г. Саратов |
|
17 февраля 2023 г. |
Дело N А57-10277/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 февраля 2023 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О. И.,
судей Жаткиной С. А., Луевой Л. Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шебалковой К. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области и Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 декабря 2022 года по делу N А57-10277/2022
по исковому заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН: 6315376946; ОГРН: 1056315070350)
к Комитету по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (ИНН: 6439071023, ОГРН: 1096439000943)
третьи лица: Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области, МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства", РЭО ГИБДД МУ МВД России "Балаковское" Саратовской области, Одиноков Александр Викторович, Кузнецова Татьяна Александровна
об обязании освободить охранную зону тепловых сетей,
при участии в судебном заседании:
- представитель Одинокова Александра Викторовича - Афанасьев Дмитрий Сергеевич, действующий на основании доверенности от 28 ноября 2022 года,
- представитель Кузнецовой Татьяны Александровны - Афанасьев Дмитрий Сергеевич, действующий на основании доверенности от 07 сентября 2020 года,
- представитель Комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - Тумбакова Наталья Петровна, действующая на основании доверенности от 09 января 2023 года,
- представитель публичного акционерного общества "Т Плюс" - Хлопкова Мария Витальевна, действующая на основании доверенности от 06 сентября 2022 года;
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ООО "Т Плюс", истец) к Комитету по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - Комитет, ответчик) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об обязании освободить охранную зону тепловых сетей путем полного ограничения парковок в пределах охранной зоны тепловых сетей, расположенных по адресу: г. Балаково, ул. Минская, на земельном участке с кадастровым номером 64:40:000000:16698, между ТК-3/37 и ТК-3/38 (район дома N 25 по ул. Минская), между ТК-3/39 и ТК-3/40 (район дома N 5 по ул. Минская), между ТК-3/40 и ТК-3/41 (район дома N 3 по ул. Минская), в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21.12.2022 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет и Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.12.2022 г. отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
В обоснование заявленных исковых требований истец указывает, что в собственности ПАО "Т Плюс" находится объект "Сооружение-тепломагистраль N 3, протяженностью 10857 м", местонахождение объекта: Саратовская область, г. Балаково, с кадастровым номером 64:40:000000:17419, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
25.09.2020 сотрудниками Балаковских тепловых сетей Саратовского филиала ПАО "Т Плюс" был составлен акт о нарушении охранной зоны тепловых сетей: наличие объектов "автомобильные парковки", между ТК-3/37 и ТК-3/38; ТК-3/38 и ТК-3/39; ТК-3/40 и ТК-3/41, на земельном участке с кадастровым номером: 64:40:000000:16698 принадлежащем Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Минская, б/н.
Истец полагает, что расположение объекта "автомобильная парковка" в охранной зоне тепловой сети нарушает требования Типовых правил, создает препятствия для исполнения ПАО "Т Плюс" возложенных на него обязанностей по содержанию и безопасной эксплуатации тепловых сетей, обеспечению надежного теплоснабжения потребителей, которое достигается, в том числе, возможностью своевременного принятия оперативных мер по устранению аварий на тепловых сетях.
Для устранения допущенных нарушений истцом в адрес ответчика была направлена претензия от 20.10.2020, которая последним была оставлена без удовлетворения.
Поскольку требование об освобождении охранной зоны ответчиком не исполнено, истец обратился в арбитражный суд с заявленным требованием.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 11 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 ГК РФ, либо иными способами, установленными законом.
Статьей 304 ГК РФ установлено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В п. 45 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению независимо от того, на своем или чужом земельном участке либо ином объекте недвижимости ответчик совершает действия (бездействие), нарушающие право истца.
Негаторный иск подлежит удовлетворению, если истец докажет, что действиями ответчика, не связанными с лишением истца владения, нарушается его право собственности (иное вещное право) или имеется реальная угроза нарушения его права.
То есть, предъявляя негаторный иск, истец должен доказать факт создания ответчиком препятствий в осуществлении правомочий пользования имуществом, противоправность действий ответчика и реальный характер чинимых препятствий.
Как следует из материалов дела, в собственности ПАО "Т Плюс" находится объект "Сооружение-тепломагистраль N 3, протяженностью 10 857 м", местонахождение объекта: Саратовская область, г. Балаково, с кадастровым номером 64:40:000000:17419, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
25.09.2020 сотрудниками Балаковских тепловых сетей Саратовского филиала ПАО "Т Плюс" был составлен акт о нарушении охранной зоны тепловых сетей: наличие объектов "автомобильные парковки", между ТК-3/37 и ТК-3/38; ТК-3/38 и ТК-3/39; ТК-3/40 и ТК-3/41, на земельном участке с кадастровым номером: 64:40:000000:16698 принадлежащем Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Минская, б/н. Актом установлено, что в месте прохождения тепловой сети на зелёной зоне имеется неорганизованная автомобильная парковка.
