16 февраля 2023 г. |
дело N А83-22937/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 16.02.2023.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Баукиной Е.А., судей Зарубина А.В., Рыбиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пугач А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства экономического развития Республики и инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.06.2022,
принятое по иску Министерства экономического развития Республики Крым (ОГРН 1149102017118, ИНН 9102011897, 295034, Республика Крым, г. Симферополь, пр. Кирова, д. 13,)
к обществу с ограниченной ответственностью "СПК-17" (ОГРН 1169102091806, ИНН 9102222016, 295050, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ростовская, д. 14, цокольный этаж)
о взыскании средств мер поддержки,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (ОГРН 1147746357153, ИНН 7707830457, 295006, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Александра Невского, д. 29),
- инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (ОГРН 1147746392090, ИНН 7707831115, 295053, Республика Крым, г Симферополь, ул. Им. Матэ Залки, 1/9).
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономического развития Республики Крым (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к обществу с ограниченной ответственностью "СПК-17" (далее - ООО "СПК-17") с иском о возврате средств меры поддержки, полученных в апреле и мае 2020 года в сумме 24260,00 руб., и использованных с нарушением требований закона Республики Крым от 25.06.2020 N 86-ЗРК/2020 "О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон N 86-ЗРК/2020).
Определением от 11.01.2022 суд привлек к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым и инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Симферополю.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28.06.2022 в удовлетворении исковых требований Министерству отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 28.06.2022, Министерство и инспекция Федеральной налоговой службы по г. Симферополю обратились в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение суда от 28.06.2022, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований Министерства. В обоснование апелляционных жалоб заявители указывают, что субсидия, полученная ООО "СПК-17" израсходована в нарушение Закона N 86-ЗРК/2020 не на выплату заработной платы, а на иные цели, что повлекло уклонение от уплаты НДФЛ в размере 13%.
Определениями Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022 и от 28.07.2022 апелляционные жалобы Министерства и инспекция Федеральной налоговой службы по г. Симферополю приняты к производству.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации о судебном заседании на сайте http://kad.arbitr.ru/, в судебное заседание 09.02.2023 представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями главы 34 АПК РФ.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
На основании Порядка формирования реестра получателей мер поддержки, предусмотренных Законом N 86-ЗРК/2020 и распоряжения Совета министров Республики Крым от 12.11.2022 N 393-рп/ДСП ООО "СПК-17" включено в реестр получателей мер поддержки N 11.
ООО "СПК-17" на основании заявок получены денежные средства в качестве мер поддержки в апреле и мае 2020 года на общую сумму 24260,00 руб., что подтверждается платежными поручениями от 21.10.2020 N 62 на сумму 12130,00 руб. и от 21.10.2020 N 61 на сумму 12130,00 руб. (т.1., л.д. 47-48).
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым направило в адрес Министерства письмо от 03.02.2021 N 15-27/00412 дсп@, в котором сообщило, что по результатам проведенного анализа соблюдения критериев абз. "г" подпункта 6 пункта 2 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020 установлен ряд налогоплательщиков, в том числе, ООО "СПК-17", которыми не уплачен налог на доходы физических лиц в месяце, следующем за месяцем получения поддержки (т.1, л.д. 37).
Министерством в адрес ООО "СПК-17" было направлено требование от 17.02.2021 N 12/555 о возврате полученных средств поддержки (т.1, л.д. 33).
Поскольку требование ООО "СПК-17" исполнено не было, Министерство обратилось с настоящим исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Крым.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что денежные средства, полученные в качестве субсидии, переходят в собственность ООО "СПК-17" и могут быть распределены на любые расходы для осуществления экономической деятельности, в связи с чем оснований для возврата средств мер поддержки не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
Законом N 86-ЗРК/2020 введены меры поддержки организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Республике Крым и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Крым по основным видам экономической деятельности, определенным Советом министров Республики Крым.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона N 86-ЗРК/2020 мера поддержки - компенсационная выплата, направленная на частичную компенсацию затрат получателей мер поддержки, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников.
