г. Санкт-Петербург |
|
14 февраля 2023 г. |
Дело N А56-56729/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей М. Г. Титовой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Д. С. Кроликовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40764/2022) ООО "ЛОГазинвест" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2022 по делу N А56-56729/2022 (судья Суворов М.Б.), принятое
по иску ООО "ЛОГазинвест"
к ОАО "РЖД"
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования
при участии:
от истца: Александрова Н. И. (доверенность от 09.01.2023)
от ответчика: Лукичева И. А. (доверенность от 22.12.2022)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛОГазинвест" (ОГРН 1064720009750, адрес: 187340, г Кировск, Ленинградская обл., Кировский р-н., ул. Победы, д. 37, лит. А, А1.А/-; далее - ООО "ЛОГазинвест", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, адрес: 105066, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2; далее - ОАО "РЖД", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 20.01.2022 N 44ЭП/22/6 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ЛОГазинвест" при станции Лодейное Поле Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Решением от 23.10.2022 суд урегулировал разногласия, возникшие между ОАО "РЖД" и ООО "ЛОГазинвест", при заключении договора от 20.02.2022 N 44ЭП/22/6 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ЛОГазинвест" при станции Лодейное Поле Октябрьской железной дороги путем изложения пункта 5 договора в следующей редакции: "Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению".
В апелляционной жалобе ООО "ЛОГазинвест" просит решение суда отменить и вынести по делу новый судебный акт об урегулировании разногласия, возникшего между ОАО "РЖД" и ООО "ЛОГазинвест" при заключении договора от 20.02.2022 N 44ЭП/22/6 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ЛОГазинвест" при станции Лодейное Поле Октябрьской железной дороги, путем изложения пункта 5 договора в следующей редакции: "Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится перевозчиком в течение 4 часов с момента поступления вагонов на железнодорожную станцию Лодейное Поле Октябрьской железной дороги. Уведомления о времени подачи вагонов передаются круглосуточно", ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, судом не дана оценка тому обстоятельству, что обязательство по уборке вагонов определено договором; договор не содержит условия о времени исполнения перевозчиком обязанности по подаче вагонов владельцу; редакция пункта 5 договора, изложенная в решении суда, не устанавливает срок исполнения обязательства по подаче вагонов перевозчиком владельцу на железнодорожный путь необщего пользования.
В судебном заседании представитель ООО "ЛОГазинвест" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ОАО "РЖД" против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как указывает истец, ООО "ЛОГазинвест" является ресурсоснабжающей организацией, обеспечивающей население и организации Ленинградской области коммунальными услугами - сжиженным углеводородным газом (СУГ) для коммунальных - бытовых нужд, предоставляющей услуги по регулируемым тарифам, утвержденным Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.
Между ООО "ЛОГазинвест" (владелец) и ОАО "РЖД" (перевозчик) был заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Лодейное Поле Октябрьской железной дороги от 01.02.2017 N 2/17/6.
После окончания срока действия договора от 01.02.2017 N 2/17/6 ответчик направил в адрес истца проект нового договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ЛОГазинвест" при станции Лодейное Поле Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 20.01.2022 N 44ЭП/22/6 (далее - договор), к которому истцом подготовлен протокол разногласий от 28.02.2022.
16.03.2022 сторонами проведено совещание по вопросу урегулирования разногласий, возникших при заключении договора, а 19.04.2022 - переговоры в формате аудио-связи.
По итогам проведения переговоров сторонами подписан протокол соглашения разногласий от 19.04.2022, неурегулированным остался 5 пункт договора, в связи с чем, истец и обратился в суд с настоящим иском, в котором просил принять пункт 5 договора в следующей редакции: "Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится перевозчиком в течение 4 часов с момента поступления вагонов на железнодорожную станцию Лодейное Поле Октябрьской железной дороги. Уведомления о времени подачи вагонов передаются круглосуточно".
Суд урегулировал разногласия, возникшие между ОАО "РЖД" и ООО "ЛОГазинвест" при заключении договора от 20.02.2022 N 44ЭП/22/6 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "ЛОГазинвест" при станции Лодейное Поле Октябрьской железной дороги, путем изложения пункта 5 договора в следующей редакции: "Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению".
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с частью 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Пунктом 1 статьи 446 ГК РФ предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку перевозчик уведомляет грузоотправителей не позднее чем за два часа до такой подачи.
Пункт 6 договора, предусматривающий аналогичный срок на уведомление, согласован сторонами без разногласий.
