г. Хабаровск |
|
20 февраля 2023 г. |
А04-2323/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2023 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Воронцова А.И., Иноземцева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Добробабиной Д.Д.,
при участии в заседании:
от ООО "Ромненский тепловик": Петров Д.В., по доверенности от 26.09.2022,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ромненский тепловик"
на решение от 30.06.2022
по делу N А04-2323/2022
Арбитражного суда Амурской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТрансЭкоСервис" (ОГРН 1112804001100, ИНН 2804014952)
к обществу с ограниченной ответственностью "Ромненский тепловик" (ОГРН 1192801003328, ИНН 2827009966)
о взыскании 1 659 013,19 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТрансЭкоСервис" (ООО "ТрансЭкоСервис") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Ромненский тепловик" (ООО "Ромненский тепловик") 1 659 013,19 руб., из них: долг - 1 534 975,74 руб. за период с 01.01.2020 по 30.04.2022, неустойка - 124 037,45 руб. за период с 11.02.2020.по 31.03.2022 (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 АПК РФ).
Требования мотивированы ненадлежащим исполнением обязательств по оплате оказанных услуг по обращению с ТКО.
Решением от 30.06.2022 иск в уточненном размере удовлетворен.
В апелляционной жалобе с дополнениями ООО "Ромненский тепловик" считает судебный акт подлежащим отмене, ссылаясь на наличие договорных отношений, в которых стороны согласовали все существенные условия, в соответствии с договорами истец выставлял счета на оплату.
В подтверждение своей позиции представлены: договор N 205-01/20 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09.01.2020, договор N 209-02/21 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2021, счета на оплату за 2021-2022 год.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ТрансЭкоСервис" выразило несогласие с ее доводами, ссылаясь на недействительность договоров, указав, что ООО "Ромненский тепловик" не считало заключенными договоры N 205-01/20 от 09.01.2020 и N 209-02/21 от 01.01.2021.
Со своей стороны представило: концессионные соглашения, договоры, дополнительные соглашения, претензии, ответы на претензии, реестр контейнерных площадок; ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения дела N А04-8692/2022; ходатайство о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.
Дело рассмотрением откладывалось, в ходе которого ООО "Ромненский тепловик" представило: акт сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2020 по 28.10.2022; возражения на ходатайство истца о приостановлении производства по делу; счет на оплату N 2722 от 30.04.2022, счет на оплату N 3272 от 31.05.2022, счет на оплату N 4139 от 30.06.2022, счет на оплату N 5001 от 31.07.2022, счет на оплату N 5766 от 31.08.2022, счет на оплату N 6302 от 31.09.2022, акт N 2722 от 30.04.2022, акт N 3272 от 31.05.2022, акт N 4139 от 30.06.2022, акт N 5001 от 31.07.2022, акт N 5766 от 31.08.2022, акт N 6302 от 31.09.2022.
Согласно письменной позиции ответчика по делу доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу о недействительности договоров на оказание услуг по обращению с ТКО N 205.01/20 и N 209-02/21, не имеют правового значения, поскольку поведение истца после заключения сделок давало основание ответчику полагаться на действительность указанных договоров, о чем свидетельствует направление региональным оператором счетов на оплату и подписание сторонами актов оказанных услуг за весь спорный период, составление акта сверки взаимных расчетов по состоянию на 28.10.2022. Довод истца о том, что ООО "Ромненский тепловик" не признавало заключение договора N 205.01/20, является несостоятельным, поскольку акты оказанных услуг за весь период действия данного договора с 01.01.2020 по 31.12.2020 подписаны руководителем ООО "Ромненский тепловик" без возражений и замечаний.
Ходатайство ООО "ТрансЭкоСервис" о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам апелляционным судом не рассматривается ввиду отсутствия оснований, предусмотренных главой 37 АПК РФ.
В дополнениях к отзыву на жалобу ООО "ТрансЭкоСервис" указало на то, что если суд признает договоры N 205-01/20 и N 209-02/21 заключенными, необходимо рассматривать пункт 12 договора N 209-02/21, в котором указано, что стороны согласились проводить учет объема массы твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами коммерческого учета объема и массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, из чего следует, что договор N 209-02/21 заключен на основании типового договора и должен рассчитываться исходя из нормативов накопления ТКО.
