г. Челябинск |
|
13 февраля 2023 г. |
Дело N А07-2676/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Калашника С.Е., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.11.2022 по делу N А07-2676/2022.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Агидель" - Балюк М.А. (паспорт, доверенность от 0.01.2023, диплом);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Башкортостан - Идиятов А.Н. (служебное удостоверение, доверенность от 28.12.2022, диплом), Чуракаева Г.Р. (служебное удостоверение, доверенность от 20.12.2022. диплом);
Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан - Чуракаева Г.Р. (служебное удостоверение, доверенность от 20.01.2023. диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Агидель" (ИНН 0258011550, ОГРН 1070258000240) (далее - ООО "Агидель", заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Башкортостан (далее - налоговый орган, Инспекция, МИФНС N 1 по РБ), в котором просил признать незаконным решение МИФНС N 1 по РБ, выраженное в Сообщении от 18.08.2021 N 1161032 об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога, в части перерасчета земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:27:160301:346 (с учетом принятых судом уточнений).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (ИНН 0278106440, ОГРН 1040209030003) (далее - УФНС по РБ).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.11.2022 заявленные требования удовлетворены.
МИФНС N 1 по РБ, УФНС по РБ, не согласившись с вынесенным судебным актом, обжаловали его в апелляционном порядке, просят решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционных жалоб апеллянты указывают, что для применения пониженной ставки земельного налога законодателем оговорены два обязательных условия: расположенные на земельном участке помещения должны относиться к объектам жилищного фонда и к объектам коммунальной инфраструктуры либо к объектам жилищного строительства. Применение ставки земельного налога законодательством Российской Федерации о налогах и сборах поставлено в зависимость от категории, к которой отнесен земельный участок, и вида разрешенного использования земельного участка, определяемого по данным кадастрового учета.
По мнению подателей жалоб, для применения пониженной ставки налога ООО "Агидель" необходимо доказать: для земельного участка занятого жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры: должно быть доказано одновременно два условия: а) расположение на земельном участке объектов жилого фонда, предназначенного для проживания граждан, и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), б) наличие инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимого для эксплуатации этого фонда; для земельного участка, приобретённого (предоставленного) для жилищного строительства: доказательство фактического использования земельного участка для строительства жилья, по целевому назначению - для проживания граждан.
Налогоплательщиком не представлена совокупность обстоятельств, позволяющих применить пониженную ставку 0,3% при расчете земельного налога за 2020 год. Налогоплательщиком не подтверждено наличие в совокупности на спорном земельном участке жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, правоустанавливающие документы на участок не содержат обременения, связанного с объектами инженерной инфраструктуры; деятельность общества не связана с предоставлением коммунальных услуг населению; вид разрешенного использования принадлежащего налогоплательщику земельного участка не связан с эксплуатацией объектов инженерной инфраструктуры. Налогоплательщиком не представлено документального подтверждения приобретения спорного земельного участка в целях использования по его целевому назначению, равно как и доказательств того, что спорный земельный участок фактически используется по целевому назначению - для проживания граждан. Судом первой инстанции не исследован вопрос, касающийся изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка на вид использования, предполагающий размещение объектов жилого фонда с объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Представленная заявителем справка Администрации сельского поселения Новомедведевский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан не свидетельствует о размещении на земельном участке объекта жилого фонда, а только подтверждает наличие на спорном земельном участке трех объектов недвижимого имущества и уплаты коммунальных услуг. Кроме того, субъектами, имеющими право применения пониженной налогового ставки, являются граждане, некоммерческие объединения, но не юридические лица.
Отмечают, что согласно письму ФНС России от 17.09.2021 N БС-4-21/13227@ "О ставке земельного налога в отношении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, находящегося в собственности коммерческой организации" принадлежность земельного участка на праве собственности коммерческой организации, созданной для осуществления предпринимательской деятельности, обуславливает его налогообложение по налоговой ставке, установленной для соответствующих земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности.
