г. Москва |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А40-208119/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Аграровой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Вниси" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2022 по делу N А40-208119/22 по заявлению АО "ВНИСИ" к Инспекции ФНС N 17 по г.Москве об обязании возвратить из бюджета переплату,
при участии:
от заявителя: |
Зинкина Л.Н. по доверенности от 30.12.2022; |
от заинтересованного лица: |
Скороходова В.А. по доверенности от 09.01.2023; Андреева О.В. по доверенности от 09.01.2023 |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "ВНИСИ", далее Общество, обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по г. Москве, далее Инспекция, налоговый орган, об обязании возвратить из бюджета переплату по налогу на имущество организации в размере 15 728 000 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Инспекции поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Общество в спорный период являлось плательщиком налога на имущество. Обществу принадлежит здание, расположенное по адресу: г. Москва, 1-й Рижский пер., д. 6, стр. 2, далее Здание.
Обществом 10.11.2021, 12.11.2021, 18.11.2021, 19.11.2021 представлены уточненные декларации по налогу на имущество организаций за 2015-2020.
По результатам проверок камеральных налоговых деклараций налогу на имущество организаций на лицевом счете Общества отразилась переплата в размере 50 607 418.05 руб.
Налоговым органом на основании решений о зачете и возврате излишне уплаченного налога, списана с лицевого счета сумма переплаты в размере 34 879 008.68 руб., оставшаяся сумма в размере 15 728 000 руб. до настоящего времени не возвращена.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из норм п. 7 ст. 78 НК РФ и с учетом того обстоятельства, что заявление о возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций АО "ВНИСИ" в Инспекцию за 2015-2018 представлены 19.08.2022 и 02.09.2022 сделал вывод о пропуске трехлетнего срока со дня уплаты налога. Соответственно указал, что решение об отказе в возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога на имущество организаций от 23.09.2022 N N 29770 и 29771 на общую сумму 15 728 000 руб. являются законными и обоснованными.
В соответствии с п. 1 ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено ст. 372.1 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
На основании пп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ налогообложению подлежит недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 НК РФ.
Пунктом 2 ст. 375 НК РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст.ст. 378.2 НК РФ.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Как следует из положений пунктов 2 и 7 статьи 378.2 НК РФ налоговая база в отношении перечисленных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ объектов недвижимости определяется как кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в Перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" утвержден перечень объектов, в соответствии с которым в период с 2015 по 2020 объект недвижимости, здание с кадастровым номером 77:02:0023014:1068, по адресу: г. Москва, 1-й Рижский пер., д.6, стр.2, собственником, которого является Общество, был включен в указанный перечень.
Налогоплательщиком в период с 2015 по 2020 поданы следующие декларации по налогу на имущество организаций: за 2015 с суммой исчисленного налога в размере 15 008 808 руб. (по сроку уплаты 30.04.2015 в размере 3 753 751 руб., по сроку уплаты 30.07.2015 в размере 3 753 797 руб., по сроку уплаты 30.10.2015 в размере 3 752 712 руб., по сроку уплаты 30.03.2016 в размере 3 748 548 руб.; за 2016 с суммой исчисленного налога в размере 13 733 997 руб. (по сроку уплаты 04.05.2016 в размере 3 433 924 руб., по сроку уплаты 01.08.2016 в размере 3 433 590 руб., по сроку уплаты в размере 31.10.2016 в размере 3 433 174 руб., по сроку уплаты 30.03.2017 в размере 3 433 309 руб.); за 2017 с суммой исчисленного налога в размере 31 359 292 руб. (по сроку уплаты 02.05.2017 в размере 7 840 569 руб., по сроку уплаты 31.07.2017 в размере 7 840 267 руб. по сроку уплаты 30.10.2017 в размере 7 840 032 руб., по сроку уплаты 30.03.2018 в размере 7 838 424 руб.); за 2018 с суммой исчисленного налога в размере 30 201 479 руб. (по сроку уплаты 03.05.2018 в размере 8 397 594 руб., по сроку уплаты 30.07.2018 в размере 8 397 420 руб., по сроку уплаты 30.10.2018 в размере 8 397 695 руб., по сроку уплаты 01.04.2019 в размере 5 008 770 руб.); за 2019 с суммой исчисленного налога в размере 27 146 721 руб. (по сроку уплаты 30.04.2019 в размере 7 394 474 руб., по сроку уплаты 30.07.2019 в размере 7 394 393 руб., по сроку уплаты 30.10.2019 в размере 7 394 312 руб., по сроку уплаты 12.05.2020 в размере 4 963 542 руб.); за 2020 с суммой исчисленного налога по сроку уплаты 30.03.2021 в размере 21 097 410 руб.; за 2021 с суммой исчисленного налога по сроку уплаты 30.04.2021 в размере 16 176 277 руб.
