город Ростов-на-Дону |
|
09 февраля 2023 г. |
дело N А53-23103/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "РТЛ"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 07.12.2022 по делу N А53-23103/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РТЛ"
(ИНН 6167087070, ОГРН 1066167032447)
к заинтересованному лицу Приволжской электронной таможне
(ИНН 5260455760, ОГРН 1185275035219)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном
правонарушении,
при участии:
от Приволжской электронной таможни посредством системы веб-конференции ИС "Картотека арбитражных дел": представители Медведев Е.В. по доверенности от 12.12.2022, Горожанцева А.А. по доверенности от 25.07.2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РТЛ" (далее - заявитель, общество, ООО "РТЛ") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Приволжской электронной таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 17.06.2022 N 10418000-000250/2022 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 223 857,62 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.12.2022 в удовлетворении ходатайства ООО "РТЛ" о назначении судебной экспертизы отказано; в удовлетворении заявления ООО "РТЛ" отказано.
Решение суда мотивировано наличием в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствием нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, привлечением в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "РТЛ" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в действиях ООО "РТЛ" отсутствует состав вменяемого правонарушения. По мнению апеллянта, судом первой инстанции не установлен факт наличия у ООО "РТЛ" реальной возможности по соблюдению правил и норм, предусмотренных таможенным законодательством. Описание и классификация товара на основании его физико-химических свойств возможна исключительно посредством проведения специальной экспертизы. В этой связи заявитель жалобы полагает, что до назначения и проведения экспертизы у юридического лица ООО "РТЛ" отсутствовала возможность для заявления именно той формулировки описания товара (графа 31 ДТ), которая указана в решении таможенного органа о внесении изменений от 29.03.2022, при этом, что ООО "РТЛ" предприняло все зависящие от него меры для соблюдения таможенного законодательства. При подаче спорной ДТ ООО "РТЛ" указало все необходимые, достаточные и возможные на тот момент квалифицирующие признаки, а внесенные таможней изменения в описание (графа 31), являются тождественными и уточняют технологический процесс изготовления изделия, не влияющий на классификацию товара.
В материалы дела от Приволжской электронной таможни поступил отзыв на апелляционную жалобу. Отзыв приобщен к материалам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Приволжская электронная таможня просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Приволжской электронной таможни поддержали занимаемую правовую позицию по рассматриваемому спору.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лица, участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 03.02.2021 между ООО "ПК-РУСНЕФТЕХИМ" (Россия) и компанией AXENS (Франция) был заключен контракт N 110121 на поставку товаров.
28.10.2021 между ООО "ПК-РУСНЕФТЕХИМ" и таможенным представителем ООО "РТЛ" был заключен договор N Т-2020-104 о предоставлении услуг по таможенному декларированию товаров и транспортных средств (далее - договор).
02.03.2022 с целью таможенного оформления ввезенного товара в соответствии с таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления" таможенным представителем ООО "РТЛ" на Приволжский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Приволжской электронной таможни с использованием электронной формы декларирования была подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10418010/280222/3054939, в которой заявлены сведения о товаре N 2 "силикаты комплексные, алюмосиликат (цеолит)", относится к группе силикатов двойных или комплексных, не являются отходами химических веществ или отходами, содержащими неорганические соединения фтора, не содержат отходы химических веществ, без примесей арсина и фосфина: адсорбент для газов и жидкостей (включая влагопоглотитель), разделение воздуха, катализаторы, изменение реакций. цилиндрические эсктрудаты, состав: цеолиты 75%, кварца (sio2)-1%, глиняное связующее - 24%, производитель axens, товарный знак отсутствует, модель отсутствует, артикул AXSORB кол-во 9 240.00 кг.".
Товары ввезены на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) автотранспортом из Франции на условиях поставки FCA САЛЕНДР по контракту N 110121 от 03.02.2021 в соответствии с инвойсом N 100055883 от 18.02.2022; транспортная накладная (конвенции МДП) 34131 от 23.02.2022.
Товар заявлен под таможенную процедуру - выпуск для внутреннего потребления "ИМ40".
В силу статьи 111 ТК ЕАЭС указанная ДТ зарегистрирована под номером 10418010/020322/3057524.