Считают, что действующим законодательством не предусмотрена возможность применения пониженной ставки (0,3%) земельного налога в отношении земельных участков с видом использования "для индивидуального жилищного строительства" юридическими лицами (коммерческими организациями).
В представленном отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Судом, в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Агидель" состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан с 23.04.2007.
ООО "АГИДЕЛЬ" является собственником земельного участка с кадастровым номером 02:27:160301:346, площадь 8076 кв.м, вид разрешенного использования: "Для индивидуального жилищного строительства", категория земель: "Земли населенных пунктов", кадастровая стоимость: 390 313,08 руб., адрес: Республика Башкортостан, Илишевский район, Новомедведевский сельсовет, д. Груздевка, ул. Новая, д. 35, в связи с чем ООО "Агидель" является плательщиком земельного налога.
На указанных земельных участках зарегистрированы объекты, собственником которых также является ООО "Агидель":
- с кадастровым номером 02:27:160301:347 (нежилое здание, баня), площадь 105,5 кв. м;
- с кадастровым номером 02:27:160301:348 (здание, жилой дом), площадь 445,5 кв. м;
- с кадастровым номером 02:27:160301:349 (здание, жилой дом), площадь 119,1 кв. м.
Право собственности на земельный участок зарегистрировано 28.11.2018.
Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрированы обществом в феврале - марте 2019 г.
ООО "Агидель" считает, что в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и решением Совета сельского поселения Новомедведевский сельсовет муниципального района Илишевский район РБ "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Новомедведевский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан" от 14.11.2019 N 3-2 (в ред. решения N 8-2 от 05.03.2020), дает право на применение пониженной ставки по земельному налогу в размере 0,3%, так как вид разрешенного использования земельного участка - "Для индивидуального жилищного строительства" и на нем расположены объекты жилищного фонда.
Исходя из вышеизложенного, уплата земельного налога за 2020 год исчислена налогоплательщиком по ставке 0,3% и уплачена в исчисленном Обществом размере -1171,00 руб.
Инспекция в свою очередь исчислила земельный налог по вышеуказанным земельным участкам по ставке 1,5%, что отражено в сообщении МИФНС N 1 по РБ от 18.08.2021 N 1161032 (в размере 5 855 руб.).
На данное решение МРИ ФНС N 1 по РБ, выраженное в сообщении от 18.08.2021 N 1161032 об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога, обществом "Агидель", в порядке требований абзаца первого п. 2 ст. 138 НК РФ, была подана жалоба (исх. N А/21-88 от 18.10.2021) в вышестоящий налоговый орган - в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (далее - УФНС России по РБ).
По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган принял решение N 255/17 от 16.11.2021 - оставить жалобу без удовлетворения.
Общество, не согласившись с исчислением земельного налога по вышеуказанным земельным участкам по ставке 1,5%, что отражено в сообщении Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по РБ от 18.08.2021 N 1161032 (в размере 5 855 руб.), обратилось с указанным уточненным заявлением, в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что сам по себе факт наличия у налогоплательщика статуса юридического лица - коммерческой организации не может, безусловно свидетельствовать об использовании земельного участка в предпринимательской деятельности, кроме того, применение пониженной налоговой ставки не ставится в зависимость от обязательного одновременного присутствия на земельном участке, как объектов жилищного фонда, так и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Определяющим для применения налоговой ставки земельного налога 0,3% является отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования и использование этого земельного участка по целевому назначению в непредпринимательской деятельности.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица.
Предельные размеры налоговых ставок по налогу определены в статье 394 Кодекса.
Согласно положениям пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 394 Кодекса допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Решением Совета сельского поселения Новомедведевский сельсовет муниципального района Илишевский район РБ "Об установлении земельного налога на территории сельского поселения Новомедведевский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан" от 14.11.2019 N 3-2 (в ред. решения N 8-2 от 05.03.2020) на территории сельского поселения Новомедведевский сельсовет муниципального района Илишевский район РБ с 1 января 2020 года установлен и введен в действие земельный налог.
