город Ростов-на-Дону |
|
22 февраля 2023 г. |
дело N А32-25901/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 февраля 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисника Н.Н.,
судей Илюшина Р.Р., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чекуновой А.Т.,
при участии:
от истца: представитель Бжевский А.С. по доверенности от 01.03.2022,
от ответчика: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2022 по делу N А32-25901/2022
по иску общества с ограниченной ответственностью "Новое телевидение Дивноморска" (ИНН 2304064497, ОГРН 1132304001422)
к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330)
при участии третьего лица: Министерства природных ресурсов Краснодарского края
об одязании заключить дополнительное соглашение к договору,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новое телевидение Дивноморска" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - ответчик, управление) об обязании в течение 10 дней с момента вступления в силу итогового судебного акта по делу заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, от 23.12.2013 N 90/13 на предложенных истцом условиях.
Исковые требования мотивированы тем, что в связи с разделом предоставленного в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:40:0406041:32 на участки с кадастровыми номерами 23:40:0000000:2751, 23:40:0000000:2752, 23:40:0000000:2753, а также переводом указанных участков и участков с кадастровыми номерами 23:40:0906000:54, 23:40:0904000:250 из категории земель лесного фонда в земли населенных пунктов содержание договора аренды подлежит приведению в соответствии с действительными характеристиками предмета аренды
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2022 суд обязал управление заключить с обществом дополнительное соглашение к договору аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, N 90/13 от 23.12.2013 в приведенной в решении редакции.
Решение мотивировано тем, что с момента изменения категории земель, от имени Российской Федерации осуществление правомочий собственника в отношении арендуемых земельных участков (относящимся к категории земель населенных пунктов) осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Исполнение договора аренды лесного участка N 90/13 от 23.12.2013 без внесения соответствующих изменений относительно уполномоченного собственника государственного органа земельных участков с кадастровыми номерами 23:40:0906000:54, 23:40:0904000:250, 23:40:0000000:2751, 23:40:0000000:2752, 23:40:0000000:2753 и условий договора в части данных участков в соответствии с гражданским и земельным законодательством нарушает права и законные интересы истца в части возможности исполнения обязательств по указанному договору.
При таких обстоятельствах суд счел, что требования истца об обязании МТУ Росимущества заключить дополнительное соглашение являются обоснованными и правомерными.
Из позиции Министерства природных ресурсов Краснодарского края по настоящему делу, представленной в отзыве, суд усмотрел, что третье лицо не заявило возражений в отношении возможности заключения между истцом и ответчиком дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка N 90/13 от 23.12.2013.
В ходе рассмотрения дела общество представило редакцию дополнительного соглашения, в отношении которой МТУ Росимущества возражения не представлены.
В бездействиях Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея по заключению дополнительного соглашения с истцом и по представлению в суд в рамках настоящего дела правовой позиции относительно предложенной истцом редакции дополнительного соглашения суд усмотрел халатное отношение Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея к своим обязанностям, возложенным на него Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом).
При отсутствии возражений МТУ Росимущества относительно предложенной обществом редакции и предоставлении обществом аналогичного дополнительного соглашения, заключенного МТУ Росимущества, по которому общество составляло редакцию дополнительного соглашения по настоящему делу, исковые требования в части обязания заключить дополнительное соглашение к спорному договору аренды в редакции общества признаны судом правомерными.
Однако суд счел необходимым изменить предложенную истцом редакцию дополнительного соглашения в части пункта 3.2 раздела 3, а именно в части даты, с которой установлен размер арендной платы.
Так, согласно редакции истца, последний предлагает установить размер ежегодной арендной платы в отношении участков с кадастровыми номерами: 23:40:0906000:54, 23:40:0904000:250, 23:40:0000000:2751, 23:40:0000000:2752, 23:40:0000000:2753 - 28.09.2018.
В ходе рассмотрения дела представитель истца пояснил, что общество посчитало возможным установить крайнюю дату перевода земельных участков в категорию населенных пунктов.
Между тем, в соответствии с действовавшим на момент перевода спорных земельных участков законодательством, перевод земель или земельных участков из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения изменений о таком переводе в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Размер ежегодной арендной платы подлежит установлению для земельного участка с кадастровым номером 23:40:0904000:250 с 05.04.2018, для земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:2751 с 27.09.2018, для земельных участков с кадастровыми номерами: 23:40:0906000:54, 23:40:0000000:2752, 23:40:0000000:2753 с 28.09.2018.
