г. Самара |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А55-14898/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.02.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 14.02.2023.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Колодиной Т.И., судей Барковской О.В., Деминой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хоробровым И.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании 31.01.2023-07.02.2023 апелляционные жалобы Общества с ограниченной ответственностью "СтальИнвест" и Акционерного общества "Самаранефтепродукт" на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2022 по делу N А55-14898/2021 (судья Плотникова Н.Ю) по иску Общества с ограниченной ответственностью "СтальИнвест" к Акционерному обществу "Самаранефтепродукт" о взыскании неосновательного обогащения и процентов,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", Акционерное общество "РН-Транс", Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная компания "РемСтройПуть-Сервис",
в судебное заседание явились:
от истца - Козюков Н.А. паспорт, диплом, доверенность от 15.12.2022, Трапезанова Э.В. паспорт, диплом, доверенность от 22.03.2022 (до перерыва),
от ответчика - Сарматина А.А., доверенность от 19.12.2022, паспорт, диплом (до перерыва и после перерыва), Шмавонянц В.С. доверенность 20.01.2023 паспорт, диплом (до перерыва), Анисимов А.В.,. доверенность от 19.07.2022 паспорт, диплом (после перерыва)
от Акционерное общество "РН-Транс" - Липаткин В.Е, доверенность от 01.11.2022, диплом, паспорт (до перерыва и после перерыва),
от Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Жиляков А.С., доверенность от 24.09.2020, паспорт, диплом, Филатова Т.В., доверенность от 25.11.2020, паспорт, диплом, Жирова Н.Д., доверенность от 12.08.2022, свидетельство о заключение брака, паспорт, диплом (до перерыва и после перерыва),
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стальинвест" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании с Акционерного общества "Самаранефтепродукт" 40 472 330 руб. 88 коп., в том числе: неосновательное обогащение за период с 01.01.2018 по 19.08.2018 в размере 36 897 841 руб. 75 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 15.05.2019 по 13.01.2021 в размере 3 574 489 руб. 13 коп., а также проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму неосновательного обогащения в размере 36 897 841 руб. 75 коп. за период с 14.01.2021 по дату фактической оплаты задолженности.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2022 в иске отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество с ограниченной ответственностью "СтальИнвест" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2022, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2022 апелляционная жалоба Общества с ограниченной ответственностью "СтальИнвест" оставлена без движения.
Акционерное общество "Самаранефтепродукт" также обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2022, дав оценку доводам ответчика о неправомерном и недобросовестном поведении истца и собственника спорного ж/д пути, а также дополнив мотивировочную часть решения новым абзацем между абз. 2 и 3 снизу стр. 7 следующего содержания:
"Сведения Инструкции о примыкании железнодорожного пути цеха АО "Самаранефтепродукт" стрелочным переводом N 591 к станции Сызрань 1 не соответствуют действительности. Согласно иным материалам дела (кадастровому плану, Техпаспорту на ж/д пути ОАО "РЖД" с КН 63:08:0000000:9719 (т. 4 л.д. 99), схематическому плану - Приложение N 1 к Инструкции АО "Самаранефтепродукт" "О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования Сызранского цеха АО "Самаранефтепродукт", примыкающего к станции Сызрань 1 Куйбышевской железной дороги" (т. 2 л.д. 39) и п. 1.4. Инструкции (т. 2 л.д. 16)), железнодорожный путь Сызранской нефтебазы Ответчика примыкает к железнодорожному пути необщего пользования ОАО "РЖД" через стрелочный перевод N 1".
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2022 апелляционная жалоба Акционерного общества "Самаранефтепродукт" принята к производству с назначением судебного заседания на 22.12.2022.
Впоследствии определением от 15.12.2022 апелляционная жалоба Общества с ограниченной ответственностью "СтальИнвест" принята к производству с назначением судебного заседания также на 22.12.2022.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2022 рассмотрение апелляционных жалоб отложено на 31.01.2023.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 31.02.2023 объявлен перерыв до 07.02.2023. После перерыва судебное заседание продолжено 07.02.2023.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, о времени и месте судебных заседаний, о перерыве размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, не обеспечившие явку в судебное заседание, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, в том числе в силу ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в связи с чем жалобы рассмотрена в их отсутствие.
В обоснование апелляционной жалобы истец (с учетом дополнений к жалобе) ссылался на неправильное применение судом норм материального права; на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, а именно: истец указывает на необоснованность выводов суда о том, что в перевозочном процессе для доставки грузов на нефтебазу ответчика используется железнодорожный путь, принадлежащий ОАО "РЖД", без использования железнодорожного пути истца; на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что стрелочный перевод N 591 располагается как на пути истца, так и на пути ОАО "РЖД"; на несогласие с отказом в удовлетворении ходатайства истца об отводе экспертов и о назначении повторной экспертизы.
Подробно доводы истца приведены в мотивированной апелляционной жалобе и дополнениях к жалобе.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылался на несоответствие сведений Инструкции о примыкании железнодорожного пути цеха ответчика стрелочным переводом N 591 к станции Сызрань 1 действительности, а также на недобросовестность действий истца и собственника железнодорожного пути.