Размеры налоговых ставок установлены в п. 2 решения от 14.11.2019 N 3-2, а именно:
1) 0,3 процента в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2) 1,0 процента в отношении земельных участков, занятых бюджетными, автономными и казенными учреждениями, созданными и подведомственными органам власти Республики Башкортостан, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан, приобретенных (предоставленных) для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения функций;
3) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков;
Земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства.
Таким образом, ставка по земельному налогу устанавливается исходя из категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка, учтенных при определении его кадастровой стоимости.
При разрешении вопроса о правомерности применения той или иной ставки земельного налога подлежит установлению категория земельного участка и вид разрешенного использования земельного участка.
При этом факт использования налогоплательщиком земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования имеет существенное значение для установления наличия у него права на применение пониженной ставки земельного налога.
Если использование земельного участка отвечает требованиям его целевого использования, то ставка налога в отношении этого земельного участка применяется исходя из вида целевого использования, указанного в правоустанавливающих (кадастровых) документах.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок имеет следующую категорию земель и вид разрешенного использования: кадастровый номер 02:27:160301:346, площадь 8076 кв. м, вид разрешенного использования: "Для индивидуального жилищного строительства", категория земель: "Земли населенных пунктов", кадастровая стоимость: 390 313,08 руб., адрес: Республика Башкортостан, Илишевский район, Новомедведевский сельсовет, д. Груздевка, ул. Новая, д. 35.
Согласно пунктам 4 и 11 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронном виде по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 10.04.2017 N ММВ-7-21/302. Следовательно, налоговые органы располагают информацией о характеристиках объектов недвижимого имущества на основании сведений, представленных Росреестром.
На рассматриваемых земельных участках возведены баня и два индивидуальных жилых дома.
ООО "Агидель" является собственником вышеуказанных объектов недвижимости и земельного участка, рассматриваемых в настоящем судебном споре.
Между тем, сам факт нахождения на земельном участке жилых домов не является достаточным для применения пониженной ставки земельного налога. Для применения пониженной ставки земельного налога также необходимо подтвердить соответствующий вид использования земельного участка.
Как было указано ранее, на спорном земельном участке находятся три объекта недвижимого имущества, два из которых - жилые дома.
Понятие жилищного фонда закреплено в статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 1 которой жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилое помещение предназначено для проживания граждан (статья 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 288 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке к жилищному фонду не относятся.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, приведено следующее описание вида разрешенного использования земельного участка "для индивидуального жилищного строительства": размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
По смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли для индивидуального жилищного строительства. Для земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства: доказательство фактического использования земельного участка для строительства жилья, по целевому назначению - для проживания граждан.
Налогоплательщик должен использовать принадлежащий ему земельный участок в соответствии с тем видом разрешенного использования, который в установленном порядке определен и отражен в ЕГРН.
Принадлежащий обществу спорный земельный участок имеет вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
В материалах дела отсутствуют доказательства о ведении обществом жилищного строительства, что не дает налогоплательщику, в силу действующих норм налогового законодательства право на применение льготной ставки при исчислении земельного налога.
Также, заявитель не подтвердил наличие ни в отдельности, ни в совокупности на спорном земельном участке жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
При этом общество является коммерческой организацией, в связи с чем не может быть использовано жилое помещение по своему прямому назначению организацией.
С учетом изложенного, налоговым органом правомерно в отношении спорного земельного участка применена налоговая ставка в размере 1,5%.
По приведенным в постановлении мотивам решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (подпункт 4 пункт 1 статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), апелляционные жалобы - удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицами, освобожденными от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.11.2022 по делу N А07-2676/2022 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Агидель" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
С.Е. Калашник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-2676/2022
Истец: ООО "АГИДЕЛЬ"
Ответчик: МРИ ФНС N 1 по РБ, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан