город Ростов-на-Дону |
|
21 февраля 2023 г. |
дело N А53-35773/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 февраля 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Мисника Н.Н., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петросьян Н.В,
при участии:
от истца: Лукьянов А.В. по доверенности от 20.12.2022,
от ответчика: Баланова Е.Н. по доверенности от 09.12.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восход" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.12.2022 по делу N А53-35773/2022 по иску ФКУ "Северо-Кавказское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" к обществу с ограниченной ответственностью "Восход" о взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Северо-Кавказское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Восход" (далее - ответчик; общество) о взыскании пени и штрафа по государственному контракту от 13.01.2021 N 2023188105242006163030588/524 в размере 1 456 543,61 рублей.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.12.2022 с общества с ограниченной ответственностью "Восход" в пользу Федерального казенного учреждения "Северо-Кавказское окружное управление материально-технического снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации" взыскана неустойка в размере 1 456 543,61 рублей, государственная пошлина в размере 27 565,00 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил отменить решение суда отменить, в исковых требованиях отказать в полном объёме, списать сумму неустойки в полном объёме.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на необходимость применения Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, а именно подпункта "а" пункта 3 Правил, согласно которому списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как следует из материалов дела, ФКУ "СКОУМТС МВД России", выступающее от имени Российской Федерации, и ООО "ВОСХОД" с целью выполнения государственного оборонного заказа по результатам аукциона в электронной форме (изв. N 0358100010020000598 от 10.12.2020), руководствуясь требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заключили государственный контракт от 13.01.2021 N 2023188105242006163030588/524 на поставку мяса замороженного в ассортименте в адреса грузополучателей ФКУ "СКОУМТС МВД России" на сумму 28 500 000 руб.
В соответствии с п. 3.1 контракта товар должен поставляться грузополучателю в срок согласно спецификации (приложение к контракту) по заявкам заказчика. Заказчиком в заявке указывается количество и наименование товара, поставку которого поставщику необходимо осуществить в ходе исполнения контракта, а также срок и место поставки. Заказчик направляет заявку (график поставки) в срок не позднее чем за 10 дней до даты поставки.
Количество поставляемого товара, указанного в заявке определяется заказчиком в соответствии с потребностью находящихся на снабжении подразделений.
В соответствии с п. 3.2 государственного контракта заявки отправляются заказчиком в адрес поставщика посредством факсимильной связи или электронной почтой, указанные в контракте поставщиком.
В соответствии с п. 4.1 государственного контракта днем исполнения поставщиком обязательства по поставке товара в установленный контрактом срок считается дата поступления товара, соответствующего требованиям контракта, на склады грузополучателей в период поставки, установленный в п. 3.1 контракта.
В соответствии с вышеуказанными условиями на электронный адрес ООО "ВОСХОД" направлена заявка (график поставки) от 02.04.2022 N СК/ОПС - 2788 на поставку говядины замороженной (жилованное мясо бескостное) в количестве 10 000 кг в адрес ЮВБХР ФКУ "СКОУМТС МВД России" г. Моздок в период с 11.04.2022 по 12.04.2022, говядины замороженной в четвертинах (на кости) в количестве 6 000 кг в адрес склада ЮВБХР ФКУ "СКОУМТС МВД России" н.п. Ханкала в период с 11.04.2022 по 12.04.2022, говядины замороженной в четвертинах (на кости) в количестве 4 000 кг в адрес склада ЮВБХР ФКУ "СКОУМТС МВД России" г. Каспийск в период с 11.04.2022 по 12.04.2022.
По состоянию на 26.04.2022 ООО "ВОСХОД" обязательство по поставке товара не исполнило.
В связи с нарушением со стороны ООО "ВОСХОД" в соответствии с п. 7.4. государственного контракта заказчиком 14.04.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое вступило в силу 26.04.2022.
В связи с неисполнением обязательств по поставке товара, то есть нарушением контракта в целом (поставка не осуществлена) и просрочкой исполнения обязательств (нарушение срока поставки товара), которая имела место с момента наступления срока поставки до момента расторжения договора, заказчик начислил поставщику пени и штраф исходя из следующего.
Согласно заявке (графику поставки) на поставку продовольствия от 02.04.2022 N СК/ОПС-2788 в период с 11.04.2022 по 12.04.2022 необходимо поставить говядину замороженную (жилованное мясо бескостное) в адрес ЮВБХР ФКУ "СКОУМТС МВД России" г. Моздок в количестве 10 000 кг на сумму 3 805 400 руб. 00 коп.