Акционерное общество "РН-Транс" в отзывах на апелляционные жалобы просило апелляционную жалобу ответчика удовлетворить, изменить решение суда первой инстанции по основаниям и в части, указанной в апелляционной жалобе ответчика, а апелляционную жалобу истца оставить без удовлетворения.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" возражало против удовлетворения апелляционных жалоб истца и ответчика по основаниям, изложенным в отзывах.
Ответчик возражал против удовлетворения апелляционной жалобы истца по основаниям, изложенным в отзыве.
Отзывы на апелляционные жалобы в соответствии со ст. 262 приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, и дополнений истца к апелляционной жалобе, отзывов на жалобу, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2022. При этом суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Российской Федерации на основании абзаца 3 пункта 3 ст. 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" от 27.02.2003 N 29-ФЗ на праве собственности принадлежит земельный участок, назначение: земли поселений, площадью 1 435 901 кв.м по адресу: Самарская область, г.Сызрань, железная дорога 9-ой Октябрьской дистанции пути Куйбышевской железной дороги, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.12.2004 г. (т.8 л.д.56).
Между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области и ОАО "РЖД" заключен договор от 28.09.2006 аренды вышеуказанного земельного участка сроком по 26.02.2055 (т.8 л.д.41-55).
ОАО "РЖД" согласно свидетельству о государственной регистрации права серии АА N 000488 от 27.12.2010 (повторное взамен свидетельства серии 63-АБ N 121217, выданного 30.03.2004) на праве собственности принадлежит сооружение - комплекс Октябрьской дистанции пути, назначение: сооружение, инв.N 36:400:001:004620000, адрес объекта: Самарская обл., Ульяновская область; г. Сызрань, г. Октябрьск, Теренгульский, Шигонский, Сызранский, Радищевский районы (т.4 л.д.72-85).
ОАО "РЖД" на праве собственности на основании Решения о выделении из сооружения-комплекса Октябрьской дистанции пути отдельных объектов недвижимого имущества N 848/кбшН от 05.10.2020, сводного передаточного акта на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемого в качестве вклада в уставный капитал ОАО "РЖД", выданного 30.09.2003, также принадлежит сооружение железнодорожного транспорта "Станция Сызрань-1 Новосызранский парк (Путь к нефтебазе)" 1971 года постройки, протяженностью 326 метров, кадастровый номер 63:08:0000000:9719. Государственная регистрация права собственности ОАО "РЖД" на данный путь произведена 02.11.2020, что подтверждается представленной выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 02.11.2020 (т.4 л.д.86- 95).
Согласно техническому паспорту на объект Сооружение железнодорожного транспорта "Станция Сызрань-1 Новосызранский парк (Путь к нефтебазе)" 1971 года постройки, протяженностью 326 метров, в его состав входят:
Станционные пути протяженностью 0,326 км;
земляное полотно протяженностью 0,326 км;
стрелочный перевод Самарская обл., г.Сызрань, ст.Сызрань-1, Новосызранский парк СызраньУльяновск 146 км ПКЗ-147 км ПК10, N 247 (т.4 л.д.96-100).
В 2012 году ООО "ПСК "РемСтройПуть-Сервис" (далее - ООО "ПСК "РСПСервис", застройщик) осуществлено строительство подъездного железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к 9-ой дистанции пути Самарского отделения Кбжд - филиала ОАО "РЖД". Выбор места примыкания строящегося подъездного железнодорожного пути "ПСК "РСП-Сервис" к железнодорожному подъездному пути общего пользования 9-ой дистанции пути Самарского отделения Кбжд - филиала ОАО "РЖД" осуществлен комиссионно с участием Приволжского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта, а также ОАО "РЖД" и ООО "ПСК "РСПСервис" в соответствии с ч.2 ст.16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О железнодорожном транспорте") и Порядком определения мест примыкания строящихся, реконструируемых или восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования, утв. Приказом Минтранса России от 06.08.2008 N 127.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О железнодорожном транспорте" строительство и реконструкция железнодорожных путей необщего пользования, устройств, предназначенных для погрузки и выгрузки грузов, очистки и промывки вагонов, контейнеров, определение мест примыкания железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкают железнодорожные пути необщего пользования, и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Строительство новых железнодорожных путей необщего пользования осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого будут находиться такие железнодорожные пути. В соответствии с п.п. 5, 6 Порядка определения мест примыкания строящихся, реконструируемых или восстановленных железнодорожных путей необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования, утвержденного Приказом Минтранса России от 06.08.2008 N 127, комиссия в составе уполномоченных представителей владельца существующего железнодорожного пути, владельца нового железнодорожного пути, федерального органа исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере железнодорожного транспорта, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере железнодорожного транспорта и представителя проектной организации определяет место примыкания с учетом положений нормативных правовых актов, стандартов, технических норм и правил в области строительства и эксплуатации железнодорожных путей общего и необщего пользования. По результатам рассмотрения представленных материалов и обследования возможного места примыкания комиссия составляет акт выбора места примыкания.
