г. Хабаровск |
|
19 февраля 2023 г. |
А73-6705/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Брагиной Т.Г., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Добробабиной Д.Д.,
при участии в заседании:
от КГКУ "Служба заказчика Минстроя края": Подунов А.Ю., по доверенности от 09.01.2023 N 4/2023,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия"
на решение от 03.08.2022
по делу N А73-6705/2022
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия" (ОГРН 1142724007117, ИНН 2724194308, Московская область, г.Химки)
к Краевому государственному казенному учреждению "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края" (ОГРН 1022700928172, ИНН 2721093076, Хабаровский край, г.Хабаровск)
об изменении условий контракта,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия" (ООО "Стройиндустрия") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Краевому государственному казенному учреждению "Служба заказчика министерства строительства Хабаровского края" (КГКУ "Служба заказчика Минстроя края") об изменении условий контракта N 0122200002520003239-АЕ от 06.07.2020, увеличив цену контракта не более чем на 30% и аванса не более чем на 90% от цены контракта.
Требования мотивированы существенным ростом стоимости строительных ресурсов.
Решением от 03.08.2022 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Стройиндустрия" считает судебный акт подлежащим отмене, ссылаясь на неверное толкование судом требований Федерального закона N 44-ФЗ, постановлений Правительства РФ от 09.082021 N 1315, от 29.03.2022 N 505; отсутствие в материалах дела доказательств недоведения до ответчика лимитов бюджетных обязательств, в то время как объект капитального строительства "Детский сад в микрорайоне N 3 второго Привокзального района" реализовывается в рамках национального проекта "Демография", являясь социально значимым для населения, внесен в краевую адресную инвестиционную программу, исходя из чего не может быть не профинансированным.
По мнению заявителя жалобы, подрядчик не мог предвидеть удорожание цены контракта при его заключении на 129 332 665 руб., что является более 30% от его цены, при всей своей предусмотрительности. При этом, судом не учтено, что по условиям пункта 14.6 контракта подрядчик может расторгнуть в одностороннем порядке контракт только при нарушении его условий заказчиком.
Кроме того, суд не указал основания отказа истцу в удовлетворении требования об увеличении аванса не более чем на 90% от цены контракта, а также какие нормы бюджетного законодательства и Закона N 44-ФЗ будут нарушены при удовлетворении иска.
В отзыве на апелляционную жалобу КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" выразило несогласие с ее доводами, указав на возможность изменения существенных условий контракта только в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств краевого бюджета в соответствии с бюджетных законодательством РФ, которые до заказчика не доведены, в связи с чем заказчик не вправе заключить дополнительное соглашение к контракту.
Дело рассмотрением откладывалось, в ходе которого ООО "Стройиндустрия" представлены следующие документы: справка о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 28.08.2020, счет на оплату N 366 от 28.08.2020, счет-фактура N 348 от 28.08.2020, реестр N 1, акт о приемке выполненных работ N 1 от 28.08.2020, акт о приемке выполненных работ N 2 от 28.08.2020, платежное поручение N 35658 от 14.09.2020, справка о стоимости выполненных работ и затрат N 2 от 29.08.2020, счет на оплату N 555 от 23.10.2020, счет-фактура N 528 от 23.10.2020, акт о приемке выполненных работ N 3 от 23.10.2020, акт о приемке выполненных работ N 4 от 23.10.2020, акт о приемке выполненных работ N 5 от 23.10.2020, платежное поручение N 786024 от 02.11.2020, справка о стоимости выполненных работ и затрат N 3 от 24.11.2020, счет на оплату N 602 от 24.11.2020, счет-фактура N 563 от 24.11.2020, акт о приемке выпиленных работ N 3 от 24.11.2020, платежное поручение N 349661 от 01.12.2020, платежное поручение N 467091 от 01.12.2020, справка о стоимости выполненных работ и затрат N 4 от 21.12.2020, счет-фактура