г. Пермь |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А60-17569/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Трефиловой Е.М., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя: Маркова Е.Н. удостоверение, по доверенности от 12.12.2022; Горячева О.С. паспорт, приказ о приеме на работу от 11.08.2014,
от заинтересованного лица: Мастыкина Л.В. паспорт, по доверенности от 12.01.2023, диплом; Искандарова Ю.А. паспорт, по доверенности от 09.02.2023, диплом,
от третьих лиц представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Муниципального автономного учреждения "Детский загородный оздоровительный лагерь "Заря",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 15 ноября 2022 года
по делу N А60-17569/2022
по заявлению Муниципального автономного учреждения "Детский загородный оздоровительный лагерь "Заря" (ИНН 6603013508, ОГРН 1026600629032)
к Счетной палате Асбестовского Городского Округа (ИНН 6603018560, ОГРН 1069603000752)
третьи лица: Министерство образования Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области, ООО "Комбинат общественного питания", Управление образования Асбестовского городского округа о признании недействительным предписания N 87 от 05.03.2022 г.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное автономное учреждение "Детский загородный оздоровительный лагерь "Заря" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением ( с учетом уточнения требований) о признании недействительным предписания N 87 от 05.03.2022 Счетной палате Асбестовского Городского Округа.
На основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство образования Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области, ООО "Комбинат общественного питания", Управление образования Асбестовского городского округа.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 15.11.2022 (резолютивная часть решения объявлена 09.11.2022) в удовлетворении заявленных требований отказано. Муниципальному автономному учреждению "Детский загородный оздоровительный лагерь "Заря" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 3000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Поступившие до начала судебного заседания дополнения к апелляционной жалобе приобщены к материалам дела в порядке ст. 81 АПК РФ в качестве письменных пояснений стороны.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что заявитель не оспаривает условия Соглашения с Управлением образования Асбестовского городского округа от 09.01.2020 года о предоставлении субсидии из бюджета Асбестовского городского округа бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ); считает, что в ходе контрольного мероприятия установлено, что в 2020 году в МАУ "ДЗОЛ "Заря" в целях выполнения муниципального задания в части муниципальной услуги "Организация отдыха детей и молодежи" организовано шесть смен, однако не был учтен период с 16 августа 2020 года по 29 августа 2020 года; с 30 октября 2020 года по 8 ноября 2020 года; с 30 декабря 2020 года по 8 января 2021 года. Выводы суда первой инстанции об отсутствии сведений об исполнении МАУ "ДЗОЛ "Заря" муниципального задания в полном объеме опровергаются материалами дела и не соответствует действительности. При этом, само по себе неправильное отражение в бухгалтерском учете расходов бюджетных средств при том, что они израсходованы в соответствии с соглашением по смыслу п.1 ст.306.4 БК РФ не должно рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств; указанное судом не выяснялось, анализ объемов и видов оказанных Учреждением услуг по вышеупомянутому муниципальному заказу не проводился, стоимость услуг с фактически затраченными средствами не сопоставлялся.
Заинтересованное лицо квалифицирует как нецелевое использование бюджетных средств бухгалтерскую ошибку, которая выглядит следующим образом: в бухгалтерской отчетности были допущены ошибки в корреспонденции счетов бухгалтерского учета в разрезе источников финансирования, неверно разнесены суммы в разрезе расходов источника финансированбия и КВР. В ходе работы по выявленным ошибкам в бухгалтерском учете откорректированы корреспонденции счетов в разрезе источников финансирования, откорректированы источники финансирования данные в бухгалтерской отчетности, как ошибки прошлых лет. В результате корректировки за отчетный период показатели на конец отчетного года не изменились.
Отмечает, что бюджетное учреждение не является участником бюджетного процесса, а субсидия, поступившая учреждению, не является средствами бюджета, к указанным средствам не могут применяться нормы бюджетного законодательства Российской Федерации о нецелевом использовании бюджетных средств.
В дополнениях к апелляционной жалобе заявитель приводит довод, что судом не были проверены обстоятельства правомерности проведения контрольного мероприятия, соблюдение сроков его проведения, которые были нарушены. Считает, что контрольное мероприятие проведено в нарушении пункта 2.2 Общих правил проведения контрольного мероприятия - за пределами срока его проведения (должно быть проведено до 31 декабря 2021 г.). Акт по результатам контрольного мероприятия от 22 февраля 2022 г. также составлен как в нарушении п. 2.2 Общих правил проведения контрольного мероприятия, так и в нарушение сроков контрольного мероприятия, установленных Распоряжением о проведении контрольного мероприятия N 483 от 20.12.2021 г., Распоряжение о продлении срока проведения контрольного мероприятия не вынесено. Нарушения, связанные с неправомерным изменением сроков проведения контрольного мероприятия, выходом за пределы проверяемого периода считает существенным, влекущим признание проведенной проверки и выданного на ее основе предписания N 87 от 05.03.2022 незаконными.
Заинтересованное лицо с жалобой и дополнениями к ней не согласно по основаниям, изложенным в письменных отзывах на апелляционную жалобу и на дополнения к апелляционной жалобе. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
До рассмотрения апелляционной жалобы от заявителя поступили возражения на отзыв на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела в порядке ст. 81 АПК РФ в качестве письменных пояснений стороны.
08.02.2022 от заявителя в обоснование доводов о том, что МАУ "ДЗОЛ "Заря" сдало бухгалтерский отчёт с учетом исправления ошибок прошлых лет, согласно которым денежные средства субсидии из бюджета Асбестовского городского округа были израсходованы исключительно на выполнение муниципального задания, в суд поступило ходатайство о приобщении к материалам дела письма в Управление образования Асбестовского городского округа, Формы по ОКУД 0503773 в 2-х таблицах, пояснительная записка к балансу учреждения, уведомление о принятии отчетности, информационная справка, протокол заседания наблюдательного совета.
В заседании апелляционного суда представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Рассмотрев поступившее от заявителя ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, суд в его удовлетворении отказал в силу ч. 2 ст. 268 АПК РФ поскольку заявитель не доказал наличие уважительных причин невозможности представления документов в суд первой инстанции.