На основании акта от 10.09.2007 комиссионно с участием Приволжского территориального управления Федерального агентства железнодорожного транспорта, а также ОАО "РЖД" и ООО "ПСК "РСП-Сервис" осуществлен выбор места примыкания строящегося подъездного железнодорожного пути "ПСК "РСП-Сервис" к железнодорожному подъездному пути общего пользования 9-ой дистанции пути Самарского отделения Кбжд - филиала ОАО "РЖД" (т.1 л.д.34).
Согласно акту от 10.09.2007, составленному по результатам обследования территории, комиссия на основании проектно-сметной документации, а также с учетом положений нормативных правовых актов, стандартов, технических норм и правил в области строительства и эксплуатации железнодорожных путей общего и необщего пользования и технологии работы станции Сызрань-1, в порядке, установленном Правилами примыкания к железнодорожным путям общего пользования строящихся, новых или восстановленных железнодорожных путей общего и необщего пользования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2005 N 233, определила место примыкания подъездного железнодорожного пути ООО "ПСК "РСП-Сервис" к железнодорожному подъездному пути общего пользования 9-ой дистанции пути Самарского отделения Кбжд - филиала ОАО "РЖД" на станции Сызрань - 1 в точке 146 км ПК 6 + 90 м.
14.04.2008 ОАО "РЖД" были выданы ООО ПСК "РемСтройПуть-Сервис" Технические условия на запрос о примыкании пути необщего пользования на станции Сызрань-1 Самарского отделения Куйбышевской железной дороги, которыми определена необходимость: предусмотреть примыкание пути необщего пользования ООО ПСК "РемСтройПуть-Сервис" к пути общего пользования на участке пути между маневровым светофором М425 и стрелочным переводом N 1 пути необщего пользования ЗАО "Самара-Терминал" (бывший собственник путей Ответчика) врезкой стрелочного перевода типа Р65 марки 1/9 на железобетонном основании с включением в электрическую централизацию станции; а также передать стрелку примыкания на баланс ОАО "РЖД", заключив договор с Управлением дороги на оказание услуг по присоединению к инфраструктуре ОАО "РЖД" (т.8 л.д.39-40).
Строительство согласованного ОАО "РЖД" подъездного железнодорожного пути необщего пользования осуществлено ООО "ПСК "РСП-Сервис" на основании разрешения на строительство N RU 63309000-357 от 03.03.2010, выданного Комитетом по строительству и архитектуре Администрации г.о. Сызрань, в соответствии со ст. 51 ГрК Российской Федерации (т.1 л.д.35).
ООО "ПСК "РСП-Сервис" 13.06.2012 завершило строительные работы и в соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона "О железнодорожном транспорте", представило железнодорожный путь необщего пользования к приемке.
Согласно Акту N 2 от 25.07.2012 ОАО "РЖД" совместно с Приволжским Территориальным управлением Федерального агентства ж.д. транспорта, ООО "ПСК "РСП-Сервис" и подрядчиком ООО "Прометей" осуществлена приемка законченного строительством объекта, какие-либо замечания к построенному объекту у принимающих лиц отсутствовали (т.1 л.д.36).
Из содержания указанного акта следует, что предъявленный застройщиком объект к приемке имеет общую протяженность 0,44072 км, включающую в себя два стрелочных перевода, строительство железнодорожного пути необщего пользования выполнено в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам и государственным стандартам вводится в действие.
19.07.2013 произведена техническая инвентаризация построенного объекта, по результатам которой ГУП Самарской области "Центр технической инвентаризации" подготовлен технический паспорт на подъездной железнодорожный путь необщего пользования ООО "ПСК "РСП-Сервис" (т.1 л.д.63-70).
Согласно техническому паспорту ГУП Самарской области "Центр технической инвентаризации" от 19.07.2013 построенный ООО "ПСК "РСП-Сервис" в 2012 году железнодорожный путь необщего пользования располагается по адресу: Самарская обл., г.о. Сызрань, г. Сызрань, в районе нефтебазы, имеет общую протяженность 441 м, которая включает в себя два стрелочных перевода марки Р-65 1/11. При этом из ситуационного плана, содержащегося в техническом паспорте, судом первой инстанции установлено, что первый стрелочный перевод, расположенный в точках 1.1 и 1.2, длиной 33,37 погонных метров, непосредственно примыкает к железнодорожному пути общего пользования ОАО "РЖД", ведущему по направлению к Сызранскому цеху АО "Самаранефтепродукт".
До сентября 2016 года данный стрелочный перевод имел нумерацию 605, но на основании распоряжения N КБШНГ-182/р Куйбышевской железной дорогой филиала ОАО "РЖД" от 23.09.2016 нумерация изменена на 591 в связи с совпадением нумерации с другим стрелочным переводом.
В соответствии ст. 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации Комитетом по строительству и архитектуре Администрации г.о.Сызрань ООО "ПСК "РСП-Сервис" 02.08.2013 выдано разрешение N RU 63309000-203 на ввод в эксплуатацию построенного подъездного железнодорожного пути необщего пользования к производственной базе, расположенного по адресу: Самарская обл., г.о. Сызрань, г. Сызрань, в районе нефтебазы, протяженностью 440,72 м (т.1 л.д.39).
На основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 02.08.2013 N RU 63309000-203 и технического паспорта, подготовленного ГУП Самарской области "Центр технической инвентаризации" от 19.07.2013, 16.08.2013 железнодорожный путь необщего пользования ООО "ПСК "РСП-Сервис" поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 63:08:0114034:342.
Впоследствии 06.09.2013 за ООО "ПСК "РСП-Сервис" на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 02.08.2013 N RU63309000-203 зарегистрировано право собственности на сооружение, назначение: сооружения железнодорожного транспорта, протяженностью 441 м, расположенное по адресу: Самарская обл., г.о. Сызрань, г.Сызрань, в районе нефтебазы, о чем в Едиом государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.09.2013 сделана запись регистрации N 63-63-08/715/2013-578 (т.1 л.д.9).
На основании договора купли-продажи земельного участка от 08.08.2014 ООО "ПСК "РемСтройПуть-Сервис" принадлежал также на праве собственности земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство производственной базы, общая площадь 4 897 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Самарская область, г.о.Сызрань, г.Сызрань, в районе Нефтебазы (т.1 л.д.10).
На основании договора купли-продажи от 20.08.2018 ООО "Стальинвест" (ИНН 6318199741) приобрело у ООО "ПСК "РСП-Сервис" право собственности на объект недвижимости: сооружение, назначение: сооружения железнодорожного транспорта, протяженность 441 м, адрес (местонахождение) объекта: Самарская обл., г.о. Сызрань, г. Сызрань, в районе нефтебазы, кадастровый N 63:08:0114034:342, а также на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство производственной базы, площадь 4897 кв.м, адрес объекта: г.о. Сызрань, г. Сызрань, в районе нефтебазы, кадастровый N 63:08:0114034:489 (т.1 л.д.11-13).
Записи о государственной регистрации перехода права собственности ООО "Стальинвест" (ИНН 6318199741) на железнодорожный путь необщего пользования кадастровый N 63:08:0114034:342, протяженностью 441-м и земельный участок с кадастровым N 63:08:0114034:489 площадью 4897 кв.м, расположенные по адресу: Самарская обл., г.о. Сызрань, г. Сызрань, в районе нефтебазы, были внесены в Единый государственный реестр недвижимости под N 63:08:0114034:489-63/008/2019-2 и N63:08:0114034:342-63/008/2019-2 от 12.03.2019 (т.1 л.д.14-15).
Судом также установлено, что Акционерному обществу "Самаранефтепродукт" на праве собственности на основании Передаточного акта, утвержденного Решением единственного участника ООО "СамараТерминал" - ООО "Нефть-Актив" от 21.12.2015 принадлежат:
- железнодорожный путь необщего пользования, назначение: 7.1. сооружение железнодорожного транспорта, протяженность 298-м, адрес: РФ, Самарская область, г.Сызрань, ул.Нефтебазная, 1, 147 км, парка приема ст.Сызрань-1, главный ход УльяновскСызрань, кадастровый номер 63:08:0114034:494, государственная регистрация права собственности на который произведена 31.08.2016;
- подъездные железнодорожные пути, состоящие из рельс марки Р-43, Р-50, Р-65 ж/бетонных шпал в количестве 1600 штук, протяженность 1612, 0 п/м, Назначение: сооружение. Площадь 0 кв.м литера: 1 2 (2А2Б2В) 3 (3А3Б) 4, по адресу: РФ, Самарская область, г.Сызрань, ул.Нефтебазная, д.1, кадастровый номер 63:08:0114034:367, государственная регистрация права собственности на который произведена 29.08.2016;
- объездной железнодорожный путь длинной 215 м, Сооружение, площадь 0 кв.м, РФ, Самарская область, г.Сызрань, ул.Нефтебазная, д.1, кадастровый номер 63:08:0114034:346, государственная регистрация права собственности на который произведена 26.08.2016 (т.2 л.д.91-93).
В материалы дела ответчиком представлена Инструкция Акционерного общества "Самаранефтепродукт" "О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования Сызранского цеха АО "Самаранефтепродукт" примыкающего к станции Сызрань 1 Куйбышевской железной дороги, утвержденная 30.05.2017 (т.2 л.д.12-48).
В соответствии с п.п. 1.1. - 1.6. Инструкции полная длина железнодорожного пути цеха АО "Самаранефтепродукт" составляет 2125 м, железнодорожный путь необщего пользования Сызранского цеха АО "Самаранефтепродукт" находится на балансе АО "Самаранефтепродукт" и примыкает стрелочным переводом N 591 к станции Сызрань 1. Границей железнодорожного пути необщего пользования служит стык рамного рельса стрелочного перевода N 1. Граница железнодорожного пути необщего пользования обозначена знаком "Граница железнодорожного пути необщего пользования", установленным у стыка рамного рельса стрелочного перевода N 1 (т.2 л.д.16).
Как указано выше, ответчик просил дополнить мотивировочную часть решения суда первой инстанции выводом о том, что указанные сведения, содержащиеся в Инструкции, не соответствуют действительности.