02.03.2022 с целью контроля правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС у декларанта были запрошены пояснения для товара N 2, а именно:
- на основании каких Основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС классифицирован товар;
- какие примечания и пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС использовались для определения классификационного кода декларируемого товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС;
- указать классификационные признаки товара, по которым он должен относиться к выбранной товарной позиции/субпозиции/подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС;
- указать, исходя из каких именно документов, подтверждающих классификационные признаки товара, было принято решение об его отнесении к подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС, заявленной в ДТ;
- указать иные сведения, которые, по мнению общества, необходимы для подтверждения заявленного классификационного кода товара по ТН ВЭД. А также был запрошен документ, содержащий полный технологический (постадийный) процесс производства товара.
В ответ на данный запрос таможенного органа ООО "РТЛ" пояснил следующее.
Товары классифицированы на основании Основных правил интерпретации N 1 и N 6 в товарную позицию 2842 ТН ВЭД - двойные или комплексные силикаты. Сюда включаются алюмосиликаты, являющиеся или не являющиеся отдельными соединениями определенного химического состава. Алюмосиликаты используются в стекольной промышленности и в качестве изоляторов, ионообменников, катализаторов, молекулярных сит и т.п. К этой категории относятся синтетические цеолиты с общей формулой M2/nO*Al2O3*ySiO2*wH2O, где М - катион с валентностью n (обычно натрий, калий, магний или кальций), y 2 и w - число молекул воды. Алюмосиликаты, содержащие связующие вещества (например, цеолиты, содержащие глины на основе диоксида кремния), однако, не включаются (товарная позиция 3824). Для идентификации цеолитов, содержащих связующие вещества, обычно может быть использован размер частиц (обычно выше 5 микрон).
Состав изделий, заявленных к таможенному оформлению в ДТ N 10418010/020322/3057524, товар N 2 - состав: цеолиты 75%, кварца (SIO2) - 1%, глиняное связующее - 24%.
Кроме того, обществом представлено техническое описание товара.
На основании предоставленной технической документации таможенным органом было принято решение о назначении дополнительной проверки в целях классификации товара в соответствии с ЕТН ВЭД и таможенной экспертизы N 10418010/030322/ДВ/000113 от 03.03.2022 с постановкой перед таможенным экспертом следующих вопросов:
1. Идентифицировать товар на соответствие следующим идентификационным критериям/характеристикам: силикаты комплексные, алюмосиликат (цеолит) относится к группе силикатов двойных или комплексных, адсорбент для газов и жидкостей (включая влагопоглотитель), разделение воздуха, катализаторы, изменение реакций. цилиндрические эсктрудаты, состав: цеолиты 75%, кварца (sio2) - 1%, глиняное связующее - 24%.
2. Определить качественный и количественный (в %) химический состав пробы товара; присутствуют ли в составе пробы товара связующие вещества, если да, то какие.
3. Определить является ли проба товара отдельным соединением определенного химического состава, содержащим или не содержащим примеси, в соответствии с примечанием 1 к 28 группе ТН ВЭД ЕАЭС.
4. Определить способ, процесс получения (изготовления) товара.
5. Определить, подвергался ли товар нагреву до температуры менее 800 °C с целью отверждения смолы, ускорения реакций гидратации, для удаления воды или иных летучих компонентов; определить подвергался ли товар обжигу при температуре 800°С и выше. Если да, то определить твердость по шкале Мооса.
6. Определить, изготовлена ли проба товара из огнеупорных материалов с химической связкой. Является ли проба товара огнеупорным изделием; определить природу происхождения пробы товара. Относится ли товар к изделиям из минеральных (ого) веществ (а).
7. Определить, содержит ли проба товара магнезит, доломит или хромит.
8. Определить, относится ли данный товар к ионообменным смолам, ионообменным продуктам (ионитам), к природным глинистым веществам, к синтетическим цеолитам.
24.03.2022 поступило заключение таможенного эксперта N 12411003/0005710 от 24.03.2022 со следующими выводами:
1. Исследуемая проба представляет собой цилиндрические гранулы (экструды) различной длины, не превышающей 10 мм, основу которых составляет натрийсодержащий алюмосиликат сложного состава (цеолит типа 5А - Na*Са*Al3Si3*O12) с добавлением минерального связующего вещества (глины).