Приложенные к отзыву на дополнение к апелляционной жалобе дополнительные документы, подтверждающие возражения относительно доводов апелляционной жалобы, приобщаются к материалам дела на основании абз. 2 ч. 2 ст. 268 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом работы Счетной палаты Асбестовского городского округа на 2021 год, утвержденного распоряжением председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа от 25.12.2020 N 53, распоряжением председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа о проведении контрольного мероприятия от 20.12.2021 N 483 было проведено контрольное мероприятие "Проверка законности и результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств Асбестовского городского округа, направленных на финансовое обеспечение мероприятия "Организация отдыха и оздоровления детей и подростков" подпрограммы 3 "Развитие системы дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей в Асбестовском городском округе" муниципальной программы "Развитие системы образования в Асбестовском городском округе до 2024 года" в отношении МАУ "ДЗОЛ "Заря"
Результаты проверки оформлены в акте от 22.02.2022.
По результатам проверки Счетной палатой Асбестовского городского округа Учреждению были выданы Представление N 88 от 05.03.2022 и Предписание N 87 от 05.03.2022, которым МАУ "ДЗОЛ "Заря" предписано принять меры по устранению выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений и недостатков, незамедлительно устранить указанные факты нарушений, возместить нанесенный муниципальному образованию ущерб и привлечь к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, отраженные в Предписании N 87 от 05.03.2022.
Полагая, что предписание N 87 от 05.03.2022 вынесено незаконно и нарушает его права, МАУ "ДЗОЛ "Заря" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции при разрешении спора не усмотрел оснований для признания оспариваемого предписания недействительным и отказал заявителю в удовлетворении требований.
Исследовав представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3.1. статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, невыполнения представлений контрольно-счетных органов, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание.
Пунктом 4 статьи 17 Положения о контрольно-счетной палате Асбестовского городского округа также установлено, что в случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетной палаты контрольных мероприятий, контрольно-счетная палата направляет в органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые организации и их должностным лицам предписание.
Предписание Счетной палаты N 87 от 05.03.2022 направлено МАУ "ДЗОЛ "Заря" по результатам проведенного контрольного мероприятия "Проверка законности и результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств Асбестовского городского округа, направленных на финансовое обеспечение мероприятия "Организация отдыха и оздоровления детей и подростков" подпрограммы 3 "Развитие системы дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей в Асбестовском городском округе" муниципальной программы "Развитие системы образования в Асбестовском городском округе до 2024 года" в целях незамедлительного устранения фактов установленных нарушений, а также возмещения нанесения муниципальному образованию ущерба и привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации.
Таким образом, Предписание N 87 от 05.03.2022 принято контрольным органом в пределах своих полномочий. В описательной части предписания N 87 от 05.03.2022 отражены установленные Счетной палатой конкретные допущенные нарушения, требующие безотлагательных мер по их пресечению. Также предписание содержит описание оснований его вынесения, в том числе со ссылкой на пункт 4 статьи 17 Положения о контрольно-счетной палате Асбестовского городского округа, утвержденного решением Думы Асбестовского городского округа от 12.12.2011 N 63/5.
В соответствии с ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшею исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.
Субсидии из областного бюджета бюджету Асбестовского городского округа на осуществление в пределах полномочий муниципальных районов, городских округов мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, распределены в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Свердловской области от 12.12.2019 N 120-03 "Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов", Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2019 N 920-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие системы образования и реализации молодежной политики в Свердловской области до 2025 года".
Приложением 5 к государственной программе Свердловской области "Развитие системы образования и реализации молодежной политики в Свердловской области до 2025 года" является порядок предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на осуществление мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого предписания и не усмотрел оснований для признания его недействительным.
При постановке таких выводов суд обоснованно исходил из следующего.
Из обстоятельств дела усматривается, что между Министерством образования и молодежной политики Свердловской области и администрацией Асбестовского городского округа заключено соглашение от 13 марта 2020 N 786 о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на осуществление в пределах полномочий муниципальных районов, городских округов мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, в 2020 году и плановом периоде 2021 и 2022 годов.
Согласно пункту 2.1 Соглашения первоначально общий объем бюджетных ассигноваций, предусматриваемых в бюджете Асбестовского городского округа на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия в 2020 году, составляет 36 717 500 рублей, в том числе средства областного бюджета 21 317 500 рублей (п. 2.2. Соглашения).
Постановлением Администрации Асбестовского городского округа от 27.04.2020 N 266-ПА утвержден Порядок расходования в 2020 году целевых средств областного бюджета, предоставленных в форме субсидий бюджету Асбестовского городского округа на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, и средств бюджета Асбестовского городского округа, выделенных на условиях софинансирования.
Пунктом 4 постановления Администрации oт 27.04.2020 N 266-ПА установлен объем средств, предусмотренных в 2020 году на реализацию мероприятия 3 "Организация отдыха и оздоровления детей и подростков" подпрограммы 3 "Развитие системы дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей в Асбестовском городском округе" муниципальной программы Развитие системы образования в Асбестовском городском округе до 2024 года", утвержденной постановлением администрации Асбестовского городского округа от 04.12.2013 N 766-ПА (с изменениями) в сумме 36717 500 рублей, в том числе: за счет целевых средств областною бюджета, предоставленных в форме субсидий бюджету Асбестовского городского округа на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время - 21 317 500 рублей; средства бюджета Асбестовского городского округа, выделенные на условиях софинансирования - 15 400 000 рублей.
Согласно пункту 4 Порядка целевые средства областного бюджета и средства бюджета Асбестовского городского округа направляются в 2020 году на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время: в условиях детских санаториев и санаторных оздоровительных лагерей круглогодичного действия не менее 365 человек, из них детей, находящихся н трудной жизненной ситуации, не менее 3 человек, в том числе в санаторно-курортных организациях, расположенных на побережье Черного моря ("Поезд здоровья") 40 человек, из них детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 4 человека; в условиях загородных оздоровительных лагерей не менее 1295 человек, из них детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не менее 130 человек; в условиях оздоровительных лагерей дневного пребывания не менее 1150 человек, из них детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не менее 115 человек; другим формам отдыха не менее 3 954 человек, из них детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не менее 306 человек.