Между тем Инструкция АО "Самаранефтепродукт" "О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования Сызранского цеха АО "Самаранефтепродукт", примыкающего к станции Сызрань-1 Куйбышевской железной дороги", утвержденная 30.05.2017 г. (т.2.л.д.12-48) разработана и утверждена непосредственно самим АО "Самаранефтепродукт" как владельцем железнодорожного пути необщего пользования (п. 2 Порядка разработки, согласования и утверждения в ОАО "РЖД" инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также железнодорожном пути, находящемся в ведении функционального филиала или структурного подразделения ОАО "РЖД", утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 23.12.2003 N 2859р). Данный документы представлен в материалы дела АО "Самаранефтепродукт".
Таким образом, суд первой инстанции привел в мотивировочной части решения содержание доказательства, представленного АО "Самаранефтепродукт".
При указанных обстоятельствах основания для признания сведений, отраженных в данной Инструкции не соответствующими действительности, отсутствуют, как следствие, апелляционной жалоба ответчика в данной части удовлетворению не подлежит.
Обращаясь в суд, истец указывал, что железнодорожный путь необщего пользования с кадастровым номером 63:08:0114034:342, а именно: его участок стрелочный перевод N 591 используется ОАО "РЖД" для выполнения подачи/уборки вагонов на ж/д путь необщего пользования АО "Самаранефтепродукт", считая, что эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования АО "Самаранефтепродукт"" в отсутствие участка железнодорожного пути истца (стрелочного перевода N 591) невозможна.
Письмом от 14.05.2019, полученным ответчиком 15.05.2019, истец обращался к АО "Самаранефтепродукт" с предложением заключить договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования на обсуждаемых условиях (т.1 л.д.160- 161).
В связи с незаключением ответчиком договора с истцом на использование пути необщего пользования претензией N 124 от 13.01.2021 истец потребовал от ответчика оплатить сумму неосновательного обогащения в размере 36 897 841 руб. 75 коп., составляющую стоимость проезда 15 961 вагона по путям истца за период с 01.01.2018 по 19.08.2018, и проценты за пользование чужими денежными средствами (т.1 л.д.165).
В связи с неудовлетворением ответчиком в добровольном порядке требований истца, последний обратился в суд с рассматриваемым иском, в котором просит взыскать с ответчика неосновательное обогащение в сумме 36 897 841 руб. 75 коп. из расчета проезда одного вагона по пути необщего пользования истца в сумме 2 311 руб. 75 коп. за 15 961 вагон за период с 01.01.2018 по 19.08.2018.
Истец указал, что право требования на получение неосновательного обогащения за эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования с кадастровым номером 63:08:0114034:342, за указанный период и процентов за пользование чужими денежными средствами с 20.08.2018 по день фактической уплаты неосновательного обогащения передано истцу ООО "Производственно-строительная компания "РемСтройПуть-Сервис" по договору уступки права требования (цессии) от 20.11.2020.
Согласно п.1.3. договора цессии на основании отчета оценщика от 16.11.2020 размер неосновательного обогащения за период с 01.01.2018 по 19.08.2018, уступаемого ООО "СтальИнвест" составляет 36 897 841 руб. 75 коп. без учета процентов за пользование чужими денежными средствами (т.3 л.д.19-20).
В силу ч. 1 ст. 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, является прерогативой суда, рассматривающего дело.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и ст. 2 Устава железнодорожного транспорта железнодорожными путями необщего пользования признаются пути, примыкающие непосредственно или через другие подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Согласно ч.3 ст.60 Устава железнодорожного транспорта отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с ч.1 ст. 60 Устава железнодорожного транспорта отношения между контрагентом (контрагент - владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, регулируются заключенным между ними договором. В силу указанного абзаца между контрагентом, владеющим своим железнодорожным путем необщего пользования, примыкающим к железнодорожному пути необщего пользования иного лица при использовании такого пути заключается договор, который является самостоятельным видом договора, условия которого определяются по усмотрению сторон.
В ходе рассмотрения дела определением суда от 01.12.2021 была назначена комплексная судебная экспертиза, проведение которой было поручено эксперту Союза "Торгово-промышленная палата Самарской области" Болдыревой Людмиле Николаевне, и кадастровому инженеру Билалову Руслану Ксютовичу, эксперту Союза "Торгово-промышленная палата Самарской области".
На разрешение экспертов были поставлены следующие вопросы:
1. Какова протяженность участка пути необщего пользования, принадлежащего ООО "Стальинвест", которая эксплуатируется для подачи и уборки вагонов на и с железнодорожного пути необщего пользования акционерного общества "Самаранефтепродукт" с использованием стрелочного перевода N 591?
2. Какова рыночная стоимость эксплуатации участка пути необщего пользования, принадлежащего ООО "Стальинвест" для подачи и уборки вагонов на и с железнодорожного пути необщего пользования акционерного общества "Самаранефтепродукт" с использованием стрелочного перевода N 591 в период с 01.01.2018 по 19.08.2018?
