г. Санкт-Петербург |
|
20 февраля 2023 г. |
Дело N А56-71545/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2023 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Аносовой Н.В.
судей Бурденкова Д.В., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Санджиевой А.В.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 13.02.2023
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-41584/2022) Лелюха Вадима Юрьевича на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2022 по делу N А56-71545/2021/истр.1 (судья Терентьева О.А.), принятое по ходатайству временного управляющего Османкина Станислава Игоревича об истребовании документов у Лелюха В.Ю. в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО "Балтийский мясной союз"
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - арбитражный суд) 05.08.2021 поступило заявление АКБ "Пересвет" (ПАО)(далее - кредитор, заявитель) о признании несостоятельным (банкротом) ООО "Балтийский мясной союз" (далее - должник).
Решением арбитражного суда от 06.12.2021 (резолютивная часть от 18.11.2021) должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура наблюдения; временным управляющим утвержден Османкин Станислав Игоревич. Публикация указанных сведений размещена в газете "Коммерсантъ" N 221(7183) от 04.12.2021.
Решением суда от 14.06.2022 в отношении должника введена процедура конкурсного производства, утвержден конкурсным управляющим ООО "Балтийский мясной союз" Павлюк Олег Юрьевич, члена Союза арбитражных управляющих "Саморегулируемая организация "Северная Столица".
В рамках настоящего дела о несостоятельности (банкротстве) в арбитражный суд посредством системы "Мой арбитр" 15.12.2021 поступило ходатайство Османкина Станислава Игоревича, в котором просит обязать генерального директора ООО "Балтийский мясной союз" (194044, г. Санкт-Петербург, Выборгская наб., д.43, оф.209, ОГРН1127847219719, ИНН7805585980) передать временному управляющему Османкину Станиславу Игоревичу комплект документов должника.
Определением от 11.11.2022 суд обязал Лелюха Вадима Юрьевича передать конкурсному управляющему ООО "Балтийский мясной союз" следующие сведения, документы в отношении должника (оригиналы), а также имущество должника: 3. Статистические отчетности за три года до даты введения процедуры наблюдение. 4. Регистры бухгалтерского и налогового учета за три года до даты введения процедуры наблюдение, 5. Материалы аудиторской проверки и отчетов оценщиков за три года до даты введения процедуры наблюдение. 6. Расшифровка операционных и внереализационных доходов и расходов - ежеквартальные за три года до даты введения процедуры наблюдение. 7. Отчеты о движении капитала (ф.N 3) - за три года до даты введения процедуры наблюдение. 8. Отчеты о движении денежных средств (ф.N 4) - за три года до даты введения процедуры наблюдение. 9. Приложение к балансу (ф.N 5) - за три года до даты введения процедуры наблюдение. 10. Пояснительные записки к годовой бухгалтерской отчетности за три года до даты введения процедуры наблюдение. Аудиторские заключения (при наличии) за три года до даты введения процедуры наблюдение. 11. Учетная политика за три года до даты введения процедуры наблюдение. 12. Рабочий план счетов за три года до даты введения процедуры наблюдение. 13. Оборотно-сальдовые ведомости за три года до даты введения процедуры наблюдение. 14. Сведения о применяемом методе ведения бухгалтерского учета (журнально-ордерная или мемориально-ордерная), использование программ ЭВМ для ведения бухгалтерского учета (перечислить все использовавшиеся за три года до даты введения процедуры наблюдение). 15. Учредительные документы Организации (со всеми изменениями и дополнениями). 16. Свидетельство о регистрации юридического лица. 17. Свидетельство о постановке на учет в налоговых органах. 18. Свидетельство о внесении имущественного комплекса Организации в реестр недвижимого имущества. 19. Сведения о присвоенных Организации статистических кодах. 20. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность должника. 21. Копии лицензий и сертификатов. 22. Протоколы общих собраний участников организации. 23. Планы смет за три года до даты введения процедуры наблюдение. 24. Схемы документооборота и организационной и производственной структур. 25. Сведения об обременении имущества (активов) Организации обязательствами третьих лиц (сдача в аренду, договора залога) на конец анализируемого периода. 26. Кредитные договоры и договоры займа за три года до даты введения процедуры наблюдение. 27. Сведения о том, имеются ли притязания третьих лиц на имущество (активы) Организации (судебные споры, решения судов, действия судебных исполнителей? и т.д.). 28. Сведения о штрафах и санкциях к Организации за три года до даты введения процедуры наблюдение. 29. Сведения о выданных гарантиях и поручительствах за три года до даты введения процедуры наблюдение. 30. Сведения о внутренней? структуре Организации, перечень ее структурных подразделений, в том числе обособленных структурных подразделений (филиалов, представительств). 31. Сведения о среднесписочном количестве работников ежеквартальные за три года до даты введения процедуры наблюдение. 32. Сведения о среднемесячной заработной плате и среднемесячном фонде оплаты труда за три года до даты введения процедуры наблюдение. 