Частью 1 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020 установлено, что для получения меры поддержки за апрель - май 2020 года получатель меры поддержки направляет заявку в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе по форме, утвержденной Советом министров Республики Крым, по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота, из Личного кабинета юридического лица (индивидуального предпринимателя) в виде сканированного образа заявки, почтовым отправлением, размещением в боксах для приема корреспонденции в налоговых органах.
Согласно части 2 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020 получатели меры поддержки имеют право на меры поддержки после включения их в реестр получателей мер поддержки. Условиями для включения в Реестр получателей мер поддержки являются:
- наличие у получателя меры поддержки государственной регистрации, постановки на учет в налоговом органе до 1 января 2020 года и осуществление деятельности на территории Республики Крым; основной вид деятельности получателя относится к видам деятельности, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденным Советом министров Республики Крым;
- вид организационно-правовой формы получателя меры поддержки относится к видам организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право на получение компенсационной выплаты, определенных Советом министров Республики Крым;
- получатель меры поддержки на момент подачи заявки не находится в процессе ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя меры поддержки из Единого государственного реестра юридических лиц и не прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
- количество работников получателя меры поддержки в месяце, за который выплачивается компенсационная выплата, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года;
- подтверждение получателем меры поддержки в подаваемой заявке о том, что: получатель меры поддержки не является получателем субсидии в месяцы, за которые он подает заявление, в соответствии с Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576;
- получатель меры поддержки не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном капитале которого доля участия иностранных юридических лиц превышает 50 процентов по состоянию на 1 января 2021 года; получатель меры поддержки принимает обязательство о неликвидации до 1 января 2021 года;
- получатель меры поддержки, если его режим налогообложения предусматривает уплату налога на доходы физических лиц, обязуется оплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов от суммы полученной меры поддержки в месяце получения меры поддержки или последующих за ним месяцах, общее количество которых соответствует количеству периодов, за которые предоставлена мера поддержки. Количество работников получателя меры поддержки определяется пенсионным органом на основании данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, представленной получателем меры поддержки в соответствии с порядком и сроками, которые установлены федеральным законодательством, при получении меры поддержки за апрель и май 2020 года - на дату подачи заявки.
Получатель меры поддержки при подаче заявки подтверждает соответствие условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, и несет ответственность за достоверность предоставленной информации (часть 4 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020).
ООО "СПК-17" распоряжением председателя Совета министров Республики Крым от 12.11.2020 N 393-рп/ДСП было включено в реестр получателей мер поддержки N 11.
Платежными поручениями от 21.10.2020 N 62 и от 21.10.2020 N 61 (т.1., л.д. 47-48) на расчетный счет ООО "СПК-17" перечислены меры поддержки за апрель и май 2020 года на общую сумму 24260 руб.
Согласно абз. "г" подпункта 6 пункта 2 статьи 6 Закона N 86-ЗРК/2020 получатели меры поддержки обязуются уплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов, если режим налогообложения предусматривает уплату такого налога.
Из материалов дела следует, что в целях ведомственного контроля Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым предоставило Министерству сведения о получателях субсидии, которые не оплатили налог на доходы физических лиц в месяце, следующем за месяцем получения меры поддержки, в числе которых указано ООО "СПК-17".
ООО "СПК-17" подтвердило, что НДФЛ уплачен не был, так как заработная плата генеральному директору Зурза З.И. не начислялась и не выплачивалась на основании заявления от 24.12.2019 (т.1, л.д. 89).
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым в суде первой инстанции представило письмо от 08.06.2022 N 06-28/11380, в котором указало, что полученная субсидия в размере 24260,00 рублей включена в налогооблагаемый доход по налогу на прибыль и отражена во внереализационных доходах в декларации по налогу на прибыль организации за 2020 год; по состоянию на 06.06.2022 в карточке "Расчеты с бюджетом" по налогу на прибыль сальдо расчетов по виду платежа "налог" составляет в сумме 0,00 рублей (т.1, л.д. 108-109).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что денежные средства, полученные в качестве субсидии, переходят в собственность организации и могут быть распределены на любые расходы для осуществления деятельности, включая выплату заработка.