2. Химический состав пробы: диоксид кремния (SiO2) ~ 44,0%, оксид алюминия (Al2O3) ~ 35,9%, оксид кальция (СаO) ~ 14,9%; оксид натрия (Na2O) ~ 3,3% и микропримеси с содержанием менее 0,7%.
3. Состав исследованной пробы не соответствует отдельному соединению определенного химического состава в соответствии с примечанием 1 к группе 28 ТН ВЭД ЕАЭС.
4. Способ и процесс получения (изготовления) товара, аналогичного представленной пробе, приведен в исследовательской части Заключения таможенного эксперта.
5. Проба подвергалась в процессе получения нагреву до температуры менее 800°С для удаления влаги, и не подвергалась обжигу при температуре 800°С и выше.
6. Проба товара не изготовлена их огнеупорных материалов с химической связкой. Проба товара не является огнеупорным изделием. Проба товара представляет собой искусственно полученное изделие в виде гранул (экструдов) с заданными размерами, изготовленное в результате переработки минеральных веществ, и готовое к использованию по своему назначению без какой-либо дополнительной обработки.
7. Исследуемая проба не содержит магнезит, доломит или хромит.
8. По компонентному составу образец товара представляет собой алюмосиликат, относящийся к синтетическим цеолитам с добавлением минерального связующего вещества (глины). Исследуемый образец (гранулы) не относится к ионообменным смолам, ионообменным продуктам (ионитам) и природным глинистым веществам.
Из заключения таможенного эксперта следует, что товар представляет собой сферические гранулы с добавкой связующих компонентов.
Таможенным экспертом установлено, что спорный товар не подвергался обжигу после формовки при температуре более 800°С, а следовательно, в силу примечания 1 к группе 69 ТН ВЭД ЕАЭС не может классифицироваться в группе 69 ТН ВЭД ЕАЭС, а должен классифицироваться в группе 68 ТН ВЭД ЕАЭС.
Таможенным экспертом также установлено, что поскольку товар является изделием в виде гранул, полученных за несколько операций, включая стадию формовки и исключая обжиг более 800°С, из минеральных веществ, то классифицироваться он должен в товарной позиции 6815 ТН ВЭД ЕАЭС, как "изделия из камня или других минеральных веществ (включая углеродные волокна, изделия из углеродных волокон и изделия из торфа), в другом месте не поименованные или не включенные" в соответствии с Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД.
Товар "силикаты комплексные-алюмосиликат натрия цеолита..." сформован в виде гранул для целей использования его по назначению, т.е. структура гранул определяет его непосредственное применение в качестве сорбента.
Данный факт также свидетельствует о том, что товар является изделием, которое сформовано в форму гранул для непосредственного его применения.
С учетом изложенного процесс (способ) производства изделий является важным классификационным признаком, установление которого необходимо для однозначной классификации товара.
На основании вышеизложенного в отношении декларируемого товара N 2 "адсорбент для газов и жидкостей (включая влагопоглотитель), разделение воздуха, катализаторы, изменение реакций. цилиндрические эсктрудаты, состав: цеолиты 75%, кварца (sio2)-1%, глиняное связующее - 24%..." таможней принято решение по классификации товара в соответствии с ЕТН ВЭД ЕАЭС N РКТ-10418000-22/000149 от 29.03.2022 и присвоен новый классификационный код товара 6815 99 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины - 12%).
Сведения, указанные в графах N N 31, 33, 47, в отношении товара N 2 ДТ N 10418010/020322/3057524 были самостоятельно скорректированы должностным лицом Приволжского таможенного поста (Центра электронного декларирования) Приволжской электронной таможни.
Доначисления таможенных пошлин и налогов по ДТ N 10418010/020322/3057524 (товар N 2) составили 373 096,04 руб. (ввозная таможенная пошлина - 310 913.37 руб., НДС - 62 182,67 руб.).