В соответствии с пунктом 5 Порядка целевые средства областного бюджета, предоставленные бюджету Асбестовского городского округа в форме субсидий, направляются на осуществление расходов местного бюджета и (или) возмещение затрат, произведенных за счет средств местного бюджета, связанных с организацией отдыха детей в каникулярное время в санаторно-курортных организациях (санаториях санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия), в загородных оздоровительных лагерях, в лагерях дневного пребывания, исходя из следующих расходов на одного ребенка:
- 100 процентов на оплату путевок в пределах 100-процентой средней стоимости путевок в детские санатории и санаторно-оздоровительные лагеря круглогодичного действия всем категориям детей, имеющим заключение учреждения здравоохранения о величине медицинских показаний для санаторно-курортного лечения,
- 10 процентов от общего количества путевок на оплату путевок в пределах 100 процентов средней стоимости путевок в оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей, в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря круглогодичного действия и работающие в летний период следующим категориям детей: детям, оставшимся без попечения родителей (лицам в возрасте до IX лет); детям, вернувшимся из воспитательных колоний и специальных учреждений закрытого типа; детям из многодетных семей; детям безработных родителей; детям, получающим пенсию по случаю потери кормильца; детям работников организаций всех форм собственности, совокупный доход семьи которых ниже прожиточного минимума, установленного в Свердловской области;
- 20 процентов от общего количества путевок на оплату путевок в пределах 90-проценгой средней стоимости путевки в оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря для детей круглогодичного действия и работающие в летний период, родители которых работают в государственных и муниципальных учреждениях,
- 70 процентов от общего количества путевок на оплату путевок в пределах 80-процентой средней стоимости путевки в оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей, в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря для детей круглогодичного действия и работающие в летний период всех остальных учреждений и предприятий:
- на приобретение путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на побережье Черного моря, в рамках проекта "11оезд "Здоровье" в количестве, установленном в Соглашении и пунктом 2 настоящего Порядка. В соответствии с пунктом 8 и Приложением 1 к Порядку стоимость путевки в загородные оздоровительные лагеря, в пределах которой оплата ее стоимости осуществляется за счет предоставляемых субсидий, и средств Асбестовского городского округа, выделенных на условиях софинансирования, составляет 18 013,00 рубля.
Начальником Управления образованием Асбестовского городского утверждено муниципальное задание МАУ "ДЗОЛ "Заря" на 2020 год плановые 2021-2022 годы.
Согласно пункту 3.2. представленного муниципального задания объем муниципальной услуги "Организация отдыха и оздоровления детей и молодежи" на 2020 год составлял 1295 человек, что соответствует пункту 4 Порядка. Таким образом, исходя из положений пунктов 4, 5 и 8 Порядка, первоначальный суммарный объем средств областного бюджета и бюджета Асбестовского городского округ, направляемых в 2020 году на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время в МАУ "ДЗОЛ "Заря", составлял 19 598 144 рубля.
Управлением образования Асбестовского городского округа заключено Соглашение с Муниципальным автономным учреждением "Детский оздоровительный лагерь "Заря" от 09.01.2020 о предоставлении субсидии из бюджета Асбестовского городского округа бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).
Согласно пункту 2.2. указанного Соглашения (с учетом дополнительного соглашения от 12.05.2020 года) общий объем субсидии на обеспечение полномочий по организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время в загородных оздоровительных лагерях составляет 19 598 144,00 рубля, из них: за счет средств местного бюджета 9 705 692 рубля; за счет областного бюджета 9 892 452 рубля.
Стоимость путевки в сумме 18 013 рублей, в пределах которой оплата ее стоимости осуществляется за счет предоставляемых субсидий, и средств Асбестовского городского округа, выделенных на условиях софинансирования, установлена из расчета смены продолжительностью 21 день. Фактически в связи с распространением новой коронавируспой инфекции в 2020 году в МАУ "ДЗОЛ "Заря" организовано четыре смены по 14 дней в период летних каникул и две смены но 10 дней в осенние и зимние каникулы. В связи с чем, постановлением Управления образованием Асбестовского Городского округа от 31.05.2020 N 24 утверждена средняя стоимость путевок: за смену 14 дней в размере 12 010 рублей, за смену 10 дней в размере 8 580 рублей.
Также был скорректирован показатель результативности использования субсидии - объем предоставляемой МАУ "ДЗОЛ "Заря" муниципальной услуги по организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время с 1295 человек до 840 человек (п. 1.2. постановления администрации Асбестовского городского округа от 11.12.2020 N 687-ПА "О внесении изменений в постановление Администрации Асбестовского городского округа от 24.04.2020 N 266-ПА "Об утверждении Порядка расходования в 2020 году целевых средств областного бюджета, предоставленных в форме субсидий бюджету Асбестовского городского округа на организацию отдыха и оздоровление детей в каникулярное время, и средств бюджета Асбестовского городского округа, выделенных на условиях софинансирования").
В связи с чем, в соответствии с дополнительными соглашениями N 1 от 09.09.2020, N 2 от 19.11.2020, N 3 от 25.12.2020 к Соглашению от 13 марта 2020 N 786, дополнительными соглашениями от 20.10.2020, от 01.12.2020, от 21.12.2020 к Соглашению с Муниципальным автономным учреждением "Детский оздоровительный лагерь "Заря" от 09.01.2020 года о предоставлении субсидии из бюджета Асбестовского городского округа бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) объем субсидии МАУ "ДЗОЛ "Заря" на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время был уменьшен в соответствии с фактическим объемом оказанной муниципальной услуги и составил 10 208 636,76 рубля, из них: средства бюджета Асбестовского городского округа в сумме 5 730 120,76 рублей; средства областного бюджета 4 478 516 рублей.
В соответствии с письмом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 23.09.2020 N 02-01-81/10708 "О необходимости возврата неиспользованных средств областного бюджета", направленным в адрес главы Асбестовского городского округа в связи с корректировкой целевых показателей охвата отдыхом детей в каникулярное время и использованных средств областного бюджета, предоставленных в виде субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования на организацию отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, заявками на возврат N 7, N 8, N 9 от 22.09.2020, N 10 от 23.09.2020, N 11, N 12, N13 от 04.12.2020. Управлением образованием Асбестовского городского округа (главный распорядитель, осуществляющий функции и полномочия учредителя МАУ "ДЗОЛ "Заря") организован возврат неиспользованной части субсидии, полученной в соответствии с соглашением N 786 от 13.03.2020, на общую сумму 16 584 096,50 рубля. Объем средств областного бюджета и бюджета Асбестовского городского округа направляемых в 2020 году МАУ "ДЗОЛ "Заря" на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время напрямую зависел от фактического объема оказанной муниципальной услуги.
Согласно примечаниям к Приложению 1 к Порядку от 27.04.2020 N 266-ПА в стоимость путевки по организации отдыха и оздоровления детей в 2020 году в Асбестовском городском округе включены расходы на питание, лечение, страхование и культурное обслуживание детей, расходы на оплату труда и хозяйственные расходы, а также стоимость транспортных расходов по перевозке детей в загородный оздоровительный лагерь и обратно.