Суд счел необходимым установить срок, в течение которого МТУ Росимущества надлежит заключить дополнительное соглашение - в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, в исковых требованиях отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что действующее законодательство не предусматривает обязанности собственника - Российской Федерации в случаях изменения существенных условий договора аренды земельного участка либо лица, уполномоченного на распоряжение ее имуществом, вносить соответствующие изменения в императивном порядке в заключенные соглашения.
Договор аренды, заключенный между ООО "Новое телевидение Дивноморска" и Министерством природных ресурсов Краснодарского края, также не содержит условий, обязывающих собственника имущества вносить изменения в его содержание при изменении предмета или уполномоченных на распоряжение имуществом лиц. Более того, данный договор содержит указание о праве арендодателя на досрочное его расторжение в случае перевода земель лесного фонда в земли иных категорий.
Заявитель жалобы указывает, что ответчик, как лицо, уполномоченное по распоряжению земельным участком, не согласно на внесение каких-либо изменений в спорный договор аренды либо заключение дополнительных соглашений, законом и договором на собственника имущества не возложено обязанностей по внесению изменений арендодателя и предмета договора.
Соответственно, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу истец апелляционную жалобу не признал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Суд рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ответчика, третьего лица.
В судебном заседании представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Министерством природных ресурсов Краснодарского края (арендодатель) и ООО "Новое телевидение Дивноморска" (арендатор) заключен договор аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности от 23.12.2013 N 90/13.
Предметом указанного договора являются лесные участки в составе земель лесного фонда, общей площадью 2,12 га, расположенные в Геленджиком лесничестве, в Кабардинском и Архипо-Осиповском участковых лесничествах, имеющие следующие номера учетных записей в государственном лесном реестре:
Местоположение участков |
Площадь, (га) |
Номера учетной записи в государственном лесном реестре |
|
Архипо-Осиповское участковое лесничество | |||
квартал 9 Б часть выдела 17 |
0,45 |
23-05-01-13-01704 |
|
квартал 7Б часть выдела 3 |
0,54 |
23-05-01-13-01703 |
|
квартал 7Б часть выдела 2 |
0,2 |
23-05-01-13-01700 |
|
квартал 7Б часть выдела 2 |
0,55 |
23-05-01-13-01701 |
|
Кабардинское участковое лесничество | |||
квартал 16Л часть выдела 2 |
0,1 |
23-05-01-13-01706 |
|
квартал 43 А часть выдела 1 |
0,1 |
23-05-01-13-01702 |
|
квартал 54А части выделов 22,23 |
0,18 |
23-05-01-13-01702 |
23.12.2013 указанные лесные участки поставлены на государственный кадастровый учет с присвоением следующих кадастровых номеров:
Местоположение участков |
Площадь, (га) |
Номера учетной записи в государственном лесном реестре |
Кадастровый номер |
Архипо-Осиповское участковое лесничество | |||
квартал 9Б часть выдела 17 |
0,45 |
23-05-01-13-01704 |
23:40:0906000:54 |
квартал 7Б часть выдела 3 |
0,54 |
23-05-01-13-01703 |
23:40:0904000:250 |
квартал 7Б часть выдела 2 |
0,2 |
23-05-01-13-01700 |
23:40:0507001:182 |
квартал 7Б часть выдела 2 |
0,55 |
23-05-01-13-01701 |
23:40:0507001:181 |
Кабардинское участковое лесничество | |||
квартал 16А часть выдела 2 |
0,1 |
23-05-01-13-01706 |
23:40:0301000:235 |
квартал 43 А часть выдела 1 |
0,1 |
23-05-01-13-01702 |
23:40:0305000:709 |
квартал 54А части выделов 22,23 |
0,18 |
23-05-01-13-01702 |
23:40:0406041:32 |
В связи с постановкой указанных участков на государственный кадастровый учет и присвоением кадастровых номеров, между сторонами договора аренды заключено дополнительное соглашение от 08.07.2015, дополняющее договор аренды кадастровыми номерами участков.
В последующем, из земельного участка с кадастровым номером 23:40:0406041:32 образованы участки с кадастровыми номерами: 23:40:0000000:2751, 23:40:0000000:2752, 23:40:0000000:2753.
Данные участки поставлены на государственный кадастровый учет 24.03.2014.