Представленные сторонами документы приобщены к материалам дела в порядке части 2 статьи 268 АПК РФ, учитывая обязанность всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного рассмотрения спора.
В заседании суда 08.02.2023, с объявлением перерыва до 14.02.2023, представитель ООО "Ромненский тепловик" поддержал доводы жалобы, указав на наличие задолженности в сумме 293 308,47 руб. за период, предъявленный к взысканию (с 01.10.2020 по 30.04.2022), ссылаясь на выставление ООО "ТрансЭкоСервис" в данный период счетов на указанную сумму.
В этой связи уточнил доводы жалобы, считая решение суда подлежащим изменению. Кроме того, указал на отказ суда ООО "ТрансЭкоСервис" в удовлетворении иска о признании спорных договоров недействительными (дело N А04-8692/2022).
ООО "ТрансЭкоСервис" направило заявление о рассмотрении дела без его участия.
Ходатайство ООО "ТрансЭкоСервис" о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения дела N А04-8692/2022 подлежит отклонению ввиду отсутствия безусловных оснований, предусмотренных статьей 143 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил следующее.
ООО "ТрансЭкоСервис" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющим деятельность с 01.04.2019, на основании соглашения от 27.06.2018 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "Кластер N 2 (г.Белогорск, Белогорский район, Ромненский район, Серышевский район, Октябрьский район)" Амурской области, с учетом дополнительных соглашений от 25.12.2018, от 16.11.2020, заключенного между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (уполномоченный орган) и ООО "ТрансЭкоСервис" (региональный оператор).
Иск предъявлен в соответствии с условиями типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ N 1156, на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Согласно пункту 1 типового договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (ТКО) в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
По условиям пункта 5 типового договора оплата услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Согласно пункту 6 типового договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующем порядке: региональный оператор в срок до 5-го числа месяца, в котором предоставлялись услуги, направляет потребителю счет, а потребитель в срок до 15-го числа следующего месяца производит оплату счета путем перечисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора. В случае превышения норматива накопления отходов оплата сверхнормативного объема производится по тарифу, указанному в пункте 5 настоящего договора.
В силу пункта 22 типового договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Оказанные в период с 01.01.2020 по 30.04.2022 услуги ответчиком не оплачены, в связи с чем истцом начислена неустойка.
Претензия с требованием об оплате долга и неустойки оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в арбитражный суд (с учетом принятого судом уточнения иска).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Закон об отходах производства и потребления) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (Правила N 1156).
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно части 3 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления присвоение статуса регионального оператора и определение зоны его деятельности осуществляется на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 24.9 Закона об отходах производства и потребления обращение с твердыми коммунальными отходами относится к регулируемым видам деятельности. Государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.
В соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах производства и потребления обращение с твердыми коммунальными отходами региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (часть 1).
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (часть 2).
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (часть 4).
Таким образом, организации, в процессе деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором и производить оплату в установленные сроки.
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
При рассмотрении настоящего спора суд установил надлежащее исполнение ООО "ТрансЭкоСервис" обязанности по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в период с 01.01.2020 по 30.04.2022: прием твердых коммунальных отходов в объеме и в местах (на площадках общего пользования) накопления и обеспечение их транспортирования, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В подтверждение оказания услуг представлены на ДВД-диске путевые листы, договоры.
Расчет объемов оказанных услуг произведен истцом, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 26.07.2021 N 521 "О внесении изменения в постановление правительства Амурской области от 30.12.2016 N 606", согласно которым расчет объема для котельных как для предприятий иных отраслей промышленности исчисляется, исходя из произведения 1м2 общей площади и нормативов накопления - 0.5223 м V год.
Тариф на период с 01.01.2020 по 31.12.2020 утвержден приказом УГРИЦиТ АО от 17.12.2020 N 154-пр/у, составляет 555,98 руб. Тариф на период с 01.01.2021 по 31.12.2021 утвержден приказом УГРИЦиТ АО от 17.12.2020 N 154-пр/у, составляет 538,09 руб. Тариф на период с 01.01.2022 по 30.04.2022 утвержден приказом УГРИЦиТ АО от 17.12.2020 N 154-пр/у, который составил 538,09 руб.
