г. Челябинск |
|
09 февраля 2023 г. |
Дело N А34-11049/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Киреева П.Н., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новокрещеновой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 30.11.2022 по делу N А34-11049/2022.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области (далее - истец, Фонд, страховщик) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Курган-Торг-Сервис" (далее - заинтересованное лицо, ООО "Курган-Торг-Сервис", страхователь) о взыскании штрафных санкций в размере 11000 рублей за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, по форме СЗВ-М за ноябрь, декабрь 2018 года, январь, февраль, март, декабрь 2019 года, январь, май, июнь, июль, август 2020, июнь 2021 года.
Определением суда от 29.06.2022 исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 24.08.2022 суд перешел к рассмотрению спора по общим правилам искового производства.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены частично, с ООО "Курган-Торг-Сервис" в пользу Фонда взысканы штрафные санкции в размере 1 000 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2021 года.
Истец, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что с учетом даты представления страхователем сведений по форме СЗВ-М за ноябрь, декабрь 2018 года, декабрь 2019 года, январь, май-август 2020 года, датой выявления правонарушения является 03.09.2021. Действующим законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете не установлен срок для обращения в суд с заявлениями о взыскании штрафных санкций, а только установлен срок для привлечения к ответственности 3 года, в течение которого возможно взыскания финансовых санкций.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Курган-Торг-Сервис" является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, в том числе, сведений по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ (регистрационный номер 055-008-000147).
27.02.2020 страхователь направил страховщику сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом "исходная" за отчетный период 2019 год.
06.09.2021 страхователь направил страховщику сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом "дополнительная" за отчетный период 2019 год.
03.09.2021 страхователь направил страховщику сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетный период ноябрь 2018 года.
03.09.2021 страхователь направил страховщику сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетный период декабрь 2018 года.
01.04.2019 страхователь направил страховщику сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетный период январь 2019 года.
06.09.2021 страхователь направил страховщику сведения по форме СЗВ-М с типом "дополнительная" за отчетный период январь 2019 года.
01.04.2019 страхователь направил страховщику сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетный период февраль 2019 года.
06.09.2021 страхователь направил страховщику сведения по форме СЗВ-М с типом "дополнительная" за отчетный период февраль 2019 года.
01.04.2019 страхователь направил страховщику сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетный период март 2019 года.
06.09.2021 страхователь направил страховщику сведения по форме СЗВ-М с типом "дополнительная" за отчетный период март 2019 года.
03.09.2021 страхователь направил страховщику сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетный период декабрь 2019 года.
03.09.2021 страхователь направил страховщику сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетный период январь 2020 года.
03.09.2021 страхователь направил страховщику сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетный период май 2020 года.
03.09.2021 страхователь направил страховщику сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетный период июнь 2020 года.
03.09.2021 страхователь направил страховщику сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетный период июль 2020 года.
03.09.2021 страхователь направил страховщику сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетный период август 2020 года.
16.07.2021 страхователь направил страховщику сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" за отчетный период июнь 2021 года.
Страховщиком проведены проверки по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды по форме отчетности СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М, в ходе которых установлены факты представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета за периоды 2019 год (СЗВ-СТАЖ), ноябрь, декабрь 2018 года, январь, февраль, март, декабрь 2019 года, январь, май, июнь, июль, август 2020 года и июнь 2021 года (СЗВ-М) с нарушением установленных сроков.
По результатам проверок отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год и СЗВ-М за ноябрь, декабрь 2018 года, февраль, март, декабрь 2019 года, январь, май, июнь, июль, август 2020 года и июнь 2021 года страховщиком составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования:
- N 055S18210003534 от 08.11.2021 (за отчетный период 2019 год);
- N 055S18210003524 от 08.11.2021 (за отчетный период ноябрь 2018 года);
- N 055S18210003526 от 08.11.2021 (за отчетный период декабрь 2018 года);
- N 055S18210003530 от 08.11.2021 (за отчетный период январь 2019 года);
- N 055S18210003531 от 08.11.2021 (за отчетный период февраль 2019 года);
- N 055S18210003532 от 08.11.2021 (за отчетный период март 2019 года);
- N 055S18210003533 от 08.11.2021 (за отчетный период декабрь 2019 года);
- N 055S18210003535 от 09.11.2021 (за отчетный период январь 2020 года);
- N 055S18210003536 от 09.11.2021 (за отчетный период май 2020 года);
- N 055S18210003537 от 09.11.2021 (за отчетный период июнь 2020 года);
- N 055S18210003538 от 09.11.2021 (за отчетный период июль 2020 года);
- N 055S18210003539 от 09.11.2021 (за отчетный период август 2020 года);
- N 055S18210002624 от 05.10.2021 (за отчетный период июнь 2021 года).