Согласно пункту 6 Порядка от 27.04.2020 N 266-ПА средства субсидий также могут быть направлены на осуществление расходов местного бюджета и (или) возмещение затрат, произведенных за счет средств местного бюджета, связанных с проведением акарицидной обработки, энтомологического контроля территорий муниципальных организаций отдыха и оздоровления детей и прилегающих к ним зон, обеспечение муниципальных Организаций отдыха и оздоровления детей пищевой аскорбиновой кислотой и дезинфекционными средствами; проведение бактериологического, паразитологического и вирусологического обследования персонала, направляемого для работы в муниципальные организации отдыха и оздоровления детей, а так же в лагерях с дневным пребыванием детей; проведение лабораторных исследований качества питьевой воды водоемов, бассейнов, пиши на микробиологические показатели в муниципальных организациях отдыха и оздоровления детей, а так же в лагерях с дневным пребыванием детей; на оплату труда персонала муниципальных загородных оздоровительных лагерей, работающего в режиме постоянного пребывания в указанных организациях в течение смены в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV); на приобретение устройств (средств) дезинфекции и медицинского контроля для муниципальных организаций отдыха детей и их оздоровления в целях профилактики и устранения последствий распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), проведение у персонала муниципальных организаций отдыха детей и их оздоровления тестирования методом полимеразной цепной реакции на наличие вируса COVID-19 и иммуноферментного анализа на наличие антител к вирусу COVID-19.
Таким образом, как верно отметил суд первой инстанции, Порядком от 27.04.2020 N 266-ПА не предусмотрено направление целевых средств областного и местного бюджетов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работникам МАУ "ДЗОЛ "Заря" в периоды за пределами установленных смен отдыха и оздоровления детей в каникулярное время.
В соответствии с пунктом 11 Порядка от 27.04 2020 N 266-ПА средства областного бюджета, предоставленные в форме субсидий, и средства бюджета Асбестовского городского округа носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели.
Вместе с тем, в ходе контрольного мероприятия установлено, что в 2020 году в МАУ "ДЗОЛ "Заря" в целях выполнения муниципального задания в части муниципальной услуги "Организация отдыха детей и молодежи" организовано шесть смен: со 2 июля 2020 г. по 15 июля 2020 года; с 17 июля 2020 года по 30 июля 2020 года; с 1 августа 2020 года по 14 августа 2020 года; с 16 августа 2020 года по 29 августа 2020 года; с 30 октября 2020 года по 8 ноября 2020 года; с 30 декабря 2020 года по 8 января 2021 года. При этом расходы на оплату труда основного персонала МАУ "ДЗОЛ "Заря" и начисления на выплаты по оплате труда за май 2020 года и июнь 2020 года не имеют отношения к муниципальной услуге "Организация отдыха детей и молодежи", фактическое выполнение которой осуществлялось в указанные периоды времени в течение организованных смен отдыха в каникулярное время в 2020 году.
Указанное позволило заинтересованному лицу прийти к выводу, что заявителем допущено направление средств субсидии, предоставленной МАУ "ДЗОЛ "Заря" на финансовое обеспечение мероприятия "Организация отдыха и оздоровления детей и подростков" подпрограммы "Развитие системы дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей в Асбестовском городском округе" муниципальной программы "Развитие системы образования в Асбестовском городском округе до 2024 года", на цели, не связанные с финансовым обеспечением муниципального задания, а именно: оплату труда основного персонала МАУ "ДЗОЛ "Заря" и начисления на выплаты по оплате труда за май 2020 года и июнь 2020 года в обшей сумме 1566 714,78 рубля является фактически нецелевым использованием бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 11 Порядка от 27.04.2021 N 266-ПА средства областного бюджета, предоставленные в форме субсидий и средства бюджета Асбестовского городского округа, выделенные на условиях софинансирования, носят целевой характер и не могут быть использованы на иные цели.
Расходы на питание сотрудников, медицинского персонала, педагогического состава, а также охраны МАУ "ДЗОЛ "Заря" не относятся к выполнению муниципальной услуги по организации отдыха и оздоровления детей и не предусмотрены указанными выше нормативными правовыми актами.
Проверяя довод заявителя, что оплата по организации питания штатных сотрудников МАУ "ДЗОЛ "Заря" в общей сумме 1 210 354,72 рубля, в период летней оздоровительной кампании 2020 г. произведена, в том числе, за счет средств от приносящей доход деятельности, суд первой инстанции из представленных в дело первичных учетных документов - счетов на оплату, выставленных ООО "Комбинат общественного питания", установил, что оплата расходов на питание сотрудников, медицинского персонала, педагогического состава, а также охраны МАУ "ДЗОЛ "Заря" в сумме 1 210 354,72 рубля произведена исключительно за счет целевых средств областного и местного бюджетов. В связи с чем признал оплату услуг по организации питания сотрудников, медицинского персонала, педагогического персонала, а также охраны МАУ "ДЗОЛ "Заря" в общей сумме 1 210 354,72 рубля нецелевым использованием средств субсидии на выполнение муниципального задания.
Отклоняя довод заявителя о необоснованности выводов Счетной палаты, основанных на меню-требованиях, которые составляются ООО "Комбинат Общественного Питания", являющегося исполнителем услуги по организации питания в МАУ "ДЗОЛ "Заря" в период летней оздоровительной кампании 2020", суд первой инстанции правомерно учел, что представленные к контрольному мероприятию меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) соответствуют Приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению", подписаны и утверждены директором МАУ "ДЗОЛ "Заря".
Подробно проанализировав представленные меню-требования (ф. 0504202), акты о приемке выполненных работ (оказанных услуг) и счета на оплату, приказы директора МАУ "ДЗОЛ "Заря", Счетной палатой произведен расчет стоимости питания детей по путевкам, оплаченным по муниципальному заданию, в период с первой по третью смены, в результате чего установлено, что сумма, оплаченная МАУ "ДЗОЛ "Заря" за счет средств субсидии за организацию питания детей сверх численности, установленной в муниципальном задании, составила 3 882 569,99 рубля. Таким образом, оплата МАУ "ДЗОЛ "Заря" за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания услуг по организации питания детей сверх численности, установленной в муниципальном задании в сумме 3 882 569,99 руб. обоснованно признана нецелевым использованием средств субсидии на выполнение муниципального метания.
Суд первой инстанции расчет, произведенный Счетной палатой, в части нецелевого использования средств областного и местного бюджета в сумме 3 882 569,99 руб. признал документально подтвержденным первичными учетными документами и обоснованным нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления субсидии МАУ "ДЗОЛ "Заря".
Иного суду апелляционной инстанции в порядке ст. 65 АПК РФ не доказано.
Суд апелляционной инстанции также считает обоснованным отклонение судом первой интенции довода заявителя об отсутствии в резолютивной части предписания указания на сумму, подлежащую возмещению, с указанием на соответствующий бюджет.