Индивидуальные предприниматели (организации) в соответствии с положениями налогового законодательства выполняют функции налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц при выплате заработной платы работникам (персоналу), которые признаются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц.
Вместе с тем, согласно буквальному прочтению подтвержденного ООО "СПК-17" условия в заявках от 25.09.2020 на получение мер поддержки за апрель и май 2020 года, получатель обязуется оплатить НДФЛ, "если его режим налогообложения предусматривает уплату налога на доходы физических лиц". Таким образом, обязательство оплатить НДФЛ в месяце после получения субсидии прямо обусловлено наличием соответствующей налоговой обязанности.
Согласно выписке по банковскому счету ООО "СПК-17" субсидия израсходована на компенсацию текущих расходов общества, какие-либо выплаты работнику не производились, что подтверждается справкой по форме 6-НДФЛ.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 26.06.2020 N 366 утвержден Порядок возврата средств мер поддержки получателем меры поддержки в бюджет Республики Крым (далее - Порядок возврата средств мер поддержки).
Согласно пункту 1.3 приложения 3 Порядка возврата средств мер поддержки Министерство в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты выявления нарушения получателем мер поддержки условий и требований, установленных Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, направляет получателю меры поддержки требование о возврате полученных средств мер поддержки на счет Министерства.
Согласно пункту 1.4. Порядка средства меры поддержки, использованные с нарушением требований Закона и иных нормативных правовых актов Республики Крым, подлежат возврату получателем мер поддержки в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с даты получения требования Министерства о возврате полученных средств меры поддержки.
Обязательство получателя средств поддержки оплатить НДФЛ в месяце после получения субсидии прямо следует из заявок ООО "СПК-17" на получение мер поддержки в апреле и мае 2020 года.
Использование полученной из бюджета республики субсидии, перечисленной ООО "СПК-17" из расчета на 1 работника, не на выплату заработной платы не соответствует экономическому основанию такой компенсационной выплаты, указанной в Законе N 86-ЗРК/2020. Поэтому при отсутствии доказательств выплаты средств мер поддержки в пользу работника права на ее удержание или трату на текущие расходы ответчик не имеет.
ООО "СПК-17", получив средства мер поддержки, выразил согласие с условиями, предусмотренными Законом N 86-ЗРК/2020.
Требование Министерства от 17.02.2021 N 12/555 о возврате средств мер поддержки ООО "СПК-17" не исполнило.
Учитывая изложенное, иск Министерства подлежит удовлетворению в полном объеме.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 16.12.2022 по делу N А83-24654/2021.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции от 28.06.2022 подлежит отмене на основании пункта 4 части 1, пункта 1 части 2 статьи 270 АПК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46) согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу, и истец освобожден от ее уплаты.
Поскольку Министерство от уплаты госпошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, государственная пошлина в связи с рассмотрением иска подлежат взысканию с ООО "СПК-17" в доход федерального бюджета.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Симферополю в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации также освобождена от уплаты государственной пошлины.
Учитывая результат рассмотрения дела, государственная пошлина в связи с рассмотрением апелляционных жалоб Министерства (истца) и инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю (третьего лица) также подлежат взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.06.2022 по делу N А83-22937/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Иск Министерства экономического развития Республики Крым удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СПК-17" (ОГРН 1169102091806, ИНН 9102222016; 295050, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ростовская, д. 14, цокольный этаж) в пользу Министерства экономического развития Республики Крым (ОГРН 1149102017118, ИНН 9102011897, 295034, Республика Крым, г. Симферополь, пр. Кирова, д. 13) денежные средства в размере 24260,00 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СПК-17" (ОГРН 1169102091806, ИНН 9102222016; 295050, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ростовская, д. 14, цокольный этаж) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000,00 рублей в связи с рассмотрением иска.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СПК-17" (ОГРН 1169102091806, ИНН 9102222016; 295050, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ростовская, д. 14, цокольный этаж) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000,00 рублей в связи с рассмотрением апелляционных жалоб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Баукина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-22937/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО "СПК-17"
Третье лицо: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. СИМФЕРОПОЛЮ, УФНС России по РК