г. Красноярск |
|
04 марта 2024 г. |
Дело N А33-14298/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "04" марта 2024 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хабибулиной Ю.В.,
судей: Инхиреевой М.Н., Яковенко И.В.,
при ведении протокола судебного заседания Лизан Т.Е.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Ткаченко Н.И., представителя по доверенности от 10.11.2023 N КРАС-103/Д, диплом,
от общества с ограниченной ответственностью "Восточносибирская металлургическая компания": Обеднина В.К., представителя по доверенности от 20.09.2019, диплом; Пушкаревой А.Е., представителя по доверенности от 01.01.2024,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "31" августа 2023 года по делу N А33-14298/2023,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, далее - истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Восточносибирская металлургическая компания" (ИНН 2460041842, ОГРН 1042401785975, далее - ответчик, ООО "ВСМК") о взыскании штрафа в размере 830 560 рублей, расходов по пересылке претензии в размере 81 рубль 60 копеек.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 31.08.2023 в удовлетворении иска и заявления о взыскании почтовых расходов отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворить исковые требования в полном объем.
В апелляционной жалобе истец указывает на то, что внесение ответчиком недостоверных сведений о грузе (несоответствие размещения груза ТУ) повлекло отправление груза с созданием угрозы безопасности движения и привело к возникновению обстоятельств, влияющих на эксплуатацию железнодорожного транспорта. Перевозчиком по результатам проверки проведен отцеп спорного вагона и разравнивание погрузки. В данном случае, соблюдение требований Устава, ТУ и ГОСТ 22235-2010 по размещению и креплению грузов в вагонах возложено на грузоотправителей. Следовательно, выявление перевозчиком превышения допустимой разницы в нагрузке тележек вагона означает, что груз размещен грузоотправителем с нарушением ТУ, а сведения в графе 33 транспортной железнодорожной накладной "Груз размещён и закреплен согласно" искажены, что является основанием для начисления штрафа в соответствии со статьёй 98 Устава.
От ответчика в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать в полном объеме.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.10.2023 апелляционная жалоба оставлена без движения.
09.11.2023 апелляционная жалоба принята к производству, поскольку заявителем были устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения, судебное заседание назначено на 06.12.2023.
В соответствии со статьёй 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание отложено на 23.01.2024, 27.02.2024.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 09.11.2023, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) 10.11.2023 12:42:32 МСК.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.02.2024 в составе суда произведена замена судьи Радзиховской В.В. на судью Инхирееву М.Н.
В судебном заседании представитель истца поддержал требования апелляционной жалобы.
Представитель ответчика отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном суду апелляционной инстанции отзыве. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
На станции Базаиха КРС железной дороги от грузоотправителя ООО "Восточносибирская металлургическая компания" (ответчик) принят к перевозке вагон N 56024334 назначением на станцию Первоуральск Сверд. ж.д. по железнодорожной накладной ЭТ274706. В транспортной железнодорожной накладной значится груз "Лом черных металлов", масса брутто вагона N 56024334 указана 81 950 кг, масса нетто 58 650 кг, грузоподъемность вагона 70 тонн.
В соответствии с информацией, содержащейся в транспортной ж.д. накладной ЭТ274706, груз размещен и закреплен согласно ТУ ЦМ-943 главы 1 р. 1-9, гл. 3 п. 17.1, 1.5, погрузка груза в вагон осуществлялась средствами грузоотправителя.
На станции Красноярск-Восточный КРС произведена контрольная перевеска вагона, в результате которой выявлено: вес брутто восточной тележки 46 650 кг, вес брутто западной тележки 36 200 кг. При расчете разница загрузки по тележкам вагона составляет 10 450 кг, что, по мнению истца, является нарушением ГОСТа 22235-2010 раз.4 п. 4,1,8 (разница нагрузки на тележку вагона не должна превышать более 10 тонн), вагон угрожает безопасности движения.
Составлены акт общей формы от 30.05.2022 и коммерческий акт КРС2201070/154 от 30.05.2022.
В присутствии представителя грузоотправителя Кирьянова А.А., 31.05.2022 коммерческая неисправность вагона устранена, составлен акт общей формы от 31.05.2022 N 1/154.