Суд первой инстанции при оценке указанного довода правомерно учел, что в соответствии с установленной пунктом 4.11 Стандарта внешнего муниципального финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия", утвержденного распоряжением председателя Счетной палаты от 15.07.2016 N 26, формой предписания, в описательной части предписания N 87 от 05.03.2022 отражены факты нарушений, установленные по результатам проведенного Счетной палатой контрольного мероприятия, а также суммы нецелевого использования бюджетных средств и источник произведенных расходов. Несоответствие предписания требованиям нормативных актов по форме и содержанию судом не установлено.
Проверяя довод заявителя о двойном возмещении ущерба, что, по его мнению, следует из пунктов 2 и 3 оспариваемого предписания, суд правомерно отметил, что в пункте 2 предписания N 87 от 05.03.2022 речь идет о нецелевом использовании бюджетных средств в связи с неправомерной оплатой за счет средств субсидии питания сотрудников, а в пункте 3 предписания о нецелевом использовании бюджетных средств, неправомерно направленных на оплату питания детей сверх численности, установленной в муниципальном задании.
Денежные средства, поступающие МАУ "ДЗОЛ "Заря" за реализованные сверх муниципального задания путевки, относятся к приносящей доход деятельности учреждения. Кроме того, в ходе контрольного мероприятия установлено, что при начислении заработной платы работникам МАУ "ДЗОЛ "Заря" производится удержание за предоставленное питание, что также является приносящей доход деятельностью. Следовательно, расходы МАУ "ДЗОЛ "Заря" на оплату питания сотрудников и детей сверх численности, установленной в муниципальном задании, должны были производиться исключительно за счет приносящей доход деятельности учреждения.
В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса РФ направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств, признается нецелевым использованием бюджетных средств. При этом Бюджетным кодексом РФ зачеты произведенных расходов между бюджетными и внебюджетными источниками не предусмотрены.
Довод заявителя о том, что расходы на оплату труда основного персонала в период подготовки МАУ "ДЗОЛ "Заря" к приему детей правомерно произведены за счет предоставленной субсидии, также признан несостоятельным, поскольку в соответствии с пунктом 2 Порядка, утвержденного Постановлением Управления образованием Асбестовского городского округа от 09.01.2020 N 5, целевая субсидия Муниципальному автономному учреждению "Детский загородный оздоровительный лагерь "Заря", предоставленная из бюджета Асбестовского городского округа в 2020 году, направляется на подготовку загородного лагеря к оздоровительной кампании в объеме 6 940 600,00 рублей.
При этом, в соответствии с пунктом 3 Порядка объем затрат на подготовку загородного лагеря к оздоровительной кампании в 2020 году определяется исходя из перечня расходов, которые напрямую не относятся к нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием муниципальной услуги Муниципальным автономным учреждением "Детский загородный оздоровительный лагерь "Заря" в 2020 году: оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда работников учреждения, которые не принимают непосредственного участия в оказании муниципальной услуги (отдых, оздоровление детей и подростков) и заняты круглогодично подготовкой загородного лагеря к зимней, весенней, летней и осенней оздоровительной кампании, в сумме 4 759 700,00 рублей; на оплату услуг связи 16 054,00 рубля; на оплату коммунальных услуг в сумме 1 979 714,00 рубля; увеличение стоимости прочих оборотных запасов (хозяйственные товары) - 185 132,00 рубля.
Таким образом, расходы на оплату труда работников МАУ "ДЗОЛ "Заря" в период подготовки лагеря к оздоровительной кампании производятся за счет предоставляемой из бюджета Асбестовского городского округа субсидии на иные цели.
Согласование начальником Управления образованием Асбестовского городского округа изменений в план финансово-хозяйственной деятельности в части выплаты за счет субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания заработной платы сотрудникам МАУ "ДЗОЛ "Заря" за май и июнь не является подтверждением правомерности произведенных расходов.
Учитывая, что в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Управления образованием Асбестовского городского округа от 09.01.2020 N 5, расходы на выплату заработной платы в период подготовки загородного лагеря к оздоровительной кампании производятся за счет субсидии на иные цели, утверждение директором МАУ "ДЗОЛ "Заря" И.Е. Аристовой и согласование начальником Управления образованием Асбестовского городского округа С.А. Валеевой изменений в план финансово-хозяйственной деятельности МАУ "ДЗОЛ "Заря" на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов в части увеличения расходов по коду дополнительной бюджетной классификации 906.5.174 на выплаты персоналу в сумме 1 566 714,78 рубля имеют признаки превышения должностных полномочий, о чем указано в пункте 1 предписания N 87 от 05.03.2022 года.
Ссылаясь на положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", постановления Пленуме ВАС РФ, приказы и письма Министерства финансов Российской Федерации, постановление администрации Асбестовского городского округа от 27.04.2020 N 266-ПА "Об утверждении Порядка расходования в 2020 году целевых средств областного бюджета, предоставленных в форме субсидий бюджету Асбестовского городского округа на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, и средств бюджета Асбестовского городского округа, выделенных на условиях софииансирования", заявитель не учитывает, что ни в одном из указанных законодательных актов не предусмотрено отвлечение средств субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение муниципального задания, на оплату расходов, которые не связаны с его выполнением, в рамках внутреннего заимствования средств между видами финансового обеспечения деятельности учреждения.
Кроме того, как обоснованно отметил суд первой инстанции, расходование МАУ "ДЗОЛ "Заря" субсидии на муниципальное задание в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности на 2020 год само по себе не свидетельствует о целевом использовании бюджетных средств.
Счетной палатой в ходе контрольного мероприятия установлено, что МАУ ДЗОЛ "Заря" в план финансово-хозяйственной деятельности на 2020 год при планировании расходов за счет средств субсидии на муниципальное задание по осуществлению полномочий по организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время (код дополнительной бюджетной классификации 906.5.174) неправомерно включены расходы на оплату труда основного персонала МАУ ДЗОЛ "Заря" и начисления на выплаты по оплате труда за май 2020 года и июнь 2020 года в общей сумме 1 566 714,78 рубля, поскольку данные расходы не имеют отношения к оказанию муниципальной услуги по организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время.
В соответствии с Порядком определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели Муниципальному автономному учреждению "Детский загородный оздоровительный лагерь "Заря" на подготовку загородного лагеря к оздоровительной кампании, в 2020 году, утвержденным постановлением Управления образованием Асбестовского городского округа от 09.01.2020 N 5, оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда работников учреждения, которые не принимают непосредственного участия в оказании муниципальной услуги (отдых, оздоровление детей и подростков) и заняты круглогодично подготовкой загородного лагеря к зимней, весенней, летней и осенней оздоровительной кампании, осуществляется за счет субсидии на иные цели.