33. Сведения об основных направлениях деятельности Организации (основных видах продукции, работ, услуг). 34. Общие сведения о деятельности Организации: наличие фактора сезонности производства, необходимость осуществления природоохранных мероприятий (с ссылками на нормативную базу). 35. Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов (ф.No11 статистической? отчетности) за три года до даты введения процедуры наблюдение. 36. Дата последней? переоценки основных средств. 37. Сведения о затратах на производство и реализацию продукции, работ, услуг (ф.No5 - статистической? отчетности) - ежеквартально за три года до даты введения процедуры наблюдение. 39. Расшифровка долгосрочных финансовых вложений за три года до даты введения процедуры наблюдение. 40. Расшифровка краткосрочных финансовых вложений за три года до даты введения процедуры наблюдение. 41. Расшифровка задолженности Организации перед бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам ежеквартально за три года до введения процедуры наблюдение. Акты сверок задолженности по налогам, акты проверок контролирующих органов за три года до даты введения процедуры наблюдение. Отдельно указать сведения по штрафным санкциям. 42. Сведения о распределении прибыли ежеквартальные за три года до даты введения процедуры наблюдение. 43. Сведения о наличии имущества ограниченного оборота. 44. Сведения о наличии объектов непроизводственной? сферы и по объектно - затраты на их содержание ежеквартально за три года до даты введения процедуры наблюдение (при наличии). 45. Отчетность филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений. 46. Материалы судебных процессов. 47. Копии договоров добровольного страхования. 48. Арендные договора. 49. Сведения о фактической?численности работников Организации, в том числе численность по каждому структурному подразделению ежеквартальные за три года до даты введения процедуры наблюдение. 50. Штатные расписания Организации действовавшие в проверяемом периоде. 51. Производственные и бытовые программы Организации за три года до даты введения процедуры наблюдение. 52. Сведения о выручке от реализации продукции (среднеквартальные данные) ежеквартально за три года до даты введения процедуры наблюдение. 53. Сведения о производстве и реализации продукции ежеквартально за три года до даты введения процедуры наблюдение. 54. Сведения по основным видам приобретаемых материально-производственных запасов (сырье, материалы, товары) ежеквартальные за три года до даты введения процедуры наблюдение. 55. Сведения об основных средствах (по объектно) с указанием сведений об изменении первоначальной? стоимости по причине ремонта, модернизации, консервации и т.д. 56. Сведения о нематериальных активах Организации (по объектно) и амортизации по ним за три года до введения процедуры наблюдение. 57. Сведения о затратах на незавершенное строительство ежеквартальные за три года до даты введения процедуры наблюдение. 58. Сведения о затратах на производство продукции ежеквартально за три года до даты введения процедуры наблюдение. 59. Сведения о взаимозачетах Организации за три года до даты введения процедуры наблюдение. 60. Сведения по расходам будущих периодов - по объектные, ежеквартально за три года до даты введения процедуры наблюдение. 61. Сведения по целевому финансированию (по каждому объекту финансирования) Организации за три года до даты введения процедуры наблюдение. 62. Договора по существенным (более 5% от общей суммы выручки) сделкам организации за три года до даты введения процедуры наблюдение. 63. Перечень всех счетов в банках и иных кредитных организациях, имеющих в настоящее время и имевшихся за последние три года, до даты введения процедуры наблюдение. Этот список должен содержать по каждому счету: (все реквизиты счета; вид счета (рублевый, валютный, расчетный, ссудный, бюджетный и т.д.); адреса банков и иных кредитных организаций (а также их филиалов, если счет открыт в филиале), фамилии, имена, отчества руководителей и главных бухгалтеров банков (и их филиалов), их контактные телефоны.
Ответчик не согласился с вынесенным определением и обратился с апелляционной жалобой, в которой просил определение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении ходатайства временного управляющего Османкина С.И. об истребовании документов у генерального директора ООО "Балтийский мясной союз" Лелюха Вадима Юрьевича.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не учтено, что Лелюх В.Ю. не отказывался предоставлять документы, напротив, им были предприняты меры для предоставления временному управляющему Османкину С.И., а после введения процедуры конкурсного производства - конкурсному управляющему Павлюку О.Ю.- запрошенных документов и сведений.
При этом, ответчик указал на то, что передача документов объективно невозможна ввиду того, что некоторыми истребуемыми сведениями и документами ООО "БМС" не владеет.
Также, ответчик обращал внимание на то, что в день судебного заседания произошел технический сбой в информационной системе "Картотека арбитражных дел", представитель поучаствовать в онлайн-заседании не смог.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов".
Законность и обоснованность определения суда проверены в апелляционном порядке.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции было установлено, что часть документации должника ответчик передал временному управляющему.
