г. Санкт-Петербург |
|
15 февраля 2023 г. |
Дело N А56-21640/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Богдановской Г.Н., Жуковой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Исляева А.К. по доверенности от 25.07.2022,
от ответчика: Дмитриева О.А. по доверенности от 25.08.2022,
от 3-го лица: 1- Глазачева Е.А. по доверенности от 28.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-42351/2022) ГУП "Топливно-Энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.11.2022 по делу N А56-21640/2022, принятое
по иску государственного унитарного предприятия "Топливно-Энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Кировского района"
3-е лицо: Комитет по энергетике и инженерному обеспечению; Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга; Общество с ограниченной ответственностью "Центральный"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Кировского района" (ответчик, Общество) о признании ИТП и УУТЭ, смонтированные по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, дом 158, общедомовым имуществом; об обязании подписать акты приема-передачи ИТП и УУТЭ; о взыскании 1 202 731,36 рублей задолженности по возмещению затрат на содержание ИТП и УУТЭ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по энергетике и инженерному обеспечению (ИНН: 7825363978) и Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (ИНН: 7832000076), общество с ограниченной ответственностью "Центральный" (ИНН: 7842436785).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.11.2022 в иске отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить, иск удовлетворить.
По мнению подателя жалобы, рассматривая вопрос принадлежности оборудования к общедомовому имуществу, суд не применил статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правила N 491. Оборудование отвечает всем признакам общедомового имущества, выгоду от использования ИТП и УУТЭ извлекает ответчик, следовательно, применению подлежали также статьи 980, 984 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как указывает сторона, позиция суда приведет к тому, что истец будет вынужден прекратить обслуживание оборудования, поддержание его в работоспособном состоянии, а также вынужден демонтировать его и осуществлять расчеты с ответчиком по нормативам.
В отзыве ответчик просит решение оставить без изменения, ссылаясь на то, что выводы суда соответствуют нормам действующего законодательства, ИТП и УУТЭ не отвечают признакам общедомового имущества, подлежащего включению в общедолевую собственность МКД.
В судебном заседании вышеизложенные позиции поддержаны.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ГУП "ТЭК СПб" во исполнение постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2004 N 482 "О плане мероприятий до 2010 года по реконструкции и развитию головных источников инженерного обеспечения и сетей государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", предназначенных для теплоснабжения объектов социально-бытового назначения, промышленности, жилой застройки Санкт-Петербурга, существующей и планируемой к вводу в 2004-2007 годах", в рамках программы "Реконструкция системы теплоснабжения квартала 101 от 5-й Кировской котельной по адресу пр. Стачек д. 170" 31.10.2014 произвело реконструкцию котельной и смонтировало 3 индивидуальных тепловых пункта и 3 узла учета тепловой энергии (далее - ИТП и УУТЭ, оборудование) в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 158 (далее - МКД), обслуживающие дома 144, 158, 160.
Факт окончания реконструкции и приемки оборудования подтвержден актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссии по форме КС-14 от 31.10.2014.
Ссылаясь на то, что данное оборудование является общедомовым, подлежит принятию на баланс управляющей компанией, что также стороны признали и зафиксировали в протоколе рабочего совещания от 21.07.2017 N 212, однако ИТП и УУТЭ так и находятся на балансе истца, что подтверждается актами по форме ОС-1 от 31.10.2014 N 10, 11, 12, 13, 25, 26, 27, 28, Предприятие обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском об обязании Общество подписать акты приема-передачи ИТП и УУТЭ; а также о взыскании 1 202 731,36 рублей задолженности по возмещению затрат на содержание и обеспечение общедомового имущества в рабочем состоянии за период с 01.11.2016 по 30.11.2021.
Суд первой инстанции в иске отказал.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта по доводам стороны в силу следующего.
Согласно статье 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 28 Правил N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно в частности обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, механическое, электрическое, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (часть 1 статьи 36 ЖК РФ).
В соответствии с подпунктом "е(1)" пункта 2 Правил N 491 в состав общего имущества включаются автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ).
Из буквального содержания изложенной нормы следует, что приборы учета тепловой энергии, хотя по формально-техническим критериям и отвечающие характеристикам общедомового имущества по смыслу статьи 36 ЖК РФ и пункта 2 Правил N 491 (предназначены для обслуживания более одного помещения в МКД), могут быть признаны таковыми по правовым характеристикам в случаях, когда они возведены за счет собственников помещений в МКД либо в порядке Закона N 261-ФЗ.
Работы по установке ИТП и УУТЭ в настоящем случае произведены истцом во исполнение Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.03.2004 N 482 "О Плане мероприятий до 2010 года по реконструкции и развитию головных источников инженерного обеспечения и сетей государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", из содержания которого усматривается, что работы проводились с целях реконструкции инженерных сетей, принадлежащих истцу и за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (либо привлеченных инвестиционных средств).
Таким образом, поскольку работы по установке УУТЭ и ИТП произведены до вступления в силу Закона N 261-ФЗ, не за счет собственников помещений в МКД и в отсутствие принятого в порядке статьи 44-46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в МКД, то есть отсутствует совокупность правовых обстоятельств, предусмотренных подпунктом "е(1)" пункта 2 Правил N 491, статьей 13 Закона N 261-ФЗ, статьями 44-46 ЖК РФ, следовательно, как правомерно отметил суд первой инстанции, у ответчика как управляющей организации МКД отсутствует безусловная обязанность по принятию указанного имущества и несению расходов на их содержание.