Присвоение МАУ "ДЗОЛ "Заря" ОКВЭД 55.90 "Деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания" также не является обоснованием правомерности произведенных расходов на оплату труда основного персонала МАУ ДЗОЛ "Заря" и начисления на выплаты по оплате труда за май 2020 года и июнь 2020 года в общей сумме 1 566 714,78 руб., не имеющих отношения к оказанию муниципальной услуги.
В целях финансирования организации экономической деятельности по ОКВЭД 55.90 "Деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания" Порядком предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, на осуществление мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2019 N 920-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие системы образования и реализации молодежной политики в Свердловской области до 2025 года" и Порядком расходования в 2020 году целевых средств областного бюджета, предоставленных в форме субсидий бюджету Асбестовского городского округа на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, и средств бюджета Асбестовского городского округа, выделенных на условиях софинансирования, утвержденным постановлением администрации Асбестовского городского округа от 27,04.2020 N 266-ПА (с изменениями от 11.12.2020 N 687-ПА), предусмотрены направления средств субсидии на оплату труда персонала муниципальных загородных оздоровительных лагерей, работающего в режиме постоянного пребывания в указанных организациях в течение смены в связи с пандемией новой коронавирусиой инфекции (2019-nCoV).
Таким образом, суд верно указал, что расходы на оплату труда основного персонала МАУ "ДЗОЛ "Заря" и начисления на выплаты по оплате труда за май 2020 года и июнь 2020 года в общей сумме 1 566 714,78 руб., произведенные за пределами периода выполнения муниципального задания (смен оздоровительной кампании), отношения к виду экономической деятельности 55.90 "Деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания" не имеют.
Кроме того, в ходе контрольного мероприятия Счетной палатой были установлены нарушения Порядка формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений Асбестовского городского округа и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, утвержденного постановлением администрации Асбестовского городского округа от 20.09.2016 N 514-ПА, при расчете нормативных затрат, непосредственно связанных с выполнением муниципальной услуги "Организация отдыха детей и молодежи" (страница 18 акта контрольного мероприятия).
Также в нарушение пункта 7 Порядка формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений Асбестовского городского округа и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, утвержденного постановлением администрации Асбестовского городского округа Свердловской области от 20.09.2016 N 514-ПА, в 2020 году Управлением образования Асбестовского городского округа не обеспечено утверждение нового муниципального задания с соответствующим сокращением количественных показателей объема муниципальной услуги и последующим сокращением объема субсидии на финансовое обеспечение выполнении муниципального задания.
Согласно пункту 3.2. утвержденного начальником Управления образованием Асбестовского городского округа муниципального задания МАУ "ДЗОЛ "Заря" на 2020 год плановые 2021-2022 годы объем муниципальной услуги "Организация отдыха и оздоровления детей и молодежи" на 2020 год составляет 1295 человек.
Учитывая, что фактический объем оказанной в 2020 году муниципальной услуги составил 840 человек, при отсутствии внесенных учредителем изменений в муниципальное задание МАУ "ДЗОЛ "Заря" на 2020 год, плановые 2021-2022 годы, утверждение истцом, что муниципальное задание выполнено "в полном объеме", суд правомерно признал не соответствующим действительности.
Суд также правомерно отметил, что вопреки позиции заявителя, счета на оплату, как и акты о приемке выполненных работ (оказанных услуг), на основании которых они выставлены, содержат подробную информацию о том, за кого МАУ "ДЗОЛ "Заря" производило оплату за питание.
Оценив представленные в дело платежные поручения по правилам ст. 71 АПК РФ, суд обоснованно заключил, что оплата услуг по организации питания, помимо питания детей, включает в себя питание сотрудников, медицинского персонала, педагогического состава, а также охраны МАУ "ДЗОЛ "Заря". При этом, расходы на питание сотрудников, медицинского персонала, педагогического состава, а также охраны МАУ "ДЗОЛ "Заря" не относятся к выполнению муниципальной услуги по организации отдыха и оздоровления детей и не предусмотрены указанными выше нормативными правовыми актами.
Контрольные действия Счетной палаты осуществлялись в соответствии темой контрольного мероприятия и полномочиями Счетной палаты в отношении расходов, произведенных МАУ "ДЗОЛ "Заря" на реализацию мероприятия "Организация отдыха и оздоровления детей и подростков" "Организация отдыха и оздоровления детей и подростков" подпрограммы 3 "Развитие системы дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей в Асбестовском городском округе" муниципальной программы "Развитие системы образования в Асбестовском городском округе до 2024 года", за счет предоставленной в 2020 году из бюджета Асбестовского городского округа субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания в сумме 12 010,00 тыс. рублей, в том числе: 6 279,9 тыс. рублей - средства областного бюджета; 5 730,1 тыс. рублей - средства местного бюджета.
Бюджетным законодательством Российской Федерации не предусмотрено отвлечение средств субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение муниципального задания, на оплату расходов, которые не связаны с его выполнением, в рамках внутреннего заимствования средств между видами финансового обеспечения деятельности учреждения. В ходе осуществления муниципальным учреждением финансово-хозяйственной деятельности не предусмотрены зачеты произведенных расходов между бюджетными и внебюджетными источниками. Расходование средств субсидий на финансовое обеспечение выполнения задания муниципальным учреждением на оплату товаров, работ, услуг, приобретаемых для приносящей доход деятельности, является нецелевым использованием средств.
По вопросу о нецелевом использовании средств субсидии на выполнение муниципального задания услуг по организации питания детей сверх численности, установленной в муниципальном задании в сумме 3 882 569,99 руб. суд также обратил внимание, что при оплате услуг организации питания количество детей, за которых произведена оплата питания за счет субсидии на муниципальное задание, превышает не только количество детей в рамках муниципального задания, но и общее количество детей, закрепленных за отрядами в соответствии с приказами директора МАУ "ДЗОЛ "Заря".
Субсидии, предоставленные в 2020 году из областного бюджета на осуществление мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, учтены в составе безвозмездных поступлений в Своде доходов Асбестовского городского округа, утвержденном решением Думы Асбестовского городского округа от 26.12.2019 N 30/1 "О бюджете Асбестовского городского округа на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов".