По результатам рассмотрения указанных актов страховщиком вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафов в размере 500 рублей (СЗВ-СТАЖ за 2019 год) и по 1000 рублей (СЗВ-М):
- N 055S19210003946 от 15.12.2021 (за отчетный период 2019 год);
- N 055S19210003948 от 15.12.2021 (за отчетный период ноябрь 2018 года);
- N 055S19210003947 от 15.12.2021 (за отчетный период декабрь 2018 года);
- N 055S19210003942 от 15.12.2021 (за отчетный период январь 2019 года);
- N 055S19210003943 от 15.12.2021 (за отчетный период февраль 2019 года);
- N 055S19210003944 от 15.12.2021 (за отчетный период март 2019 года);
- N 055S19210003945 от 15.12.2021 (за отчетный период декабрь 2019 года);
- N 055S19210003937 от 15.12.2021 (за отчетный период январь 2020 года);
- N 055S19210003938 от 15.12.2021 (за отчетный период май 2020 года);
- N 055S19210003939 от 15.12.2021 (за отчетный период июнь 2020 года);
- N 055S19210003940 от 15.12.2021 (за отчетный период июль 2020 года);
- N 055S19210003941 от 15.12.2021 (за отчетный период август 2020 года);
- N 055S19210003025 от 15.11.2021 (за отчетный период июнь 2021 года).
На основании указанных решений страховщиком выставлены требования о добровольной уплате штрафов в установленный срок:
- N 055S01220000317 от 18.01.2022 в срок до 07.02.2022 (за отчетный период 2019 год);
- N 055S01220000319 от 18.01.2022 в срок до 07.02.2022 (за отчетный период ноябрь 2018 года);
- N 055S01220000318 от 18.01.2022 в срок до 07.02.2022 (за отчетный период декабрь 2018 года);
- N 055S01220000313 от 18.01.2022 в срок до 07.02.2022 (за отчетный период январь 2019 года);
- N 055S01220000314 от 18.01.2022 в срок до 07.02.2022 (за отчетный период февраль 2019 года);
- N 055S01220000315 от 18.01.2022 в срок до 07.02.2022 (за отчетный период март 2019 года);
- N 055S01220000316 от 18.01.2022 в срок до 07.02.2022 (за отчетный период декабрь 2019 года);
- N 055S01220000308 от 18.01.2022 в срок до 07.02.2022 (за отчетный период январь 2020 года);
- N 055S01220000309 от 18.01.2022 в срок до 07.02.2022 (за отчетный период май 2020 года);
- N 055S01220000310 от 18.01.2022 в срок до 07.02.2022 (за отчетный период июнь 2020 года);
- N 055S01220000311 от 18.01.2022 в срок до 07.02.2022 (за отчетный период июль 2020 года);
- N 055S01220000312 от 18.01.2022 в срок до 07.02.2022 (за отчетный период август 2020 года);
- N 055S01210003014 от 10.12.2021 в срок до 28.12.2021 (за отчетный период июнь 2021 года).
Неисполнение требований страхователем в установленные сроки в добровольном порядке послужило основанием для обращения страховщика в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя требования Фонда, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование является обоснованным в части 1 000 рублей за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2021 г.
Отказывая в удовлетворении требований страховщика о взыскании санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-Стаж за 2019 г., СЗВ-М за январь, февраль, март 2019 года, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований привлечения страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 127-ФЗ.
Отказывая в удовлетворении требований страховщика о взыскании санкций за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за ноябрь, декабрь 2018 года, декабрь 2019 года, январь, май, июнь, июль, август 2020, суд первой инстанции пришел к выводу об обращении страховщика с заявлением в арбитражный суд о взыскании финансовых санкций с нарушением установленного срока.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции в обжалуемой части соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Частью 1 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, либо в порядке приказного производства по правилам, предусмотренным главой 29.1 настоящего Кодекса, с особенностями, установленными в главе 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций (часть 2 статьи 212 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закон N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, ООО "Курган-Торг-Сервис" представлена отчетность по форме СЗВ-СТАЖ (исходная) за 2019 год страховщику 27.02.2020 на 1 застрахованное лицо - Фроленко Маргарита Викторовна.
06.09.2021 страхователем представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом "дополняющая" за отчетный период 2019 год в отношении еще одного застрахованного лица - Фроленко Павел Викторович, в отношении которого сведения первоначально не представлялись.