Таможенный орган пришел к выводу, что в графу 31 указанных ДТ декларантом не внесены признаки, которые являются классификационными, а именно после корректировки описание товара представляет собой следующее "...адсорбент для газов и жидкостей (включая влагопоглотитель), разделение воздуха, катализаторы, изменение реакций, цилиндрические эсктрудаты, представляют собой цилиндрические гранулы, основа натрий, содержащий алюмосиликат (цеолит) с добавлением минерального связующего вещества (глины), химический состав пробы: sio2 ~ 44,0%, al2o3 ~ 35,9%, саo ~ 14,9%; na2o ~ 3,3% и примеси 0,7%, получена в результате химической переработки природных пород - алюминиевых руд, бокситов, а также минеральной глины-связующее; получают гидроксид алюминия, из которого путем термической обработки не выше 800°с (от 550°с до 600°с) получают оксид алюминияв виде порошка, к которому добавляются связующие вещества; из смеси формируют пасту и пропускают через экструдер для получения гранул заданного размера; гранулы сушат при 120-150°c; для придания гранулам прочности их подвергают прокалке при температуре 575 - 650°c; длительность прокалки до 24 ч.; представляет собой искусственно полученное изделие в виде цилиндрических гранул, изготовленных в результате переработки минеральных веществ и готовое к использованию по своему назначению без какой-либо обработки...".
Таким образом, таможенный орган пришел к выводу, что сведения, заявленные в 31 графе, были указаны не в полном объеме, что повлияло на классификацию в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Заявление недостоверных сведений в графе 33 ДТ N 10418010/020322/3057524 о классификационном коде в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС сопряжено с заявлением при описании товаров неполных сведений в графе 31 вышеуказанной ДТ, влияющих на их классификацию, что явилось основанием для занижения размера таможенных пошлин и налогов на сумму 373 096,04 руб. (ввозная таможенная пошлина - 310 913.37 руб., НДС - 62 182,67 руб.).
Исходя из изложенного, при таможенном декларировании по ДТ N 10418010/020322/3057524, таможенный орган пришел к выводу, что ООО "РТЛ" нарушило требования подпункта 29 пункта Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257.
07.04.2022 по факту выявленных нарушений таможенным органом в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении N 10418000-000250/2022 по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
17.06.2022 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении таможенным органом в отношении общества вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10418000-000250/2022, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 223 857,62 руб.
Несогласие с постановлением таможенного органа послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения является установленный порядок совершения таможенных операций и таможенного контроля.
Объективная сторона правонарушения выражается в заявлении при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, которые послужили или могли послужить основанием для занижения размера подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов.
Субъектом данного правонарушения с учетом положений статей 84, 104, 106, 404 ТК ЕАЭС является таможенный представитель как лицо, декларирующее товары таможенному органу.
Субъективная сторона административного правонарушения определяется по правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, в соответствии с которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
Согласно подпункту 35 статьи 2 ТК ЕАЭС таможенное декларирование представляет собой заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем (пункт 2 статьи 104 ТК ЕАЭС).
На основании подпунктов 4 и 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду ТН ВЭД; код товаров в соответствии с ТН ВЭД, а также о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС.
В силу положения статьи 19 ТК ЕАЭС единая ТН ВЭД ЕАЭС является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
Согласно статье 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами (пункт 1). Таможенный орган осуществляет классификацию товаров в том числе в случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров. Форма решения о классификации товаров, порядок и сроки его принятия устанавливаются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 1 пункта 2).
В соответствии с Международной конвенцией о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 (Российская Федерация присоединилась к Конвенции с 01.01.1997) и постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.1996 N 372 классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется с применением Основных правил интерпретации (далее - ОПИ), являющихся неотъемлемой частью ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям ТН ВЭД (Правила 1, 6 ОПИ ТН ВЭД).
Выбор кода товара по ТН ВЭД должен быть основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, исходя из полноты и достоверности сведений о товаре.
В соответствии с требованиями подпункта 29 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графе 31 ДТ указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах. Под номером 1 указываются: наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара.
Следовательно, в таможенной декларации должны быть приведены все сведения о товаре, которые влияют на его классификацию в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда от 15.06.2010 N 1076/10, в соответствии с которой в таможенной декларации должны быть приведены все сведения о товаре, которые влияют на его классификацию по товарной номенклатуре. Поэтому классификация декларантом товара на основании заявленных в таможенной декларации сведений о товаре без учета характеристики товара, которая имеет значение для этой классификации, но не указана в декларации, не может считаться надлежащей, а описание товара - полным. Таким образом, заявление в таможенной декларации неполных сведений о товаре, сопряженное с указанием кода товарной номенклатуры, не соответствующего данному товару, исходя из недостающих в декларации сведений о товаре и послужившее в связи с этим основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижения их размера, является недостоверным декларированием, образующим объективную сторону состава административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что оспариваемым постановлением таможенного органа обществу вменено в вину заявление недостоверных сведений о классификационном коде товара, сопряженное с заявлением неполных/недостоверных сведений о качественных характеристиках товара, что послужило основанием для занижения подлежащих уплате сумм таможенных платежей.