Истцом было заявлено об отводе экспертов со ссылкой на то обстоятельство, что до назначения по рассматриваемому делу судебной экспертизы, порученной экспертам Союза "Торгово-промышленная палата Самарской области", ОАО "Самаранефтепродукт" и ОАО "РЖД" обратились в Автономную некоммерческую организацию "Самараэкспертиза" ТПП Самарской области с заявлением о проведении внепроцессуальной экспертизы по схожим вопросам, получив по результатам ее заключение N 0070300355 от 19.12.2021, с которого скопировано заключение судебной экспертизы по настоящему делу.
Отказывая в отводе экспертов, суд первой инстанции исходил из того, что истец не представил допустимых доказательств, свидетельствующих о наличии экспертного заключения Лепниковой О.А., поскольку экспертная организация в ответе на определение суда об истребовании доказательств по делу пояснила, что документ с указанными реквизитами не зарегистрирован, в архиве организации документ отсутствуют. Суд критически отнесся также и к доказательствам истца о направлении в адрес экспертной организации и получении от нее соответствующего заключения, поскольку письмо отправлено без уведомления и без возможности отследить по номеру почтового идентификатора движение данного письма.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы истца, касающиеся необоснованного отказа судом первой инстанции в отводе экспертов, суд апелляционной инстанции отклоняет в силу следующего.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы ОАО "РЖД" был представлен запрос от 02.02.2023, адресованный УФПС Самарской области, в котором ОАО "РЖД" просит орган связи сообщить, обращалось ли Общество с ограниченной ответственностью "Стальинвест" с запросом в АО "Почта России" на предмет отправления письма 15.07.2022, присваивался ли отправлению почтовый идентификатор и возможно ли отследить данное почтовое отправление, а также сообщить вес почтового отправления, в котором направляется 31 лист формата А4.
В ответ на запрос ОАО "РЖД" был получен ответ УФПС Самарской области от 06.02.2023, оригинал и копия которого приобщены к материалам дела, и согласно которому истец с указанным в запросе письмом в АО "Почта России" не обращался, на оболочке конверта, приложенному к запросу, отсутствует почтовый идентификатор, что свидетельствует о его приеме к отправке простым порядком без выдачи квитанции, отследить передвижение отправления в этой связи не представляется возможным, минимальный вес указанного в запросе ОАО "РЖД" отправления составляет 149-150 грамм.
Таким образом, мотивы, по которым суд первой инстанции отказал в отводе экспертов, признаются судебной коллегией обоснованными.
По результатам проведения экспертизы 31.05.2021 в материалы дела представлено экспертное заключение, в которым даны ответы на поставленные судом вопросы.
Истцом в суде первой инстанции было заявлено ходатайство о назначении по делу повторной комиссионной судебной экспертизы и о признании недопустимым доказательством экспертного заключения. Суд отказал в удовлетворении данных ходатайств.
Истцом в суде апелляционной инстанции также было заявлено ходатайство о назначении по делу повторной экспертизы. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения ходатайства истца, поскольку несогласие с выводами, сделанными экспертами, не может служить основанием для назначения повторной комиссионной экспертизы. Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности исковых требований не на основании экспертного заключения и иных документов, составленных лицами, имеющими специальные познания, а в результате оценки представленных в материалы дела доказательств и толкования норм материального права. В рассматриваемом случае у суда первой инстанции имелись основания для отказа в иске ввиду отсутствия на стороне ответчика неосновательного обогащения, в связи с чем отсутствует необходимость в определении его размера.
Из описательной части заключения, составленного экспертом Билаловым Р.К., кадастровым инженером, следует, что при проведении им работ установлено, что сооружение железнодорожного транспорта "Станция Сызрань-1 Новосызранский парк (Путь к нефтебазе)" с кадастровым номером 63:08:0000000:9719 в точке 119 (начало стрелочного перевода N 591 согласно схеме эксперта - т.12 л.д.13) имеет соединение с сооружением истца с кадастровым номером 63:08:0114034:342. Таким образом, от т.119 сооружение с кадастровым номером 63:08:0114034:342 имеет ответвление от сооружения с кадастровым номером 63:08:0000000:9719.
Экспертом установлено, что для подачи и уборки вагонов на железнодорожный путь и с железнодорожного пути необщего пользования АО "Самаранефтепродукт" было необходимо использование только стрелочного перевода N 591.
Необходимость в использовании подъездных железнодорожных путей с кадастровым номером 63:08:0114034:342 для подачи и уборки вагонов на железнодорожный путь и с железнодорожного пути необщего пользования АО "Самаранефтепродукт" отсутствует.
Протяженность участка стрелочного перевода N 591, необходимого для подачи и уборки вагонов на железнодорожный путь и с железнодорожного пути необщего пользования АО "Самаранефтепродукт" составляет 33,26 м.
Заключением комиссии по использованию железнодорожного пути необщего пользования от 27.09.2021 в составе сотрудников ОАО "РЖД", начальника станции Сызрань-1, заместителя начальника Сызранской дистанции пути, установлено, что через стрелочный перевод N 591 подача-уборка вагонов на путь необщего пользования в адрес ООО "Стальинвест" никогда не производилась и не производится, указанный путь с даты его ввода в эксплуатацию не эксплуатируется по прямому назначению.