N 580 от 21.12.2020, акт о приемке выполненных работ N 4 от 21.12.2020, счет на оплату N 619 от 21.12.2020, платежное поручение N 868085 от 25.12.2020, справка о стоимости выполненных работ и затрат N 5 от 21.12.2020, счет-фактура N 581 от 21.12.2020, счет на оплату N 620 от 21.12.2020, платежное поручение N 868084 от 25.12.2020, справка о стоимости выполненных работ и затрат N 6 от 18.03.2021, счет на оплату N 77 от 18.03.2021, счет-фактура N 72 от 18.03.2021, акт о приемке выполненных работ N 6 от 18.03.2021, платежное поручение N 549401 от 30.03.2021, платежное поручение N 597767 от 01.04.2021,справка о стоимости выполненных работ и затрат N 7 от 22.06.2021, акт о приемке выполненных работ N 7 от 22.06.2021, счет на оплату N 178 от 22.06.2021, счет-фактура N 275 от 22.06.2021, платежное поручение N 334810 от 30.06.2021, справка о стоимости выполненных работ и затрат N 8 от 06.07.2021, счет на оплату N 196 от 06.07.2021, акт о приемке выполненных работ N 8 от 06.07.2021, счет-фактура N 342 от 06.07.2021, платежное поручение N 559043 от 14.07.2021, справка о стоимости выполненных работ и затрат N 9 от 26.07.2021, счет на оплату N 221 от 26.07.2021, счет-фактура N 378 от 26.07.2021, акт о приемке выполненных работ N 9 от 26.07.2021, платежное поручение N 864009 от 30.07.2021, справка о стоимости выполненных работ и затрат N 10 от 31.08.2021, счет на оплату N 246 от 31.08.2021, счет-фактура N 405 от 31.08.2021, акт о приемке выполненных работ N 10 от 31.08.2021, платежное поручение N 629632 от 09.09.2021, справка о стоимости выполненных работ и затрат N 11 от 06.09.2021, счет на оплату N 261 от 06.09.2021, счет-фактура N 411 от 06.09.2021, акт о приемке выполненных работ N 11 от 06.09.2021, платежное поручение N 688443 от 13.09.2021, справка о стоимости выполненных работ и затрат N 12 от 20.10.2021, счет на оплату N 324 от 20.10.2021, счет-фактура N 509 от 20.10.2021, акт о приемке выполненных работ N 12 от 20.10.2021, платежное поручение N 701678 от 02.11.2021, справка о стоимости выполненных работ и затрат N 13 от 21.12.2021, счет на оплату N 402 от 21.12.2021, счет-фактура N 576 от 21.12.2021, акт о приемке выполненных работ N 13 от 21.12.2021, акт о приемке выполненных работ N 26 от 21.12.2021, акт о приемке выполненных работ N 27 от 21.12.2021, платежное поручение N 876776 от 27.12.2021; письма министерства строительства от 20.08.2021 исх.N 03.1.5-8840, от 20.09.2021 исх.N 03.3.8-9981, от 02.11.2021 исх.N 03.1.5-11919; письма КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" от 30.08.2021 исх.N 4103, от 13.09.2021 исх.N 4321, от 10.02.2022 исх.N 674, от17.02.2022 исх.N 808; письма ООО "Стройиндустрия" от 06.09.2021 исх.N 121/09, от 13.09.2021 исх.N 126/09, от 15.09.2021 исх.N 15/001, от 03.12.2021 исх.N 33/11, от 17.01.2022 исх.N 109/01, от 02.02.2022 исх.N 208/02, от 03.02.2022 исх.N 209/02, от 10.02.2022 исх.N 211/02; протокол совещания от 13.09.2021.
КГКУ "Служба заказчика Минстроя края", со своей стороны, представлены: письмо от 02.12.2022 N 6586 о заключении дополнительного соглашения, дополнительное соглашение N 5 к контракту N 0122200002520003239-АЕ от 06.07.2020, письмо ООО "Стройиндустрия" от 13.01.2023 N 02/01 с решением подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта исх.N 01/01 от 13.01.2023, справки N 9303 от 28.07.2022, N 9742 от 28.07.2022 об изменении сводной бюджетной росписи расходов краевого бюджета и лимитов бюджетных обязательств краевого бюджета по расходам на 2022 финансовый год и на плановый период 2023 и 2024г.г.; письмо от 18.03.2022 N 1281 о проверке расчетов увеличения цены контракта.
Представленные сторонами документы приобщены к материалам дела в порядке части 2 статьи 268 АПК РФ, учитывая необходимость всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного рассмотрения спора.
В судебном заседании 14.02.2023 представитель КГКУ "Служба заказчика Минстроя края", возражая против доводов жалобы, указал на отсутствие со стороны подрядчика намерения исполнять спорный контракт, ссылаясь на факт принятия подрядчиком решения об отказе от контракта, вступившего в законную силу.