В основу указанного постановления легло решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 29.03.2022 N РКТ-10418000-22/000149Д, заключение таможенного эксперта от 04.03.2022 N 12411003/0005710, что повлияло на классификационный код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Таможенным органом установлено, в 31 графу спорной ДТ не были внесены признаки, влияющие на классификацию товара, а именно: физическая форма товара (гранулы), а также способ производства товара.
Из заключения таможенного эксперта следует, что товар представляет собой сферические гранулы с добавкой связующих компонентов. В ходе экспертизы таможенным экспертом также установлено, что спорный товар не подвергался обжигу после формовки при температуре более 800°С, а следовательно, в силу примечания 1 к группе 69 ТН ВЭД ЕАЭС не может классифицироваться в группе 69 ТН ВЭД ЕАЭС, а должен классифицироваться в группе 68 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с Общими положениями пояснений к группе 68 ТН ВЭД ЕАЭС в данную группу включаются:
(A) Различные продукты группы 25, обработанные в большей степени, чем допускается примечанием 1 к группе 25.
(Б) Продукты, исключенные из группы 25 в соответствии с примечанием 2 (д) к указанной группе.
(B) Некоторые изделия, изготовленные из минеральных материалов раздела V.
(Г) Изделия, изготовленные из некоторых материалов группы 28 (например, искусственные абразивы).
Некоторые из перечисленных в пункте (В) или (Г) изделий могут быть агломерированы с помощью связующих веществ, содержать наполнители, могут быть армированы или, если речь идет об абразивах или слюде, могут быть нанесены на подложку или основу из текстильного материала, бумаги, картона или других материалов.
Большая часть этих продуктов и законченных изделий получена различными способами (например, пластической обработкой, формовкой), в результате чего претерпевает изменения форма, а не природа исходного материала. Некоторые изделия получены агломерацией (например, изделия из асфальта, или некоторые изделия, такие как шлифовальные круги, агломерированные вследствие стеклования связующего вещества); другие изделия получают путем закаливания в автоклавах (силикатные кирпичи). В данной группе также рассматриваются некоторые изделия, изготовленные в результате процессов, связанных с более радикальной трансформацией исходного сырья (например, плавление с целью получения шлаковаты, плавленого базальта и т.д.).
Таким образом, в товарных позициях группы 68 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируется большое разнообразие продуктов и изделий, полученных различными способами не только из минеральных продуктов V раздела ТН ВЭД ЕАЭС, но и из веществ (соединений) 28 группы ТН ВЭД ЕАЭС. Одной из таких товарных позиций группы 68 ТН ВЭД ЕАЭС является товарная позиция 6815 ТН ВЭД ЕАЭС "Изделия из камня или других минеральных веществ (включая углеродные волокна, изделия из углеродных волокон и изделия из торфа), в другом месте не поименованные или не включенные". В тексте данной товарной позиции используется термин "минеральные вещества", а не минеральные продукты или минеральные ископаемые.
Термин "изделия" для 69 и 68 групп в ТН ВЭД ЕАЭС определен следующим образом.
В группе 68 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов.
В группе 69 ТН ВЭД ЕАЭС классифицируются керамические изделия.
Согласно общим положениям к группе 69 ТН ВЭД ЕАЭС термин "керамические изделия" означает изделия, полученные:
(А) Обжигом неорганических, неметаллических материалов, предварительно приготовленных и сформованных, как правило, при комнатной температуре. Сырье включает в себя, inter alia, глины, кремнийсодержащие вещества, тугоплавкие вещества, такие как оксиды, карбиды, нитриды, графит или прочие углеродистые вещества и, в отдельных случаях, связующие вещества, например, огнеупорные глины и фосфаты.
(Б) Из горной породы (например, стеатита), обожженной после формовки.