С учетом принятых судом уточнений, размер задолженности за оказанные услуги обращения с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 30.04.2022 составил 1 534 975,74 руб.
Ввиду отсутствия оплаты истцом начислена неустойка за период с 11.02.2020 по 31.03.2022, размер которой составил 124 037,45 руб.
Проверив расчет суммы долга и неустойки, период их начисления, суд признал его верным.
В отсутствие доказательств оплаты долга и неустойки, судом удовлетворены уточненные исковые требования.
Оценив имеющиеся и дополнительно представленные доказательства, приобщенные к материалам дела в порядке части 2 статьи 268 АПК РФ, апелляционный суд считает решение подлежащим изменению по следующим основаниям.
Порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов регулируются Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 Правила N 1156), разделом I(1) которых урегулирован порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 5 Правил N 1156 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
Согласно пункту 8 (11) указанных правил потребитель (собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо), в течение 15-ти рабочих дней со дня поступления 2-х экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 (15) Правил N 1156 в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) данных Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) указанных Правил.
В случае, если региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий потребителю в срок, указанный в пункте 8(14) настоящих Правил, потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10-ти рабочих дней со дня его получения (пункт 8 (16) Правил N 1156).
Срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора (пункт 8 (19) Правил N 1156).
Как указано выше, иск предъявлен в соответствии с условиями типового договора.
Между тем, между сторонами заключены два договора: N 205-01/20 от 09.01.2020 и N 209-02/21 от 01.01.2021.
Так, по условиям договора N 205-01/20 от 09.01.2020, заключенного между ООО "ТрансЭкоСервис" (региональный оператор) и ООО "Ромненский тепловик" (потребитель) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечить их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 договора от 09.01.2020 N 205-01/20).
Согласно пункту 2 договора от 09.01.2020 N 205-01/20 объем ТКО, места сбора и накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления ТКО и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определяются согласно приложению к договору.
В силу пункта 4 договора от 09.01.2020 N 205-01/20 дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2020.
В соответствии с пунктом 5 договора от 09.01.2020 N 205-01/20 под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (Приказ от 18.12.2019 N 167-пр/у) и составляет 555,98 руб. за 1 кв.м. Информирование потребителя о едином тарифе на услуг регионального оператора осуществляется региональным оператором путем публикации в средствах массовой информации и размещения информации на официальном сайте регионального оператора в течение 15-ти дней с момента утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Цена договора составляет 128 058,87 руб. - за 12 месяцев, НДС не облагается. Непосредственный расчет ежемесячной платы по договору отражается в счете (квитанции) на оплату. Начисление платы производится потребителям ежемесячно с даты начала оказания услуг, указанной в пункте 4 договора.
В пункте 6 договора от 09.01.2020 N 205-01/20 стороны согласовано, что потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО в следующем порядке: региональный оператор в срок до 5-го числа месяца, следующего за месяцем в котором предоставлялись услуги, направляет потребителю счет, а потребитель в срок до 10-го числа этого месяца, производит оплату счета путем перечисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора. В случае превышения норматива накопления отходов, оплата сверхнормативного объема производится по тарифу, указанному в пункте 5 договора.
Исходя из пункта 12 договора от 09.01.2020 N 205-01/20, стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Настоящий договор заключен на срок до 31.12.2020 и может быть расторгнут до окончания срока его действия по соглашению сторон (пункты 23, 24 договора от 09.01.2020 N 205-01/20).
В приложении N 1 к договору от 09.01.2020 N 205-01/20 стороны согласовали наименование объекта (адрес потребителя - 12 объектов: котельная (Центральная) с.Поздеевка, База котельная с.Поздеевка, котельная с.Святоруссовка, котельная с.Знаменка, котельная с.Верхнебелое, котельная с.Дальневосточное, котельная с.Рогозовка, котельная, с.Чергали, котельная с.Смоляное, административное здание с.Варваровка, котельная с.Амаранка, котельная с.Калиновка), объем принимаемых ТКО за 12 месяцев, место сбора и накопления ТКО, место сбора и накопления крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО - по предварительной заявке.