ООО "Стройиндустрия" направило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, одновременно поддержало доводы жалобы, настаивая на их удовлетворении.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ без участия представителя истца.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил следующее.
06.07.2020 между КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" (заказчик) и ООО "Стройиндустрия" (подрядчик) заключен контракт N 0122200002520003239-АЕ, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по строительству объекта капитального строительства "Детский сад в микрорайоне N 3 второго Привокзального района" (объект) в соответствии с Технической частью (Приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта, в сроки, предусмотренные контрактом в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 4).
Заказчик, со своей стороны, обязался принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Объем выполняемых работ - в соответствии с Технической частью.
Согласно пункту 2.1 цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта составляет 330 015 175,24 руб., в том числе НДС-20%.
Источник финансирования контракта: Хабаровский край - бюджет Хабаровского края (пункт 2.3).
В силу пункта 3.2 контракта оплата работ осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством по безналичному расчету путем перечисления заказчиком денежных средств на отдельный счет подрядчика, открытый в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта, в следующем порядке:
- аванс в размере 10% от цены контракта (100% от цены 1 этапа) выплачивается в течение 30-ти дней с даты заключения контракта на основании счета, представленного подрядчиком;
- погашение суммы произведенного авансового платежа принимается к зачету в соответствии с Графиком производства работ (Приложение к Технической части);
- оплата работ (в том числе в случае досрочного выполнения работ) осуществляется на основании выставленного подрядчиком счета, счета-фактуры (при наличии) в течение 30-ти дней с даты подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) по каждому этапу контракта (не более 99,01 % от стоимости работ по контракту);
- окончательный расчет с подрядчиком, оставшиеся 10% от цены последнего 15 этапа (0,99% от цены контракта) производится заказчиком с учетом ранее перечисленных подрядчику денежных средств в течение 30-ти дней после приемки всех предусмотренных контрактом работ на основании подписанного сторонами акта приемки объекта капитального строительства и заключения органа государственного строительного надзора о соответствии объекта капитального строительства требованиям технических регламентов проектной документации.
Расчет осуществляется по каждому этапу.
Обязательство заказчика по оплате работ подрядчику считается исполненным с момента списания денежных средств со счета заказчика (пункт 3.3).
Срок выполнения работ - 10.11.2021 (пункт 5.1); дополнительным соглашением N 4 продлен до 10.11.2022.
В пункте 12.1 установлено, что настоящий контракт вступает в силу со дня его заключения и действует до полного исполнения сторонами обязательств по контракту.
Изменения существенных условий контракта при его исполнении не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе (пункт 12.2).
В силу пункта 12.5 иные изменения и дополнения настоящего контракта возможны по соглашению сторон в рамках действующего законодательства в сфере осуществления закупок. Все изменения и дополнения оформляются в письменном виде путем подписания сторонами дополнительных соглашений к контракту. Дополнительные соглашения к контракту являются его неотъемлемой частью и вступают в силу с момента их подписания сторонами.
В ходе выполнения предусмотренных контрактом работ подрядчик установил невозможность его исполнения по определенной в контракте цене ввиду существенного роста стоимости строительных ресурсов.
В этой связи 03.12.2021 письмом N 33/11 в адрес заказчика направлены расчеты обоснования увеличения цены контракта для рассмотрения и проведения повторной государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, по результатам которой подрядчик просил решить вопрос о заключении дополнительного соглашения об увеличении цены контракта на основании пункта 8 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
16.02.2022 по итогам проверки достоверности сметной стоимости КГБУ "Единая государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Хабаровского края" выдано положительное заключение повторной государственной экспертизы N 27-1-1-2-008437-2022, согласно которому сметная стоимость контракта составила 605 635 900 руб., с учетом НДС-20%; стоимость работ (остатки работ), подлежащих выполнению в рамках исполнения контракта, составила 129 332 665 руб.
Письмами от 25.02.2022 исх.N 10/02, от 10.03.2022 исх.N 13/03, от 18.03.2022 исх.N 14/03, от 06.04.2022 исх.N 17/04 подрядчик, ссылаясь на постановления Правительства РФ N 1315 от 09.08.2021, N 505 от 29.03.2022, просил подписать дополнительное соглашение в части изменения условий контракта, а именно - цены контракта не более чем на 30% и авансового платежа, с приложением коммерческого предложения и расчетов увеличения цены.