Стрелочный перевод N 591 зафиксирован для движения в прямом направлении по железнодорожному пути "Путь к нефтебазе", принадлежащему ОАО "РЖД" (т.8 л.д.23-24).
Судом первой инстанции верно указано, что принадлежащий на праве собственности АО "РЖД" железнодорожный путь, а именно: сооружение железнодорожного транспорта "Станция Сызрань-1 Новосызранский парк (Путь к нефтебазе)", протяженностью 326-м, кадастровый номер 63:08:0000000:9719, был построен в 1971 году и существовал до строительства железнодорожного пути необщего пользования истца.
Вывод о том, что стрелочный перевод N 591 уложен в уже существующий путь ОАО "РЖД", содержится также в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 27.12.2021 по делу N А55-28901/2020 по спору между теми же лицами с аналогичным предметом.
Железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий в настоящее время истцу протяженностью 441 м был построен и принят в эксплуатацию в 2012 году. При строительстве указанного пути было разрешено обустроить и предусмотреть его примыкание к пути АО "РЖД" с врезкой стрелочного перевода, которому впоследствии присвоен номер 591.
Однако АО "РЖД" на праве собственности и в настоящее время продолжает принадлежать Сооружение железнодорожного транспорта "Станция Сызрань-1 Новосызранский парк (Путь к нефтебазе)" 1971 года постройки, кадастровый номер 63:08:0000000:9719. Протяженность данного пути АО "РЖД" как составляла ранее, так и составляет в настоящее время (согласно сведениям из ЕГРН) 326 погонных метров.
В соответствии с Техническими условиями на работы по ремонту железнодорожного пути, утвержденными Распоряжением ОАО "РЖД" от 18.01.2013 N 75р, железнодорожный путь - это подсистема инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающая в себя верхнее строение пути, земляное полотно, водоотводные, противодеформационные, защитные и укрепительные сооружения земляного полотна, расположенные в полосе отвода, а также искусственные сооружения.
Верхнее строение железнодорожного пути: часть железнодорожного пути, предназначенная для восприятия нагрузок от колес подвижного состава и передачи их на нижнее строение пути, а также для направления движения колес по рельсовой колее.
Верхнее строение железнодорожного пути включает в себя рельсы, промежуточные рельсовые скрепления, стыковые рельсовые скрепления, подрельсовое основание (шпалы или сплошное железобетонное основание), противоугонные устройства, балластный слой и стрелочные переводы.
Защитный слой: специально сформированный верхний слой земляного полотна из несвязного грунта непосредственно под балластным слоем, предназначенный для обеспечения нормативной несущей способности основной площадки земляного полотна, предупреждения сверхнормативных остаточных и упругих деформаций рабочей зоны земляного полотна.
Земляное полотно железной дороги: комплекс инженерных грунтовых сооружений, служащих основанием для верхнего строения железнодорожного пути. В комплекс инженерных сооружений земляного полотна входят:
насыпи, выемки, полунасыпи, полувыемки, нулевые места;
устройства для отведения грунтовых вод; сооружения для перехвата и отведения грунтовых вод;
защитные сооружения, построенные для сохранения земляного полотна от повреждений (подпорные стены, водоотбойные стены, волногасители, струенаправляющие дамбы, запруды и т.д.);
укрепительные сооружения (плитные противоразмывные покрытия, отсыпки горной массы, анкерные крепления скальных пород);
сооружения для защиты земляного полотна от опасных природных явлений (противоселевые, противооползневые комплексы сооружений, противолавинные, противообвальные и т.д.).
Согласно п. 10 Приказа Минтранса России от 21.12.2010 N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", действующих в период о котором заявлено истцом в иске, стрелочный перевод - устройство, служащее для перевода железнодорожного подвижного состава с одного железнодорожного пути на другой, состоящее из стрелок, крестовин и соединительных железнодорожных путей между ними.
С учетом технических характеристик и особенностей конструкции железнодорожных путей и стрелочных переводов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что стрелочный перевод, состоящий из стрелки, крестовин и соединительных железнодорожный путей между ним, является лишь верхней частью строения железнодорожного пути, переводным устройством. Приходя к такому выводу, суд первой инстанции исходил из существующей квалификации стрелочного перевода, данной ранее различными судебными инстанциями (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.01.2022 N Ф07-18716/2021 по делу N А05-8868/2020, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27.10.2021 N 306-ЭС21-19173 по делу N А12-23601/2020, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.12.2021 по делу N А55-28901/2020).
Истцу на основании договора уступки права требования (цессии) от 20.11.2020 цедентом Обществом с ограниченной ответственностью "Производственно-строительная компания "РемСтройПутьСервис" было уступлено именно право требования на получение неосновательного обогащения "за эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования" с кадастровым номером 63:08:0114034:342 за период с 01.01.2018 по 19.08.2018.
Однако, учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что использование стрелочного перевода N 591 ответчиком или ОАО "РЖД" не является эксплуатацией железнодорожного пути необщего пользования истца, в том смысле, в котором это предусмотрено ст. 60 Устава железнодорожного транспорта.