Расчет стоимости услуг: тариф - 555,98; объем ТКО с 01.01.2020 по 31.12.2020 - 230,33 куб.м; сумма с 01.01.2020 по 31.12.2020 без НДС - 128 058,87 руб.
01.01.2021 между ООО "ТрансЭкоСервис" (региональный оператор) и ООО "Ромненский тепловик" (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 209-02/21, по условиям которого региональный оператор обязался принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечить их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязался оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 1 договора от 01.01.2021 N 209-02/21).
Согласно пункту 2 договора от 01.01.2021 N 209-02/21 объем ТКО, места сбора и накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза ТКО, а также информация в графическом виде о размещении мест сбора и накопления ТКО и подъездных путей к ним определяются согласно приложению к договору.
В силу пункта 4 договора от 01.01.2021 N 209-02/21 дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01.01.2021.
В соответствии с пунктом 5 договора от 01.01.2021 N 209-02/21 под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора и составляет 538,09 руб. за 1 кв.м. Информирование потребителя о едином тарифе на услуг регионального оператора осуществляется региональным оператором путем публикации в средствах массовой информации и размещения информации на официальном сайте регионального оператора в течение 15-ти дней с момента утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Цена договора составляет 123 937,20 руб. - за 12 месяцев, НДС не облагается. Непосредственный расчет ежемесячной платы по договору отражается в счете (квитанции) на оплату. Начисление платы производится потребителям ежемесячно с даты начала оказания услуг, указанной в пункте 4 договора.
В пункте 6 договора от 01.01.2021 N 209-02/21 стороны согласовали, что потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО в следующем порядке: региональный оператор в срок до 05-го числа месяца, следующего за месяцем в котором предоставлялись услуги, направляет потребителю счет, а потребитель в срок до 10-го числа этого месяца, производит оплату счета путем перечисления денежных средств на расчетный счет регионального оператора. В случае превышения норматива накопления отходов, оплата сверхнормативного объема производится по тарифу, указанному в пункте 5 договора.
Пунктом 12 договора от 01.01.2021 N 209-02/21 стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
Настоящий договор заключен на срок до 31.12.2021 и в случае, если стороны в 30-тидневный срок до даты окончания договора не заявили о его расторжении, договор пролонгируется на такой же срок и на таких же условиях (пункт 27 договора от 01.01.2021 N 209-02/21).
В приложении N 1 к договору от 01.01.2021 N 209-02/21 сторонами согласовано наименование объекта (адрес потребителя - 12 объектов: котельная (Центральная) с.Поздеевка, База котельная с.Поздеевка, котельная с.Святоруссовка, котельная с.Знаменка, котельная с.Верхнебелое, котельная с.Дальневосточное, котельная с.Рогозовка, котельная, с.Чергали, котельная с.Смоляное, административное здание с.Варваровка, котельная с.Амаранка, котельная с.Калиновка), объем принимаемых ТКО за 12 месяцев, место сбора и накопления ТКО, место сбора и накопления крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО - по предварительной заявке.
Расчет стоимости услуг: цена тариф 538,09; объем ТКО за 1 месяц - 19,194, сумма услуг - 10 328,10 руб., сумма услуг за 12 месяц - 123 937,20 руб., срок оказания - январь - декабрь.
В силу пункта 1 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 24.10 Закона об отходах производства и потребления в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются, исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Правила N 505 устанавливают порядок коммерческого учета объема и (или) массы ТКО с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (средства измерения), или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО (пункт 1).
Согласно пункту 2 Правил N 505 коммерческому учету подлежат объем и (или) масса: а) ТКО в местах их накопления: сортированных ТКО; несортированных ТКО; крупногабаритных отходов; б) ТКО, транспортируемых операторами по обращению с ТКО; в) ТКО, поступающих на объекты обработки, обезвреживания и (или) захоронения ТКО и транспортируемых с таких объектов.