Заказчик письмом от 12.04.2022 исх.N 1756 указал на невозможность подписания дополнительного соглашения к контракту ввиду не доведения до учреждения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителем таких средств, в связи с чем в настоящее время основания, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части изменения существенных условий контракта, отсутствуют.
В этом же письме указано, что в рамках принимаемых правительством Хабаровского края мер, направленных на поддержку строительной отрасли, до настоящего времени меры, обеспечивающие включение в ранее заключенные контракты условий об авансовых платежах, не приняты.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд.
Правоотношения сторон подлежат регулированию положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Федеральный закон N 44-ФЗ), главой 37 ГК РФ, общими нормами об исполнении обязательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Федеральный закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1). Также целью правового регулирования закупок для государственных или муниципальных нужд является эффективное и экономное расходование бюджетных средств.
В силу части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Согласно пункту 2 статьи 767 ГК РФ изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
Из положений Закона N 44-ФЗ следует, что государственные и муниципальные контракты преследуют публичный интерес и направлены на удовлетворение публичных нужд за счет использования бюджетных средств.
Согласно части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в определенных данным законом случаях.
Помимо цены контракта, к существенным условиям контракта согласно абзацу 1 части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ относится также условие о порядке и сроках оплаты товаров (работ).
В части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ сформулировано общее правило, согласно которому изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
Федеральным законом от 08.03.2022 N 46-ФЗ в Федеральный закон N 44-ФЗ введена часть 65.1 статьи 112, в соответствии с которой по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
Порядок изменения цены контракта на основании вышеуказанного положения предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации N 680 от 16.04.2022 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" (Постановление N 680).
В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ (N 680) при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 году (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.10.2022 N 1880 - в 2022-2023 годах) допускаются следующие изменения существенных условий контракта:
а) изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого в соответствии с положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ранее изменялся;
б) изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, спецификации и типов оборудования, предусмотренных проектной документацией;
в) изменения, связанные с заменой строительных ресурсов на аналогичные строительные ресурсы, в том числе в связи с внесением изменений в проектную документацию;
г) изменение отдельных этапов исполнения контракта, в том числе наименования, состава, объемов и видов работ, цены отдельного этапа исполнения контракта;
д) установление условия о выплате аванса или об изменении установленного размера аванса;
е) изменение порядка приемки и оплаты отдельного этапа исполнения контракта, результатов выполненных работ;
ж) изменение (увеличение) цены контракта без изменения объема и (или) видов выполняемых работ в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". При этом положения абзаца второго подпункта "а" пункта 2 указанного постановления не применяются (подпункт "ж" введен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2022 N 1344).
Ранее (на дату вынесения резолютивной части оспариваемого решения) Постановление Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 о возможности изменения существенных условий контракта в связи с существенным увеличением в 2021 году цен на строительные ресурсы, включая цену, относилось только к контрактам для обеспечения федеральных нужд.
Правительством Хабаровского края 29.09.2021 принято распоряжение N 951-рп О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 (в редакции от 10.11.2022) в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении заключенных государственных контрактов, на основании пункта 8 части 1 статьи 95 и части 70 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Указанным распоряжением установлено, что при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ для обеспечения государственных нужд Хабаровского края, допускается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 и частью 70 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к настоящему распоряжению, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, при совокупности следующих условий (в ред. распоряжения Правительства Хабаровского края от 08.02.2022 N 126-рп):
- изменение существенных условий контракта осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств краевого бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, на срок исполнения контракта и не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 процентов;
- предусмотренные проектной документацией соответствующего объекта капитального строительства (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ) физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения не изменяются;
- размер изменения (увеличения) цены контракта определяется в порядке, установленном Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.12.2019 N 841-пр;
- изменение существенных условий контракта осуществляется путем заключения заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соглашения об изменении условий контракта на основании поступившего заказчику в письменной форме предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении существенных условий контракта в связи с существенным увеличением цен на строительные ресурсы, подлежащие поставке и (или) использованию при исполнении такого контракта, с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение;
- контракт заключен до 31 декабря 2022 г. и обязательства по нему на дату заключения соглашения об изменении условий контракта не исполнены.
