной безопасности являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Закона N 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае установлено, что учреждение использует на праве оперативного управления ОТИ - путепровод через Северную железную дорогу на км 413+719 автомобильной дороги М-8 "Холмогоры" Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск.
Данный объект имеет категорию III.
Таким образом, учреждение, в соответствии с положениями подпункта "в" пункта 5 и пункта 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ, является субъектом транспортной инфраструктуры.
На юридическое лицо в силу требований части 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ возложена обязанность по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства.
Учреждением (заказчик) и ФГУП "УВО МТ РФ" (исполнитель) 21.06.2023 заключен государственный контракт N 134/23 на оказание услуг по охране (защите) объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения (далее - государственный контракт), согласно пункту 1.1 которого исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по охране (защите) путепровода через железную дорогу на км 413+719 автомобильной дороги М-8 "Холмогоры" Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск, г. Грязовец (6,0 км), а заказчик берет на себя обязательства принять услуги и оплатить их в соответствии с условиями настоящего контракта.
В силу пункта 13.1 технического задания (приложение 1 к государственному контракту) контроль качества предоставляемых услуг осуществляется руководством заказчика, должностным лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности ОТИ путем проведения плановых (текущих) и внеплановых (внезапных) проверок с оставлением акта плановой (внеплановой) проверки, а также проверок контрольно-надзорных органов.
При выявлении заказчиком несоответствия качества оказываемых услуг заказчик выставляет штрафные санкции в соответствии с нормативными правовыми актами и требованиями контракта (пункт 13.2 технического задания (приложение 1 к государственному контракту)).
Согласно пункту 13.3 технического задания (приложение 1 к государственному контракту) нарушение исполнителем требований к качеству оказываемых услуг фиксируется заказчиком в журнале несения службы дежурной сменой ПТБ (при плановых и внеплановых проверках), а также путем направления в адрес исполнителя акта о выявленных нарушениях с приложением обосновывающих материалов.
В связи с этим учреждение как субъект транспортной инфраструктуры обязано соблюдать требования Правил N 2201 и осуществлять контроль за выполнением исполнителем условий государственного контракта контракта от 21.06.2023 N 134/23.
Согласно подпункту "в" пункта 2 названных Правил постоянные пропуска выдаются работникам юридических лиц и (или) индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, - в пределах сроков действия договоров, с соответствии с которыми они осуществляют указанную деятельность на основании письменных обращений руководителей таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заверенных печатью (при наличии).
Пунктом 22 Правил N 2201 предусмотрено, что при нахождении в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (за исключением сектора свободного доступа) и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры владельцев постоянных пропусков, за исключением сотрудников органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры, а также за исключением случаев, при которых нарушаются правила техники безопасности, ношение таких пропусков осуществляется на видном месте поверх одежды.
Вместе с тем сотрудникам подразделения транспортной безопасности - ФГУП "УВО МТ РФ" Баруздину А.Л., Даниловской Е.Л. и Жеребцову И.А. не выданы постоянные пропуска.
Данное нарушение подтверждается материалами дела и по существу не отрицается заявителем.
Доказательств невозможности соблюдения им требований по обеспечению транспортной безопасности и правил пропускного режима в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Таким образом, следует признать, что в деянии учреждения содержится состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности и процедура привлечения к административной ответственности соблюдены.
Апелляционная коллегия поддерживает и вывод суда об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку из нормы, содержащейся в статье 2.9 КоАП РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В настоящем случае таких исключительных обстоятельств по делу не усматривается.
Суд апелляционной инстанции констатирует, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые были бы не проверены и не учтены Арбитражным судом Вологодской области при рассмотрении настоящего спора и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
В связи с этим оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 19 декабря 2023 года по делу N А13-14750/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Москва - Архангельск Федерального дорожного агентства" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-14750/2023
Истец: ФКУ Упрдор "Холмогоры"
Ответчик: Межрегиональное Территориальное Управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Западному Федеральному округу
Третье лицо: МТУ Ространснадзора по СЗФО