Всего налогоплательщиком за 2015-2020 исчислена сумма налога на имущество организаций в размере 151 555 223 руб., уменьшено налога на сумму 66 386 254 руб. по причине исключения из Перечня и решений Московского городского суда от расчета с бюджетом: 03.07.2018, от 05.07.2018, от 27.11.2019, от 03.10.2019 по делам об спаривании кадастровой стоимости N N 03а-2076/2018, 03а-2037/2018, 03а-3397/2019, 03а-3436/2019.
Сумма исчисленного налога на имущество организаций к уплате составила 85 168 969 руб. Всего налогоплательщиком уплачено налога на сумму 119 582 399 руб. и, как следствие, сумма переплаты составила 34 413 430 руб.
В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 НК РФ) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Положениями п. 1 ст. 78 НК РФ установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
За АО "ВНИСИ" числилась следующая задолженность: по налогу на прибыль организаций в размере 2 136 636 руб.; по налогу на добавленную стоимость в размере 63 336,76 руб.; по пени по налогу на доходы физических лиц в размере 123.04 руб.
В связи с наличием задолженности, Инспекцией приняты следующие решения о зачете от 16.08.2022 N N 62486-62850, N 62862, а также решения о зачете от 01.06.2022 NN 49139-49141 на общую сумму 2 202 731.80 руб.
Сумма в размере 16 499 995 руб. возвращена налогоплательщику на расчетный счет на основании решений от 18.08.2022 N N 651365, 151367.
В отношении суммы возврата налога на имущество организаций в размере 15 728 000 руб. судом первой инстанции указано, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Учитывая, что заявление о возврате излишне уплаченного налога на имущество организаций АО "ВНИСИ" в Инспекцию за 2015-2018 представлены лишь19.08.2022 и 02.09.2022, то есть по истечении трехлетнего срока со дня уплаты налога, то решение об отказе в возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога на имущество организаций от 23.09.2022 N N 29770 и 29771 на общую сумму 15 728 000 руб. являются законными и обоснованными.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 78 НК РФ ( в редакции действующей в юридически значимый период) сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 7 статьи 78 НК РФ).
Как разъяснено в пункте 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что пунктом 7 статьи 78 НК РФ определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган.
В то же время применительно к пункту 3 статьи 79 НК РФ ( в редакции действующей в юридически значимый период) с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, статья 78 НК РФ не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета перечисленной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, суд должен разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности: установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08).
В пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (далее - Обзор N 3 (2016)), указано, что налогоплательщик вправе обратиться в суд с имущественным требованием о возврате (возмещении) сумм излишне взысканных налогов, пеней и штрафов независимо от оспаривания ненормативных актов налогового органа, на основании которых указанные суммы были взысканы.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В своем иске АО ВНИСИ обратилось с требованием о возврате излишне оплаченной суммы налога, указывало, что узнало о переплате по налогу на имущество организаций по Объекту в связи с его ошибочным включением в Перечень, утв. Постановлением Правительства Москвы 700-ПП от 28.11.2014 г., из письма Департамента экономического развития г. Москвы от 09.07.2021 г., а также после его исключения из Перечня, на основании Постановления Правительства Москвы от N 1039-ПП от 13.07.2021 г.
Указанные выше обстоятельства подтверждены доказательствами, имеющимися в материалах дела, иного налоговый орган в материалы дела не представил.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции установил, что действительно спорный объект был включен до 2020 года как того требует статья 378.2 НК РФ соответствующим нормативным правовым актом в Перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, объектов, налоговая база по налогу на имущество исчисляется с кадастровой стоимости и лишь только Постановлением Правительства Москвы от N 1039-ПП от 13.07.2021 г. был исключен из указанного перечня.
Общество, действуя как добросовестный налогоплательщик, уплачивало налог на имущество исходя из указанных обстоятельств, соответственно апелляционный суд приходит к выводу о том, что срок на обращение в суд с соответствующим заявлением с учетом даты когда Общество узнало об излишней оплате налога на имущество, последним не нарушен.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что заявленные требования Обществом подлежат удовлетворению, решение суда первой инстанции отмене на основании пунктов 1, 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, апелляционная жалоба - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.11.2022 по делу N А40-208119/22 отменить.
Обязать Инспекцию ФНС N 17 по г.Москве возвратить АО "ВНИСИ" в установленном законом порядке излишне уплаченный налог на имущество в размере 15 728 000 руб.
Взыскать с Инспекции ФНС N 17 по г.Москве в пользу АО "ВНИСИ" расходы по оплате госпошлины в размере 101 640 руб. по иску, 3000 руб. - по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-208119/2022
Истец: АО "ВНИСИ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 17 ПО Г. МОСКВЕ