Иные права в отношении стрелочного перевода N 591 в заявленный истцом период с 01.01.2018 по 19.08.2018 у истца отсутствовали, так как сооружение железнодорожного транспорта, протяженность 441 м, адрес (местонахождение) объекта: Самарская обл., г.о. Сызрань, г. Сызрань, в районе нефтебазы, кадастровый N 63:08:0114034:342 и земельный участок под ним были приобретены истцом у ООО "Производственно-строительная компания "РемСтройПуть-Сервис" по договору купли-продажи только 20.08.2018.
При указанных обстоятельствах исковые требования о взыскании неосновательного обогащения за пользование железнодорожным путем необщего пользования правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
На основании ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Заявляя требование о взыскании неосновательного обогащения, истец должен доказать: факт получения ответчиком имущественной выгоды за счет истца при отсутствии соответствующих оснований, установленных законом, иными правовыми актами или договором, и размер неосновательного обогащения. Недоказанность хотя бы одного из перечисленных элементов является основанием для отказа в удовлетворении требования о взыскании неосновательного обогащения.
В рамках рассматриваемого спора материалами дела установлено, что при подаче -уборке вагонов на путь АО "Самаранефтепродукт" использовался только принадлежащий истцу стрелочный перевод N 591.
В свою очередь, стрелочный перевод N 591 уложен в железнодорожный путь ОАО "РЖД" с кадастровым номером 63608:0000000:9719, что подтверждается содержанием технических условий от 14.04.2008 N ДТ-85/Н, из которых усматривается, что построенный ООО "ПСК "РемСтройПуть-Сервис" путь примыкает именно к пути ОАО "РЖД".
Согласно правовыми позициями, сформулированным Арбитражным судом Поволжского округа в постановлениях по делам N А55-24871/2015, N А12-23601/2020, NА55-28901/2020, и поддержанным Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 19.02.2019 N 306-ЭС17-499, от 27.10.2021 N 306-ЭС21-19173, от 22.04.2022 N 306-ЭС2-5113, отношения по использованию железнодорожного пути, лишь примыкающего соответствующим стрелочным переводом к основному железнодорожному пути, не возникают в случае перемещения вагонов через участок основного железнодорожного пути, в который уложен соответствующий стрелочный перевод
Как указано выше, доказательств использования пути истца не представлено, а в случаях, когда при движении вагонов по основному пути в интересах ответчика используется только стрелочный перевод, представляющий из себя переводное устройство, расположенное на основном пути необщего пользования, отношения между сторонами по эксплуатации примыкающего железнодорожного пути необщего пользования, предусмотренные статьей 60 УЖТ РФ, не возникают.
Выводы суда первой инстанции о том, что при переводе стрелки в направлении железнодорожного пути истца спорный стрелочный перевод протяженностью 33,26 п.м становится верхней частью железнодорожного пути истца общей длиной 441 п.м, а при переводе стрелки в направлении путей ответчика данный стрелочный перевод протяженностью 33,26 п.м становится частью железнодорожного пути АО "РЖД", на несогласие с которыми указал истец в апелляционной жалобе, не привели к принятию судом первой инстанции неправильного судебного акта.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы ответчика доводы о недобросовестном поведении истца суд апелляционной инстанции в данном случае отклоняет, поскольку обращение истца в суд с рассматриваемым иском и отказ в его удовлетворении ввиду недоказанности исковых требований само по себе не может свидетельствовать о злоупотреблении истцом правом.
Основания, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для перехода к рассмотрению дела по правилам установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, о чем ходатайствовало Общество с ограниченной ответственностью "Стальинвест" в апелляционной жалобе, отсутствуют.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что апелляционные жалобы содержат доводы, не опровергающие выводы суда первой инстанции, доводы жалоб направлены на их переоценку с целью установления иных обстоятельств, которые опровергаются материалами дела. В этой связи, учитывая отсутствие нарушений, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта по ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2022 является законным и обоснованным. При указанных обстоятельствах апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом в удовлетворении апелляционных жалоб расходы по оплате государственной пошлины за их рассмотрение относятся на заявителей и понесены ими при предъявлении апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14.10.2022 по делу N А55-14898/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня его принятия с направлением кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Колодина |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14898/2021
Истец: ООО "СтальИнвест"
Ответчик: АО "Самаранефтепродукт"
Третье лицо: АНО "Самараэкспертиза" Торгово - промышленной палаты Самарской области, АО "РН-Транс", Ассоциация судебных экспертов, ИФНС N30 по г. Москве, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 20 по Самарской области, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 22 ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области, МИФНС N18 по г. Санкт-Петербургу, ОАО "РЖД", ООО "НЕКС", ООО "Производственно-строительная компания "РемСтройПуть-Сервис", ООО "Самарская судебная экспертиза документов", ООО "Территориальное агенство оценки", Союз "Торгово-промышленная палата Самарской области", Союз "Торгово-промышленная палата Самарской области" Болдыревой Л.Н., Билалову Р.К., Управление ФНС по г. Санкт-Петербургу, УФНС по г. Москве, УФНС по Самарской области, ФБУ Самарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