В пункте 6 Правил N 505 предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 данных Правил.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Пунктом 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением N 1156, также предусмотрено, что учет объема ТКО производится в соответствии с Правилами N 505 одним из следующих способов: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Таким образом, Правилами N 505 коммерческий учет ТКО для собственников ТКО предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема ТКО.
Согласно пункту 8 Правил N 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 5 Правил N 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров.
Данный пункт лишь регулирует вопрос осуществления расчетов при способе раздельного накопления и не содержит ограничений для других видов сбора накопления ТКО.
В случае отсутствия на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления ТКО коммерческий учет ТКО может осуществляться расчетным путем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 одним из альтернативных способов расчета (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 N АКПИ20-956).
Таким образом, в силу принципа диспозитивности субъекты правоотношений вправе производить расчет как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО (Определение Верховного Суда Российской Федерации N 303-ЭС22-4152 от 16.08.2022).
Пунктом 25 постановления N 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по обращению с ТКО является способ коммерческого учета количества ТКО.
Одним из основополагающих принципов гражданского законодательства является принцип свободы договора, закрепленный в пункте 1 статьи 421 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В силу статьи 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.
Из системного анализа вышеназванных положений норм права следует, что нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве, следует применять только при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме.
Как следует из материалов дела, между ООО "ТрансЭкоСервис" и ООО "Ромненский тепловик" заключены договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09.01.2020 N 205-01/20, от 01.01.2021 N 209-02/21, в которых стороны согласовали производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами N 505.
В приложениях N 1 к договорам от 09.01.2020 N 205-01/20, от 01.01.2021 N 209-02/21 указано, что объем принимаемых ТКО определен за 12 месяцев, периодичность вывоза ТКО определена по предварительной заявке.
Таким образом, сторонами в договорах от 09.01.2020 N 205-01/20, от 01.01.2021 N 209-02/21 согласован объем принимаемых ТКО за 12 месяцев, место сбора и накопления ТКО, место сбора и накопления крупногабаритных отходов, периодичность вывоза ТКО.
За период, предъявленный к взысканию (с 01.10.2020 по 30.04.2022), истцом в адрес ответчика выставлены счета на оплаты, акты выполненных работ на общую сумму 293 308,47 руб., в том числе:
- за 2020 год на сумму 128 058,87 руб., из расчета 10 671,48 руб. в месяц (счета на оплату и акты: N 1296 от 31.01.2020 N 1297 от 29.02.2020, N 1841 от 31.03.2020, N 2659 от 30.04.2020, N 3345 от 31.05.2020, N 3864 от 30.06.2020, N 4266 от 31.07.2020, N 5577 от 31.08.2020, N 6241 от 30.09.2020, N 7029 от 31.10.2020, N 7577 от 30.11.2020, N 8191 от 15.12.2020);
- за 2021 год на сумму 123 937,20 руб., из расчета 10 328,10 руб. в месяц (счета на оплату и акты: N 724 от 31.01.2021, N 1436 от 28.02.2021, N 2087 от 31.03.2021, N 2954 от 30.04.2021, N 3672 от 31.05.2021, N 4419 от 30.06.2021, N 5231 от 31.07.2021, N 5985 от 31.08.2022, N 6671 от 30.09.2021, N 7489 от 31.10.2021, N 8205 от 30.11.2021, N 8916 от 15.12.2021);
- за 2022 год на сумму 41 312,40 руб., из расчета 10 328,10 руб. в месяц (счета на оплату и акты: N 729 от 31.01.2022, N 1366 от 28.02.2022, N 1995 от 31.03.2022, N 2722 от 30.04.2022).
Расчет оплаты услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 по договору 09.01.2020 N 205-01/20 следующий: 230,33 куб.м*555,98 руб., что составляет 128 058,87 руб. и соответствует цене данного договора, указанной в пункте 5; расчет оплаты услуг по обращению с ТКО за 1 месяц по договору от 01.01.2021 N 209-02/21: 19,194 куб.м*538,09 руб., что составляет 10 328,10 руб., за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 составил 10 328,10 руб.*12 месяцев = 123 937,20 руб., за период с 01.01.2022 по 30.04.2022 - 41 312,40 руб., что также соответствует цене договора, указанной в пункте 5 данного договора.