Посчитав, что сведения по форме СЗВ-СТАЖ за отчетный период 2019 год на 1 застрахованное лицо представлены несвоевременное, Фондом вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ определён размер санкций в размере 500 рублей.
Из материалов дела также следует, что 01.04.2019 страхователь первоначально представил отчетность формы СЗВ-М за январь, февраль, март 2019 года на одно застрахованное лицо - Фроленко Маргарита Викторовна.
В связи с самостоятельным выявлением данных, подлежащих дополнению, 06.09.2021 страхователем представлены сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" еще на 1 застрахованное лицо - Фроленко Павел Викторович за отчетный период январь, февраль, март 2019 года.
Посчитав, что сведения по форме СЗВ-М за отчетные периоды январь, февраль, март 2019 года на 1 застрахованное лицо представлены несвоевременное, Фондом вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ определён размер санкций в размере 1 500 рублей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 г. N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Право страхователя на исправление отчетности предусмотрено Законом N 27-ФЗ, в противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета.
Поскольку страхователем самостоятельно устранены ошибки в ранее представленных в установленный срок сведениях по форме СЗВ-Стаж за 2019 год, по форме СЗВ-М за январь, февраль, март 2019 года, то отсутствует событие нарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал во взыскании финансовых санкций со страхователя в сумме 2 000 рублей.
В отношении взыскания финансовых санкций за отчетные периоды ноябрь, декабрь 2018 года, декабрь 2019 года, январь, май, июнь, июль, август 2020 года суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске страховщиком срока для обращения в суд с требованием о взыскании с общества финансовых санкций.
В силу части 1 статьи 2 Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закона N 167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу части 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, к отношениям, связанным со взысканием финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению порядок исчисления сроков, установленных законодательствам о налогах и сборах (статья 6.1 НК РФ), а также сроки, установленные пунктом 2 статьи 88 НК РФ (на проведение проверки), на составление акта проверки (применительно к пункту 1 статьи 100 НК РФ.
При этом, как разъяснено в пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 57), проверка соблюдения установленных пунктом 2 статьи 48, пунктом 1 статьи 47, пунктом 1 статьи 115 НК РФ сроков осуществляется судом при рассмотрении заявлений о взыскании штрафов, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика.
В пункте 31 Постановления N 57 разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля предусмотренных законодательством сроков, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Ввиду неустановления в Законе N 27-ФЗ сроков на проведение проверки и составление акта, а также срока на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций подлежат применению сроки, установленные пунктом 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) - 3 месяца на проведение проверки, 10 дней на составление акта проверки (применительно к пункту 1 статьи 100 НК РФ), 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов (применительно к пункту 2 статьи 48 НК РФ).
Как предусмотрено статьей 17 Закона N 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение:
- о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов (применительно к пункту 2 статьи 48 НК РФ).
С учетом данных разъяснений, применимых к правоотношениям по взысканию финансовых санкций в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, предельный срок взыскания с общества неуплаченных сумм санкций включает в себя совокупность следующих сроков: 3 месяца на проведение проверки, 10 дней на составление акта, 5 дней на направление акта, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения, 5 дней на направление решения, 6 дней на его доставку, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения (плюс 1 месяц), 5 дней на направление решения, 6 дней на доставку решения, 10 дней на вступление в силу решения, 10 дней на вынесение и направление требования, 6 дней на его доставку, 20 календарных дней на исполнение требования, 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
Аналогичный порядок расчета совокупного срока изложен в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960.