Данный Акт от 25.09.2020 подписан представителями ПАО "Т Плюс", Комитета, Администрации Балаковского муниципального района.
Эксплуатация и обеспечение охраны тепловых сетей урегулированы Типовыми правилами охраны коммунальных тепловых сетей (утв. Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197) (далее по тексту - Правила), Организационно-методическими рекомендациями по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах (утв. Приказом Госстроя РФ от 21.04.2000 N 92) (п. 33)), Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (п.б.1.8)).
Пунктом 33 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 21.04.2000 N 92, предусмотрено, что в процессе эксплуатации тепловых сетей должна быть обеспечена их охрана, которая включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на ограничение хозяйственной деятельности в охранной зоне тепловых сетей, и осуществляется в объеме требований Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 N 197, и утверждаемых на их основе органами местного самоуправления правил охраны тепловых сетей.
Охрана тепловых сетей осуществляется теплоснабжающим предприятием или абонентом в соответствии с границами эксплуатационной ответственности.
Для обеспечения сохранности тепловых сетей должны устанавливаться охранные зоны, в пределах которых ограничивается хозяйственная деятельность.
Приказом Минстроя Российской Федерации от 17.08.1992 N 197 утверждены типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей (далее - Правила N 197).
В пункте 1 Правил N 197 указано, что охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
Согласно п. 4 Правил N 197 охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки.
Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП 2.04.07-86 "Тепловые сети".
Согласно пункту 5 Правил N 197 охраны коммунальных тепловых сетей в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту, в том числе загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениям тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы; устраивать спортивные и игровые площадки, неорганизованные рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, гаражи, огороды и т.п.
В пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается: производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений; производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы; производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий; сооружать переезды и переходы через трубопроводы тепловых сетей (пункт 6 Правил N 197).
Согласно п. 6 Правил N 197 в пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается:
-производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений;
-производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы;
- производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий;
-сооружать переезды и переходы через трубопроводы тепловых сетей.
Пунктом 6.1.8. Правил технической эксплуатации (Приказ Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок") также установлен запрет на возведение каких-либо строений в местах прокладки теплопроводов.
В силу п. 7 Правил N 197 установлено, что проведение перечисленных в п. 6 работ должно согласовываться с владельцами тепловых сетей не менее чем за 3 дня до начала работ.
В силу п. 17 Правил N 197 предприятия, организации, граждане в охранных зонах тепловых сетей и вблизи них обязаны выполнять требования работников предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
Работникам предприятий, в ведении которых находятся тепловые сети, должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа к объектам тепловых сетей, находящихся на территории других предприятий, для их обслуживания и ремонта.
Факт размещения спорного объекта "автомобильная парковка" в границах охранной зоны тепловой сети подтвержден актами осмотра, в том числе от 25.09.2022, схемами расположения охранной зоны сетей и объекта ответчика.
На основании изложенного, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, с учетом установления факта размещения автомобильной парковки в границах охранной зоны тепловых сетей, принимая во внимание, что Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области осуществляет полномочия собственника земельных участков, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Доводы жалобы Комитета и Администрации о том, что истцом не представлено доказательств совершения ответчиком таких противоправных действий, в результате которых нарушаются права истца или создается реальная угроза их нарушения, судебной коллегией отклоняется.
Исходя из акта осмотра от 25.09.2020, составленным и подписанным в присутствии представителей ПАО "Т Плюс", представителя Комитета, представителя Администрации БМР Саратовской области, в охранной зоне тепловой сети между ТК-3/37 и ТК-3/38; ТК-3/38 и ТК-3/39; ТК-3/40 и ТК-3/41, на земельном участке с кадастровым номером: 64:40:000000:16698, принадлежащем Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, находится объект - автомобильная парковка.
Данные обстоятельства подтверждаются, в том числе, представленными фотоматериалами, схемой тепловых сетей из программного комплекса и публичной кадастровой картой.
Доказательств, опровергающих факт расположения спорной автомобильной парковки между ТК-3/37 и ТК-3/38; ТК-3/38 и ТК-3/39; ТК-3/40 и ТК-3/41 на земельном участке с кадастровым номером 64:40:000000:16698, принадлежащем Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлены.