Также этим решением Думы Асбестовского городского округа за счет предоставленных субсидий утверждены бюджетные ассигнования главному распорядителю бюджетных средств - Управлению образованием Асбестовского городского округа по подразделу 0707 "Молодежная политика", целевой статье 0130545600 "Осуществление мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья" виду расходов 620 "Субсидии автономным учреждениям".
Таким образом, проверка Счетной палатой законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств субсидии, предоставленной из областного бюджета, относится к полномочиям Счетной палаты.
В процессе внешней проверки бюджетной отчетности, ежегодно проводимой Счетной палатой в рамках проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Асбестовского городского округа, осуществляется оценка полноты и достоверности сведений, представленных в бюджетной отчетности. Счетной палатой на основании плана работы Счетной палаты Асбестовского городского округа на 2021 год, утвержденного распоряжением председателя Счетной палаты Асбестовского городского 25.12.2020 N 53 (с изменениями от 12.08.2021 N 33), распоряжения председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа о проведении контрольного мероприятия от 20.12.2021 N 482 проведено контрольное мероприятие "Проверка законности и результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств Асбестовского городского округа, направленных на финансовое обеспечение мероприятия "Организация отдыха и оздоровления детей и подростков" подпрограммы 3 "Развитие системы дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей в Асбестовском городском округе" муниципальной программы "Развитие системы образования в Асбестовском городском округе до 2024 года" в отношении Управления образованием, как главного распорядителя бюджетных средств, осуществляющего функции и полномочия учредителя (акт контрольного мероприятия от 22 февраля 2022 года).
Как верно отметил суд первой инстанции, в указанный акт контрольного мероприятия включены все выводы, изложенные в акте по результатам контрольного мероприятия "Проверка законности и результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств Асбестовского городского округа, направленных на финансовое обеспечение мероприятия "Организация отдыха и оздоровления детей и подростков" подпрограммы 3 "Развитие системы дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей в Асбестовском городском округе" муниципальной программы "Развитие системы образования в Асбестовском городском округе до 2024 года" от 22 февраля 2022 года, в отношении МАУ "ДЗОЛ "Заря".
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, применив нормы материального права, суд апелляционной инстанции также пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным органом, соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы учреждения, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Приведенный в жалобе довод о том, что в ходе контрольного мероприятия установлено, что в 2020 году в МАУ "ДЗОЛ "Заря" в целях выполнения муниципального задания в части муниципальной услуги "Организация отдыха детей и молодежи" организовано шесть смен, однако не был учтен период с 16 августа 2020 года по 29 августа 2020 года; с 30 октября 2020 года по 8 ноября 2020 года; с 30 декабря 2020 года по 8 января 2021 года, апелляционный суд признает несостоятельным, поскольку в соответствии с планом работы Счетной палаты Асбестовского городского округа на 2021 год, утвержденного распоряжением председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа от 25.12.2020 N 53 (с изменениями от 12.08.2021 N 33) и распоряжением председателя Счетной палаты Асбестовского городского округа о проведении контрольного мероприятия от 20.12.2021 N 483 проверяемый период деятельности МАУ "ДЗОЛ "Заря" в рамках контрольного мероприятия с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года.
Отклоняя довод жалобы, что выводы суда первой инстанции об отсутствии сведений об исполнении МАУ "ДЗОЛ "Заря" муниципального задания в полном объеме опровергаются материалами дела и не соответствуют действительности, апелляционный суд отмечает, что в Заключении Счетной палаты по итогам финансово-экономической экспертизы проекта постановления администрации Асбестовского городского округа "О внесении изменений в муниципальную программу "Развитие системы образования в Асбестовском городском округе до 2024 года", утвержденном постановлением администрации Асбестовского городского округа от 04.12.2013 N 766-ПА (в редакции от 19.11.2020 N 636-ПА), речь идёт об изменении целевого показателя реализации муниципальной программы "Развитие системы образования в Асбестовском городском округе до 2024 года", который характеризует долю детей, получивших услуги по организации отдыха и оздоровления детей, в том числе лагерях дневного пребывания (школьных лагерях), загородном лагере, санаторно-курортных учреждениях, в общей численности детей.
В ходе контрольного мероприятия установлено, что в нарушение пункта 7 Порядка формирования муниципального задания в отношении муниципальных учреждений Асбестовского городского округа и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, утвержденного постановлением администрации Асбестовского городского округа Свердловской области от 20.09.2016 N 514-ПА, в 2020 году Управлением образованием Асбестовского городского округа не обеспечено утверждение нового муниципального задания с соответствующим сокращением количественных показателей объема муниципальной услуги и последующим сокращением объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
Согласно пункту 3.2. утвержденного начальником Управления образованием Асбестовского городского округа муниципального задания МАУ "ДЗОЛ "Заря" на 2020 год, плановые 2021-2022 годы объем муниципальной услуги "Организация отдыха и оздоровления детей и молодежи" на 2020 год составляет 1295 человек.
Принимая во внимание, что фактический объем оказанной в 2020 году муниципальной услуги составил 840 человек, при отсутствии внесенных учредителем изменений в муниципальное задание МАУ "ДЗОЛ "Заря" на 2020 год, плановые 2021-2022 годы, утверждение заявителя, что муниципальное задание выполнено "в полном объеме", не соответствует действительности.
Ссылку заявителя на то, что само по себе неправильное отражение в бухгалтерском учете расходов бюджетных средств при том, что они израсходованы в соответствии с соглашением по смыслу п.1 ст.306.4 БК РФ не должно рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств, суд также признает несостоятельной, поскольку вывод Счетной палаты о нецелевом использовании МАУ "ДЗОЛ "Заря" основан не на "неправильном отражении в бухгалтерском учете расходов бюджетных средств", а на нарушении пункта 6 Порядка расходования в 2020 году целевых средств областного бюджета, предоставленных в форме субсидий бюджету Асбестовского городского округа на организацию отдыха и оздоровления детей в каникулярное время, и средств бюджета Асбестовского городского округа, выделенных на условиях софинансирования, утвержденного постановлением администрации Асбестовского городского округа от 27.04.2020 N 266-ПА (с изменениями от 11.12.2020 N 687-ПА), которым установлены направления осуществления расходов за счет предоставленной субсидии.
Проверив доводы жалобы о том, что заинтересованное лицо квалифицирует как нецелевое использование бюджетных средств бухгалтерскую ошибку, которая выглядит следующим образом: в бухгалтерской отчетности были допущены ошибки в корреспонденции счетов бухгалтерского учета в разрезе источников финансирования, неверно разнесены суммы в разрезе расходов источника финансированбия и КВР; в ходе работы по выявленным ошибкам в бухгалтерском учете откорректированы корреспонденции счетов в разрезе источников финансирования, откорректированы источники финансирования данные в бухгалтерской отчетности, как ошибки прошлых лет; в результате корректировки за отчетный период показатели на конец отчетного года не изменились, суд не усматривает оснований для их принятия в силу следующего.