С учетом данных разъяснений, применимых к правоотношениям по взысканию штрафов в сфере индивидуального (персонифицированного) учета, а также с учетом положений статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, предельный срок взыскания с заинтересованного лица неуплаченных сумм финансовых санкций включает в себя:
3 месяца на проведение камеральной проверки с даты, в которую отчет должен был быть предоставлен в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М за период ноябрь 2018 года (пункт 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации - 16.03.2019),
- 10 дней на составление акта при выявлении нарушения (применительно к пункту 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации - 01.04.2019),
- 5 дней на направление акта (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-08.04.2019),
- 6 дней на его доставку (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-16.04.2019),
- 15 дней на представление страхователем возражений (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-14.05.2019),
- 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц) (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ - 28.05.2019),
- 5 дней на направление решения (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ -04.06.2019),
- 6 дней на доставку решения (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ -13.06.2019),
- 10 дней на вступление в силу решения по проверке (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ - 27.06.2019),
- 10 дней на направление требования (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ -11.07.2019),
- 10 календарных дней на исполнение требования (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ - 25.07.2019),
- 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке (применительно к статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации - 25.01.2020);
3 месяца на проведение камеральной проверки с даты, в которую отчет должен был быть предоставлен в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М за период декабрь 2018 года (пункт 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации - 16.04.2019),
- 10 дней на составление акта при выявлении нарушения (применительно к пункту 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации - 30.04.2019),
- 5 дней на направление акта (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-14.05.2019),
- 6 дней на его доставку (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-22.05.2019),
- 15 дней на представление страхователем возражений (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-13.06.2019),
- 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц) (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-27.06.2019),
- 5 дней на направление решения (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-04.07.2019),
- 6 дней на доставку решения (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-12.07.2019),
- 10 дней на вступление в силу решения по проверке (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-26.07.2019),
- 10 дней на направление требования (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-09.08.2019),
- 10 календарных дней на исполнение требования (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-23.08.2019),
- 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке (применительно к статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации - 24.02.2020);
3 месяца на проведение камеральной проверки с даты, в которую отчет должен был быть предоставлен в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М за период декабрь 2019 года (пункт 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации - 16.04.2020),
- 10 дней на составление акта при выявлении нарушения (применительно к пункту 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации - 30.04.2020),
- 5 дней на направление акта (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-14.05.2020),
- 6 дней на его доставку (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-22.05.2020),
- 15 дней на представление страхователем возражений (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-15.06.2020),
- 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц) (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-29.06.2020),
- 5 дней на направление решения (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-06.07.2020),
- 6 дней на доставку решения (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-14.07.2020),
- 10 дней на вступление в силу решения по проверке (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-28.07.2020),
- 10 дней на направление требования (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-11.08.2020),
- 10 календарных дней на исполнение требования (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-25.08.2020),
- 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке (применительно к статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации - 25.02.2021);
3 месяца на проведение камеральной проверки с даты, в которую отчет должен был быть предоставлен в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М за период январь 2020 года (пункт 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации - 16.05.2020),
- 10 дней на составление акта при выявлении нарушения (применительно к пункту 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации - 01.06.2020),
- 5 дней на направление акта (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-08.06.2020),
- 6 дней на его доставку (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-16.06.2020),
- 15 дней на представление страхователем возражений (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-07.07.2020),
- 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц) (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-21.07.2020),
- 5 дней на направление решения (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-28.07.2020),
- 6 дней на доставку решения (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-05.08.2020),
- 10 дней на вступление в силу решения по проверке (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-19.08.2020),
- 10 дней на направление требования (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-02.09.2020),
- 10 календарных дней на исполнение требования (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-16.09.2020),
- 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке (применительно к статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации - 16.03.2021);
3 месяца на проведение камеральной проверки с даты, в которую отчет должен был быть предоставлен в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М за период май 2020 года (пункт 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации - 16.09.2020),
- 10 дней на составление акта при выявлении нарушения (применительно к пункту 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации - 30.09.2020),
- 5 дней на направление акта (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-07.10.2020),
- 6 дней на его доставку (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-15.10.2020),
- 15 дней на представление страхователем возражений (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-06.10.2020),
- 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц) (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-20.10.2020),
- 5 дней на направление решения (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-27.10.2020),
- 6 дней на доставку решения (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-05.11.2020),
- 10 дней на вступление в силу решения по проверке (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-19.11.2020),
- 10 дней на направление требования (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-03.12.2020),
- 10 календарных дней на исполнение требования (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-17.12.2020),
- 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке (применительно к статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации - 17.06.2021);
3 месяца на проведение камеральной проверки с даты, в которую отчет должен был быть предоставлен в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М за период июнь 2020 года (пункт 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации - 16.10.2020),
- 10 дней на составление акта при выявлении нарушения (применительно к пункту 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации - 30.10.2020),
- 5 дней на направление акта (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-09.11.2020),
- 6 дней на его доставку (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-17.11.2020),
- 15 дней на представление страхователем возражений (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-08.12.2020),