Процесс производства керамических изделий, указанных в пункте (А) выше (независимо от составляющего их материала), включает в себя следующие основные стадии:
(i) Приготовление пасты (или керамической массы).
В некоторых случаях (например, при производстве изделий из спеченного глинозема) сырье используется непосредственно в виде порошка с добавлением небольшого количества замасливателя. В большинстве случаев, однако, сначала готовят пасту. Для этого требуется определить пропорции и смешать различные компоненты между собой и, при необходимости, прибегнуть к помолу, просеиванию, фильтр-прессованию, перемешиванию, стабилизации и деаэрации. Некоторые огнеупорные изделия изготавливают также из плотноагрегированной смеси в сочетании с мелкими фракциями, а также с небольшим количеством жидкого связующего вещества, которое может быть водосодержащим (например, смола и смолистые вещества, фосфорная кислота, лигниновый спирт).
(ii) Формовка.
Приготовленным порошку или пасте придается, насколько это возможно, желаемая форма. Это достигается экструзией (через матрицу), прессованием, формованием, отливкой или вручную. Иногда после ручной обработки прибегают к обработке механической.
(iii) Сушка полученных изделий.
(iv) Обжиг.
Во время этой операции "сырец" нагревают до температуры 800 ОС или выше в зависимости от вида изделия. После обжига зерна плотно спекаются в результате диффузии, химических превращений или частичного расплавления.
Изделия, которые были нагреты до температур менее 800 ОС, с целью отверждения смолы, ускорения реакций гидратации, для удаления воды или иных летучих компонентов, не считаются прошедшими обжиг в том смысле, как это подразумевается в примечании 1 к данной группе. Такие изделия не включаются в группу 69.
(v) Окончательная отделка.
Характер этого процесса определяется назначением керамического изделия. Иногда необходима машинная обработка для достижения высокой степени точности. Окончательная отделка также может состоять из маркировки, металлизации или пропитки.
Керамические изделия также очень часто окрашивают (в массе или по поверхности), декорируют или глазуруют, применяя при этом специально подобранные краски или светоотражающие вещества, стекловидные эмали и глазури, суспензии, вещества, придающие изделию блеск, и т.д.
Обжиг после формовки представляет собой существенную отличительную особенность, которая обусловливает разницу между предметами данной группы и минеральными или каменными изделиями группы 68, которые, как правило, не обжигают.
В соответствии с пунктом Г общих положений к группе 68 ТН ВЭД в данную группу включаются изделия, изготовленные из некоторых материалов группы 28 (например, искусственные абразивы).
Некоторые из перечисленных, в том числе в пункте (Г), изделий могут быть агломерированы с помощью связующих веществ, содержать наполнители, могут быть армированы или, если речь идет об абразивах или слюде, могут быть нанесены на подложку или основу из текстильного материала, бумаги, картона или других материалов.
Большая часть этих продуктов и законченных изделий получена различными способами (например, пластической обработкой, формовкой), в результате чего претерпевает изменения форма, а не природа исходного материала. Некоторые изделия получены агломерацией (например, изделия из асфальта, или некоторые изделия, такие как шлифовальные круги, агломерированные вследствие стеклования связующего вещества).
В соответствии с пунктом 5 части Г Пояснений к 28 группе ТН ВЭД ЕАЭС некоторые отдельные химические элементы и некоторые отдельные неорганические соединения определенного химического состава не включаются в группу 28, даже если они чистые, например: драгоценные металлы и недрагоценные металлы, включая сплавы таких металлов, раздела ХIV или ХV. Некоторые другие отдельные элементы или отдельные соединения определенного химического состава, которые могли бы быть отнесены к группе 28, могут не включаться в нее, когда поставляются в некоторых формах или если они были подвергнуты некоторым видам обработки, в результате чего, однако, их химический состав остался неизменным.
Таким образом, в 28 группу ТН ВЭД ЕАЭС не могут включаться соединения определенного состава, которые были представлены в некоторых формах, а также подвергались определенным видам обработки. Следовательно, форма товара и виды обработки являются значимыми признаками, которые обязательно должны учитываться при классификации товара в товарной позиции 28 ТН ВЭД ЕАЭС.
