г. Киров |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А82-13976/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2023 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Бычихиной С.А., Черных Л.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Загоскиной М.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.11.2022 по делу N А82-13976/2022,
по заявлению Государственного казенного учреждения Ярославской области Центр занятости населения города Рыбинска (ИНН: 7610051104, ОГРН: 1027601115420)
к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области (ИНН: 7606008723, ОГРН: 1027600843808)
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Ярославской области Центр занятости населения города Рыбинска (далее - Центр занятости, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области (далее - Пенсионный фонд, ответчик) от 06.07.2022 N 086S19220011286.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.11.2022 заявленные требования Центра занятости удовлетворены.
Пенсионный фонд с принятым решением суда не согласился, и обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.11.2022 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что Центром занятости 26.05.2022 представлены дополняющие сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, согласно которых страхователем дополнены сведения в отношении 553 застрахованных лиц. При указанных обстоятельствах заявитель жалобы считает, что страхователем допущено правонарушение, выразившееся в несвоевременном представлении сведений, соответственно страхователь правомерно привлечен к ответственности.
Центр занятости отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 14.02.2020 Центр занятости представил в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ (исходные) за 2019 год в отношении 5 390 застрахованных лиц.
26.05.2022 страхователь представил сведения по форме СЗВ-СТАЖ (дополняющие) за 2019 год в отношении 553 застрахованных лиц (л.д. 20-27).
Пенсионный фонд провел проверку по вопросу правильности заполнения, полноты и своевременности представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, по результатам которой установлен факт несвоевременного представления сведений в отношении 553 застрахованных лиц.
Результаты проверки отражены в акте от 08.06.2022 (л.д. 33-34).
По результатам проверки Пенсионным фондом 06.07.2022 вынесено решения о привлечении страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон N 27-ФЗ) за непредставление в установленный срок сведений в отношении 553 застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в виде взыскания штрафа в общем размере 276 500 рублей (л.д. 35-36).
Не согласившись с решением Пенсионного фонда Центр занятости обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд Ярославской области, руководствуясь положениями Закона N 27-ФЗ, пришел к выводу об отсутствии в действиях страхователя состава вменяемого правонарушения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Как указано в пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019, формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем представления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать страхователя возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Как следует из материалов дела, сведения по форме СЗВ-СТАЖ (исходные) за 2019 год представлены Центром занятости в установленный законом срок и данное обстоятельство Пенсионным фондом не оспаривается.
В связи с допущенными ошибками 26.05.2022 страхователем представлены дополняющие сведения в отношении 553 застрахованных лиц.
Таким образом, исправление ошибки произведено страхователем самостоятельно, до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом, страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения Центра занятости к ответственности за вменяемое ему правонарушение.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение Пенсионного фонда от 06.07.2022 N 086S19220011286.
Апелляционная жалоба Пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.
Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, а также с учетом фактических обстоятельств дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 20.11.2022 по делу N А82-13976/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
С.А. Бычихина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-13976/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА РЫБИНСКА
Ответчик: ГУ Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ярославской области