- 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц) (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-22.12.2020),
- 5 дней на направление решения (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-29.12.2020),
- 6 дней на доставку решения (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-15.01.2021,
- 10 дней на вступление в силу решения по проверке (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-29.01.2021),
- 10 дней на направление требования (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-12.02.2021),
- 10 календарных дней на исполнение требования (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-26.02.2021),
- 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке (применительно к статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации - 26.08.2021);
3 месяца на проведение камеральной проверки с даты, в которую отчет должен был быть предоставлен в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М за период июль 2020 года (пункт 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации - 16.11.2020),
- 10 дней на составление акта при выявлении нарушения (применительно к пункту 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации - 30.11.2020),
- 5 дней на направление акта (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-07.12.2020),
- 6 дней на его доставку (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-15.12.2020),
- 15 дней на представление страхователем возражений (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-15.01.2021),
- 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц) (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-29.01.2021),
- 5 дней на направление решения (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-05.02.2021),
- 6 дней на доставку решения (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-15.02.2021,
- 10 дней на вступление в силу решения по проверке (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-01.03.2021),
- 10 дней на направление требования (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-16.03.2021),
- 10 календарных дней на исполнение требования (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-30.03.2021),
- 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке (применительно к статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации - 30.09.2021);
3 месяца на проведение камеральной проверки с даты, в которую отчет должен был быть предоставлен в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М за период август 2020 года (пункт 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации - 16.12.2020),
- 10 дней на составление акта при выявлении нарушения (применительно к пункту 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации - 30.12.2020),
- 5 дней на направление акта (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-15.01.2021),
- 6 дней на его доставку (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-25.01.2021),
- 15 дней на представление страхователем возражений (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-15.02.2021),
- 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц) (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-01.03.2021),
- 5 дней на направление решения (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-09.03.2021),
- 6 дней на доставку решения (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-17.03.2021,
- 10 дней на вступление в силу решения по проверке (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-31.03.2021),
- 10 дней на направление требования (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-14.04.2021),
- 10 календарных дней на исполнение требования (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-28.04.2021),
- 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке (применительно к статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации - 28.10.2021);
3 месяца на проведение камеральной проверки с даты, в которую отчет должен был быть предоставлен в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М за период июнь 2021 года (пункт 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации - 16.10.2021),
- 10 дней на составление акта при выявлении нарушения (применительно к пункту 1 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации - 01.11.2021),
- 5 дней на направление акта (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-08.11.2021),
- 6 дней на его доставку (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-16.11.2021),
- 15 дней на представление страхователем возражений (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-06.12.2021),
- 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц) (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-20.12.2021),
- 5 дней на направление решения (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-27.12.2021),
- 6 дней на доставку решения (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-11.01.2022,
- 10 дней на вступление в силу решения по проверке (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-25.01.2022),
- 10 дней на направление требования (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-08.02.2022),
- 10 календарных дней на исполнение требования (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ-22.02.2022),
- 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке (применительно к статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации - 22.08.2022).
В силу части 18 статьи 17 Закона N 27-ФЗ Территориальный орган Фонда обращается в суд с заявлением о взыскании сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, если общая сумма финансовых санкций, подлежащая взысканию, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного частью двадцатой настоящей статьи.
С учетом того, что сумма финансовых санкций за непредставление обществом в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за ноябрь, декабрь 2018 г., декабрь 2019 г. превысила 3 000 рублей, то страховщик должен был обратиться в суд о взыскании финансовых санкций не позднее 25.02.2021.
Вместе с тем, исковое заявление подано Фондом в суд 24.06.2022 (штамп на первом листе), соответственно, срок взыскания финансовых санкций за отчетные периоды ноябрь, декабрь 2018 года, декабрь 2019 года, январь, май, июнь, июль, август 2020 года пропущен.
Довод апеллянта о совершении правонарушения в момент фактического представления страхователем сведений по форме СЗВ-М подлежит отклонению как основанный на неправильном толковании пунктов 2, 2.2 статьи 11, части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Из содержания части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) страхователя по непредставлению в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо по представлению страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.
Следовательно, правонарушение в части непредставления в установленный срок сведений окончено страхователем на день, следующий за днем установленного срока представления таких сведений, следовательно, с этого момента страховщик должен был, как государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства об обязательном пенсионном страховании, проверить исполнения обязанности страхователем по представлению сведений в установленный срок.
Дата фактического представления страхователем сведений с нарушением установленных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сроков не изменяет порядок исчисления совокупного срока для обращения страховщика в суд с заявлением о взыскании финансовой санкции.
В свою очередь, исчисление страховщиком совокупного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании финансовой санкции с момента фактического представления страхователем сведений с нарушением установленного срока, с учетом факта совершения страхователем правонарушения на следующий день, после неисполнения им обязанностей в сроки, предусмотренные пунктами 2, 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, означает недопустимое продление страховщиком как сроков на проведение проверки, так и сроков на обращение в суд о взыскании со страхователя финансовых санкций.
Поскольку доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с судебным актом, однако не влияют на его обоснованность и законность и не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 30.11.2022 по делу N А34-11049/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
П.Н. Киреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-11049/2022
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области
Ответчик: ООО "Курган-Торг-Сервис"
Третье лицо: ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Курганской области