Как следует из материалов дела, цена контракта от 06.07.2020 определена пунктом 2.1, составившая 330 015 175,24 руб., с учетом коэффициента снижения начальной (максимальной) цены по результатам определения подрядчика (0,915000), в том числе по годам:
- на 2020 год - 133 770 712,52 руб.,
- на 2021 год - 196 244 462,72 руб.
По решению застройщика (КГКУ "Служба заказчика Минстроя края"), в связи с существенным ростом стоимости строительных ресурсов, сметная документация, ранее получившая положительное заключение государственной экспертизы, пересчитана в соответствии с подпунктом "а" пункта 14.2 Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841-пр, без изменения физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, которая направлена на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости.
По результатам повторной государственной экспертизы 16.02.2022 выдано положительное заключение, согласно которому пересчет сметной стоимости, определенной в 605 635 900 руб., выполнен достоверно.
Из имеющихся и дополнительно представленных в материалы дела доказательств следует, что подрядчик неоднократно обращался к заказчику с просьбой о заключении дополнительного соглашения по увеличению цены контракта, учитывая существенное увеличение цен на строительные ресурсы, факт получения повторного положительного заключения государственной экспертизы, то есть со стороны подрядчика предприняты возможные меры для надлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом от 06.07.2020.
Отказ заказчика в заключении дополнительного соглашения мотивирован недоведением лимитов бюджетных обязательств на запрашиваемую (требуемую) сумму.
КГКУ "Служба заказчика Минстроя края" является казенным учреждением, осуществляющим государственные функции заказчика и застройщика при строительстве объектов и государственных функций по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Хабаровского края при строительстве объектов, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета Хабаровского края на основании бюджетной сметы.
Являясь получателем бюджетных средств, заказчик принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, в том числе путем заключения дополнительных соглашений к контрактам (договорам), с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Получатель бюджетных средств принимает новые бюджетные обязательства в объеме, не превышающем разницы между доведенными до него соответствующими лимитами бюджетных обязательств и принятыми, но неисполненными бюджетными обязательствами.
Как следует из материалов дела, лимиты бюджетных обязательств в необходимом размере до заказчика не были доведены, о чем свидетельствуют справки N 9303 от 28.07.2022, N 9742 от 28.07.2022 об изменении сводной бюджетной росписи расходов краевого бюджета и лимитов бюджетных обязательств краевого бюджета по расходам на 2022 финансовый год и на плановый период 2023 и 2024г.г.
В этой связи заказчик не вправе принять бюджетные обязательства, связанные с заключением дополнительного соглашения к контракту на необходимую для его исполнения сумму.
Ссылка подрядчика на Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 N 505 "О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году", согласно которому в 2022 году главные распорядители средств федерального бюджета как получатели средств федерального бюджета и подведомственные им получатели средств федерального бюджета предусматривают в заключаемых ими договорах (государственных контрактах) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), средства на финансовое обеспечение которых подлежат в случаях, установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, казначейскому сопровождению, - авансовые платежи в размере от 50 до 90 процентов суммы договора (государственного контракта), но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели на соответствующий финансовый год, отклоняется, поскольку данное Постановление относится к контрактам, финансируемым из федерального бюджета, в то время как источником финансирования спорного контракта от 06.07.2020 является бюджет Хабаровского края.
Таким образом, анализ изменившегося на момент рассмотрения апелляционной жалобы законодательства позволяет прийти к выводу о возможности изменения существенного условия - увеличения цены (в том числе более чем на 30 процентов) путем заключения дополнительного соглашения к контракту, но - в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств до получателей средств бюджета.
Указанное следует из положений части 2 Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 (ред. от 13.01.2023) "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия"; пункта 2 Постановления Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 (ред. от 28.07.2022) "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"; распоряжения правительства Хабаровского края от 29.09.2021 N 951-рп "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 (в редакции от 10.11.2022)".
По приведенным основаниям, учитывая отсутствие в необходимом размере доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения спорного контракта, а также отсутствие законодательно установленной возможности увеличения суммы аванса для контрактов, финансируемых из краевого (местного) бюджета, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание.
Кроме того, апелляционный суд учитывает факт принятия подрядчиком 13.01.2023 решения об одностороннем отказе от исполнения спорного контракта, вступившего в силу.
При указанных обстоятельствах решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 03.08.2022 по делу N А73-6705/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6705/2022
Истец: ООО "Стройиндустрия"
Ответчик: КГКУ "Служба заказчика Минстроя края"
Третье лицо: Арбитражный суд Хабаровского края