Истец указывает, что после раздела участка с кадастровым номером 23:40:0406041:32 на участки с кадастровыми номерами: 23:40:0000000:2751, 23:40:0000000:2752, 23:40:0000000:2753 соответствующие изменения в договор аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, N 90/13 от 23.12.2013 не внесены.
05.04.2018, 27.09.2018 и 28.09.2018 участки с кадастровыми номерами: 23:40:0906000:54, 23:40:0904000:250, 23:40:0000000:2751, 23:40:0000000:2752, 23:40:0000000:2753 включены в границы населенных пунктов.
Согласно сведениям ЕГРН данные земельные участки отнесены к категории населенных пунктов.
В связи с разделом участка и переводом земельных участков с кадастровыми номерами: 23:40:0906000:54, 23:40:0904000:250, 23:40:0000000:2751, 23:40:0000000:2752, 23:40:0000000:2753 из категории земель лесного фонда в земли населенных пунктов ООО "Новое телевидение Дивноморска" направило в адрес МТУ Росимущества обращение N 30683 28.12.2018 о заключении дополнительного соглашения к договору аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности, N 90/13 от 23.12.2013 в отношении данных участков.
На основании указанного обращения общества МТУ Росимущества обратилось в Министерство природных ресурсов Краснодарского края с письмом N 08/998 от 24.01.2019, в котором просило министерство осуществить передачу оригинала договора аренды от 23.12.2013 N 90/13.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края письмом N 202-06.3-08-5811 от 27.02.2019 передало МТУ Росимущества по акту приема-передачи заверенные копии договора аренды N 90/13 от 23.12.2013, также в данном письме министерство просило представить копию дополнительного соглашения заключенного между МТУ Росимущество и ООО "Новое телевидение Дивноморска" с целью прекращения начисления арендной платы за участки, включенные в земли населенных пунктов.
Общество направило в адрес МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея проект дополнительного соглашения к договору аренды лесных участков, находящихся в государственной собственности N 90/13 от 23.12.2013 для его подписания.
МТУ Росимущества письмом от 23.03.2022 N 23-АА-09/5872 указало, что в настоящее время МТУ Росимущества с Министерством природных ресурсов Краснодарского края проводятся мероприятия по сверке переданных по актам приема-передачи лесных участков в связи с их переводом из земель лесного фонда в земли населенных пунктов. После проведения данных мероприятий МТУ Росимущества вернется к рассмотрению обращения общества.
Истец указывает, что уклонение МТУ Росимущества от заключения дополнительного соглашения послужило основанием для обращения общества с исковым заявлением по настоящему делу.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен (пункт 3 статьи 39.7 Земельного кодекса в редакции, действующей с 01.03.2015, пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса). Стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в отношении земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктами 6 и 8 этого пункта.
Согласно пункту 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В силу статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1 статьи 125 и пункт 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При перераспределении Российской Федерацией между своими органами государственных функций и полномочий по распоряжению находящимися в ее собственности земельными участками возникшие с ее участием гражданские правоотношения не прекращаются и не изменяются. Смена представителя публичного собственника земельного участка происходит на основании закона (статья 617 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 23, 24 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой") и имеются основания для внесения изменений в договор аренды в части сведений об арендодателе (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2018 N 307-КГ17-23029, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.02.2023 по делу NА32-47579/2021).
На момент разрешения спора по настоящему делу полномочиями представлять интересы Российской Федерации как арендодателя по договору от 23.12.2013 N 90/13 наделено управление, что заявителем жалобы не оспаривается.
Общество в целях досудебного урегулирования спора направило управлению для подписания дополнительное соглашение к договору, однако управления от подписания дополнительного соглашения уклонилось.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии обязанности по заключению дополнительного соглашения апелляционным судом отклоняется.
В соответствии с вышеприведенными нормами земельного и гражданского законодательства, а также правовыми позициями судов вышестоящих инстанций, основания для заключения дополнительного соглашения имеется как в связи с разделом участка, так и смены представителя публичного собственника земельного участка.
Возражений относительно отдельных положений утвержденного текста дополнительного соглашения в апелляционной жалобе не приведено.
Апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права. Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2022 по делу N А32-25901/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25901/2022
Истец: ООО НОВОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ДИВНОМОРСКА
Ответчик: Межрегиональное территориальное агентство по управлению гос. имуществом в КК и Респ. Адыгея, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ И РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ
Третье лицо: Министерство природных ресурсов, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