В адрес ООО "Восточносибирская металлургическая компания" была направлена претензия N 16/189 от 14.07.2022 о добровольной оплате штрафа. Однако до настоящего момента штраф не оплачен.
Заявляя требование, истец указал, что ответчиком допущено искажение в железнодорожной накладной сведений о размещении груза в вагоне, что в соответствии со статьей 98 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18 - ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации) является основанием для взыскания штрафа. Тариф за перевозку составил 166 112 рублей, сумма штрафа, подлежащая взысканию - 830 560 рублей.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что коммерческая неисправность (разность загрузок тележек) по смыслу статьи 98 УЖТ РФ не может являться основанием для привлечения грузоотправителя к ответственности за искажение сведений в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах; не подтверждения факта недобросовестного поведения ответчика - грузоотправителя в части исполнения своих обязательств при отправке груза в спорном вагоне.
В силу частей 1, 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в их взаимной связи и совокупности.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства суд по имеющимся и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, что предполагает право апелляционного суда на переоценку доказательств по делу.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Так, при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции не было принято (установлено) во внимание следующего.
В силу статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (пункт 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 23 УЖТ РФ погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, контейнеры осуществляется исходя из технических норм их погрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретам.
В силу статьи 25 УЖТ РФ при перевозке грузов железнодорожным транспортом оформляется перевозочный документ - транспортная железнодорожная накладная, которая подтверждает заключение договора перевозки. Обязанность представить на каждую отправку груза составленной в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортной железнодорожной накладной лежит на грузоотправителе.
Перевозчик имеет право проверять достоверность сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных.
За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 настоящего Устава (статья 27 УЖТ РФ).
В соответствии со статьей 26 УЖТ РФ при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов - также количество грузовых мест.
На основании статьи 27 УЖТ РФ перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных.
Таким образом, суд апелляционной инстанции отмечает, что факт принятия груза к перевозке обществом ОАО "РЖД" не освобождает ООО "ВСМК" от ответственности за искажение сведений в накладной, так как они вносятся именно грузоотправителем.
В соответствии со статьей 98 УЖТ РФ за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 28 Постановления от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснил, что при возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного с взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного статьей 98 УЖТ РФ, арбитражным судам следует иметь в виду, что штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, их свойствах, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий.
Указанный штраф подлежит взысканию независимо от того, понес ли перевозчик какие-либо убытки.
При обнаружении перечисленных в статье 98 УЖТ РФ обстоятельств перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа. Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств: несоответствие наименования, массы, количества мест груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе (статья 119 УЖТ РФ).
Требования, предъявляемые к подготовке груза для перевозки с целью обеспечения безопасности движения и сохранности груза, вагонов и контейнеров установлены Техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденными Министерством путей сообщения Российской Федерации от 27.05.2003 N ЦМ-943 (далее - Технические условия).
Пунктом 5.1 Технических условий предусмотрено, что предъявляемый к перевозке груз должен быть подготовлен к перевозке таким образом, чтобы в процессе перевозки были обеспечены безопасность движения поездов и сохранность перевозимого груза. С этой целью грузоотправителем должны быть обеспечены: прочность узлов и деталей груза, предназначенных для установки средств крепления. При необходимости груз должен быть оборудован приспособлениями для его крепления; надежное закрепление груза внутри упаковки; подготовка автотракторной техники и сельскохозяйственных машин к перевозке в порядке, установленном соответствующими правилами перевозок железнодорожным транспортом; перед погрузкой грузов, содержащих мелкие фракции, дополнительные меры по уплотнению зазоров кузова вагона; поверхность груза после погрузки на открытый подвижной состав должна быть разровнена, а при необходимости и уплотнена.
В пункте 5.2 Технических условий также предусмотрено, что в целях обеспечения сохранности вагонного парка грузоотправители и грузополучатели должны соблюдать требования ГОСТ 22235.
В пункте 5.2 Технических условий также предусмотрено, что в целях обеспечения сохранности вагонного парка грузоотправители и грузополучатели должны соблюдать требования ГОСТ 22235.