Говядина замороженная (жилованное мясо бескостное) в адрес ЮВБХР ФКУ "СКОУМТС МВД России" г. Моздок в количестве 10 000 кг на сумму 3 805 400 руб. 00 коп. поставлена не была. Просрочка поставки составила 14 дней (с 13.04.2022 по 26.04.2022).
Согласно заявке (графику поставки) на поставку продовольствия от 02.04.2022 N СК/ОПС-2788, в период с 11.04.2022 по 12.04.2022 необходимо поставить говядину замороженную в четвертинах (на кости) в адрес склада ЮВБХР ФКУ "СКОУМТС МВД России" н.п. Ханкала в количестве 6 000 кг на сумму 1 985 820 руб. 00 коп.
Говядина замороженная в четвертинах (на кости) в адрес склада ЮВБХР ФКУ "СКОУМТС МВД России" н.п. Ханкала в количестве 6 000 кг на сумму 1 985 820 руб. 00 коп. поставлена не была. Просрочка поставки составила 14 дней (с 13.04.2022 по 26.04.2022).
Согласно заявке (графику поставки) на поставку продовольствия от 02.04.2022 N СК/ОПС-2788, в период с 11.04.2022 по 26.04.2022 необходимо поставить говядину замороженную в четвертинах (на кости) в адрес склада ЮВБХР ФКУ "СКОУМТС МВД России" г. Каспийск в количестве 4 000 кг на сумму 1 323 880 руб. 00 коп.
Говядина замороженная в четвертинах (на кости) в адрес склада ЮВБХР ФКУ "СКОУМТС МВД России" г. Каспийск в количестве 4 000 кг на сумму 1 323 880 руб. 00 коп. поставлена не была. Просрочка поставки составила 14 дней (с 13.04.2022 по 26.04.2022).
Расчет пени произведен в соответствии с ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно расчету заказчика, за просрочку исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии с ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и п. п. 6.1, 6.4 контракта, ООО "ВОСХОД" обязано уплатить заказчику пени в размере 31 543 руб. 61 коп.
В соответствии с п. 6.5 государственного контракта в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом (в том числе за недопоставку и не поставку товара; в случае факта поставки товара, не соответствующего требованиям контракта, а также ненадлежащего качества и (или) с нарушением требований НТД, с неправильной маркировкой либо ее отсутствием; за поставку товара ненадлежащего качества, выявленную в период гарантийного срока годности (хранения) товара), заказчик направляет поставщику требование об уплате штрафов. Штрафы начисляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением случаев устранения факта ненадлежащего исполнения обязательств, в соответствии с требованиями п. 4.11. контракта, а также факта просрочки исполнения поставщиком обязательств (сроков поставки), предусмотренных контрактом.
Размер штрафа устанавливается в размере 5% от цены контракта, что составляет 1425 000 руб. 00 коп.
Итого сумма пени и штрафа составила 1456 543 руб. 61 коп.
16.06.2022 ответчику было направлено требование об уплате пени.
Неисполнения требования об уплате пеней и штрафа в добровольном порядке послужило основанием для обращения заказчика в арбитражный суд с иском.
Отношения сторон возникли из государственного контракта и подлежат регулированию нормами Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а также главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 525 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу норм статьи 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Согласно части 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением N 783 утверждены Правила осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил N 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 340 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, которым утверждены Правила N 783; из названия документа исключены фразы "в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах", что означает снятие ограничений во времени для списания неустоек.
Таким образом, на момент рассмотрения спора и вынесения судом первой инстанции обжалуемого решения Правила N 783 распространяли свое действие на списание неустоек независимо от года заключения контракта и его фактического исполнения.
При рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки. Данный правовой подход изложен в пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Так как контракт ответчиком не исполнен, оснований для списания штрафных санкций не имеется.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в рассматриваемом случае фактическое неисполнение обязательства означает неисполнение обществом обязательств по поставке товара в установленный срок; это свидетельствует о нарушении условий контракта (так как поставка не осуществлена), в связи с чем заказчик направил в адрес общества уведомление об односторонним отказе от контракта.
Согласно пункту 36 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, пеня за просрочку исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту подлежит начислению до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения. Одновременно за факт неисполнения государственного (муниципального) контракта, послужившего основанием для одностороннего отказа от договора, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.03.2017 N 302-ЭС16-14360.
Таким образом, отсутствуют основания для освобождения ответчика от гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств по контракту.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана надлежащая оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.12.2022 по делу N А53-35773/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-35773/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО СНАБЖЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Ответчик: ООО "ВОСХОД"