Конкурсный управляющий также пояснил, что часть документации была передана, или получена из налоговых органов, а именно: 1. Бухгалтерские балансы (ф.N 1) - ежеквартальные за три года до даты введения процедуры наблюдение. 2. Отчеты о прибылях и убытках (ф.N 2) - ежеквартальные за три года до даты введения процедуры наблюдение. 38. Списки дебиторов и кредиторов Организации по состоянию на текущую дату, в том числе отдельно указать суммы дебиторской? задолженности, которые не могут быть взысканы с указанием причин. 63. Перечень всех счетов в банках и иных кредитных организациях, имеющих в настоящее время и имевшихся за последние три года, до даты введения процедуры наблюдение. Этот список должен содержать по каждому счету: (все реквизиты счета; вид счета (рублевый, валютный, расчетный, ссудный, бюджетный и т.д.); адреса банков и иных кредитных организаций (а также их филиалов, если счет открыт в филиале), фамилии, имена, отчества руководителей и главных бухгалтеров банков (и их филиалов), их контактные телефоны. 64. Перечень всех арестованных счетов в банках и иных кредитных организациях, с указанием оснований ареста. 65. Информацию о картотеках по всем счетам в банках и иных кредитных организациях с указанием реквизитов счета, суммы задолженности, с перечнем всех неоплаченных платежных документов, который должен содержать вид платежного документа, номер, дату, сумму, наименование кредита.
Однако, остальная часть документации должника не была передана ни временному управляющему, ни конкурсному управляющего, в связи с чем суд первой инстанции удовлетворил заявление и обязал ответчика передать конкурсному управляющему непереданную документацию должника.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из положений Закона об обществах с ограниченной ответственностью следует, что в случае смены единоличного исполнительного органа общества, печать, учредительные документы, бухгалтерская отчетность и иная документация, необходимые для осуществления руководства текущей деятельностью общества подлежат передаче вновь избранному (назначенному) исполнительному органу общества в целях обеспечения нормального функционирования и документооборота Общества, а также возможности доступа участников общества к необходимой им информации.
В соответствии со статьей 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, принимает в ведение имущества должника, распоряжается его имуществом.
Согласно пункту 2 статьи 126 Закона о банкротстве, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника.
При этом положения абзаца 2 пункта 2 статьи 126 Закона о банкротстве обязывают руководителя должника, временного управляющего, административного управляющего внешнего управляющего в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.
Таким образом, обязанность руководителя должника как органа управления должника предоставить конкурсному управляющему соответствующие документы прямо предусмотрена положениями Закона о банкротстве.
В абзаце втором пункта 47 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что в случае отказа или уклонения указанных лиц от передачи перечисленных документов и ценностей арбитражному управляющему он вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об их истребовании по правилам частей 4 и 6 - 12 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При обращении в суд с заявлением об обязании передать документы арбитражному управляющему достаточно привести доводы о неисполнении соответствующей обязанности руководителем.
С учетом статьи 65 АПК РФ бремя опровержения доводов арбитражного управляющего лежит на бывшем руководителе должника.
Арбитражный управляющий вправе требовать от руководителя (а также от других лиц, у которых фактически находятся соответствующие документы) по суду исполнения данной обязанности в натуре применительно к правилам статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
Основанием для отказа в удовлетворении ходатайства об истребовании материальных документов и материальных ценностей могут служить подтвержденные документально факты их предоставления, принятия всех необходимых мер для своевременной передачи, либо отсутствия истребуемых документов и материальных ценностей у бывшего руководителя должника.
Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком не представлено в материалы дела доказательств исполнения обязанности по передаче в установленный Законом о банкротстве срок всех подлежащих передаче документов.
При этом, ответчик, в любом случае, как бывший руководитель должника обязан предпринять все возможные меры для передачи документации, в том числе, исходя из содержания пункта 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ" при отсутствии по каким-либо причинам документов, которые должны храниться Обществом, последнее обязано их восстановить.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции правомерно указал, что истребуемые документы, за исключением переданных, должны быть у бывшего руководителя должника независимо от того, продолжает предприятие деятельность или нет уставные документы, протоколы ВОСУ, сведения о работниках, счетах, расчетах с фондами и т.п.).
Ответчик не пояснил невозможность передачи вышеуказанной документации должника.
Также, апелляционный суд отмечает, что законодатель, возложив обязанность по передаче документов на руководителя организации должника, не ставит ее исполнение в зависимость от возможности конкурсного управляющего самостоятельно истребовать документацию у третьих лиц. Данная обязанность также не обусловлена необходимостью доказывания конкурсным управляющим совершения им в дальнейшем конкретных действий, связанных с представленной документацией. Получение информации из других источников значительно затрудняет и увеличивает срок производства по делу о банкротстве, увеличивая и текущие затраты на процедуру.
Иные доводы жалобы не являются существенными и не способны повлиять на выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований для его отмены в соответствии со статьей 270 АПК РФ апелляционная инстанция не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с пунктом 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2022 по делу N А56-71545/2021/истр.1 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Аносова |
Судьи |
Д.В. Бурденков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-71545/2021
Должник: ООО "БАЛТИЙСКИЙ МЯСНОЙ СОЮЗ"
Кредитор: АО АКЦИОНЕРНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ПЕРЕСВЕТ", ПАО "АКБ "Пересвет"
Третье лицо: к/у Павлюк Олег Юрьевич, лелюх в.ю., Лелюх Вадим Юрьевич, МИФНС N 17 по Санкт-Петербургу, ОСМАНКИН С.И., Османкин Станислав Игоревич, Павлюк О.Ю., СРО "Северная Столица", УФНС по СПб