Между тем, согласно п. 5 Правил N 197 охраны коммунальных тепловых сетей в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается, в том числе, устраивать стоянки всех видов машин и механизмов.
Таким образом, действующее нормативное регулирование спорных правоотношений содержит прямой запрет на размещение каких-либо объектов в охраной зоне тепловых сетей.
Довод жалобы Комитета о том, что спорный участок автомобильной дороги, расположенный на обочине, представляет собой "парковочный карман" и является неотъемлемым элементом автомобильной дороги, а также довод жалобы Администрации о том, что СП 124.13330.2012 Тепловые сети. Актуализированная редакция СНиП 41-02-2003 (с Изменениями N 1,2) не запрещает строительство автомобильных дорог, в том числе и элементов обустройства таких дорог, над строительными конструкциями тепловых сетей, в связи с чем требование истца об ограничении парковки, как элемента автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Минская, противоречат нормам законодательства Российской Федерации, судебной коллегией отклоняются, поскольку в рассматриваемом случае истец обратился с требованием об освобождении земельного участка от автомобильной парковки, расположенной менее чем в 3 метрах от границ строительных конструкций тепловой сети, а не с иском об освобождении участка от автомобильной дороги.
В статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся, в том числе, частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
Согласно статье 3 названного закона одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В статье 5 этого закона указано, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в т.ч. осуществления деятельности по организации дорожного движения.
Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, содержат понятие прилегающей территории, под которой понимается территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (в т.ч. дворы, автостоянки, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с данными Правилами.
На органы местного самоуправления возложена обязанность по организации дорожного движения. Однако это не означает, что у такого собственника отсутствует обязанность по обеспечению соблюдения обязательных для него требований - одним из которых является - запрет размещения стоянок в охранных зонах тепловых сетей.
Как указывалось выше, согласно п. 5 Правил N 197 охраны коммунальных тепловых сетей в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается, в том числе, устраивать стоянки всех видов машин и механизмов.
Данный запрет, одновременно, направлен как на обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, так и на обеспечение безопасности дорожного движения.
Таким образом, указанный запрет распространяется на ответчика как собственника земельного участка и с точки зрения соблюдения обременения земельного участка, и с точки зрения порядка использования участка, в т.ч. расположенных на нем дорог.
При этом создание и оформление автостоянки (парковки) по правилам, установленным действующим законодательством, в рассматриваемом случае не имеет правового значения, так как значение имеет сам факт нахождения объекта в охранной зоне тепловых сетей.
Доводы жалобы Комитета и Администрации об отсутствии размещения истцом специального знака на земельном участке, на котором расположена тепловая сеть, судебной коллегией отклоняется, поскольку отсутствие специального знака не лишает истца, как лица содержащего тепловую сеть, права в осуществлении защиты своих интересов с учетом того, что объект "автомобильная парковка" расположен менее чем в 3 метрах от границ строительных конструкций тепловой сети, что нарушает установленные в п. 4 Правил N 197 минимально допустимые расстояния от тепловых сетей.
Довод Одинокова А.В., изложенный в письменных пояснениях от 14.02.2023 о том, что Комитет является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, судебной коллегией признан несостоятельным и отклоняется.
Согласно пункту 5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.1. Положения о комитете по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, утв. Решением Собрания Балаковского муниципального района от 21.12.2016 N 3/5-67 комитет является правопреемником управления по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, отраслевым (функциональным) органом администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, уполномоченным осуществлять права собственника имущества Балаковского муниципального района и права собственника имущества муниципального образования город Балаково.
В соответствии с подп. 1 пункта 2.1 Положения одной из основных задач Комитета является обеспечение экономически эффективного управления, распоряжения муниципальным имуществом Балаковского муниципального района и муниципального образования город Балаково, а также рационального использования государственной (до разграничения) и муниципальной земли в пределах полномочий, определенных законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
Земельный участок с кадастровым номером: 64:40:000000:16698, на котором располагается спорная "автомобильная парковка", находится в муниципальной собственности, а права собственника спорного земельного участка осуществляет Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы обжалуемого судебного акта, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены решений суда первой инстанции, не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 177 АПК РФ постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 декабря 2022 года по делу N А57-10277/2022 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О. И. Антонова |
Судьи |
С. А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-10277/2022
Истец: ПАО Т Плюс
Ответчик: Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского МР СО
Третье лицо: Администрация Балаковского МР СО, Афанасьев, Кузнецова Т.А., МКУ "Управление дорожного хозяйства и благоустройства", Одиноков А.В., Отдел адресно-справочной работы, РЭО ГИБДД МУ МВД России "Балаковское"