В пункте 4.1.8 ГОСТ 22235 установлено, что при необходимости смещения общего центра тяжести груза в вагоне относительно продольной или (и) поперечной плоскости симметрии вагона значение смещения не должно превышать значения, установленного нормативными документами, действующими на территории государства, принявшего стандарт для четырехосных вагонов разница в нагрузке тележек не должна превышать 10 тонн.
Учитывая положения статьи 27 УЖТ РФ, истец как перевозчик воспользовался своим правом на проверку достоверности массы груза.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В данном случае, истолковав вышеуказанные нормы права применительно к рассматриваемому спору, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных в материалы дела доказательств, в том числе железнодорожную транспортную накладную N ЭТ274706, акты общей формы N89020-4-01/3025, N1/148, N 1/154 коммерческий акт N КРС2201070/154, учитывая результаты контрольной перевески вагона N 56024334, согласно которым разница загрузки по тележкам вагона составила 10 450 кг (46 650 кг - 36 200 кг), что превышает допустимую норму, установленную пунктом 4.1.8 ГОСТ 22235-2010, суд апелляционной инстанции, установив факт перегруза вагона сверх его грузоподъемности, приходит к выводу о возникновении у ответчика обязанности по уплате штрафа.
Нарушение требований пункта 4.1.8 ГОСТ 22235-2010 является обстоятельством, влияющим на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта. Неравномерное размещение груза в вагоне может вызвать техническую неисправность вагона, что впоследствии может привести к транспортным происшествиям (сход железнодорожного подвижного состава, крушение, авария).
Из вышеуказанного следует ошибочность вывода суда первой инстанции об отсутствии основания для применения к ответчику ответственности по статье 98 УЖТ РФ, поскольку истцом заявлены требования о взыскании штрафа за возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, выразившиеся в нарушении ответчиком требований пункта 4.1.8 ГОСТ 22235-2010, что привело к возникновению обстоятельств, влияющих на безопасность движения.
Положения статьи 98 УЖТ РФ дают возможность привлечь грузоотправителя к ответственности при искажении им в транспортной накладной сведений о грузе (наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах), в результате чего у перевозчика возникли определенные неблагоприятные последствия: снижение стоимости перевозки, возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов. Соответственно, штраф подлежит взысканию при доказанности, что возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, у перевозчика связано исключительно с недостоверными сведениями грузоотправителя о грузе.
Таким образом, учитывая, что ответчиком, осуществившим своими силами погрузку груза в вагон, было допущено искажение сведений в транспортных железнодорожных накладных о грузе, повлекшее за собой неправильное размещение груза при погрузке и возникновение разницы нагрузки по тележкам вагона, превышающее допустимый предел, что привело к возможности возникновения обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для взыскания штрафа в размере пятикратной платы за перевозку груза.
Проверив произведенный истцом расчет, суд апелляционной инстанции признает его верным, в данном случае с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф за искажение сведений о грузе в сумме 830 560 рублей, а также расходы по пересылке претензии в размере 81 рубля 60 копеек (подтверждается квитанцией N 126410333 о приеме почтовых отправлений по безналичному расчету от 18.07.2022, списком N78 (Партия 4491) внутренних почтовых отправлений от 15.07.2022).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены определения арбитражного суда первой инстанции является неправильное применение судом норм материального права.
При указанных выше обстоятельствах Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения арбитражного суда и принятии нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
Учитывая результат рассмотрения настоящего спора, судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления и рассмотрение апелляционной жалобы в размере 22 611 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу истца на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "31" августа 2023 года по делу N А33-14298/2023 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Исковое заявление открытого акционерного общества "Российские железные дороги" удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Восточносибирская металлургическая компания" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" штраф в размере 830 560 рублей, расходы по пересылке претензии в размере 81 рубля 60 копеек.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Восточносибирская металлургическая компания" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления и рассмотрение апелляционной жалобы в размере 22 611 рублей.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.В. Хабибулина |
Судьи |
М.Н. Инхиреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-14298/2023
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ООО "БАЛАНС"
Ответчик: ООО "ВОСТОЧНОСИБИРСКАЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"