Обязанность по принятию указанного имущества и несению расходов на их содержание данного оборудования наступает у ответчика исключительно в силу исполнения им полномочий управляющей организации, которая, как следует из норм статьи 161 и 162 ЖК РФ, пункта 6, подпунктам "б" и "ж" пункта 10 и подпункта "а" пункта 28 Правил N 491, пункта 5.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (применительно непосредственно к содержанию внутридомового оборудования) обусловлена необходимостью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Кроме того, в соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 9 статьи 11 Закона N261-ФЗ предусмотрена обязанность собственников зданий, строений, сооружений, собственников помещений в многоквартирных домах обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы посредством организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Законом N 261-ФЗ на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 01.01.2011 завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13).
В силу части 12 статьи 13 Закона N261-ФЗ лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Абзац восьмой пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 N 354 (далее - Правила N 354) определяет понятие "коллективный (общедомовой) прибор учета" как средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Данная правовая норма включает общепринятое понятие, установленное к неограниченному количеству конкретных правовых ситуаций.
В настоящее время в системе действующего нормативно-правового регулирования порядок учета тепловой энергии, предоставленной в многоквартирные дома, имеющие один узел учета тепловой энергии на несколько многоквартирных домов, то есть находящиеся "на сцепке", не установлен.
С целью правовой определенности и единообразия осуществления расчетов с потребителями за поставленную тепловую энергию в Санкт-Петербурге совместным решением Жилищного комитета, Комитета по тарифам Санкт-Петербурга и Комитета по энергетике и инженерному обеспечению определен порядок распределения объема потребленных энергоресурсов в многоквартирных домах, находящихся "на сцепке" (письмо Жилищного комитета от 21.06.2013 N 2-1906/13), в соответствии с которым инженерная система многоквартирных домов "на сцепке" учитывается как единая инженерная система централизованного отопления многоквартирного дома, и расход тепловой энергии нескольких МКД "на сцепке" учитывается единым на такие дома ОДПУ, ввиду чего начисление потребителям платы за отопление в таких домах ("на сцепке") и расчет платы за тепловую энергию необходимо производить согласно показаниям одного прибора учета.
Ресурсоснабжающая организация в расчетах тепловой энергии, потребленной такими объектами, использует показания прибора учета, установленного в доме, в котором имеется ИТП, и имеющиеся данные о площадях объектов и/или нагрузках, исходя из методики расчета, приведенной в письме Жилищного комитета от 21.06.2013 N 2-1906/13.
Согласно Критериям наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденным Приказом Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр (Приложение N 1) техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено то, что установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
Прибор учета, фиксирующий расход тепловой энергии в нескольких МКД, не является ОДПУ в силу понятия, используемого в пункте 2 Правил N 354. Спорные приборы учета установлены в одном из МКД, соединенных далее последовательно транзитными сетями отопления, и фактически учитывают потребление коммунального ресурса нескольких отдельных МКД.
Согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 03.12.2012 N АКПИ12-1326 в состав общего имущества МКД входят внутридомовые системы отопления и горячего водоснабжения, отвечающие критериям, предусмотренным Правилам N 491. Транзитные сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему, но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в МКД. ОДПУ должны устанавливаться таким образом, чтобы учитывать объем коммунального ресурса, потребленного только данным МКД.
В настоящем случае УУТЭ и ИТП функционируют в отношении нескольких домов, обладающих общей системой теплоснабжения и тепловыми пунктами в соответствующем здании, следовательно, оснований считать ИТП в доме, который является в настоящем случае головным, управляется ответчиком, общим имуществом собственников этого дома, не правомерно. Более того, остальные дома, находящиеся на сцепке, обслуживаются третьим лицом ООО "Центральный".
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что ответчик обещал принять на баланс спорное имущество, несостоятельна. Распоряжением комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 25.06.2018 N 158 "О внесении изменений в распоряжение Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 29.11.2017 N 189" предметом которого явилась передача бесхозяйных тепловых сетей ГУП "ТЭК СПб" с приложением акта обследования домов на "сцепке" и схемы, следует, что ИПТ обслуживает более одного дома, спорное оборудование находится в собственности истца и оснований для отказа от собственности в пользу иных лиц в нарушение требований 65 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано.
Также не приняты во внимание доводы о том, что Предприятие в случае отказа в иске вынуждено будет демонтировать имущество и производить расчеты по нормативам. Данная позиция противоречит принципам действующего законодательства, содержит признаки злоупотребления правом. Устанавливая оборудование, истец действовал во исполнение предписывающих норм.
Иные доводы подателя жалобы также не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Суд первой инстанции установил все фактические обстоятельства и исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применил нормы материального права. Обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.11.2022 по делу N А56-21640/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21640/2022
Истец: А56-94384/2022, ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС N3 КИРОВСКОГО РАЙОНА"
Третье лицо: Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, ООО "Центральный"