В силу части статьи 58 УЖТ РФ договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоры на подачу и уборку вагонов должны учитывать технологию функционирования железнодорожной станции, к которой примыкает железнодорожный путь необщего пользования, и технологию функционирования железнодорожного пути необщего пользования, а в соответствующих случаях единые технологические процессы, порядок разработки и утверждения которых устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Указанными договорами устанавливаются порядок подачи и уборки вагонов, а также технологические сроки оборота вагонов, контейнеров на железнодорожных путях необщего пользования, технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с этих мест, а также технологические нормы погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Порядок разработки и определения технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, а также технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Согласно статье 64 УЖТ РФ взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов. При перезаключении договоров до разрешения спорных вопросов все отношения регулируются ранее заключенными договорами при наличии соответствующего соглашения сторон о продлении срока действия ранее заключенных договоров. Договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов предусматривается порядок изменения условий этих договоров до истечения срока их действия в случае изменений технического оснащения либо технологии работы железнодорожной станции или железнодорожных путей необщего пользования. Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров.
При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 100 УЖТ РФ за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 базового размера исчисления сборов и штрафов за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Коммерческий акт составляется для удостоверения, в том числе, обстоятельства непередачи перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.
Согласно абзацу 1 пункта 2.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), формы договора (на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов) определяются в зависимости от принадлежности железнодорожного пути необщего пользования и локомотива, обслуживающего данный железнодорожный путь.
Образцы договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и договора на подачу и уборку вагонов приведены в приложениях 1 - 6 к настоящим Правилам (абзац 12 пункта 2.1 Правил N 26).
Абзацем 7 пункта 2.1 Правил N 26 предусмотрено, что подача и уборка вагонов пользователю или контрагенту, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры или иному владельцу железнодорожного пути необщего пользования, имеет склады и погрузочно-разгрузочные площадки, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов.
В силу пункта 3.4 Правил N 26 подача и уборка вагонов на (с) железнодорожный путь необщего пользования производятся по уведомлению перевозчиком владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования в зависимости от того, с кем заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов.
В приложении N 4 к Правилам N 26 приведен образец договора на подачу и уборку вагонов (при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры железнодорожного пути общего пользования, локомотивом перевозчика), в пункте 5 которого указано: "Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению".
Согласно пункту 3.5 Правил N 26 о времени подачи вагонов, контейнеров перевозчик уведомляет владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования не позднее чем за 2 часа до подачи вагонов.
Согласно пункту 34 УЖТ РФ перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.
Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
В соответствии с частью 5 статьи 33 УЖТ РФ грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.
В силу статьи 36 УЖТ РФ по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.
Апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции обосновано урегулировал разногласия, изложив пункт 5 договора в редакции ответчика: "Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению".
Данная редакция договора полностью соответствует форме пункта, установленного законодателем в соответствии с пунктом 2.1. Правил N 26 образца примерного договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования приведенного в приложениях к Правилам.
Судом правомерно установлено, что предложенный истцом срок подачи вагонов на путь - в течение 4-х часов с момента поступления вагонов на станцию, направлен на установление дополнительной ответственности перевозчика и противоречит действующему законодательству.
Как правильно указал суд первой инстанции, установление указанных сроков в договоре будет противоречить действующему законодательству, в котором отсутствует норма, прямо предусматривающая обязанность сторон установить в договоре на эксплуатацию указанные сроки.
При этом, включение в договор положений, которые установлены императивными правовыми нормами, не требуется, поскольку такие нормы имеют непосредственное действие вне зависимости от воли сторон.
Из буквального толкования указанных норм следует, что на срок для подачи вагонов на путь необщего пользования влияют множественные факторы: момент прибытия груза на станцию, срок доставки груза, указанный в накладной, технология функционирования станции, технология функционирования пути необщего пользования, уведомление грузополучателя о прибытии, оперативная обстановка на станции по загруженности путей, количество операций по подаче/уборке вагонов, наличие локомотива, поездная работа и иные обстоятельства.
В свою очередь, отсутствие условия о сроке на подачу вагонов в договоре не может означать, что перевозчик имеет право в любой момент производить подачу вагонов.
В абзаце 7 статьи 119 УЖТ РФ установлена обязанность перевозчика подать вагоны на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза.
Нарушение установленного срока влечет ответственность ОАО "РЖД". предусмотренную статьей 100 УЖТ РФ.
Таким образом, принимая во внимание вышеназванные правовое нормы, редакция пункта 5 договора, предлагаемая ООО "ЛОГазинвест", правомерно не признана судом подлежащей включению в договор.
Предложенные ООО "ЛОГазинвест" условия направлены на установление дополнительной ответственности перевозчика и противоречат статьям 34 и 58 УЖТ РФ.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2022 по делу N А56-56729/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
М.Г. Титова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-56729/2022
Истец: ООО "ЛОГАЗИНВЕСТ"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"