Распоряжением Управления образованием Асбестовского городского округа от 09.01.2020 N 1 утвержден Перечень дополнительной бюджетной классификации субсидий на выполнение муниципального задания, субсидий на иные цели и приносящей доход деятельности по Управлению образованием Асбестовского городского округа на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, согласно которому присвоена дополнительная бюджетная классификация: 906.5.174, 906.5.278.
Объем предоставленной субсидии на выполнение муниципального задания МАУ "ДЗОЛ "Заря" в части предмета контрольного мероприятия за счет всех источников финансирования составил 10 208 636,76 рублей.
Вывод Счетной палаты о нецелевом использовании МАУ "ДЗОЛ "Заря" средств субсидии основан не на допущенных Учреждением ошибках в корреспонденции счетов бухгалтерского учета в разрезе источников финансирования, а на представленных к контрольному мероприятию платежных документах (платежных поручениях), в которых отражены источники финансирования расходов, в последствии признанных нецелевым использованием бюджетных средств (приложение 29 к отзыву Счетной палаты на исковое заявление от 11.05.2022 N 179).
Как указывает Счетная палата, корректировка по результатам контрольного мероприятия в бухгалтерском учете МАУ "ДЗОЛ "Заря" корреспонденции счетов в разрезе источников финансирования - КФО 4 "Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания и КФО 2 "Приносящая иной доход деятельность", является доказательством признания Заявителем, что произведенные им расходы, осуществлены за счет несоответствующего источника, а именно, что расходы по иной приносящей доход деятельность неправомерно произведены МАУ "ДЗОЛ "Заря" за счет субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания.
Вместе с тем, внесение в бухгалтерском учете МАУ "ДЗОЛ "Заря" исправлений ошибок прошлых лет само по себе не отменяет факта того, за счет какого источника были произведены указанные расходы.
Довод жалобы, что бюджетное учреждение не является участником бюджетного процесса, а субсидия, поступившая учреждению, не является средствами бюджета, к указанным средствам не могут применяться нормы бюджетного законодательства Российской Федерации о нецелевом использовании бюджетных средств, также отклонен как основанный на неверном толковании п. 1 ст. 306.4 БК РФ, ст. 15.14 КоАП РФ, по смыслу которых использование автономным учреждением средств субсидии из бюджета бюджетной системы Российской Федерации (предоставленной на обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания) на цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания, является нецелевым использованием бюджетных средств.
В дополнениях к апелляционной жалобе заявитель также приводит довод, что судом не были проверены обстоятельства правомерности проведения контрольного мероприятия, соблюдение сроков его проведения, которые были нарушены. Считает, что контрольное мероприятие проведено в нарушение пункта 2.2 Общих правил проведения контрольного мероприятия - за пределами срока его проведения (должно быть проведено до 31 декабря 2021 г.). Акт по результатам контрольного мероприятия от 22 февраля 2022 г. также составлен как в нарушении п. 2.2 Общих правил проведения контрольного мероприятия, так и в нарушение сроков контрольного мероприятия, установленных Распоряжением о проведении контрольного мероприятия N 483 от 20.12.2021 г., Распоряжение о продлении срока проведения контрольного мероприятия не вынесено. Нарушения, связанные с неправомерным изменением сроков проведения контрольного мероприятия, выходом за пределы проверяемого периода считает существенным, влекущим признание проведенной проверки и выданного на ее основе предписания N 87 от 05.03.2022 незаконными.
Указанные доводы проверены апелляционным судом и отклонены.
Судом установлено, что истцом в период проведения контрольного мероприятия и в суде первой инстанции сроки проведения контрольного мероприятия не оспаривались.
В силу специфики организации и проведения Счетной палатой контрольных мероприятий в графе "Срок исполнения" Плана работы Счетной палаты отражаются периоды подготовительного и начала основного этапа контрольного мероприятия.
Директор МАУ "ДЗОЛ "Заря" И.Е. Аристова надлежащим образом была уведомлена о сроке проведения основного этапа контрольного мероприятия.
Фактически основной этап контрольного мероприятия окончен лицом, ответственным за проведение контрольного мероприятия 28 января 2022 года. Акт по результатам контрольного мероприятия оформлен 22 февраля 2022 года. Указанный акт вручен лично под роспись директору МАУ "ДЗОЛ "Заря" И.Е. Аристовой 22 февраля 2022 года.
В период проведения контрольного мероприятия контрольные действия осуществлялись ответственным лицом по месту нахождения Счетной палаты на основании документов, представленных МАУ "ДЗОЛ "Заря", то есть путем проведения камеральной проверки. При проведении контрольного мероприятия должностным лицом Счетной палаты не допущено вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность объекта контрольного мероприятия.
Проведение контрольного мероприятия, произведенное в соответствии с программой его проведения, никоим образом не нарушило права и законные интересы объекта контрольного мероприятия МАУ "ДЗОЛ "Заря".
Поскольку срок окончания перешедшего на 2022 год контрольного мероприятия не повлек за собой нарушение прав и законных интересов заявителя: заявитель надлежащим образом был уведомлен о сроке его проведения, у заявителя имелась возможность подготовить все необходимые документы к проводимой проверке, то основания для признания незаконным представления по данному основанию отсутствуют.
При таких обстоятельствах, вопреки всем заявленным доводам, доказательств несоответствия оспариваемого предписания каким-либо законодательным нормам и нарушения им прав и законных интересов учреждения, заявителем в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено.
Основания для выводов, отличных от тех, которые изложены в обжалуемом решении, у суда первой инстанции отсутствовали.
Все приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции рассмотрены и признаны несостоятельными, так как они не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на доказательства, и не приводит доводы, которые бы не были учтены и оценены судом первой инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено. Следовательно, оснований для изменения или отмены обжалуемого решения не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя. Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета (статья 104 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15 ноября 2022 года по делу N А60-17569/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Муниципальному автономному учреждению "Детский загородный оздоровительный лагерь "Заря" (ИНН 6603013508, ОГРН 1026600629032) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 436 от 12.12.2022.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.М. Трефилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17569/2022
Истец: МАУ "Детский загородный оздоровительный центр "ЗАРЯ", МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: СЧЕТНАЯ ПАЛАТА АСБЕСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Третье лицо: ООО "Комбинат общественного питания", УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АСБЕСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА, Управление образования Асбестовского городского округа