город Воронеж |
|
08 февраля 2023 г. |
Дело N А64-3454/2022 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 февраля 2023 года.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
при участии:
от СПК "Комсомолец": Закомолдин А.В.- представитель по доверенности от 06.09.2021, сроком действия до 06.09.2024, предъявлен паспорт.
от Администрации Тамбовского района Тамбовской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Тамбовского района Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.10.2022 по делу N А64-3454/2022, по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива "Комсомолец" (ОГРН 1026800886188 ИНН 6820000707) о признании незаконным решения Администрации Тамбовского района Тамбовской области (ОГРН 1036894107910, ИНН 6820005198), изложенного в письме от 25.02.2022 N 4/1733,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Комсомолец" обратился (далее - заявитель, кооператив, СПК "Комсомолец") в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Администрации Тамбовского района Тамбовской области (далее - Администрация) с требованием о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 68:20:0000000:4759 площадью 82 340 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, местоположение: Тамбовская область Тамбовский муниципальный район, сельское поселение Комсомольсикй сельсовет, д.Крутые Выселки, земельный участок 10, выраженное в письме от 25.02.2022 N 4/1733.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.10.2022 заявленные требования удовлетворены.
Отказ администрации Администрации Тамбовского района Тамбовской области, выраженный в письме от 25.02.2022 N 4/1733 признан незаконным.
Суд обязал администрацию Тамбовского района Тамбовской области осуществить подготовку и подписание в трех экземплярах проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 68:20:0000000:4759 площадью 82 340 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, местоположение: Тамбовская область, Тамбовский муниципальный район, сельское поселение Комсомольский сельсовет, д. Крутые Выселки, земельный участок 10, по цене 154 634 руб. 52 коп., и направить проект указанного договора для подписания покупателю СПК "Комсомолец".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрации Тамбовского района Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Считает, что отказ в предоставлении в собственность земельного участка не противоречит закону. Указывает, что заявителем не обоснованна площадь испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, считает, что заявителем неверно определен расчет цены выкупа земельного участка.
Судебное заседание проходило путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области.
К материалам дела приобщены отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от СПК "Комсомолец", а также дополнение к апелляционной жалобе, поступившее от Администрации Тамбовского района Тамбовской области.
В судебном заседании представитель СПК "Комсомолец" на доводы апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение - без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Администрации Тамбовского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
СПК "Комсомолец" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 68:20:1201002:560, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 03.06.1992 г. и кадастровым паспортом земельного участка.
03.06.1992 указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет как единое землепользование и является многоконтурным.
Указанные обстоятельства установлены Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.03.2021 г. по делу N А64-5216/2020 и не подлежат доказыванию вновь в силу ст 69 АПК РФ.
Кроме того, на образованном земельном участке расположено здание с кадастровым номером 68:20:4028002:5, принадлежащее кооперативу на праве собственности.
27.05.2020 заявитель обратился в администрацию Тамбовского района Тамбовской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, приложив к заявлению схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а также иные документы, предусмотренные законом.
03.06.2020 письмом Администрация отказала кооперативу в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.03.2021 г. по делу N А64-5216/2020, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021 г., решение администрации района об отказе в предварительном согласовании предоставления кооперативу земельного участка площадью 82 340 кв.м., который предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 68:20:1201002:560, признано незаконным. Судом на администрацию района возложена обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления кооперативу указанного земельного участка.
Постановлением от 22.11.2021 г. N 1640 Администрацией заявителю предварительно согласовано предоставление в собственность за плату испрашиваемого земельного участка площадью 82 340 кв.м., расположенного: Тамбовская область, Тамбовский муниципальный район, сельское поселение Комсомольский сельсовет, в границах территориальной зоны СХ2 "Производственная зона сельскохозяйственный предприятий", вид разрешенного использования - хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 68:20:1201002:560, утверждена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Указанным постановлением кооперативу предписано выполнить в отношении испрашиваемого земельного участка кадастровые работы, поставить его на кадастровый учет, после чего обратиться в администрацию района с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату.
На основании указанного постановления СПК "Комсомолец" организовал выполнение кадастровых работ и постановку земельного участка на кадастровый учет, образованному земельному участку был присвоен кадастровый номер 68:20:0000000:4759.
26.01.2022 г. СПК "Комсомолец" обратился в администрацию района с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов указанного земельного участка.
Из материалов дела следует, что на вновь образованном земельном участке с кадастровым номером 68:20:0000000:4759 расположено здание с кадастровым номером 68:20:4028002:5, принадлежащее кооперативу на праве собственности.
Письмом от 25.02.2022 г. N 4/1733 администрация района отказала кооперативу в предоставлении указанного земельного участка, сославшись на то, что площадь испрашиваемого земельного участка значительно превышает площадь расположенного на нем здания и выходит за пределы площади, необходимой для эксплуатации здания.
Не согласившись с отказом, СПК "Комсомолец" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Пунктом 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 16.03.2021 г. по делу N А64-5216/2020, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2021 г., решение администрации района об отказе в предварительном согласовании предоставления кооперативу земельного участка с кадастровым номером 68:20:1201002:560 признано незаконным. Судом на Администрацию возложена обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления кооперативу указанного земельного участка.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.03.2021 г. по делу N А64-5216/2020 принято в отношении земельного участка площадью 82 340 кв.м.
На основании указанного постановления СПК "Комсомолец" организовал выполнение кадастровых работ и постановку земельного участка на кадастровый учет, в результате чего испрашиваемому земельному участку, образованному в результате раздела земельного участка, предоставленного ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования был присвоен кадастровый номер 68:20:0000000:4759.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.8 ЗК РФ у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования на образуемые земельные участки.
В силу подпункту 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса.
В соответствии пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 16 статьи 39.15 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 9 статьи 3 Закона N 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2022 N 18-КАД22-5-К4
В п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что лица, которым земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами ст. 36 ЗК РФ, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020).
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридическим лицам до 01.07.2012 вменялось в обязанность переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобретение таких участков в собственность.
Если переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды осуществлено в период со дня вступления в силу данного закона до 01.07.2012, то собственники расположенных на земельном участке зданий, сооружений вправе приобрести такой участок в собственность по цене выкупа, устанавливаемой по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ (пункт 2.2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ). Определение Верховного Суда РФ от 25.05.2022 N 308-ЭС21-28715 по делу N А32-49829/2017.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", лица, которым земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены до вступления в силу Земельного кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки. Определение Верховного Суда РФ от 17.07.2017 N 308-ЭС17-8207 по делу N А20-2417/2016.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.03.2006 N 14711/05 сформировал правовую позицию: одинаковый порядок (административная процедура) предоставления собственникам зданий, строений, сооружений и землепользователям (обладателям права постоянного (бессрочного) пользования) прав на соответствующие земельные участки не означает, что пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ и статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации регулируют одни и те же отношения по приобретению заинтересованными лицами земли в частную собственность.
Пунктом 2 статьи 3 названного Закона предусмотрены специальные условия приобретения земли в частную собственность (наличие титула права постоянного (бессрочного) пользования, ограничение по времени права землепользователя по своему желанию выбрать дальнейший режим землепользования), отличные от условий приобретения земли в частную собственность, установленных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (наличие титула права собственности на здание, строение, сооружение, исключительный характер права на приватизацию или приобретение права аренды земельного участка, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости).
При этом одинаковый порядок реализации права на приобретение земельных участков по названным двум основаниям не означает, что к отношениям по приобретению обладателем права постоянного (бессрочного) пользования незастроенного земельного участка применимы нормы подпунктов 1.1 и 1.2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающие, что собственники зданий, строений, сооружений приобретают земельные участки, на которых расположены принадлежащие им объекты недвижимости, в собственность по льготной цене, которая не может превышать кадастровой стоимости таких земельных участков. Постановление Президиума ВАС РФ от 14.12.2010 N 8155/10 по делу N А14-8163/2009187/10.
Письмом от 25.02.2022 г. N 4/1733 Администрация отказала СПК "Комсомолец" в предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 68:20:0000000:4759, площадью 82 340 кв.м., находящегося в муниципальной собственности.
Испрашиваемый участок является частью ранее предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования, что установлено вступившим в законную силу решением арбитражного суда, в связи с чем, право на него подлежит переоформлению.
Судом первой инстанции верно установлено, что у Администрации отсутствовали законные основания для отказа заявителю в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
Довод о том, что исключительное право собственников объекта недвижимости распространяется только на часть земельного участка, занятого зданием и необходимого для его использования не могут быть признаны обоснованными так как, превышение площади участка над площадью расположенного на нем здания не является основанием для отказа в переоформлении ранее возникшего права постоянного (бессрочного) пользования.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Ст. 36 Земельного кодекса РФ не устанавливает предельные размеры предоставляемого земельного участка для использования и эксплуатации строения, находящегося на данном земельном участке. Определение Верховного Суда РФ от 20.04.2010 N 18-В10-3.
Исходя из пункта 2 статьи 39.4 ЗК РФ при заключении без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на который не разграничена, цена такого земельного участка определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Пункт 3 статьи 39.4 ЗК РФ устанавливает, что цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017) цена находящегося в государственной собственности земельного участка, выкупаемого собственником расположенных на таком участке строений, определяется исходя из кадастровой стоимости этого участка на момент обращения собственника расположенных на нем строений в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Кроме того, поскольку право постоянного (бессрочного) пользования заявителем не было переоформлено до 01.07.2012 года, суд обоснованно применил Постановление администрации Тамбовской области от 18.03.2015 N 268 и пришел к выводу, что стоимость выкупаемого земельного участка должна быть определена в размере 5% от его кадастровой стоимости, которая подтверждена выпиской из ЕГРН.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, усмотрев несоответствие оспариваемого отказа закону и нарушение им прав заявителя на выкуп и согласно положениям статье 201 АПК РФ обязал Администрацию устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.10.2022 по делу N А64-3454/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3454/2022
Истец: Сельскохозяйственный кооператив "Комсомолец"
Ответчик: Администрация Тамбовского района Тамбовской области
Третье лицо: 19 Арбитражный апелляционный суд, Тамбовской области "Советник" Закомолдину А.В.