При этом, после 30.04.2022 (даты окончания периода, предъявленного к взысканию) истец продолжил выставлять в адрес ответчика счета на оплату, акты выполненных работ за период с 01.05.2022 по 30.09.2022 на сумму 51 640,50 руб. из такого же расчета - 10 328,10 руб. в месяц.
Сторонами подписан акт сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2020 по 30.09.2022, согласно которому общая задолженность за данный период составила 344 948,97 руб. (292 308,47 руб.+51 640,50 руб.).
Таким образом, в указанных договорах сторонами согласована стоимость оказываемых истцом услуг, в то время как иная стоимость не может быть применена при расчетах между ними.
На основании статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
Материалами дела установлено, что общая сумма задолженности за период с 01.01.2020 по 30.04.2022 составила 293 308,47 руб.
Доказательств оплаты долга в материалы дела не представлено.
С учетом установленных по делу обстоятельств, приведенных норм права и позиций высшей судебной инстанции, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию долг по оплате услуг ТКО за период с 01.01.2020 по 30.04.2022 в сумме 293 308,47 руб., поскольку иная стоимость услуг при расчетах между сторонами применению не подлежит.
Ввиду отсутствия оплаты, предъявление требования о взыскании неустойки является обоснованным.
Исходя из установленной апелляционным судом суммы долга за оказанные услуги ТКО, размер неустойки за период с 11.02.2020 по 31.03.2022 составил 23 583,50 руб.
Указанная сумма, в отсутствие оснований для применения статей 333, 401 ГК РФ, подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Возражения истца, касающиеся ничтожности договоров от 09.01.2020 N 205-01/20, от 01.01.2021 N 209-02/21, подлежат отклонению по следующим основаниям.
В силу пункта 5 статьи 166 ГК РФ заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 70 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", сделанное в любой форме заявление о недействительности (ничтожности, оспоримости) сделки и о применении последствий недействительности сделки (требование, предъявленное в суд, возражение ответчика против иска и т.п.) не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки (пункт 5 статьи 166 ГК РФ).
По настоящему спору соответствующий способ учета ТКО одобрен непосредственно региональным оператором, условия договоров на оказание услуг по обращению с ТКО (с учетом приложений к ним) сторонами согласованы, договоры истцом исполнялись.
В этой связи заявление истца о ничтожными данных договоров нарушает принципы добросовестности (статья 10 ГК РФ) и баланса интересов сторон, поскольку поведение истца после заключения договоров путем выставления счетов и актов на согласованную сумму, а также составление акта взаимных расчетов по состоянию на 28.10.2022 давало ответчику основание полагаться на действительность договоров.
При этом, договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 09.01.2020 N 205-01/20, от 01.01.2021 N 209-02/21 между сторонами подписаны без каких-либо разногласий.
Ссылка истца на то, что ответчик не признавал заключение договора N 205-01/20 от 09.01.2020, является несостоятельной, учитывая подписание им актов оказанных услуг за весь период действия данного договора с 01.10.2020 по 31.12.2020 без возражений.
По приведенным основаниям доводы апелляционной жалобы признаются обоснованными.
С учетом изложенного, решение подлежит изменению с вынесением нового судебного акта о частичном удовлетворении иска.
Расходы сторон по оплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 30.06.2022 по делу N А04-2323/2022 изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ромненский тепловик" в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТрансЭкоСервис" долг - 293 308,47 руб., неустойку - 23 583,50 руб., расходы по оплате государственной пошлины по иску - 5 652,05 руб.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ТрансЭкоСервис" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ромненский тепловик" расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе - 3 000 руб.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ТрансЭкоСервис" из федерального бюджета государственную пошлину - 200 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 20.05.2022 N 566.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2323/2022
Истец: ООО "ТрансЭкоСервис"
Ответчик: ООО "Ромненский тепловик"
Третье лицо: Шестой арбитражный апелляционный суд(2323/22-1,2т;3004/22-1т;5027/21-1,3т)