Учитывая изложенное, спорный товар "силикаты комплексные..." при формировании конечного вида пористых цилиндрических гранул был подвергнут различным видам обработки - экструзии, прокаливание (при температуре от 400 до 800°С). Технология производства представлена производителем.
Кроме того, спорный товар "силикаты комплексные...", исходя из вывода N 3 заключения таможенного эксперта N 12411003/0005710 от 24.03.2022, не является соединением определенного химического состава согласно правилу 1 к группе 28 ТН ВЭД ЕАЭС. Следовательно, товар с учетом своего химического состава, а также с учетом технологии производства (признаки - форма и виды обработки) в 28 группе ТН ВЭД ЕАЭС классифицироваться не может.
Таким образом, товар с учетом своего химического состава, а также с учетом технологии производства (признаки - форма и виды обработки) в 28 группе ТН ВЭД ЕАЭС классифицироваться не может.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно согласился с выводами таможенного органа, изложенными в обжалуемом постановлении о том, что товар "силикаты комплексные..." в соответствии с правилами 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД должен классифицироваться в подсубпозиции 6815 99 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины - 12%). В связи с чем, применительно к части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации таможенным органом доказано совершение обществом вмененного административного правонарушения.
Факт совершенного обществом административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении, заключением таможенного эксперта и другими материалами дела в совокупности.
В рассматриваемом случае общество имело возможность реализовать свои права и обязанности, предусмотренные ТК ЕАЭС, однако обществом не были приняты все зависящие меры по соблюдению предусмотренных ТК ЕАЭС норм, т.е. обществом не проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения действующих международных договоров и актов, составляющих право Союза и Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам обществом не представлено.
Суд апелляционной инстанции дополнительно принимает во внимание, что в распоряжении общества при подаче спорной ДТ имелась техническая документация производителя о товаре, в том числе о химическом составе товара N 2 (технические документы товара от 01.03.2022, технический паспорт), однако вышеуказанные сведения не были отражены в графе 31 спорной ДТ при декларировании товара. В частности, в данном документе указаны сведения о химическом составе товара, сведения о процессе его производства (экструзия/прокаливание при температуре от 400 до 800 градусов по Цельсию).
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований таможенного законодательства при декларировании товара по спорной ДТ.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что материалами дела подтверждено наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении таможенным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, таможенным органом соблюден.
Суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований применения положений статьи 4.1.1. КоАП РФ.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Судом установлено, что ООО "РТЛ" включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, как малое предприятие.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
При замене административного штрафа административным наказанием в виде предупреждения для субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренной статьей 4.1.1 К КоАП РФ, также подлежат учету указанные требования. Таким образом, наличие у лица, привлекаемого к административной ответственности, одного лишь статуса субъекта малого либо среднего предпринимательства без учета характера совершенного правонарушения не является основанием применения статьи 4.1.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Административная ответственность за административные правонарушения в области таможенного дела предусмотрены главой 16 КоАП РФ.
Согласно изменениям, внесенным в главу 16 КоАП РФ от 23.06.2016 N 207-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и N 213-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности за нарушения таможенных правил", т.е. составы административных правонарушений в области таможенного дела, в которых не предусмотрено наказание в виде предупреждения, влекут последствия в виде неуплаты таможенных пошлин, налогов, несоблюдения запретов и ограничений, то есть посягают на экономическую безопасность государства, причиняют имущественный ущерб.
Таким образом, применение положений статьи 4.1.1 КоАП РФ в части замены административного штрафа предупреждением при привлечении к административной ответственности по статьям 16 главы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае отсутствуют.
Административное наказание назначено обществу в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, соразмерно совершенному правонарушению, отвечает принципам юридической ответственности.
С учетом изложенного суд первой инстанции законно и обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленного требования. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для иного вывода с учетом правовой оценки обстоятельств, установленных судом.
Ссылка общества в апелляционной жалобе на судебную практику не может быть принята во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку судебные акты по указанным делам приняты на основании фактических обстоятельствах.
При этом правильность классификации спорного товара в товарной позиции 6815 ТН ВЭД ЕАЭС подтверждается постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.06.2022 по делу N А43-19934/2020, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2022 по делу N А40-84904/2022.
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.12.2022 по делу N А53-23103/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-23103/2022
Истец: ООО "РТЛ"
Ответчик: ПРИВОЛЖСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